Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Вопрос 75. Прокуратура в Российской Федерации



Прокуратура - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляю­щих от имени Российской Федерации надзор за исполнени­ем действующих на ее территории законов. Она призвана обеспечивать верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемые законом интересы общества и государства.

В этих целях прокуратура осуществляет надзор за ис­полнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительны­ми органами субъектов РФ, органами местного самоуправле­ния, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Прокурорский надзор рас­пространяется на органы управления и руководителей ком­мерческих и некоммерческих организаций, а также на орга­ны, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, и органы и учрежде­ния, исполняющие наказание и применяющие назначаемые су­дом меры принудительного характера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-про­цессуальным законодательством Российской Федерации, ко­ординацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законода­тельством Российской Федерации участвуют в рассмотре­нии дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Кроме того, прокуратура принимает участие в правотворче­ской деятельности.

Принципы организации и деятельности.Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную цен­трализованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоя­щим и Генеральному прокурору РФ. Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных ор­ганов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, обще­ственных объединений и в строгом соответствии с действую­щими на территории Российской Федерации законами.

Закон закрепляет недопустимость вмешательства в осу­ществление прокурорского надзора. Любое воздействие ка­ких бы то ни было органов государственной власти, общест­венных объединений, средств массовой информации, их пред­ставителей, а также должностных лиц на прокурора или сле­дователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

Для того чтобы осуществлять свои функции и задачи, прокуроры вправе участвовать в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, предста­вительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления. Они также могут участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполни­тельными органами субъектов РФ, органами местного само­управления, коммерческими и некоммерческими организа­циями.

Прокурор при установлении в ходе осуществления сво­их полномочий необходимости совершенствования действую­щих нормативных правовых актов вправе вносить в законо­дательные органы и органы, обладающие правом законода­тельной инициативы, соответствующего и нижестоящего уров­ней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов. Такое право делает прокуроров активными участниками пра­вотворческой деятельности.

Прокурорский надзор.Прокуратура осуществляет:

1. Надзор за исполнением законов;

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и граж­данина;

3. Надзор за исполнением законов органами, осуществ­ляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначае­мые судом меры принудительного характера, администра­циями мест содержания задержанных и заключенных подстражу.

1. Предметом надзора является исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представи­тельными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными яйцами, а также соответствие законам издаваемых им пра­вовых актов. При осуществлении надзора органы прокура­туры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения за­кона, требующих принятия мер прокурором.

2. Осуществление надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина состоит в рассмотрении и проверке заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъяснении постра­давшим порядка защиты их прав и свобод, принятии мер по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод че­ловека и гражданина, привлечении к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещении причиненного ущерба.

3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, доз­нание и предварительное следствие преследует цель со­блюдения прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совер­шенных и готовящихся преступлениях, выполнения опера­тивно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также обеспечения законности решений, принимаемых ор­ганами, осуществляющими оперативно-розыскную деятель­ность, дознание и предварительное следствие. Полномочия
прокурора по надзору в этой области устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами. Указания Генерального прокурора РФ по вопросам предварительного следствия и дознания, не
требующим законодательного регулирования, являются обя­зательными для исполнения.

Осуществляя уголовное преследование, органы проку­ратуры проводят расследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством РФ к их компетенции. Прокурор вправе принять к своему про­изводству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления.

4. Предметом надзора за исполнением законов ад­министрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задер­жанных и заключенных под стражу, являются:

законность нахождения лиц в местах содержания задер­жанных, предварительного заключения, исправительно-тру­довых и иных органах и учреждениях, исполняющих на­казание и меры принудительного характера, назначаемые судом; соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного ха­рактера, порядка и условий их содержания;

законность исполнения наказания, не связанного с ли­шением свободы.

При осуществлении надзора прокурор вправе посещать в любое время соответствующие органы и учреждения, оп­рашивать задержанных, заключенных под стражу, осужден­ных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, требовать от администрации создания условий, обеспечиваю­щих права задержанных, заключенных под стражу, осуж­денных и лиц, подвергнутых мерам принудительного харак­тера, отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осуж­денных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карце­ра, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Участие прокурора в рассмотрении дел судами.Эта важнейшая функция прокуроров подробно регламентирует­ся процессуальным законодательством. Осуществляя уголов­ное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.

В соответствии с процессуальным законодательством он вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или го­сударства.

Статус прокурорских работников. Прокурорами и сле­дователями могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качест­вами, способные по состоянию здоровья исполнять возлага­емые на них обязанности. При их назначении на должность может быть установлен испытательный срок продолжитель­ностью до шести месяцев. На должности помощников проку­роров и следователей прокуратур городов и районов, при­равненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по юридической специальности.

Лицо, впервые назначаемое на должность, принимает присягу прокурора (следователя), текст которой установлен Законом. Прокурорам и следователям присваиваются в соот­ветствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы классные чины.

Прокуроры и следователи находятся под особой защи­той государства. Под такой же защитой находятся их близ­кие родственники, а в исключительных случаях также иные лица, на жизнь и здоровье которых совершается посягатель­ство с целью воспрепятствования законной деятельности прокуроров и следователей, а также их имущество.

Закон устанавливает льготное материальное и социаль­ное обеспечение прокурорских работников, они подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета

Органы военной прокуратуры. Организация и обеспе­чение деятельности этих органов имеют особенности. Струк­туру военной прокуратуры составляют Главная военная про­куратура, прокуратуры военных округов, групп войск, фло­тов и др. Органы военной прокуратуры возглавляет замести­тель Генерального прокурора РФ — Главный военный про­курор.

Главный военный прокурор и подчиненные ему проку­роры обладают в пределах своей компетенции полномочия­ми, установленными Законом, и осуществляют их независи­мо от командования и органов военного управления в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации. Воен­ные прокуроры также вправе участвовать в заседаниях кол­легий, военных советов, служебных совещаниях органов во­енного управления, назначать вневедомственные ревизии и проверки, требовать обеспечения охраны, содержания и кон­воирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и за­ключенных под стражу, немедленно освобождать из гаупт­вахт, иных мест содержания задержанных и заключенных под стражу лиц, незаконно там находящихся.

На должности военных прокуроров и следователей на­значаются офицеры, проходящие военную службу по кон­тракту или призыву и отвечающие требованиям Федераль­ного закона. По решению Генерального прокурора РФ или с его согласия на должности военных прокуроров и следовате­лей могут быть назначены гражданские лица. Заместитель Генерального прокурора РФ -- Главный военный прокурор назначается на должность сроком на пять лет. Главный во­енный прокурор подчинен и подотчетен Генеральному про­курору РФ.

 

 



Просмотров 643

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!