Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Национальные интересы и национальная политика



По окончании революционных и наполеоновских войн крупнейшие государства Европы придавали исключительно большое значение сохранению легитимного порядка, установ­ленного Венским конгрессом. Поэтому они стремились мир­ным путем решать возникавшие между ними противоречия, о чем, в частности, свидетельствовал Восточный кризис 30—40-х годов. Напомним, что подобная политика согласования пози­ций и взаимных уступок называлась «европейским концертом».

Эта политика обладала очевидными достоинствами. Она способствовала тому, что Европа в течение почти четырех де­сятилетий была избавлена от крупных вооруженных конфлик­тов и международных потрясений. Это позволило европейским странам не только залечить раны, оставленные войнами рево­люционной и наполеоновской эпох, но и накопить силы для мощного рывка вперед в развитии производительных сил. Именно во второй четверти XIX в. во многих из них, вслед за Великобританией, началась промышленная революция. Дли­тельный мир в сочетании с экономическим подъемом благо­творно отразился на всех видах творческой деятельности — науке, литературе, изобразительном искусстве, музыке и т.д.

Тем не менее «европейский концерт» подвергался резкой критике в общественных кругах многих стран. Главным обра­зом потому, что его считали — и вполне заслуженно — одним из символов легитимного порядка, столь нелюбимого либера­лами и демократами. Ведь именно на этот порядок они возла­гали вину за подавление революционных и либеральных дви­жений 20—30-х годов XIX в. во многих странах Европы. Недо­вольство порождало и то, что «европейский концерт» налагал определенные обязательства на его участников, побуждая их к умеренности в своих притязаниях и уступчивости по отноше­нию к требованиям других держав. Общественность была склонна считать эти обязательства невыгодными для своих стран. Нередко в них усматривали даже ущемление суверенных прав государств, в том числе и права самостоятельно проводить свою внешнюю политику.

То, как реагировали общественные круги на «европейский концерт», во многом объяснялось атмосферой подъема патрио­тических настроений, воцарившейся в Европе со времени На-


полеоновских войн. В этих условиях даже обычные в диплома­тической практике компромиссы болезненно воспринимались людьми, у которых было обострено чувство национального самосознания и достоинства. В зависимости от конкретных об­стоятельств их недовольство могло мотивироваться разными причинами. Например, французские либералы и демократы, стоявшие в оппозиции к правительствам Реставрации и Июль­ской монархии, осуждали «европейский концерт» как инстру­мент подчинения Франции реакционной политике Священно­го союза. В России общественные круги воспринимали уступки другим странам как унизительные, тем более для страны, су­мевшей в свое время обратить в бегство «великую армию» На­полеона и сыграть центральную роль на Венском конгрессе.

Но какими бы конкретными обстоятельствами не была мо­тивирована эта критика, она по существу сводилась к выводу о том, что само существование «европейского концерта» и леги-тимного порядка противоречило национальным интересам от­дельных государств.

Во второй четверти XIX в. вопрос о национальных интере­сах активно обсуждался в общественных и политических кругах европейских стран. Он являлся одной из излюбленных тем га-зетно-журнальной полемики, салонных разговоров, споров в демократических клубах. Эта дискуссия отражала большой раз­нобой в истолковании национальных интересов. Иначе и вряд ли могло бы случиться в обществе, разделенном глубокими по­литико-идеологическими противоречиями. Вместе с тем дис­куссия выявила достаточно четкое понимание того, что нацио­нальные интересы — это особая реальность, не совпадающая, а в чем-то даже расходящаяся с существующими династически­ми, конфессиональными и прочими интересами, включая и «государственный интерес» абсолютных монархий.

Понятие «национальные интересы», как видно из его назва­ния, является производным от теории национального сувере­нитета, которую еще в XVII—XVIII вв. выдвинули европейские просветители. Согласно этой теории, носителем высшей власти (суверенитета) в государстве является нация, т.е. сами гражда­не. Отсюда их право не только участвовать в управлении госу­дарством, но и решать коренные вопросы его устройства, дото­ле считавшиеся прерогативой монархов и церкви, включая форму правления, границы, характер отношений с другими го­сударствами и пр. Руководствуясь этой теорией, еще в XVIII в. американские колонисты образовали США, а французские ре­волюционеры — не только осуществили глубокие преобразова­ния у себя дома, но и попытались распространить новые уч­реждения на другие страны. С тех пор теория национального суверенитета служила обоснованием права граждан самим ре-


шать, что хорошо и что плохо для государства. Именно то, чего хотели сами граждане, и получило название национальных ин­тересов.

Критикуя «европейский концерт» и легитимный порядок, общественность была убеждена в том, что оба эти принципа Венской системы отвечали прежде всего династическим инте­ресам монархов. Ведь большинство монархов Европы отказы­вались приобщить граждан к управлению государством, к ре­шению политических вопросов, и стремилось править абсолю­тистскими методами. Даже в таких либеральных монархиях, как Великобритания и Франция, правом участвовать в выборах представительных учреждений обладало незначительное мень­шинство граждан. Поэтому общественные круги требовали от правительств прислушаться к мнению граждан и положить в основу внешней политики национальные интересы.

Борьбу за изменение внешнеполитического курса своих правительств общественность вела под лозунгом национальной политики. Подразумевалась такая внешняя политика государст­ва, которая бы действительно отвечала интересам и запросам если не всех, то во всяком случае большинства его граждан. Разумеется, единодушия относительно конкретного содержа­ния и задач этой политики не наблюдалось не только в мас­штабах Европы, но и внутри отдельных стран. Слишком вели­ки были разногласия по этому вопросу не только среди обще­ственности разных стран, но даже между политическими груп­пировками одной и той же страны. Пожалуй, единственное, что объединяло приверженцев национальной политики, было негативное отношение к Венскому порядку в целом.



Просмотров 507

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!