Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Метапредметные понятия (межпредметные связи, универсальные понятия гуманитарного цикла)



Г.Щекино

Проект открытого урока по истории России

В 10 классе

Тема урока: «Русские земли в XII – XIII вв. Феодальная раздробленность на Руси: причины, характерные черты политического строя отдельных русских земель, итоги и последствия».

Составил: Шишкова А.Р.,

Учитель истории

Учебный год

Технологическая карта урока.

 

1.Курс: история России с древнейших времен до конца 19 века.

2.Класс: 10.

3.Тема урока: «Русские земли в 12-13 веках. Феодальная раздробленность на Руси: причины, характерные черты политического строя отдельных русских земель, итоги и последствия».

4.Продолжительность урока: 40 минут.

5.Цели урока:

5.1 образовательная - закрепить и расширить знания учащихся о причинах феодальной раздробленности на Руси, сформировать у них представление об особенностях политического развития отдельных земель и княжеств в данный период, связать эти особенности с тенденциями генезиса княжеской власти и наметившимися альтернативами политического развития, а также познакомить старшеклассников с историческими оценками как последствий раздробленности, так и самого явления в целом;

5.2 развивающая – продолжить работу по формированию умения анализировать исторические события, находить причинно-следственные связи, умения работать с дополнительными источниками (материалы энциклопедии), извлекать необходимую для решения поставленной проблемы информацию, анализировать её, делать промежуточные и итоговые выводы и заключения, фиксировать полученные данные в виде таблицы; развивать навыки работы с наглядным пособием (исторической картой ); продолжить развитие исследовательских и коммуникативных умений, в том числе умение работать в группе, а также навыков конспектирования учебного материала (создание индивидуального ОК);

5.3 воспитательная – продолжить воспитывать у учащихся чувство патриотизма и позитивного отношения к истории России.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности на уроке.

6.1 Методы – объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый;

6.2 Тип урока – урок изучения нового материала, урок-практикум ;

6.3 Технологии – технология проблемного обучения, технология блочно - модульного обучения, технология развития критического мышления.

План изучения нового материала.

1. Предпосылки феодальной раздробленности Руси (экономические, социально-политические, внешнеполитические).

2.Особенности развития русских земель и княжеств в 12-13 веках (Владимиро-Суздальское княжество, «Господин Великий Новгород», Галицко-Волынское княжество).

3. Итоги и последствия феодальной раздробленности.

Предметные понятия (ключевые термины).

8.1 Архиепископ – высший православный священнослужитель. В древнем Новгороде обладал значительной властью не только в собственно церковных, но и в светских делах (следил за эталонами мер и весов, что было важно для торгового населения города, скреплял международные договоры).

8.2 Вече – народное собрание на Руси 10-14 в.в. Решало основные вопросы управления в Новгороде, Пскове.

8.3 Древнерусская народность – исторически сложившаяся общность людей, возникшая и оформившаяся в период Киевской Руси и феодальной раздробленности домонгольского времени. Характеризуется общностью языка, обычаев, культуры, религии. После татаро-монгольского завоевания нарушилось единство этнической общности и из нее развились три родственные народности : русская (великорусская), белорусская, украинская.

8.4 «Лествичный» порядок престолонаследия – порядок престолонаследия, согласно которому власть должна передаваться старшему в роду.

8.5 Посадник – наместник киевского князя в подвластных ему землях (10-11 в.в.). В Новгородской и Псковской феодальных республиках (12-13 в.в.) – высшая государственная должность, на которую вече избирало знатных бояр.

8.6 Тысяцкий – глава городской администрации в древнем Новгороде (12-13 в.в.). Избирался из небоярского населения, занимался налоговыми делами, вершил торговый суд, вёл дела с иностранными купцами.

8.7 Феодальная (политическая) раздробленность – процесс дробления земель, характеризующийся стремлением феодалов, ведущих вотчинное хозяйство, к независимости от власти великого князя. Хронологические рамки феодальной раздробленности на Руси – 12 – 15 в.в.

Метапредметные понятия (межпредметные связи, универсальные понятия гуманитарного цикла).

9.1 Форма правления - это организация высшей власти государства, компетенция, взаимодействие высших органов государства, степень участия населения в их образовании.

9.2 Монархия - форма правления, при которой власть принадлежит монарху и передаётся им по наследству.

9.3 Республика – форма правления, при которой органы власти являются выборными, соблюдаются права и свободы граждан государства.

Оновные даты.

1097 – Съезд князей в Любече («каждый да держит отчину свою» - первый шаг на пути к раздробленности).

1113 – 1125 – Правление Владимира Мономаха.

1125 – 1132 – Правление Мстислава Великого.

 

1132 – начало отсчета периода феодальной раздробленности на Руси («разодралась земля русская»).

1125 – 1157 – Правление Юрия Долгорукого в Ростово-Суздальской земле (с 1155 – Великий Киевский князь).

1136– восстание в Новгороде. Изгнание Всеволода Мстиславича. Начало республики в Новгороде.

1147 – первое упоминание Москвы в летописи.

1153 – 1187 – Правление Ярослава Осмомысла в Галицком княжестве.

1157 – 1174 – Правление Андрея Боголюбского (усиление власти князя).

1169 – Перенос столицы из Киева во Владимир Андреем Боголюбским (создание Владимиро-Суздальского княжества).

1176 – 1212 – Правление Всеволода Большое Гнездо (политика централизации власти владимирского князя).

1170 – 1205 – Правление Романа Мстиславича (объединение Галицкой земли и Волыни).

1221 – 1264 – Правление Даниила Романовича Галицкого.

Основные персоналии.

Владимир Мономах, Мстислав Великий, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Ярослав Осмомысл, Роман Мстиславович, Даниил Романович Галицкий.

Литература к уроку.

12.1 учебная – Н.С.Борисов «История России с древнейших времён до конца 17 века. 10 класс». Издательство «Просвещение», Москва, 2010 год.

12.2 справочная – 1. Энциклопедический словарь. Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты. – М.,2001 год. 2.Энциклопедия для детей. – М., Аванта+,1995-1997г.г. т.5.

12.3 дополнительная – 1. Хрестоматия по истории России/сост. А.С.Орлов. – М.,2001 г. 2. Б.А.Рыбаков «Мир истории. Начальные века русской истории». – М.,1987 г. 3. Древняя Русь//Родина. – 2002. - №11-12.

Оборудование к уроку.

13.1 учебник: Н.С.Борисов «История России с древнейших времен до конца 17 века. 10 класс». Издательство «Просвещение», Москва,2010 год, параграф 5 – 6, страница 56 – 70.

13.2 историческая карта «Русские земли и княжества в 12 – начале 13 в.в.».

13.3 мультимедийная авторская презентация.

13.4 информационные листы для учащихся (см. Приложение).

13.5 распечатанные материалы из энциклопедии (см. Приложение).

Ход урока.

14.1 Организационный момент (1 минута).

14.2 Постановка целей и задач урока. Актуализация опорных знаний учащихся (3 минуты).

14.3 Этап изучения нового материала (28 минут).

14.4 Этап закрепления знаний (5 минут).

14.5 Этап подведения итогов урока (определение домашнего задания, выставление и аргументация отметок) (3 минуты).

Проект урока по истории.


Просмотров 720

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!