Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Пренебрежение и отрицательные контакты



Невнимание родителей к чувствам и потребностям ребенка препятствует его

здоровому развитию. Пренебрежение -- это проявление недостаточного или

отрицательного внимания, которое задевает человека эмоционально или

физически. Ребенок, которым пренебрегают или который получает отрицательные

контакты, получает сообщение: "Ты не о'кей". Человек, которого игнорируют,

дразнят, унижают, над которым смеются, которого ругают или высмеивают,

чувствует, что с ним обращаются как с незначительной личностью. Его

личностью пренебрегают. Пренебрежение всегда содержит скрытое презрение.

Различные формы проявления пренебрежения сосредоточены вокруг решения

проблем. Пренебрежение проявляется, когда: 1) проблема не воспринимается

всерьез (например, мать смотрит телевизор, когда плачет ребенок); 2)

отрицается значительность проблемы (руководитель говорит: "Вы слишком

серьезно относитесь ко всему. Это совсем не обязательно"); 3) отрицается

способность решить проблему ("Ничего ты не сможешь сделать со своим

своенравным мужем") или 4) человек сам отрицает свою способность решить

проблему ("Я ничем не могу помочь, когда я раздражен. И это не моя вина")

(6).

Когда жена прямо спрашивает мужа: "Милый, во сколько ты придешь домой

обедать?", а он витиевато отвечает: "Я приду домой, когда ты увидишь меня на

пороге", то она испытывает пренебрежение к себе. Ее значительность принижена

скрытым сообщением: "Ты не важная персона". Эта ядовитая трансакция, видимо,

причинит ей боль.

Переживание пренебрежения всегда болезненно. Между родителями и

ребенком оно приводит к патологии личности -- развитию Проигрывающих. Между

взрослыми -- к негативным человеческим отношениям, дает пищу деструктивному

или "никуда не ведущему" жизненному сценарию.

Как мы видели на примере Сюзан, игнорирование -- это губительный путь

выказывания пренебрежения маленькому ребенку. Случай с Эрлом представляет

нечто подобное. Его родители уклонялись от попыток Эрла общаться с ними,

проявляли полное безразличие к повседневной жизни сына. Однажды, отчаявшись

каким-либо способом прямо поговорить с родителями, он пробил бейсбольной

битой дыру в стене спальной и ожидал их реакцию. Никакой реакции не

последовало, родители просто игнорировали его действия. На следующий день он

услышал, как мать сказала отцу: "Эрл, наверное, упал на стену. В ней дыра".

Повторяющиеся случаи невнимания родителей так расстроили мальчика, что у

него развился психоз.

Негативное влияние недостатка в контактах может сохраниться и во

взрослой жизни.

Иллюстрирующий пример

Говард был единственным ребенком в семье. Когда он родился, его матери

было сорок один, а отцу пятьдесят восемь лет. В их огромном доме, удаленном

от соседей и расположенном на территории площадью около двух акров,

насчитывалось четырнадцать комнат. Говард описывал своих родителей как

холодных и отчужденных людей. Хотя они и общались с ним, когда это было

совершенно необходимо, но никогда не проявляли своих чувств, никогда не

обнимали его. Будучи уже взрослым, Говард также занял позицию уклонения и не

контактировал со своей женой и ребенком. Он давал рационалистическое

объяснение своей холодности, заявляя, как и его отец: "Внешнее проявление

чувств -- это признак дурного тона" и "Не целуй меня при детях, Алиса, это

неприлично. Не говорю уже о том, что они могут подумать!" Хотя Говард

работал учителем, он утверждал, что неуютно чувствует себя с людьми, и

старался избегать их, как мог. Он отказывался встречаться вне класса со

студентами и родителями, не посещал факультативных занятий и говорил, что "у

него нет возможности где-либо бывать".

То, что Говард не получил достаточных контактов в детстве,

способствовало его непродуктивному жизненному сценарию. Он не мог

контактировать с людьми до тех пор, пока не открыл для себя, как давать и

получать контакты. Обучение этому улучшило его семейную жизнь и обстановку

на работе.

Родители ограничивают контакты с детьми или неудачно контактируют с

ними по многим причинам. Чаще всего это происходит потому, что в детстве они

сами недополучили контактов и были приучены "сохранять дистанцию".

Одни родители отстраняются от детей, стараются держаться подальше от

них, потому что боятся в состоянии сильного раздражения потерять над собой

контроль и проявить жестокость по отношению к ним. Как рассказал один отец:

"Я боюсь, что могу убить дочь, если только прикоснусь к ней. Однажды, когда

мой отец был взбешен, он выкинул мою сестру в окно. Она повредила себе

голову и на всю жизнь осталась инвалидом".

Другие родители избегают своих детей потому, что не желают брать на

себя ответственность, которая сопутствует их появлению. Исследования

показывают, что в США каждый год рождается семьсот тысяч нежелательных детей

(7). Многие из этих детей так никогда и не признаются своими родителями и

живут в обстановке враждебности и отверженности.

Одна мать так описывает характер своего эмоционального отношения к

сыну. Ее шестилетнего сына Дибса считали шизофреником, страдающим задержкой

психического развития, хотя он имел коэффициент интеллектуальности 168:



Просмотров 675

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!