Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Неполное состояние Я Родителя



Если ребенок теряет одного из родителей, например из-за его смерти или

ухода из семьи, и не получает замещающего родителя того же пола, то у него

возникает неполное состояние Я Родителя. Оно будет неполным, так как

содержит пустоту. Неполное состояние Я Родителя может быть также вызвано

длительным физическим или психологическим отсутствием родителя.

Когда один из родителей отсутствует в течение долгого времени, ребенок

может начать фантазировать и создавать воображаемых "идеальных" отца или

мать. Отец Элеоноры Рузвельт, которого она обожала, часто отсутствовал. Тем

не менее в течение пяти лет она воображала себя хозяйкой его домашнего

очага. Она вспоминает этот период своей жизни: "Я удалялась в этот мир, как

только ложилась спать и как только пробуждалась утром, и каждый раз, когда

гуляла или когда кто-нибудь надоедал мне" (9).

Ницше писал: "Если у кого-то нет хорошего отца, он должен создать его".

Ребенок может в своих мечтах "восполнить" отсутствующего или умершего

родителя. Этот воображаемый родитель, как правило, не имеет недостатков,

способен удовлетворить любые потребности, идеален во всех отношениях.

Впоследствии воображаемый образ легко спутать с реальным. Личность, которая

носит в себе такой идеальный образ отсутствующего родителя, может так

никогда и не найти человека, который соответствовал бы этому образу.

Исследуя американских юношей из средних классов, Бронфенбреннер

обнаружил, что дети, родители которых отсутствовали длительные периоды

времени, по сравнению с другими детьми имели значительно более низкие

показатели по шкале ответственности и лидерства (10). После обзора

нескольких перекрестных обследований этой возрастной группы Бронфенбреннер

пришел к выводу, что на детей, особенно на мальчиков, значительно влияет

отсутствие отца. Таким детям, вероятно, присущи недостаток честолюбия,

стремление к немедленному удовлетворению желаний, чувство не о'кей,

подражание своей группе сверстников к склонность к правонарушениям

(11).(См.: У.Бронфенбреннер. Два мира детства. М., "Прогресс", 1976. --

Прим. ред.)

Следующая зарисовка из романа "Хозяйка Бридж" описывает тип

отсутствующего отца, который знаком многим современным детям:

Ее муж был настолько же проницательным, насколько и энергичным, он

хотел так много для своей семьи, что приходил на работу, когда большинство

мужчин еще спало, и часто оставался работать до поздней ночи. Он работал

полный день в субботу и часть дня в воскресенье, а праздники были для него

не чем иным, как досадной неприятностью. Короче говоря,' Уолтер Бридж был

мужчиной, который держал в руках обстоятельства.

У него не хватало времени на семью. Неудивительно было и то, что

проходила целая неделя, а никто из детей так и не видел отца. В воскресное

утро дети приходили на кухню, где он завтракал перед работой. Уолтер вежливо

приветствовал их, а дети почтительно и грустно отвечали ему; они очень

скучали без отца. Чувствуя это, он удваивал свои усилия на работе для того,

чтобы дать своим детям все, что они захотят (12).

Неполное состояние Я Родителя часто приводит к появлению некоторых

особенностей в поведении. Например, одни люди в своем состоянии Ребенка

могут непрерывно искать "потерянного" родителя в других взрослых, таких, как

супруг, начальник, президент, друг, или даже в своих собственных детях.

Другие, наоборот, вместо поиска того, кто заменит родителя, могут отвергать

любого, кто отнесется к ним покровительственно. И в том, и в другом случае

люди просто стараются избежать ответственности и оправдать себя за неудачное

поведение. В дальнейшей жизни они могут играть в игру "Калека": "Что Вы

хотите от меня? Когда мой отец умер, мне было пять лет!"

Люди с неполным состоянием Я Родителя не могут объективно оценить

других людей того же пола, что и "потерянный" родитель, они могут

недооценить их, не доверять им или даже чувствовать враждебность по

отношению к ним.

 

Иллюстрирующий пример

Когда Кейт был один год, ее отец и мать погибли в автомобильной

катастрофе, и ребенка стала воспитывать бабушка. Хотя у Кейт всегда были

друзья в школе и бабушка хорошо о ней заботилась, девочка чувствовала

отсутствие родителей, особенно отца. Когда Кейт сама стала матерью, она

взяла на себя всю ответственность за детей. Она всегда спорила с мужем, если

он пытался советовать или приказывать детям, и восклицала: "Дети -- это

забота женщин. Ты занимайся своим делом и дай мне заниматься моим".

Личность с неполным состоянием Я Родителя может оказаться неполноценным

"родителем" для других.

Иллюстрирующий пример

Карл был самым младшим в своей большой семье. Его отец умер, когда ему

было четыре года. Повзрослев, .он стал компетентным работником и

самостоятельным человеком, но временами страдал от депрессии.

"Я плачу каждый раз, когда говорю о своем детстве, и каждый год

погружаюсь на недели в глубокую депрессию перед наступлением 4 июля. Это был

день смерти отца, день, когда я оказался на дне жизни! Я помню, как меня

чуть не раздавили между катафалком и другим автомобилем, и хорошо помню

глухой стук комьев грязи, шлепающихся на гроб. С тех пор я стал чувствовать

неустойчивость своей жизни.

После этого я с мамой переехал жить к бабушке в город, где у меня было

множество дядей. Я очень надеялся, что они примут меня как еще одного члена

их семьи, но они никогда по-настоящему не замечали меня, только гладили меня

по голове и давали пятицентовики.

Теперь я очень волнуюсь за моих детей. Должно быть, со мной что-то не в

порядке. Я не могу объяснить что. Я хочу, но совершенно не представляю, как

быть хорошим отцом".

Люди с неполным состоянием Я Родителя не только Переживают сложности в

воспитании детей, но так же трудно проявляют сочувствие к другим взрослым:

Муж может не знать, как успокоить свою расстроенную жену.

Жена может не знать, как выразить сочувствие своему мужу, когда его

уволили с работы. I

Начальник может быть безразличным к личным проблемам подчиненных.

В этих случаях люди нуждаются в обучении соответствующим родительским

образцам поведения путем повышения их педагогического мастерства. Они могут

не только читать книги и посещать лекции, а также наблюдать и подражать

другим, которые обладают лучшими родительскими способностями. В дальнейшем

они смогут сознательно сосредоточивать свое внимание на потребностях других

и пытаться ответить на их потребности соответствующим образом. Хорошими

родителями не становятся автоматически -- этому необходимо учиться.



Просмотров 476

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!