![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Бог,доступный нашему пониманию как мы Его понимаем
Прежде чем мы углубимся в процесс препоручения нашей воли и нашей жизни заботе Бога,доступного нашему пониманию, мы должны потрудиться преодолетькак мы Его понимаем, нам необходимо потрудиться, чтобы преодолеть любые негативные убеждения или предрассудки, которые мы можем связывать со словом “Бог”.
Наш ОсновнойБазовый Текст предлагает нам самим решить, что мы будем понимать под нашей Высшей Силой, которая любит нас и заботится о нас и которая гораздо сильнее нас. Эти простые директивы могут заключать в себе столько толкований Бога, сколько есть наркоманов в нашем товариществеСообществе. Они не исключают ни одного толкования. Если в нашем понимании слово “Бог” означает силу программы, то эти директивы уместныэто вполне приемлемо. Если мы под словом “Бог” понимаем духовные принципы программы, тоэти директивы это тоже уместныуместно. Если под словом “Бог” мы подразумеваем чью-то личную силу или наш контакт с ней, то и тут эти директивы уместныэто подходит.Это Вполне естественно, что мы начинаем исследовать и развивать свое понимание. И в этом процессе помощь спонсора может оказаться неоценимой.
Очень важно уяснить для себя, чем именно является для нас Высшая Сила, но еще важнее установить контакт с тем, что мы понимаем поднашей этой Силой. Мы можем по-разному делать это. Во-первых, нам надо как-то связаться с нашей Высшей Силой. Некоторые называют это молитвой, но можно назвать и по-другому. Эта связь не обязательно должна бытьофициальной или даже словеснойобъяснима или выражена словами. Во-вторых, мы должны быть открыты нужно быть открытыми для коммуникации со стороны нашей Высшей Силы. Это можно проявлять, обращая внимание на наше самочувствие, наши реакции, на происходящее внутри и вокруг нас. Или у нас может быть персональный подход в общении с Силой более могущественной, чем мы сами. Может быть, наша Высшая Сила подскажет или поможет нам увидеть, что именно и как можно сделать вместе с нашими товарищами из Анонимных Наркоманов. В-третьих, мы должны сами себе позволить нам необходимо позволить себе иметь чувства к Богу, доступному нашему пониманиюкак мы Его понимаем. Мы можем сердиться. Мы можем любить. Мы можем бояться. Мы можем благодарить. Это нормально, когда мы всеми своими человеческими эмоциями делимся с нашей Высшей Силой. Это позволяет нам почувствовать себя ближе к той Силе, на которую мы можем положиться, и помогает нам развить наше доверие к ней.
Раз многие из нас уже какое-то время живут чистыми, мы можем заняться анализом нашего понимания Бога. Рост нашего понимания обусловлен нашим опытом. К нам приходит зрелое понимание того Бога, который дает нам мир и спокойствие. Мы доверяем нашей Высшей Силе и с оптимизмом смотрим на нашу жизнь. Мы начинаем чувствовать, что нашей жизни коснулось что-то, что находится выше нашего понимания, и от этого мы испытываем радость и благодарность. Потом происходит нечто такое, что полностью изменяет наше представление о Высшей Силе, или вообще ставит под сомнение все ее Ее существование. Это может быть смерть, несправедливость, утрата. Что бы это ни было, для нас это как обухом по голове. Мы просто не можем этого понять. В такие моменты наша Высшая Сила нужна нам, как никогда, хотя инстинктивно мы можем и сопротивляться. Наше понимание Высшей Силы может драматично измениться. Но нам необходимо продолжать тянуться к нашей Высшей Силе, моля если не о понимании, то хотя бы о признании. Мы должны умолятьпросим дать нам силы, чтобы идти дальше. В конце концов мы восстановим наши взаимоотношения с Высшей Силой, хотя, может быть, и на другом уровне.
По мере того, как наше понимание Высшей Силы будет расти и развиваться, мы будем замечать, что мы по-разному реагируем на события нашей жизни. Мы обнаружим, что в состоянии сами справиться с ситуациями, которые раньше вселили бы страх в наши сердца. Мы начнем справляться с нашими срывами. Мы сможем ообнаружить, что уже в состоянии остановиться и обдумать ситуацию, прежде чем начать действовать. Мы увидим, что становимся более спокойными, менее компульсивными, способными оцениватьценить не только сиюминутные моменты. Препоручение Порядок нашей подготовки к препоручению нашейволи и нашейжизни заботе Бога, доступного нашему пониманию Богу, как мы Его понимаем, имеет большое значение. Многие из нас согласны в общих чертах следовать тому порядку, который заложен в этом шаге: сначала мы препоручаем нашу волю, затем мы постепенно препоручаем нашу жизнь. Нам кажется, что нам проще понять деструктивную природу нашего упрямства и согласиться его признать; следовательно, это первое, что и нужно сделать. Труднее осознать необходимость препоручения нашей жизни и сам этот процесс. Чтобы нам было удобноудобнее позволить нашей Высшей Силе курировать нашу свою жизнь, нам нужно развить некоторое доверие к ней. У нас может не быть сомнений относительно препоручения нашей наркомании, но нам не хочется оставаться под контролем до конца своей жизни. Мы можем доверить нашей Высшей Силе заботиться о том в нашей жизни, что касается наших рабочих, но не личных взаимоотношений. Мы можем доверить нашейВысшей Силе уход за нашими родителями, но не за детьми. Мы можем доверить нашей Высшей Силе нашу безопасность, но не деньги. Многие из нас не знают, где золотая середина. Мы думаем, что мы доверяем нашей Высшей Силе определенные сферы нашейсвоей жизни, но как только нам кажется, что дела идут не так, как должны бы, мы тут же берем контроль в свои руки. Нам необходимо проверить, насколько мы готовы препоручить себя.
Для того, чтобы препоручить нашу волю и нашу жизнь заботе нашей Высшей Силы, мы должны предпринять какие-то действия. Многие из нас считают, что для нас же лучше, если мы составим нечто вроде официальной декларации постоянного действия.Мы должны Можно использовать следующую выдержку из основного Базового Текста: “Возьми мою волю и мою жизнь. Укажи мне дорогу к выздоровлению. Скажи мне, как жить Веди меня по пути выздоровления. Покажи мне как жить.” Для многих из нас кажетсяможет показаться, что этим мы искажаем сущность Третьего Шага. Но кто нам не дает подыскать наши собственные слова или действовать менее официально. Многие из нас верят, что, воздерживаясь каждый день от употребления наркотиков или следуя советам нашего спонсора, мы тем самым практически реализуем наше решение препоручить нашу волю и нашужизнь заботе нашей Высшей Силы.
Духовные принципы Затрагивая духовные принципы, присущие Третьему Шагу, сначала мы остановимся на признании поражения и готовности. Потом мы проследим, как надежда трансформируется в веру и доверие. И наконец, мы увидим, как принцип препоручения согласуется с Третьим Шагом. Мы думаем, соблюдать принцип признания поражения для нас просто, если все идет так, как нам хочется. Ну, а если дела идут неважно, то для нас же лучше уверовать поверить в то, что мы под покровительством, которое требует от нас не более, чем “признать поражение”. Следовать принципу признания заботы Бога, доступного нашему пониманию Бога, как мы Его понимаем и существующего в нашей душе, это естественно, даже если дела идут хорошо.
Обычно мы предпочитаем враз, немедленно признать поражение. Готовность же часто приходит от отчаяния или когда изо всех сил стараешься обрести контроль. Мы сумеем следовать принципу готовности, даже если это нам принесет определенные страдания.
Духовный прогресс Третьего Шага – это трансформация надежды в веру, а веры – в доверие. К началу Третьего Шага мы приходим с чувством надежды, которая зародилась в нас на Втором Шаге. Надежда появляется, когда мы узнаём, что наша жизнь полна возможностей – твердой уверенности еще нет, просто первые намеки, предчувствия того, что нам и правда по плечу осуществить наши сокровенные желания. Давнишние сомнения исчезают, когда на смену надежде приходит вера. Вера побуждает нас к действию, и мы выполняем ту работу, какая, по словам тех, в кого мы верим, и нужна для достижения нами желаемого. Шаг Третий и вера наделяют нас способностью принять решение и воплотить его в жизнь. Доверие вступает после того, как поработала вера. Судя по всему, у нас большой прогресс в достижении наших целей – сейчас для нас очевидно, что мы можем определятьпрокладывать наш жизненный курс, предпринимая позитивные действия.
Принцип препоручения – это кульминация духовного процесса Третьего Шага. Вся суть этого шага в том, что мы принимаем решение “препоручать” (вверять себя) снова и снова, даже если нам кажется, что наше решение не дает положительного эффекта. Мы можем следовать духовному принципу препоручения, вновь и вновь подтверждая свое решение и предпринимая такие действия, которые придают нашему решению суть и смысл – ну например, пройти все остальные шаги.
Идем дальше По мере нашей готовности перейти к Четвертому Шагу, давайте проанализируем, что мы усвоили из ТретьегоШага. Письменное изложение нашего понимания каждого шага, как подготовка двигаться дальше, помогает нам усвоить духовные принципы, связанные с ними.
ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ “Мы глубоко и бесстрашно исследовали себя с нравственной точки зрения” Многие из нас пришли к Анонимным Наркоманам, потому что мы хотели прекратить употребление наркотиков. Вероятно, приходя к Анонимным Наркоманам, мы не сильно задумывались, во что впутываемся – в программу выздоровления. Но если мы тогда не рассмотрели хорошенько, что именно из нас собирается сделать эта программа, то может быть сейчас самое время взять паузу и задуматься над этим. Во-первых, нам следует спросить себя, чего мы хотим от выздоровления. Большинство из нас просто ответит на этот вопрос: мы хотим быть нормальными или счастливыми, или свободными. Мы просто хотим нравиться самим себе. Но как мы можем себе понравиться, если мы даже не знаем, кто мы такие? Благодаря Четвертому Шагу мы осознаем, кто мы есть на самом деле, чего нам не хватает, чтобы понравиться самим себе, и как получить от программы то, что мы от нее ждем – комфорт, счастье, успокоение. Четвертый Шаг означает новую эру в нашем выздоровлении. Шаги с Четвертого по Девятый можно рассматривать, как процесс внутри процесса. Мы будем использовать ту информацию, которую получим в Четвертом Шаге, в работе на Пятым, Шестым, Седьмым, Восьмым и Девятым Шагами. Этот процесс подразумевает, что, выздоравливая, мы будем возвращаться к нему снова и снова. Есть весьма уместная аналогия этому процессу. Мы можем представить себя … луковицей. Каждый раз, когда мы начинаем Четвертый Шаг, мы снимаем с этой луковицы новый пласт шелухи и пробиваемся к сердцевине. Каждый пласт этой шелухи, один за другим, олицетворяет собой отрицание, болезненную зависимость, недостатки нашего характера, причиненное нами зло. Сердцевина луковицы представляет собой чистую и здоровую душу, которая находится внутри каждого из нас. Наша цель в выздоровлении – духовное возрождение, и мы приближаемся к нему, начиная этот процесс. С каждым днем наши моральные силы крепнут, когда мы через него проходим. Четвертый Шаг – это метод познания себя, помогающий не только открывать в себе истинную природу ошибок, но и находить в нашем характере ценные качества. Процесс самоанализа – это еще и путь к свободе. Мы так давно не были свободны – может быть, всю нашу жизнь. Работая над Четвертым Шагом, многие из нас поняли, что наши проблемы начались не с первой дозы наркотиков, а задолго до этого, когда были посеяны подлинные семена нашей наркомании. Мы могли чувствовать себя одинокими и особенными еще задолго до того, как познали наркотики. Действительно, наше мироощущение и те силы, которые сгоняли нас в стадо, опутывали нас нашей зависимостью; и было наше страстное желание изменить наше мироощущение и усмирить те силы, которые заставили нас принять первую дозу наркотика. Наш самоанализ будет обнажать безутешную боль и конфликты в нашем прошлом до тех пор, пока не разрушит их власть над нами. У нас будет выбор. И у нас будет определенная свобода. Фактически эта глава руководства содержит два разных раздела. Первый готовит нас к работе над Четвертым Шагом, помогая исследовать наши мотивы в работе над этим шагом и его значение для нас. Второй раздел – это собственно руководство к нашему исследованию и бесстрашному нравственному самоанализу. Мотивация Хотя мотивация нашей работы над Четвертым Шагом не так важна, как сама работа над ним, может оказаться полезно выявить и предотвратить любые оговорки относительно этого шага, а так же подумать о том, какую пользу принесет нам работа над этим шагом.
Глубоко и бесстрашно Эта фраза для многих из нас оказалась головоломкой. Может мы и понимаем, что такое “глубоко”, а вот как быть со словом “бесстрашно”? Как мы можем отделаться от всех наших страхов? Нам кажется, на это уйдут годы, а самоанализ нам нужно начать прямо сейчас. Проделать бесстрашный самоанализ – это значит идти вперед вопреки своему страху. Это значит иметь мужество действовать, не обращая внимание на то, что мы при этом чувствуем. Это значит иметь мужество быть честными, даже если внутри у нас все съеживается от страха и мы готовы поклясться, что нам жизни не хватит выполнить то, что мы напишем. Это значит иметь решимость пройти через все до конца, даже если нам кажется, что уже достаточно написано. Это значит иметь веру в сам процесс выздоровления и поверить нашей Высшей Силе, что она даст нам все необходимое для этого процесса. Давайте смотреть на мир реально: работы в этом шаге очень много. Но нам не стоит падать духом, потому что для нас нет определенного срока с этим шагом. Мы можем выполнять его по частям, маленькими шажками, пока не закончим. Единственное, что в этой работе важно, так это быть последовательными. Иногда бывают периоды, когда наше чистое время работает против нас: когда мы осознаем свой страх перед самоанализом. Многие из нас, уже не раз проходившие Четвертый Шаг и понимающие, что это самое верное, что мы можем для себя сделать, все еще могут побаиваться этой процедуры. Мы можем думать, что раз мы понимаем, насколько этот процесс полезен для нас, то мы не должны его бояться. Но мы можем позволить себе бояться, если это именно то, что мы чувствуем. Наши опасения также могут быть обусловлены нашим предыдущим опытом работы над Четвертым Шагом. Мы знаем, что самоанализ означает изменение нашей жизни. Мы знаем, что если наш самоанализ разоблачает нашу деструктивную манеру поведения, то мы не можем продолжать вести себя по-прежнему, не причиняя себе сильного страдания. Иногда это означает отказ от чего-то такого, без чего мы не представляем себе нашей жизни – в поведении, в отношениях с людьми; иногда этим чем-то может быть обида, так бережно взлелеянная нами и превратившаяся в источник перестраховки и комфорта. Боязнь расстаться с чем-либо, от чего мы начали зависеть, неважно насколько мы сомневаемся в истинности этого, такая боязнь вредна для нас, но она абсолютно обоснована. Мы просто не можем отделаться от нее. Мы должны с ней считаться и действовать мужественно. Может оказаться, что нам придется преодолевать барьер, обусловленный нашей неготовностью обнаружить что-то дополнительное о нашей болезни. Многие из наших товарищей, имеющие определенный опыт чистого времени, делились своими открытиями: проведенный в период позднего выздоровления самоанализ свидетельствовал, что наркомания охватила своими щупальцами абсолютно все сферы их жизни, так что реально нетронутым не осталось ничего. Такая констатация часто сопровождается чувством тревоги и растерянности. Мы сами удивляемся, как можно быть такими больными. Но не означают ли все наши успехи в выздоровлении гораздо больше, чем просто заживление поверхностных ран? Конечно означают. И нам нельзя забывать об этом. И наш спонсор будет счастлив напомнить нам об этом. После того, как мы осознаем всё, что вскроет наш самоанализ, мы ощутим свободу, пришедшую на место тревоги. Кроме того, самоанализ всегда инициирует процесс изменения и освобождения. Так почему бы опять не попробовать?
Нравственный самоанализ У многих из нас масса неприятных ассоциаций, связанных со словом “нравственность”. Это слово может вызывать в памяти картины прошлого, когда от нас требовали соблюдения чрезмерно сурового кодекса поведения. Оно может напоминать нам о людях, которых мы считаем “нравственными” и которые нам кажутся лучше нас самих. Звучание этого слова может будить в нас стремление к протесту против морали общества и к отказу признать какие-то авторитеты, которые никогда не соответствовали нашей морали. Какая бы из этих ассоциаций ни была правдивой для нас, как для личностей, она должна быть сформулирована нами лично. Если любое из перечисленного выше касается нас, то мы можем унять наше беспокойство, связанное со словом “нравственность”, попытавшись воспринимать его по-другому. У Анонимных Наркоманов слово “нравственность” в этом шаге не имеет ничего общего с особым кодексом поведения, нормами общества или осуждением каких-то авторитетных лиц. Нравственный самоанализ – это то, что мы можем использовать, формируя нашу собственную индивидуальную мораль, наши собственные ценности и принципы. И совсем не обязательно, чтобы они совпадали с чьими-то чужими ценностями и принципами.
Объект исследования Четвертый Шаг предлагает нам исследовать себя самих, а не других людей. Сейчас, когда мы начнем писать и анализировать наши обиды, страхи, поступки, убеждения и секреты, мы обнаружим, что многие из них связаны с другими людьми, а иногда с какой-то организацией или учреждением. Очень важно помнить, что мы свободно можем описывать все, что угодно, касающееся других людей, лишь бы это помогло нам определить нашу роль в ситуации. Конечно, многие из нас сначала не сумеют отделить свою роль от чужой. Наш спонсор поможет нам в этом. Духовные принципы В Четвертом Шаге мы вспомним все духовные принципы, какие мы начали применять в первых трех шагах. Прежде всего, мы должны быть готовы к Четвертому Шагу. Нам предстоит быть педантично честными с самими собой, размышляя обо всем, что записываем, и спрашивая себя, правда ли это. Нам придется быть мужественными, чтобы лицом к лицу встретиться с нашими страхами и пройти через них. И последнее, но не менее важное – когда нам будет трудно и мы почувствуем, что готовы отступить, наша вера и наше доверие будут нашим поводырем.
Самоанализ Возьми блокнот или что-либо, что по обоюдному, твоему и спонсора, согласию может быть использовано для записи. Убери все, что может отвлечь твое внимание. Помолись, чтобы твой самоанализ был глубоким, бесстрашным и скрупулезным. Не забудь контактировать со своим спонсором на протяжении всего процесса. Ну и наконец, не стесняясь, приступай к ответам на следующие вопросы. Все, что ты вспомнишь, и будет материалом для твоего самоанализа. Обиды Мы ощущаем обиду, заново переживая старые чувства, когда мы не в состоянии забыть кого-то, когда не можем простить и забыть что-то, что вывело нас из душевного равновесия. Мы перечисляем свои обиды в Четвертом Шаге по нескольким причинам. Во-первых, это поможет нам избавиться от застарелой жгучей боли, омрачающей нашу жизнь. Во-вторых, анализ наших обид поможет нам пережить разочарование в других людях, особенно, если мы их сильно переоценивали. И, наконец, перечисление наших обид обнажит наши стереотипы, которые держали нас в плену жгучей боли или жалости к себе, а может, и то и другое.
Чувства По большому счету мы хотим проверить наши чувства из тех же соображений, из каких копаемся в наших обидах: это поможет нам определить нашу позицию в собственной жизни. Кроме того, многие из нас забыли, что такое чувства, пока употребляли. Даже если мы уже какое-то время остаемся чистыми, мы все еще делаем открытия – мы узнаем, как именно нам удалось “отключить” наши чувства.
Вина, стыд Вообще-то, существует два вида вины или стыда: один реальный, другой вымышленный. Первый произрастает напрямую из нашего сознания – мы чувствуем вину, потому что совершили нечто такое, что идет вразрез с нашими принципами, или мы причинили вред кому-то и нам за это стыдно. Вымышленная вина – это результат каких-то ситуаций, где ошибки допустили не мы и ситуации создали не мы. Нам нужно проанализировать нашу вину и наш стыд, чтобы отделить эти ситуации друг от друга. Нам нужно разобраться – признать наше и отказаться от чужого.
Страх Если бы мы смогли взглянуть на наркоманию без ее основных симптомов, а именно: без употребления наркотиков, без компульсивного поведения, а также без ее других явных проявлений, то мы бы обнаружили засасывающий эгоцентричный страх. Мы боимся, что нас обидят, или может быть просто боимся сильных чувств, и мы живем какой-то половинчатой жизнью, испытывая определенные жизненные эмоции, но никогда до конца не ощущая себя живыми. Мы боимся всего, что может заставить нас чувствовать, поэтому мы изолируемся от всех и замыкаемся в себе. Мы боимся, что не понравимся людям, и мы употребляем наркотики, чтобы чувствовать себя более комфортно наедине с собой. Мы боимся, что нас уличат в чем-то и нам придется расплачиваться, поэтому мы лжем или жульничаем, или обижаем других, чтобы защитить себя. Мы боимся одиночества и используем и эксплуатируем других, чтобы избежать этого чувства, чтобы не быть отвергнутыми или покинутыми. Мы боимся, что нам будет недостаточно – чего угодно, но недостаточно, поэтому мы эгоистично добиваемся желаемого, не заботясь о том, что между делом причиняем кому-то зло. Иногда, когда мы, выздоравливая, достигаем чего-то, что нам дорого, мы боимся потерять это и поэтому идем на компромисс со своими принципами, чтобы защитить то, что имеем. Эгоцентричный, своекорыстный страх – мы должны вырвать его с корнем, чтобы он больше не имел над нами такой разрушительной силы.
Отношения с людьми В Четвертом Шаге нам следует описать наши отношения с людьми – любые, не только романтические – таким образом, чтобы мы смогли проследить, где наш выбор, убеждения и поступки привели к нездоровым или деструктивным отношениям. Нам нужно взглянуть на наши отношения с родственниками, супругами, партнерами или бывшими друзьями, настоящими или бывшими сотрудниками, соседями, ребятами из школы, из клуба или общественных организаций, на сами организации, на авторитетных людей, таких как полицейские, на установленный порядок, на всех и на всё, о чем мы только можем подумать. Нам нужно также проверить наше отношение к Высшей Силе. Мы можем испытывать искушение перепрыгнуть через какие-то недолговременные отношения - сексуальное увлечение на одну ночь, например, или ссору с преподавателем в классе, откуда нас потом выгнали. Но эти отношения тоже важны. Если мы думаем о них или у нас с ними связаны какие-то чувства, то это тоже материал для самоанализа.
Секс Это очень деликатная сфера для многих из нас. Действительно, мы могли бы остановиться здесь, сказав “Ну, это уж слишком! Я ни за что не буду составлять каталог моей сексуальной жизни!” Но нам нужно побыстрее преодолеть это нежелание. И нам поможет в этом размышление об истинных причинах этой необходимости. Как сказано в книге “Это работает: Как и Почему”, мы не хотим воевать с собственной сексуальностью. Вот почему нам следует в самоанализе остановиться на нашем понимании секса и нашем сексуальном поведении. В этом месте важно напомнить себе, что, анализируя себя, нам нет нужды сравнивать свое поведение с чьим-то другим, “нормальным” по нашему мнению, - нам нужно лишь определить, чего стоим мы сами, каковы наши принципы и наша мораль (наш нравственный облик).
Оскорбления Прежде, чем приступить к этому разделу, нам следует предпринять экстренные меры предосторожности. Или мы можем отложить этот раздел на более поздний период выздоровления. Чтобы ответственно подойти к решению вопроса – приступать ли к этому разделу сейчас, нам нужно мобилизовать все имеющиеся в нашем распоряжении ресурсы: наши собственные ощущения (готовы ли мы противостоять той боли, которую причинит нам эта работа), разговор со спонсором, молитвы. Может быть наш спонсор поможет нам довести дело до конца, может быть нам понадобится дополнительная помощь. Если мы решаемся продолжать этот раздел, то нам следует знать, что проработка именно этой части Четвертого Шага может причинить нам самую сильную боль, какую только может причинить нам наша работа над выздоровлением. В те времена, когда от нас отвернулись и нас оскорбляли люди, которые были призваны любить и защищать нас, мы испытывали такую боль, какую нам вряд ли придется испытать когда-либо. Но если мы готовы действовать, то пройти через это очень важно. Пока наши страдания внутри нас, пока мы держим их в секрете, наши поступки могут противоречить нашим желаниям, а мы сами можем воспринимать себя негативно и верить, что наше предназначение – разрушать себя. Познанием правды начинается процесс, который может избавить нас от страданий. Ведь мы не были виноваты.
Не исключено, что и мы сами физически, морально или словесно оскорбляли других. Воспоминания об этих моментах могут заставить нас испытать сильный стыд. Мы не можем допустить, чтобы этот стыд перешел в отчаяние. Важно, чтобы мы честно оценивали свое поведение, принимая за него ответственность и работая над тем, чтобы изменить его. Написать об этом здесь – значит сделать первый шаг в этом направлении. Работа над остальными шагами поможет нам загладить вину перед всеми, кому мы причинили зло.
Ценные качества Большинство предыдущих вопросов были призваны помочь нам определить истинную природу наших недостатков – эта информация понадобится нам для Пятого Шага. Но также важно обратить внимание и на то, что мы делали правильно и что дало положительный импульс нам самим или другим людям. Мы хотим сделать это из следующих соображений. Во-первых, в результате работы над Четвертым Шагом мы хотим иметь о себе полную картину, а никак не одностороннюю. Во-вторых, мы хотим знать, какие черты характера и какое поведение мы выберем для себя в нашей жизни.
Секреты Прежде чем закончить Четвертый Шаг, нам нужно остановиться и оглануться назад: не пропустили ли мы чего-нибудь, вольно или невольно. Есть ли что-нибудь такое, что нам кажется настолько плохим, что мы просто не можем включить это в наш самоанализ? Если это так, то нас должен разубедить тот факт, что уже масса людей в АН прошла этот шаг, и не было еще ни в чьем Четвертом Шаге такой ситуации, которая была бы настолько уникальной, чтобы пришлось изобретать что-то новенькое для ее описания. Держать что-то в секрете – это плохо для нашего выздоровления. Если мы что-то держим в секрете, то это, собственно, означает, что мы делаем какие-то оговорки по поводу нашей программы.
Есть еще один вопрос, который мы сейчас должны задать себе: есть ли что-нибудь в нашем самоанализе, что слишком преувеличено или описано вовсе неправильно. Почти у всех нас, пришедших к АН, были трудности с тем, чтобы отличить действительность от вымысла в нашей собственной жизни. Многие из нас аккумулировали “боевые истории”, черезчур преукрашенные и содержащие лишь какую-то долю истины. Мы мирились с этим, потому что хотели дать людям возможность высказаться. Мы не рассчитывали, что наша правда произведет хорошее впечатление, поэтому сочиняли в надежде создать себе определенную репутацию. Но больше нам не нужно так поступать. В процессе работы над Четвертым Шагом мы создаем свои собственные истинные ценности, а не фальшивые, основанные на чьих-то ложных представлениях. Сейчас самое время сказать о себе всю правду.
Идем дальше Заканчивая Четвертый Шаг, мы можем упасть духом, можем почувствовать головокружение от успеха или какую-то неловкость. Но так или иначе, мы чувствуем себя по-новому – нам действительно хорошо от того, что мы что-то довели до конца. Работа, которую мы выполнили в этом шаге, будет фундаментом для наших последующих шагов, с Пятого по Девятый. Теперь пора искать нашего спонсора и договариваться с ним о Пятом Шаге. ШАГ ПЯТЫЙ "Мы признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений” В нашем Основном Базовом тексте говорится “Шаг Пятый Шаг - это не просто прочтение ШагаЧетвертого Шага”. Мы уже знаем, что зачитать наш Четвертый Шаг кому-то другому– это лишь часть ШагаПятого Шага. А что же представляет собой другая часть, та, которая больше чем просто прочтение. Это признание перед Богом, перед самими собой и перед другими людьмидругим человеком, признание с которого начинается наш духовный рост, связанный с этим шагом. У нас уже был кое-какой опыт в признаниях. Мы признали, что больны; признали, что нам нужна помощь; признали Силу, которая сможет помочь нам. Сопоставление нашего опыта с этими признаниями поможет нам в Пятом Шаге. Многие из нас закончили наш Четвертый Шаг с чувством облегчения, полагая, что действительно трудный шаг позади,Правда, но нужно иметь в виду, что впереди еще Пятый Шаг. Вот тут-то появился появляется страх. Некоторые из нас опасались, что наш спонсор будет недоволен нами и начнет наспорицатьупрекать. Другие стеснялись, потому что не хотели сильно докучать спонсору. Мы не были уверены, можно ли доверить спонсору наши секреты. Нас безусловно должно было интересоватьинтересовало, что именно можно было раскрыть в исповеди. Что-то мы могли опустить такое, что наш спонсор сразу же мог заметить – и скорее всего это что-то вряд ли могло быть чем-то хорошим. Некоторые из нас боялись вновь переживать старые чувства и спрашивали, есть ли смысл ворошить прошлое. Некоторые из нас чувствовали, что пока мы не произнесем вслух слова нашей исповеди, вряд ли мы докопаемся до сутиКто-то чувствовал, что пока не произнесет вслух слова своего исследования, вряд ли докопается до сути. Если мы прислушаемся ко всем чувствам, вызванным Пятым Шагом, то мы сможем увидеть, что мы тожесогласны продолжать этот процесс, потому что очень хотим выздоравливать дальше. Мы думаем о знакомых нам людях, которые уже прошли этот шаг. Мы поражены их искренностью и способностью контактировать с другими людьми. Они вовсе не всегда рассказывают о себе. Они расспрашивают других и с истинным действительным интересом слушают ответы. И если мы спросим их, как же они так хорошо научились контактировать с другими, то они, наверное, ответят, что учиться они начали, когда работали над Пятым Шагомпо Пятому Шагу. Многие из нас, кто уже не первый раз работал над Четвертым и Пятым Шагами, знали, что результатами этих шагов этой работы всегда бывают перемены – другими словами, мы начинаем вести себя по-другому! И мы вовсе не были уверены, что хотели именно этого. Другие Некоторые наоборот знали, что мы должны необходимо измениться, но боялись, что не смогут (не сумеют). Чтобы приступить к Пятому Шагу, нам нужно мужество и доверие к процессу выздоровления. Если у нас есть и то и другое, то мы сможем одолеть определенные страхи и завершить процесс признаний, необходимых для этого шага. Обратимся к страхам Любые страхи, о каких мы здесь говорили, могли быть и нашими страхами, но нас могут мучить и другие страхи. Это хорошо, когда мы знаем, чего именно мы боимся, но вопреки этому идем вперед, сохраняя способность продолжать выздоравливать.
Неважно, откуда наши страхи; многие наши товарищи избавляются от них примерно одинаково: Мы молимся о мужестве и готовности, читаем относящуюся к Пятому Шагу главу из книги “Это работает: Как и почему?” и ищем поддержки у других товарищей. Многие из нас по собственному опыту участия в учебных собраниях знают, что чаще всего темой для разговоров бывают именно Шаги Четвертый и Пятый Шаги. Если мы приложим усилия и объясним, что именно мы хотим преодолеть, томы конечно же получим необходимую помощь от других. товарищей. Призывая Используя те духовные ресурсы, которые мы наработали в предыдущих шагах, мы продолжим наш Пятый Шаг.
Признали перед Богом Посвященная Пятому Шагу глава из книги “Это работает: Как и почему?” отвечает на вопрос, почему мы должны признать истинную природу наших ошибок заблуждений не только перед самими собой и другими людьмидругим человеком, но и перед Богом. В товариществеСообществе Анонимных Наркоманов мы ведем такой образ жизни, где сосуществуют духовность и повседневность, естественное и сверхестественное. Если мы признаем истинную природу наших ошибок заблуждений перед Богом, доступным нашему пониманиюкак мы Его понимаем, то наше признание приобретет больший смысл. Как именно мы признаёмся перед Богом, зависит от того, как мы Его понимаем. Некоторые делают формальное специальное признание перед Богом, отдельное от того, какое они делают перед самими собой и другими людьмидругим человеком. Другие подразумевают присутствие Высшей Силы или заранее призывают ее еще до исповеди Ее еще до признания перед их спонсором. Те из нас, для кого Высшей Силой являются духовные принципы выздоровления или сила Сообщества Анонимных Наркоманов, по-разному могут работать над этой ступенью Пятого Шагаэтим Шагом. Тут нам может помочь наш спонсор. Что бы мы ни делали, все хорошо пока мы уверены, что делаем свое признание и перед Высшей Силой тоже.
Передсамими собой Пока мы употребляли наркотики, многим из нас наверное кто-то говорил, что у нас проблемы с наркотиками и что нам нужна какая-то помощь. Но их замечания ничего не значили для нас. А если и значили, то не настолько, чтобы удержать нас от употребления. Пока мы не признали свою наркоманию зависимость перед самими собой и не прибегли к программе Анонимных Наркоманов, мы не были способны прекратить употребление. То же самое и с нашими признаниями, которые мы делаем на Пятом Шаге. Все, что нам говорят наши супруги, работодатели или спонсоры, может работать против нас, пока мы не признаем перед собой лично истинную природу наших ошибокзаблуждений, а до этого у нас нет ни готовности, ни способности избрать другой путь.
![]() |