Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Побуждение к изменению сознания



Нередко побуждением к тому или иному поведению служит инстинкт подчинения ситуации, заложенный в каждом из нас. В частности, мы склонны подчиняться стереотипам ролево­го поведения. Это блестяще подтвердили знаменитые экспе­рименты Милграма [392; 393; 394] и эксперименты С. Хейни с соавторами, известные у нас как тюремные эксперименты Зимбардо.

Вслед за этим в психологии развилось целое направление, изучающее поведенческие ситуации, в рамках которых пове­дение человека в большей степени предопределено ролевыми предписаниями и характеристиками конкретной средовой об­становки (кабинет руководителя, экзамен, учебная аудитория, богослужение, свадьба, похороны, концерт классической му­зыки или рок-концерт, дискотека и т. д.)

Следовательно, достаточно манипулятору организовать со­ответствующую ситуацию, и она сама побудит адресата к ак­тивности в нужном направлении.

Это позволяет утверждать, что процесс любого психологичес­кого воздействия (а значит, и манипуляции) в значительной сте­пени можно трактовать как процесс самовоздействия [121,365].

[100]

Значительную роль при этом играет внутренняя речь адре­сата воздействия. Л. С. Выготский [61] определял ее как «речь для себя», С. Л. Рубинштейн [224] — как «не предназначенную для другого речь».

Основными формами общения человека с самим собой являются внутреннее реплицирование (мысленный коммен­тарий в виде элементарной реплики), внутренний монолог и внутренний диалог.

Общение человека с другим человеком может усложняться за счет одновременного развертывания описанных выше форм общения человека с самим собой. Существуют тесные взаи­мосвязи и многочисленные взаимопереходы между формами внешнего и внутреннего общения.

Внутренние диалоги тесно связаны с самыми глубинными, социальными по своей природе механизмами регуляции пове­дения личности, с принятием решений или отказом от них.

Специфика внутреннего диалога связана с тем, что иная, отличная от исходной, смысловая позиция не просто известна человеку, а воспроизводится им как самостоятельный смысло-порождающий центр. Происходит не цитирование иной смыс­ловой позиции, ее пересказ или оценка и т. п., а взаимодейст­вие с иным смыслопорождающим центром, регулирующим самостоятельное ответное слово. Этим словом может быть выражено иное понимание темы, иное отношение к ней. Это отношение может быть согласием с предшествующими выска­зыванием, вопросом к нему, возражением, дополнением и т. п. [139, 64-65, 72,73,193].

Во многих ситуациях манипулятивного воздействия внут­ренняя речь является реакцией на внешнее вербальное обра­щение к адресату. Это обращение может содержать как явное, так и скрытое побуждение. При этом для взаимодействующих субъектов часто важна и содержательна не информация сама по себе и даже не отношение к ней каждого из включенных в ситуацию взаимодействия или общения людей, а субъективная значимость содержания общения для каждого из его участни­ков [51, 86].

В психологии уже давно известно, что наиболее сильное эмоциональное воздействие оказывают неосознаваемые фак­иры [72].

[117]

Сильнейший побуждающий стимул имеют внешние подпороговые (сублимативные) воздействия на сферу бессозна­тельного. В 1957 году вышла работа В. Паккарда «Тайное воз­действие». В ней на значительном эмпирическом материале показано, что все люди постоянно находятся под влиянием определенного рода символической стимуляции, которая мо­жет не обнаруживаться пятью основными чувствами человека, и что количество ее составляет до 60 % от всей поступающей в мозг информации. В качестве одного из основных доказа­тельств были приведены результаты естественного экспери­мента, проведенного в 1957 году Дж. Вайкери — специалистом в области коммерческой рекламы — в зале кинотеатра г. Форт Ли, штат Нью-Джерси, о котором мы уже рассказывали (см. гл. 2.2).

Именно внутреннее пространство является той сценой, на которой реализуется психологической воздействие.

Несмотря на, казалось бы, субъективный характер внут­реннего пространства, оно имеет целый ряд закономерностей и инвариантов, свойственных всем людям, независимо от их культурной и национальной принадлежности. Такие инвари­анты могут проявляться в различных мифах, художественных произведениях, религиозных и культурных традициях, в снах и галлюцинациях.

Одним из родоначальников научного изучения подоб­ных психологических инвариантов, или архетипов, является К. Юнг [376]. В его работах на примерах анализа структуры древних мифов, произведений искусства и сновидений показа­но существование архетипических инвариантов, приведена их классификация. К. Г. Юнг отмечал, что архетипическое прояв­ляет себя «захватывающе очаровывающим образом» [316,136].

Манипулятивное воздействие имеет довольно сложную семантическую структуру. Именно разветвленные осознава­емые и неосознаваемые ассоциативные связи способствуют достижению манипулятором поставленной им цели. Они-то и определяют в основном его эффективность. Таким образом, организация по-настоящему эффективного манйпулятивного воздействия базируется на умелом построении воздействия с использованием осознаваемых и неосознаваемых ассоциатив­ных связей.

[118]

В манипулятивном воздействии скрытые побочные ассо­циации могут использоваться как для создания требуемого психологического состояния адресата, так и для побуждения его к активности в нужном направлении. При этом нечеткий, размытый характер ассоциативных связей обеспечивает не­осознанный характер воздействия и тем самым повышает его эффективность [264,44,45, 50, 54].

Более подробно и применительно к практике все блоки мо­дели манипуляции изучаются в последующих разделах данной главы.

МИШЕНИ ВОЗДЕЙСТВИЯ

Я не могу управлять направлением ветра, но всегда могу так поставить

паруса, чтобы достичь своей цели.

О. Уайльд.

Воздействуя на мишени, манипулятор делает их доминирующими в сознании адресата. В качестве мишеней воздействия манипуляторы чаще всего используют основные потребности людей, их слабости, осо­бенности психики и стереотипы поведения — все то, что уже описано нами в предыдущем разделе.

В соответствии со своими намерениями и знаниями об адресате манипулятор более или менее представляет, какого рода воздействие на мотивационную сферу будет результативным, каждое такое воздействие предполагает некоторое изменение состояния адресата, соответствующее интересам манипулято­ра. Мотивационная сфера имеет определенную локализацию в психическом мире адресата. Эта локализация и охватывается понятием мишеней воздействия.

При этом чем шире аудитория, на которую требуется оказать воздействие, тем универсальнее должны быть ис­пользуемые мишени. Специализированность и точная на­правленность массового воздействия возможна тогда, когда манипулятору известны специфические качества интересую­щей его группы людей. Соответственно, чем малочисленнее

[103]

предполагаемая аудитория, тем более точная подстройка к ней возможна. В случае, когда такая подстройка по каким-либо причинам не возможна, используются все те же универсальные побудители: чувство достоинства адресата, его стремление к успеху, материальной выгоде, получению удовольствия, комфорту, желание быть здоровым, иметь благополучную семью, детей и т. п.

Формирование мишеней

При подборе мишеней воздействия манипулятор стремится найти такие структуры, с помощью которых можно получить уже запланированный результат. Если, по его мнению, в готовом виде таких мишеней нет, то они специально формируются - заблаговременно или непосредственно в процессе манипулирования адресатом.

Более «продвинутые» способы манипулирования как раз и предполагают предварительное культивирование мнений или желаний, закрепление их в сознании адресата или в представлениях, чтобы затем апеллировать к ним. Например, создается миф об эффективном руководителе, политике, отстаивающем интересы избирателей, о респектабельности предприятия, фирмы, формируется убеждение адресата в том, что ему хотят помочь, или что ему угрожает опасность, и т.д.

Некоторые руководители прикладывают немалые усилия к формированию заниженной или завышенной самооценки у своих подчиненных, чтобы, опираясь на нее, манипулировать ими.

Еще один вид мишеней может быть. эффективным применительно к большинству потенциальных адресатов, о чем свидетельствует следующее.

В одном психологическом исследовании мужчинам было предложено оценить свою способность вести дела с другими людьми. Все опрошенные оценили их выше среднего, при этом 60 % отнесли себя к верхним 10 % совокупности, а 25 % посчитали, что входят в 1 % самых способных в этом плане людей.

[104]

В другом исследовании 70 % испытуемых отнесли себя к верхней четверти по способности к лидерству и лишь 2 % посчитали, что их лидерские способности ниже средних. Даже в той области, в которой большинству мужчин трудно обмануться, 60 % заявили, что они входят в верхнюю четверть по атлетическим данным, и только 6 % признали, что как атлеты они ниже среднего.

В других исследованиях лицам обоего пола предлагалось оценить себя по шкалам «хороший - плохой», «умный – глупый», «красивый – некрасивый». Подавляющее большинство респондентов оценили себя выше среднего уровня. Важно отметить, что сравнение всех перечисленных самооценок с объективными данными показало, что большинство респондентов во всех этих исследованиях значительно завысили свои показатели. Все это свидетельствует о том, что хорошее мнение людей о себе и, соответственно, поддержание в них собственного положительного «Я -образа» может служить надежной мишенью для манипулирования ими.

Мишенью воздействия очень часто является чувство вины. Манипуляторы эксплуатируют это чувство особенно охотно, для чего чувство вины создается у жертвы искусственно. Мишенью воздействия нередко становятся зависть, страх, осознание адресатом своей беспомощности перед превосходящей силой.

Мишенями могут служить низменные влечения людей (вспомним, к примеру, большевистский лозунг «Грабь награбленное!») или их агрессивные устремления, чувство собственности, неустойчивость перед искушением деньгами, властью, славой.

В выборе мишени воздействия играют роль местные традиции, особенно национальный менталитет. Например, в западной традиции привлекательность человека снижается, если на него имеются компрометирующие материалы. В славянской же традиции иногда происходит нечто противоположное. Когда в государственных СМИ эпохи Горбачева начались гонения на опального Ельцина, рейтинг последнего только вырос.

Возможно, неучитывание особенностей нашего менталитета, отличающих его, скажем, от американского, привело к тому, что многие наши сограждане, воодушевленные книгой Дейла Карнеги «Как приобретать друзей и влиять на людей»,

[105]

при попытке применить его манипулятивные приемы на практике в большинстве случаев получали результат, противоположный ожидаемому.



Просмотров 496

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!