Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Информационное сопровождение агрессии



История дает нам множество примеров, когда агрессоры предваряли нападение пиар-акциями, «обосновывающими в глазах общественности» их действия. Гитлеровская пропаган­да объясняла нападение на Польшу инсценированным «захватом» поляками немецкой радиостанций в Гляйвице. Оккупа-

ции Германией Чешско-Судетской области предшествовала шумная кампания защиты прав судетских немцев.

Вторжение в Ирак в 2003 году США объясняли необходимостью уничтожения имеющегося у Саддама Хусейна opyжия массового поражения (так и не найденного). После оккупации Ирака выяснилось, что данные разведки были сфальсифицированы.

Во время всех войн противоборствующие стороны вводила строжайшую цензуру на информацию, чтобы, с одной стороны, поддерживать боевой дух своих и подорвать его у вражеской стороны (в частности, обычно свои потери преуменьшают вражеские — преувеличивают); с другой стороны, чтобы не дать противнику информации о действительном положении дел.

Информационное наступление в современном вооруженном конфликте

Начиная с операции «Буря в пустыне» против Ирака (1991), все военные конфликты предваряются и сопровождаются ин­формационными войнами. При этом информационное пре­восходство играет решающую роль. Так, в ходе агрессии стран НАТО против Югославии только информационные операции смогли обеспечить необходимый результат — вывод из Косово сербских вооруженных сил. А самому нападению предшест­вовала мощная пропагандистская война против Югославии с обвинениями в адрес «зверств» сербов по отношению к албан­цам. Как показали последующие независимые расследования, множество «фактов» было сфальсифицировано. Разразился скандал. Но дело было сделано: Югославия лежала в руинах, сербы изгнаны из Косово.

Россия потерпела поражение в информационной войне, шедшей во время первой чеченской войны. С одной стороны, армия проиграла ее общественному мнению внутри страны,; Причем вначале проиграла именно информационную войну( В результате после первого поражения (в Грозном) военным пришлось под давлением общества пойти на унизительные Ха­савюртовские соглашения, против которых настойчиво высту­пали прежде всего российские военные.

С другой стороны, Россия проиграла ее в глазах мирового общественного мнения. Поэтому специальная комиссия правительства

России поставила вопрос о необходимости создания антимифа в ответ на существующий миф чеченской войны. В этом мифологическом пространстве планировалось (это была разработка 1995 года) вывести Россию из стандартного для Запада представления как об империи зла, а чеченскую войнУ представить как войну христианскую против войны исламской, что соответствует известной модели Хантингтона о возможной третьей мировой войне как о войне ислама с хрис­тианством.

результаты проигрыша информационной войны относи­тельно Чечни долго аукались: США, Евросоюз, ОБСЕ посто­янно «выражали озабоченность нарушением прав человека в Чечне».

Сила слова

В информационно-идеологической схватке нередко идет спор за каждое слово. Ведь использование того или иного слова в качестве обозначения явления вызывает разные пос­ледствия. Например, назвав чеченцев бандформированиями, можно применять к ним силу. Если же назвать их борцами за независимость, то применение силы можно оспаривать.

В свое время телеобозреватель Сергей Доренко привел пример его работы в CNN, когда во фразе «террористы Басаева захвати­ли больницу» его заставили слово «террористы» заменить словом «повстанцы». А вот забавный пример «цензурного» исправления из фильма «О бедном гусаре замолвите слово», когда выражение «пьяная офицерская рожа» в разговоре предлагается заменить на лицо защитника отечества».

В случае военных действий на территории чужой страны одной из задач информационного их сопровождения является воздействие на население этой страны. Советская Армия ис­пользовала в войне в Афганистане такой инструмент, как слу­хи- Было установлено, что использование листовок неэффек­тивно, так как население безграмотно, и к тому же под страхом смертной казни ему запрещается поднимать листовки. Поэтому все усилия были сконцентрированы на распространении слухов. С помощью слухов удавалось, к примеру, не допускать выступления моджахедов на помощь соплеменникам. Для усиления эффективности подобную информацию передавали под

видом сообщений Би-Би-Си, которая вызывала наибольшее доверие местных жителей.

В качестве канала распространения слухов в условиях афганского города использовали традиционные формы: базарное знакомство, разговор в чайхане и со случайным попутчиком в машине, идущей в район, контролируемый оппозицией. Этот прием себя оправдал, но требовал регулярной отработки новь» достоверных версий, прикрывающих поведение базарных гово­рунов, любителей посидеть в чайхане, тех, кому срочно требо­валось куда-то доехать именно на этой машине, и так далее.



Просмотров 456

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!