Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ВОПРОС 44. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ. СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ



ВОПРОС 43. ПОНЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА. СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА.

 

С точки зрения Маркса, человек - родовое понятие, оно фиксирует то существенное, что присуще чело­веческому роду и каждому его представителю, независимо от его индивидуальных особенностей. Безусловно верно то, что человек - биологическое существо, однако здесь не обозначена сущность человека. По научным данным, человека человеком сделал труд. Человека отличает от всех животных способность целесообразно изме­нять окружающую среду. “Вся всемирная история есть ни что иное как порождение человека человеческим тру­дом. Мера человеческого человека - творчество”. В труде присутствуют два основных момента: отношение чело­века к природе, обмен веществ между человеком и природой, и второй - общение между людьми в процессе труда. В процессе этого общения человек использует опыт других людей, даже опыт всех поколений, и поэтому это имеет прямое отношение к сущности человека. Маркс определяет сущность человека: “Сущность человека не есть абстракция, присущая первому человеку, она в своей действительности есть совокупность всех общест­венных отношений”. Человек есть продукт общения. Человек может понять свою сущность, когда он поймёт все виды отношений, в которые он деятельно включён. Значит, типы людей отличаются друг от друга в зависимости от типов отношений, в которые они включены.

ВОПРОС 45. ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ В ФИЛОСОФИИ. КРИТЕРИИ СВОБОДЫ ОБЩЕСТВА И ЛИЧНОСТИ.

 

У фаталистов необходимость и случайность совмещены. “Всё предопределено”. Волюнтаризм отрывает случайность от необходи­мости и абсолютизирует случайность.

Проблема свободы заложена в основной проблеме философии (мир в контексте человеческого бытия). Проблема решается всей логи­кой философских рассуждений. Собственно, можно назвать философию “теорией свободы”. Этот вопрос о том, способен ли человек достигать своих целей или же нет. Управляемость своими стра­стями - так понимает свободу Сократ. Спиноза видит только субъек­тивную сторону свободы, вслед за Сократом. Гегель даёт вслед за Спинозой определение свободы: “Свобода - это познанная необхо­димость, и история есть прогресс в осознании свободы”. Гегелевские стадии свободы:

1) природная воля (детское сознание);

2) про­извол (в распоряжении своей волей нет разумных оснований);

3) свободная воля (основана на познании необходимости).

Свобода по Марксу и Энгельсу: “Свобода - это власть над обстоятельствами, когда разумные цели человека осу­ществляются”. Власть человека над обстоятельствами - состояние свободы, власть обстоятельств над человеком - состояние рабства.

Субъективные и объективные аспекты свободы по Марксу и Энгельсу. Субъективные:

1) желания (цели) человека;

2) решение вопроса о средствах достижения. Объективные: реализация целей деятельности на практике.

Аспекты свободы:

1) Власть человека и человечества над силами природы. Измеряется развитием и производитель­ностью сил и техники.

2) Власть человека над социальными процессами. Измеряется состоянием общественных отноше­ний, их регулируемостью.

3) Власть человека над своими силами.

Свобода - состояние общества. Свобода индивида формируется на основе свободы общества. Определе­ние свободы по Марксу: “Свобода - познанная необходимость и деятельность, основанная на знании этой необхо­димости”.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Понятие мировоззрения. Виды мировоззрения Социальные функции мировоззрений.3.

2.Мифология как вид мировоззрения. 4.

3.Религия как вид мировоззрения.4.

4.Философия как вид мировоззрения. Её отличие от мифологии и религии. 5.

5.Мировоззрение, наука и культура. 5.

6.Специфика философского знания. Круг философских проблем. 6.

7.Основные философские направления. Материализм и идеализм. 6.

8.Объективный и субъективный идеализм. 7.

9.Сократ и Платон. 7.

10.Проблема начала мироздания и строение материи в античной философии. 8.

11.Аристотель. 9.

12.Средневековая философия. Характерные черты стиля мышления. 10.

13.Проблема веры и знания. Спор номинализма и реализма. 10.

14.Философия Нового времени. Характерные черты стиля мышления. 11.

15.Английская философия 17-18-х веков (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм). 11.

16.Проблема метода познания у Ф. Бэкона и Р. Декарта. 12.

17.Французская философия 18-го века. 13.

18.Теория естественного права и общественного договора. 13.

19.Атеистические идеи французских философов 18-го века. 14.

20.Философия Просвещения. 14.

21.Теория познания Канта. 15.

22.Этические воззрения И. Канта. 16.

23.Объектный идеализм и диалектика Гегеля. 17.

24.Л. Фейербах. 18.

25.Философия К. Маркса и Ф. Энгельса - этап в развитии философского знания. 18.

26.К. Маркс и Ф. Энгельс. Материалистическое понимание истории. 19.

27.Категории “Бытие”, “Материя”. Их место в философии и мировоззренческий смысл.19.

28.Способ и формы существования материи. Движение, время, пространство. 20.

29.Понятие отражения. Эволюция форм отражения. 20.

30.Проблема сознания в философии.21.

31.Возникновение сознания, его социальная природа. 21.

32.Материальное и идеальное. Функции идеального. 21.

33.Субъект и объект познания. 22.

34.Чувственное отражение, его форма и роль в познании. 22.


ВОПРОС 44. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ. СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ.

 

По Марксу, при первобытнообщинном строе нет условий для формирования личности, так как за каж­дого отдельного человека все решения принимаются родом. “Личность поглощена родом” - Энгельс. Условия для формирования личности возникли с появлением частной собственности и расколом общества на классы. У чело­века появляется возможность выбора поведения.

В обществе, основанном на частной собственности, в льготном положении в плане формирования лич­ных качеств находятся представители имущих классов - у них условия для развития, и они уполномочены прини­мать решения.

Представители эксплуатируемых классов в ситуации социального гнёта и манипуляцией поведением большими количествами людей при тоталитарных режимах безличны и лишены индивидуальности в большинстве случаев. Однако социальный гнёт вызывает сопротивление, и это стимулирует формирование личности у всех, кто сознательно участвует в сопротивлении.

Тоталитарные режимы оказывают разрушительное действие на становление личности. Они обезличи­вают массу людей, но и стимулируют развитие отдельных личностей. Оптимальные условия для массового разви­тия личностей создаёт развитие демократического процесса - участие всё большего количества людей в регуля­ции социальных процессов.

Исторические типы личности. Исторический процесс - смена исторических типов личности (по Мар­ксу). Если сущность человека - совокупность всех общественных отношений, то, следовательно, в основе типоло­гии личности находится тип общественных отношений, определяемый типом собственности. Каждый тип биполя­рен, на основе частнособственнических отношений формируются два типа интересов, определяющих выбор пове­дения: “Личность обусловлена и определена вполне конкретными классовыми отношениями”. Но социальное по­ложение людей не определяет жёстко тип выбора. Поскольку человек обладает самосознанием, он может и скло­нен выбирать тип поведения иного класса в период распада одних отношений. Высший исторический тип лично­сти, согласно Марксу, - коммунистический тип личности, который формируется в процессе социальной революции и на основе новой высшей общественной формации. Высший принцип при выборе поведения личности: “Свободное развитие каждого есть условие развития всех”.

 

 


Просмотров 619

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!