Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Социальная каузальная атрибуция



К началу 70-х гг. одно из ведущих мест в мировой соци­альной психологии заняла проблематика каузальной атрибу­ции. Однако результаты многочисленных исследований, проводившихся на интериндивидуальном уровне, в перспек­тиве межличностных отношений, не могут быть леренесены на уровень отношений между социальными общностями, этническими в том числе. На «несоциальность» разработан­ных в США концепций атрибуции обратили внимание евро­пейские ученые. По мнению швейцарского исследователя Ж.-К.Дешама, «... бесполезным было бы изучение процессов атрибуции без учета отношений между группами, взаимо­действия индивидов, принадлежащих к различным соци­альным категориям» (Deschamps, 1973/74, р.719).

А работавшие в Оксфордском университете психологи – англичанин М.Хьюстон и голландец Й.Яспарс – предпри­няли попытку создания сформулированной в виде системы гипотез и следствий концепции социальной (или группо­вой) атрибуции. Под социальной атрибуцией они понимают интерпретацию поведения и результатов деятельности[87] ин­дивидов на основании их группового членства. Такая атрибу­ция является социальной по происхождению и групповой как с точки зрения объекта направленности, так и сходства у членов социальной общности. По мнению исследователей из Европы, основная функция социальной атрибуции – формирование, поддержание или усиление позитивной группо­вой идентичности, что проявляется в предпочтении своей группы благодаря утверждению ее положительного образа при сравнении с другими, сопоставимыми с ней группами.

Стратегия, позволяющая сохранить позитивную группо­вую идентичность, состоит в использовании этноцентрист­ских атрибуций[88], при которых позитивное поведение (успех) своей группы и негативное поведение (неудача) чужой груп­пы объясняются внутренними причинами, а негативное по­ведение (неудача) своей группы и позитивное поведение (успех) чужой группы – внешними причинами (см. Hewstone, Jaspars, 1984).

Самое известное эмпирическое исследование, на резуль­таты которого ссылаются практически все авторы более позд­них работ по социальной атрибуции, было проведено в начале 70-х гг. в Южной Индии. Испытуемым-индуистам предлага­лись описания четырех ситуаций, в которых индуист или мусульманин совершает социально желательные и социаль­но нежелательные поступки (лавочник проявляет щедрость или обманывает покупателя, учитель хвалит или наказывает ученика, домовладелец приглашает в дом или не обращает внимания на попавшего под ливень прохожего и т.п.). Испы­туемых просили объяснить поведение членов двух конфесси­ональных групп одной из предложенных причин: внешних (стечение обстоятельств, правила поведения, установленные в обществе) или внутренних (щедрость или жадность торгов­ца, плохой или хороший характер учителя).

Выдвинутая гипотеза подтвердилась полностью: испыту­емые продемонстрировали этноцентристские атрибуции – внутренние причины приписывались социально желатель­ному поведению членов своей группы и негативному пове­дению мусульман и наоборот. Подобные атрибуции были выявлены и в ряде исследований, в которых испытуемыми выступали члены этнических общностей. А использование этноцентристских атрибуций стало рассматриваться в качестве элементарной (ultimate) ошибки атрибуции.

Однако в дальнейшем социальные психологи обнаружи­ли, что этноцентристские атрибуции, в которых проявляется предпочтение своей группы, не являются универсальными. Во-первых, члены групп подчиненного меньшинства, не ви­дящие альтернатив существующей системе, довольно часто используют этноцентристские атрибуции, но отражающие тенденцию к обесцениванию своей группы и оказанию пред­почтения доминантной группе. Так, китайцы в Малайзии внутренними причинами чаще объясняли позитивное пове­дение малайцев (группы большинства), чем членов своей группы.

Во-вторых, атрибуции, продемонстрированные индуистами в Южной Индии и китайцами в Малайзии, можно представить себе лишь как полюса некоего континуума, ко­торые соответствуют достаточно высокому уровню фавори­тизма (внутригруппового в первом случае и внешнегруппового во втором) и являются эмпирическими индикаторами меж­групповой дифференциации в форме противопоставления.

Но при благоприятных условиях межэтнического взаимо­действия – отсутствии явных конфликтов, относительно равном статусе и т.п. – предпочтение одной из групп не бу­дет столь четко выражено, а атрибуции будут отражать диф­ференциацию не только в форме противопоставления, но и в форме сопоставления.

В нашем исследовании московские студенты должны были оценить степень влияния разных причин на поведение и дости­жения советских и американских персонажей нескольких ситуа­ций[89]. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в атрибуциях может проявляться различное отношение к отдель­ным сферам жизнедеятельности взаимодействующих трупп: противопоставление в пользу своей группы, сопоставление двух групп, противопоставление в пользу чужой группы.

В ситуации межличностного общения позитивное поведение советского прохожего, помогающего заблудившемуся ту­ристу, чаще приписывалось его отзывчивости и бескорыстию (т.е. внутренним причинам), а позитивное поведение амери­канского персонажа – обстоятельствам (т.е. внешней причине). Обнаруженные этноцентристские атрибуции (с противопостав­лением в пользу своей группы) опирались на позитивные для этой сферы автостереотипы, которые обьино являются ос­новным источником для объяснения поведения и достиже­ний группы внутренними причинами.

Но когда испытуемые интерпретировали успехи и неуда­чи советского и американского научных коллективов, а в качестве причин достижений выступали многие качества, воспринимаемые стереотипными для американцев, они продемонстрировали внешнегрупповой фаворитизм – про­тивопоставление в пользу чужой группы. Особенно это про­явилось при объяснении неудач. Так, неудачи советских ученых приписывались не только стереотипным, а всем предложен­ным внутренним причинам: от недостаточного трудолюбия и предприимчивости до недостаточной сплоченности коллек­тива. А наиболее вероятной причиной неудачи американцев рассматривалась внешняя нестабильная причина – невезе­ние. Иными словами, каузальные атрибуции строятся не только на основе стереотипов: в рассмотренном случае наличие не­благоприятного для своей группы целостного паттерна атрибуции привело к игнорированию стереотипа об индиви­дуализме американцев и к рассмотрению «недостаточной сплоченности» как более вероятной причины неудачи совет­ских, а не американских ученых.

Тенденция к дифференциации в форме сопоставления проявилась, когда испытуемые имели возможность объяс­нять поведение советских и американских персонажей ситуа­ций не совпадающими стереотипными характеристиками. Основными причинами хороших взаимоотношений соседей в общежитии они считали разные позитивные качества аме­риканцев и советских людей (раскованность и уважение к другим народам соответственно), а основными причинами их плохих взаимоотношений – разные негативные качества (чувство превосходства над другими народами и недостаточ­ную раскованность). Каузальные атрибуции строились в соответствии с взаимодополняющими образами, что и привело к объяснению как позитивного, так и негативного поведе­ния членов обеих групп внутренними стереотипно-личност­ными чертами. Но в этом случае проявился внутригрупповой фаворитизм, так как с точки зрения русского человека, «ува­жение к другим народам» – качество более социально жела­тельное, чем раскованность.

Кроме использования стереотипов имеются и другие возможности для выполнения каузальными атрибуциями функции межгрупповой дифференциации. В исследовании, проведенном нами в 1987 г. в Дагестане, ни у русских, ни у представителей коренных народов не было выявлено тен­денций к этноцентристским атрибуциям. Однако испытуе­мые продемонстрировали слабо выраженный этноцентризм: хорошие взаимоотношения с представителем другого народа они объясняли национальными особенностями своей груп­пы и индивидуальными особенностями партнера по обще­нию. «Наивные психологи» рассуждали примерно так: «мы» ладим с людьми, потому что нашему народу присущи поло­жительные свойства (доброта, отзывчивость, общительность и т.п.), а если кто-то из «них» устанавливает хорошие отно­шения с «нами», то только благодаря своим личностным особенностям.

Иными словами, при незначительном внутригрупповом фаворитизме специфика каузальных атрибуций может про­являться в использовании фактора стабильности/нестабиль­ности причин: успехи членов своей, группы и неудачи членов чужой группы объясняются групповыми особенностями, т.е. внутренними стабильными причинами, а неудачи членов своей группы и успехи членов чужой группы – индивиду­альными особенностями, т.е. внутренними, но нестабильны­ми для группы причинами. .

Этот способ поддержания позитивной этнической иден­тичности, как и описанные нами ранее – поиск новых осно­ваний для сравнения, выбор для сравнения менее успешных групп – относится к стратегии социального творчества. Но многие низкостатусные группы стремятся установить пози­тивные различия в прямом соревновании с группой боль­шинства, победа в котором позволила бы группе занять более высокое положение в обществе. Анализируя во второй главе типы этнической идентичности, мы сознательно опустили эту стратегию сохранения позитивной этнической идентич­ности при неблагоприятном межгрупповом сравнении – коллективную стратегию социальной конкуренции. К сожа­лению, в этом случае стремление одного народа к восста­новлению позитивной этнической идентичности очень часто сталкивается с интересами других народов, а социальная конкуренция перерастает в этнические конфликты, со­циально-психологическому анализу которых мы посвятим сле­дующую главу.

Литература для чтения

Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психоло­гические проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. С.134–158.

Дейкер X., Фрейда Н. Национальный характер и национальные стереотипы // Современная зарубежная этнопсихология / Под ред. СААрутюнова и др. М.: ИНИОН СССР, 1979. С.23-44.

Стефаненко Т. Г. Социальные стереотипы и межэтнические от­ношения // Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М.Андреевой, Я.Яноушека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С.242-250.

Стефаненко Т. Г. Методы исследования этнических стереотипов // Стефаненко Т.Г., Щлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопси­хологического исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. С.З–27.



Просмотров 783

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!