Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Регулирование распределение ресурсов для обеспечения общественными товарами и корректирование побочных эффектов



Экономистам известны два случая резкого нарушения функционирования рынка, то есть ситуаций, в которых конкурентная рыночная система производила «не те» количества определённых товаров и услуг, либо оказалось не в состоянии вообще выделить какие бы то ни было ресурсы на производство некоторых товаров, выпуск которых экономически оправдан. Первый случай связан с переливами ресурсов, или побочными эффектами, другой - с государственными, или социальными благами.

Известно, что рыночные механизмы не обеспечивают рационального с общественной точки зрения распределения ресурсов в тех случаях, когда речь идет о производстве, сопровождающемся внешними эффектами, или о создании общественных благ. В этих условиях государство берет на себя функцию корректировки распределения ресурсов. Такая корректировка и в переходной, и в рыночной экономике осуществляется традиционными методами. К их числу относятся установление административных ограничений и стандартов, препятствующих загрязнению окружающей среды, система специальных налогов и дотаций, финансирование производства общественных благ или непосредственное управление их производством, когда оно сосредоточено на государственных предприятиях. Спецификой переходной экономики является наличие особых проблем, усложняющих реализацию рассматриваемой функции государственного регулирования .

Отметим, прежде всего, что для стран, вступающих в этап перехода к рынку, характерны острейшие экологические проблемы, перешедшие по наследству от административно-командной системы. Для их решения необходимо резко ужесточить ограничения на вредные выбросы, значительно повысить налоги на производителей, использующих экологически опасные технологии, и т. п. Однако производители в массе своей технологически не готовы создавать продукцию с меньшим вредоносным внешним эффектом. Поэтому попытки быстро изменить экологическую ситуацию путем введения жестких нормативов, санкций и дополнительных налогов выльются в значительное сокращение объемов производства, что усилит экономический спад, характерный для начала переходного периода. Решение проблемы видится на путях постепенного ужесточения политики регулирования отрицательных внешних эффектов с заранее, за несколько лет объявленными, очередными изменениями экологических нормативов, размеров налогов, штрафов и т. п. Это позволило бы предприятиям заранее приспособиться к грядущим изменениям и отреагировать на них внедрением экологически безопасной технологии, а не резким сокращением производства.

Регулирование процесса перераспределения ресурсов и производство общественных благ (национальная оборона, фундаментальная наука, образование, здравоохранение и т. п.) в переходной экономике осложняется из-за высокой инфляции. Как известно, от высокой инфляции больше всего страдают лица с относительно стабильными номинальными доходами, к которым, в частности, относятся работники бюджетных отраслей. Начинается переток квалифицированных научных, педагогических и других кадров в сферы деятельности, приносящие более высокие доходы. Для того чтобы препятствовать этому процессу, сохранить кадровый потенциал в жизненно важных для развития общества сферах, обязательным элементом политики перераспределения ресурсов на переходном этапе должна быть эффективная система защиты доходов работников бюджетной сферы от инфляции.

Стабилизация экономики

Самая новая и в некоторых отношениях самая важная функция государства заключается в том, чтобы стабилизировать экономику, т. е. помогать частной экономики обеспечивать и полную занятость ресурсов, и стабильный уровень цен. Ключевой момент здесь сводится к тому, что уровень цен производства непосредственно зависит от общего, или совокупного, объёма расходов. Высокий уровень общих расходов означает, что для многих отраслей выгодно увеличивать выпуск продукции, а это условие, в свою очередь, предопределяет необходимость добиваться высокого уровня использования и материальных, и людских ресурсов. Существуют две неблагоприятные ситуации:

1. Безработица. Общий уровень расходов в частном секторе может быть слишком низким для реализации полной занятости. В этом случае государство обязано так дополнить частные расходы, чтобы общий объём расходов - частных и государственных - был достаточен для создания полной занятости. Каким образом государство может это осуществить? Ответ на этот вопрос состоит в том, чтобы использовать тот же метод - государственные расходы и налогообложение, - какой государство использует для перераспределения ресурсов в производство общественных благ. Конкретно, государству надлежит, с одной стороны, увеличить собственные расходы на общественные блага и услуги, а с другой - сократить налоги с целью стимулирования расходов частного сектора.

2. Инфляция. Другая ситуация может возникнуть, если общество попытается расходовать больше, чем позволяют производственные мощности экономики. Когда совокупные расходы превышают величину продукта при полной занятости, избыточные расходы вызовут повышение уровня цен. Чрезмерный объём совокупных расходов носит инфляционный характер. В этом случае государство обязано ликвидировать чрезмерные расходы. Оно может этого достигнуть главным образом сокращением собственных расходов, а также повышением налогов с целью сокращения расходов частного сектора.

Чем выше темпы инфляции и глубже спад в переходной экономике, тем выше роль стабилизационной функции государственного регулирования. Данная функция реализуется главным образом посредством традиционных методов бюджетной, фискальной и кредитно-денежной политики. Основная сложность стабилизационного регулирования на переходном этапе связана с тем, что высокие темпы инфляции связаны здесь с глубоким экономическим спадом. В этих условиях стимулирующая бюджетная, фискальная и кредитно-денежная политика, направленная на преодоление спада, способствует усилению инфляции. И наоборот, ужесточение кредитно-денежной, фискальной и бюджетной политики, направленное на подавление инфляции, способствует углублению падения производства.

Таким образом, перед государством встает сложнейшая проблема сочетания «жесткости» и «мягкости» в экономическом регулировании.

Заключение

Итак, государственное вмешательство в рыночную экономику необходимо в тех сферах, в которых механизм рынка не в состоянии устранить различные последствия внешних эффектов либо несправедливостей самой рыночной системы. Этих сфер с развитием экономики становилось все больше, и тем сложнее становились формы государственного вмешательства в экономические процессы.

Генеральной целью государственного регулирования экономики является стабильность национальной экономики, приспособление ее к изменяющимся внешним условиям. Кроме того, на современном этапе именно от государственной экономической политики зависит здоровье частного сектора экономики - основы рыночного хозяйства, а значит и всей страны.

Государственное регулирование - объективная необходимость развития рыночной экономики. Степень государственного регулирования зависит от уровня развития рыночных отношений. Четкое формулирование и закрепление в нормативных актах государственной экономической политики -- необходимые условия эффективного применения средств и методов государственного регулирования экономики.

На нынешнем уровне развития рыночного способа производства формы вмешательства государства приобрели настолько сложный вид, что рассмотреть все последствия экономической деятельности государства невозможно. Тем не менее существует ряд сфер, вмешательство государства в которые жизненно необходимо. Это - перераспределение доходов и ресурсов, регулирование занятости , антиинфляционная и антимонопольная политика, исправление последствий внешних эффектов и многое другое.

Вмешательство государства в экономику носит прямой и косвенных характер. К прямым мерам государственного регулирования нужно в первую очередь отнести государственный сектор экономики (также и долевое участие государства в АО), кредитование или льготное налогообложение отдельных субъектов, принятие регулирующих законодательных актов. К косвенным мерам относятся стимулирование инвестиций, обеспечение занятости, налогообложение, стимулирование экспорта и импорта и т.д. Средства государственного вмешательства подразделяются на экономические и административные.

Экономические осуществляются при помощи экономических рычагов, находящихся в распоряжении государства, а административные используют законодательную власть и осуществляются в приказном порядке.

Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью соблюдение интересов государства, общества в целом, социально незащищённых слоёв населения. Это необходимо для того, чтобы в условиях экономической свободы они не были подавлены, ущемлены и устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц.

Государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе, участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остаётся остро дискуссионным вопросом экономической науки.

Но преувеличение роли государства, взгляд на государственное регулирование как на панацею от всех социально-экономических проблем неправомерны. Подобно тому как есть «провалы» рынка, есть и «провалы» государства. Экономическая эффективность--это прежде всего рынок. Все современные развитые экономики опираются на рыночные принципы. Более того, эти принципы постепенно воспринимаются всем остальным миром, хотя каждая страна сохраняет национальную специфику. Процесс восприятия базовых ценностей рынка, обеспечивших группе стран лидирующее положение в мире, будет усиливаться по мере стремительной интернационализации не только экономической деятельности, но и вообще всей жизни человека.

Таким образом, прежнее противопоставление государства и рынка в развитых странах потеряло смысл: и государство, и рынок занимают в социально-экономической системе вполне определенное место, выполняют присущие только им функции и существуют в неразрывном единстве.


Список использованной литературы

1. Губин Е. Методы, свойства и формы государственного регулирования экономики. М., 2001.

2. Курс экономики. Учебник для ВУЗов. Издательство «Факел». Москва 1997.

3. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. «Экономикс: Принципы, проблемы и политика». В 2 т.: Таллинн. - 2007.

5. Андрианов Б.В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике. - Журнал "Экономист", 1996 г.

6. Борисов Е.Ф., Петров А.А., Стерликов Ф.Ф. Экономика. Экономическая теория. Общая экономическая теория. ТЕСТ. Учебное пособие. - М.: МОСУ, 1995

7. Сажина М.А. Государственное регулирование рыночной экономики. М., 1999.

8. Самуэльсон П. «Экономика». Севастополь: изд. «Ахтиар», 1995г.

9. Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики. М., 2001.

10. Чепурин М.Н. Роль государства в рыночной экономике. Киров, 1999

11. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. Под редакцией кандидата экономических наук, доцента А.С.Булатова. Издательство БЕК. Москва 1995 г.

 



Просмотров 954

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!