Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА



Федерализм в России во многом уникален. Ему трудно подобрать аналоги в истории и современном мире. Он не сводится ни к национально-государственному устройству (что отличало советскую модель), ни к территориальному (свойственному многим странам). Попытки копировать опыт США, Германии и других государств не имели успеха, потому что расходились с российскими реалиями и противоречили интересам развития страны. Ассиметрия, присутствующая в конституционных положениях о федеративной организации России, отразила сложный состав и прошлое страны. В этой связи ссылки на международный опыт, примеры других государств, а тем более аргументы в пользу использования зарубежного опыта, - очень условно. Как правило, они используются российскими политиками и учеными для подкрепления идеологической позиции. Например, “развитие принципов федерализма, является укреплением принципов демократии”. В международной практике, однако, происходит наоборот.

Поскольку почти три четверти субъектов Федерации не обладают статусом государства в составе РФ, а 32 субъекта образованы по этническому признаку, Россия, провозгласившая федеративное устройство, оправданно сохраняет немало конструкций, присущих унитарному государству. При этом важно подчеркнуть, что в мире более типичны случаи, когда при формировании федерации субъекты объединяются, создают центр и передают ему часть своих полномочий. В России согласно Конституции полномочия передаются сверху вниз, от центра – субъектам, самостоятельность которых неравномерно увеличивается. Причем предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Федерации и ее субъектов разграничиваются Конституцией, Федеральным и иными договорами. “Иные договоры” так и остались бы гипотетической возможностью, не востребованной практикой, - как это и происходит в других федерациях, если бы в отношениях центра с отдельными субъектами Федерации не возникли серьезные проблемы.

Сепаратистские настроения в регионах во многом зависят от нестабильности центральной власти. Но эта стабильность, в свою очередь, обусловливается региональным сепаратизмом. Большей или меньшей самостоятельности хотят все. Каждый субъект РФ, исходя из своих возможностей давления на центр, выстраивает собственную модель взаимоотношений с ним, пытаясь закрепить ее двусторонним договором. Поэтому каждый субъект федерации имеет аргументы и примеры, опираясь на международный опыт. Используется, однако, не все, а только то, что подходит под политическую задачу.

В международном опыте широкое признание в правовых доктринах и на практике получила территориальная автономия. В настоящее время сложилась территориальная автономия двух видов.

Первый - наделение части территории государства более широкими правами, чем другие, принимая во внимание особенности исторического, экономического характера, а также наличие компактно проживающей группы, подпадающей под понятие "национальное меньшинство".Второй - придание специального статуса территориальным образованиям в рамках всей страны.

В числе стран, где созданы автономии первого вида, можно отметить Великобританию, Францию, Финляндию, Данию, Португалию.

В Финляндии специальный статус предоставлен Аландским островам, в Дании - Фарерским островам и Гренландии, в Португалии- островам Азорского архипелага и Мадейре, во Франции- Корсике, в Великобритании - Северной Ирландии.

В частности, автономные образования Финляндии и Дании, несмотря на определенные особенности, имеют общие моменты, которые заключаются в порядке их формирования. В этих странах автономные образования были созданы на основании специального закона, в разработке которого принимали участие представители как центра, так и автономий, что дало возможность на начальной стадии согласовать спорные моменты. Следует отметить, что автономии в Финляндии и Дании являются примером создания политико-территориальных единиц с учетом этнического состава населения.

Иные критерии принимались во внимание в Португалии, предоставившей статус автономии островам Азорского архипелага и Мадейре. Особый статус островной части Португалии определяется особенностями географического положения, а также экономическими и социальными условиями жизни населения. При этом институциональным актом автономной области является статут, который вырабатывается Ассамблеей области. Окончательное решение в отношении статута области принимается общенациональным Парламентом.

Контроль со стороны центральной власти за органами автономных областей осуществляется в Португалии в нескольких направлениях: можно отметить, например, контрольные полномочия министра республики, назначенного в автономную область. Контроль за нормативными актами автономной области осуществляется также Конституционным судом в процессе реализации общих процедур подобного вида. Что касается контрольных полномочий министра республики, то они во многом аналогичны тем, которыми наделены губернаторы в субъектах федерации целого ряда стран с федеративным устройством. В течение пятнадцати дней с момента получения декрета областной законодательной ассамблеи министр республики обязан подписать его либо осуществить право вето. Вместе с тем законодательный орган может преодолеть вето министра.

Конституция Португалии предусматривает и роспуск законодательных и исполнительных органов автономных областей "за деяния, противоречащие Конституции". В таких случаях руководство областью переходит к центральной власти в лице министра.

История:

Сегодня нередки споры об исторических корнях российского федерализма.

Иной раз их усматривают уже в процессе объединения княжеств, земель, царств

и ханств в далеких столетиях, когда складывалось государство Российское.

Этот процесс шел разными путями, охватывая добровольные союзы и

спасительные присоединения, но не исключая и завоевательные походы. Со

временем Россия превратилась в государство, спаянное воедино не только

общностью исторического пути народов, но и общими интересами —

экономическими, социальными, культурными, политическими. Однако Россия

создавалась и развивалась как централизованное унитарное государство. Чем

более крепла царская власть, тем четче идеи единой и неделимой России

принимали государственные формы.

Федерализм в официальных кругах царской России никогда не поддерживался

и не признавался. Разумеется, система управления страной не могла не

отражать особенности положения ряда регионов. Эта система отнюдь не была

столь примитивной, как ее не раз изображали в недалеком прошлом. Элементы

автономии можно было найти в Финляндии и в Польше.

Известный российский правовед профессор Н. М. Коркунов писал уже в

канун первой мировой войны: "Россия могла быть только единым государством.

Она никогда не образовывала и не образует ни федерации, ни унии"1. И это

было сказано не случайно. Основные законы царской России провозглашали, что

во всем ее пространстве власть принадлежала государю. В верховном

управлении его власть действовала непосредственно, а "в делах же управления

подчиненного", как говорилось в то время, определенная степень власти могла

вверяться государем местам и лицам, действовавшим, однако, его именем и по

его повелению. Конституционный манифест 17 октября 1905 года, от которого

либеральные круги России могли ожидать более серьезных реформ, внес в

государственное устройство России мало нового.

Федерализм вначале не признавался и большевистской партией. Считалось,

что он ослабляет необходимое единство экономических связей и вообще

является негодным типом для одного государства. В принципе партия выдвигала

лозунги самоопределения наций, входящих в состав государства, но не шла

дальше требований широкого областного самоуправления, особенно для

местностей, отличавшихся национальным составом населения. Предпочтение явно

отдавалось крупному централизованному государству.

Ленин и его сторонники позднее пересмотрели свое отношение к

федерализму. Решающую роль играло возрастание национального фактора в

борьбе за политическую власть. Еще накануне первой мировой войны

большевистская партия провозгласила, что право наций на самоопределение

охватывает их право на отделение и образование самостоятельного

государства. Вместе с тем сразу же была сделана оговорка о том, что решение

вопроса об отделении непозволительно смешивать с вопросом о его

целесообразности. Примечательно, что в первых актах победившей советской

власти вопрос о государственном устройстве практически не затрагивался.

Обстановка, создавшаяся на территории царской России, однако,

потребовала радикальных решений: центральная власть вынуждена была бороться

за свое выживание, а усиление сепаратизма и национализма вело к тому, что

от бывшей "единой и неделимой" отпадали все новые регионы. Окончательно

вышли из состава России Польша и Финляндия, приобретали государственную

самостоятельность Литва, Латвия и Эстония, реальной становилась возможность

отделения Украины и Белоруссии, не говоря уже о Грузии, Армении и

Азербайджане. В этих условиях лозунги федерализма стали спасительными для

сохранения крупного государства.

В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа1:

1) Создание основ социалистического федерализма (1918-1936);

2) Утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России

(1937-1985);

3) Реформы государственного устройства перед принятием Конституции 1993

года.

1) Федерализм в России возник и развивался по идеологическим схемам

большевизма, положившего в основу федерации не реальную демократизацию

власти, а преодоление «национального гнета». Российская федерация была

провозглашена на ((( Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г. Этим

устанавливалось новое государственное устройство не только собственно

России (как мы ее понимаем сегодня), но и всей бывшей Российской империи,

на территории которой впоследствии был создан СССР. На российской

территории начался хаотичный процесс создания автономий (республик и

областей) по национальному или географическому признаку, хотя ясных

границ национального расселения не существовало, да и население в

национальном отношении часто было смешанным. Тем не менее, этот процесс

активизировался после принятия Конституции РСФСР 10 июля 1918 г. Были

созданы Башкирская, Татарская, Дагестанская и другие АССР, а также ряд

автономных областей (Чувашская, Карельская, Марийская и др.). Всего в

1923 г. в составе РСФСР находилось 11 автономных республик, 14 автономных

областей и 63 губернии и области. Созданный в 1922 г. СССР являл собой

совершенно иное федеративное государство, ибо состоял из равных субъектов

с правом выхода из федерации. Это объединение народов было тесно связано

с антидемократической сущностью тоталитарного государства и являло собой

фиктивную федерацию. Самым заметным результатом такого устройства как

СССР, так и РСФСР явился подспудно развившийся национализм, особенно

опасный там, где он проявился в этнически смешанном обществе и на

произвольно определенных территориях. После создания СССР внимание к

процессам государственного устройства РСФСР было существенно ослаблено.

Во-первых, к этому времени всем стало ясно, что нелепая идея мировой

революции и ожидания соответствующего расширения территориальных границ

РСФСР потерпела полный крах. Во-вторых, в центре внимания правящей партии

оказались вопросы укрепления Союза ССР, который преподносился как

результат национальной политики партии и лично И.В. Сталина.

2) Ко времени принятия Конституции СССР (1936 г.) и РСФСР (1937 г.)

государство стало уже по существу унитарным. В Конституции РСФСР были

поименно перечислены 16 автономных республик и 5 автономных областей (10

имевшихся национальных округов не были названы). Что касается краев и

областей, в которых проживало подавляющее большинство населения страны,

то они субъектами Федерации по-прежнему не признавались. Без какого-либо

правового камуфляжа были ликвидированы многие автономии, а целые народы

подвергнуты массовой депортации. Опыт государственного устройства

советского периода ясно указывает, что тоталитаризм и федерализм

несовместимы. Идея преодоления «национального гнета» и утверждение

«национальной государственности» служили средством, отвлекающим народы от

создания подлинной демократии и правового государства. Федерализм являл

собой только прикрытие для жестко централизованного государства.

3) Мощная демократическая волна, вызванная перестройкой и последующими

реформами, обострила процессы государственно-правового развития страны в

целом и России в частности. Неумение властей найти адекватные

политические ответы на этот вызов времени в соединении с нараставшими

объективными потребностями в демократизации государственного устройства

привели к распаду СССР и «параду суверенитетов» автономных образований

РСФСР. В 1990-1991 гг. большинство автономных республик и многие

автономные области России провозгласили себя суверенными государствами в

составе РСФСР. В условиях усилившихся центробежных тенденций, создавших

опасность распада Российской Федерации, большое значение имело заключение

31 марта 1992 г. Федеративного договора, который 10 апреля 1992 г. был

включен в Конституцию как ее составная часть. Однако это не решило всех

проблем государственного устройства Российской Федерации и не привело к

полной ликвидации националистических устремлений в ряде регионов. Хотя

права субъектов Федерации и были расширены, но их равноправие по существу

закреплено не было.



Просмотров 767

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!