Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Екатерина II-хар-ка Наказа,Уложенная комиссия,грамота городам 1785,жалованная грамота дворянству.Развитие крепостного права



В период правления Екатери­ны II принципы «просвещенного абсолютизма»укрепляются. В Манифесте о восшест­вии на престол новой императрицы провозглашена идея установления «законной монар­хии» Е2 создает ряд специальных комиссий для установления пределов «законной власти правительст­ва»: Комиссия о вольности дворянской (позже ставшая советом при императрице), Комис­сия о коммерции, Комиссия о церковных имениях. Они готовили проекты законов, определявших государ­ственный строй: от фундаментальных законов отличались законы текущие. Монархическая форма правления считалась неизменной, неотъемлемой и единственно возможной для России. Наряду с этим отмечалась необходимость проведения правовой ре­формы в целях улучшения государственного строя и укрепле­ния законности.

В 1766 г. Е II написала «Наказ», в котором формулировались принципы пра­вовой политики и правовой системы. Значительная часть текста заимствована из трактата Монтескье «О духе законор», трактата Беккариа «О пре­ступлениях и наказаниях», «Энциклопедии» Дидро и д'Аламбера. Однако «Наказ» был самостоятельным произведением, выразив­шим идеологию российского «просвещенного абсолютизма».

Законодательная деятельность была направле­на не просто на пересмотр старых законов, но и на выработку единого уложения на новых началах. Закон рассматривался как главный инструмент государственного управления, кото­рый необходимо сообразовывать с «духом народа»и «естест­венным положением дел». Закон должен обеспечивать пол­ное и сознательное повиновение.

В «Наказе»была разработана юридическая техника, ранее неизвестная российскому праву, выработаны новые представ­ления о системе законодательства: а) законов должно быть немного, и они должны оставать­ся неизменными; б) временные учреждения определяют порядок деятельности органов и лиц, регламентируя его посредством наказов и уставов; в) указы являются актами подзаконными, могут быть крат­косрочными и отменяемыми.

В 1766 г. после подготовки «Наказа» создается новая Комиссия по подготовке проекта нового Уложения. Одновременно с «Наказом »для направления кодификаци­онной работы комиссии был принят «Генерал-прокурорский наказ», определявший основные характеристики разных видов законодательства и форм права: право божественное, право естественное, право народное, право государственное общее, право государственное особенное и др. К «праву общему» относились: нормы о полномочиях вер­ховной власти, правомочиях органов государственного уп­равления, принципы административно-территориального деления, права и положение православной церкви, порядок судопроизводства и судебной системы, основы уголовного права, полицейского управления и благочиния, регулирова­ние государственного хозяйства, здравоохранения и образо­вания. К «праву особенному»: нормы, регламентиро­вавшие сословные права, область брачно-семейых отношений, опека, отношения по распоряжению имуществом, и иные обязательства.

В ходе работы над Уложением были созданы специальные комиссии: по вопросам «общего права», о сословиях, о право­судии, о благочинии, духовно-гражданская, об имениях, о правах частных лиц, об обязательствах. Эти частные комис­сии работали в течение нескольких лет (с 1768 по 1771 г.) и подготовили материалы, положеные в основу важнейших правовых документов конца XVIII в.: Жалован­ная грамота дворянству (1785 г.); Жалованная грамота горо­дам (1785 г.). Учреждения для управления губерний (1775 г.), Устава благочиния (1782 г.) и др.

Комиссия предложила реформировать систему централь­ного управления, перенеся центр тяжести на места в губер­нии.В конце 1771 г. работа частных комиссий была прекраще­на. Тем не менее комиссия по составлению нового Уложения продолжала существовать. Екатерина II предполагала даже превратить ее в постоянно действующий при Сенате орган.

Жалованная грамота дворянству 1785 г. как ист-к права.

В 1785 Екат. II издала ЖГД, которая представляла собой кодификацию законодательства о статусе дворянства. ЖГД состояла из вводного манифеста и четырех разделов (92 ст). В ней устанавли­вались принципы организации местного дворянского само­управления, личные права дворян и порядок составления родословных дворянских книг. Дворянское достоинство определялось как особое состоя­ние качеств, которые послужили осн-ем для приобрете­ния дворянского звания. Дворянское звание рассматрива­лось как неотъемлемое, потомственное и наследственное, распространялось на всех членов семьи дворянина. Основа­ниями для лишения дворянского звания могли стать лишь уголовные преступления, в которых проявились моральное падение преступника и нечестность. Перечень этих преступ­лений был исчерпывающим.

За дворянами закреплялись следующие права:

1. Личные: телесная неприкосновенность (дворяне не подвергались телесным наказаниям и пыткам); право на геральдику (герб); освобождение от обязательной государственной службы (впервые утвержденное Петром III в Манифесте о вольности дворянству 1762).

2. Имущественные: монополия на обладание населенными имениями; право на обладание недрами на помещичьей земле (в отличие от указа Петра I, который оставлял недра за гос-вом); освобождение от податей и повинностей; право на любую не запрещенную законом предпринимательскую деятельность (кроме розничной торговли).

Сословное самоуправление дворянства, регламентиро­ванное ЖГД,выглядело след.обра­зом: дворяне создавали общество, или Собрание, наделенное правами юридического лица (имевшее собственные финан­сы, имущество, учреждения и служащих). Собрание наделя­лось определенными полит. правами: оно могло де­лать представления местным властям, центральным учрежде­ниям и императору по вопросам « общественной пользы».

В состав Собрания входили все дворяне, имевшие имения в данной губернии. Из числа уездных предводителей дворян­ства Собрание раз в три года избирало кандидатов в губерн­ские предводители дворянства. Кандидатура последнего ут­верждалась губернатором или представителем монарха в гу­бернии. Устранялись от выборов дворяне, не имевшие зе­мель и не достигшие 25-летнего возраста. Ограничивались при выборах права дворян, не служивших и не имеющих офи­церских чинов. Опороченных судом дворян исключали из состава Собрания. Собрание избирало также заседателей в сословные суды губернии и полицейских должностных лиц земской полиции.

ЖГсохраняла отличие прав личного дворянства от прав потомственного дворянства. Все потомст­венное дворянство обладало равными правами (личн, имущ. и судебн.) независимо от разницы в ти­тулах и древности рода. Правовая консолидация дворянства как сословия завершилась. Закрепленные за дворянством права определялись как «вечные и неизменные». Вместе с тем дворянские корпорации находились в непосредственной за­висимости от гос. власти: регистрация дворян в родословных книгах проводилась по установленным гос-вом правилам, гос. чиновники утверждали кандидатуры выборных дворянских предводителей, дворян­ские выборные органы действовали под эгидой гос. должностных лиц и учреждений.

Жалованная грамота городам 1785г. как ист-к права.

ЖГГ была опубликована одно­временно с ЖГД в апреле 1785 г. Она состояла из манифеста, 16 разделов и 178 статей. ЖГГ закрепляла единый сословный статус всего насе­ления городов независимо от профессиональных занятий и родов деятельности. Это вполне согласовывалось с идеей со­здания «среднего рода людей». Единый правовой статус го­р. населения основывался на признании города осо­бой организованной территорией (с особыми же админи­стративными системами упр-ия и видами занятий насе­ления).

Принадлежность к мещанскому сословию, по мысли зако­нодателя, основывается на трудолюбии и добронравии, явля­ется наследственной, связана с пользой, которую мещанство приносит отечеству (принадлежность к мещанству — не есте­ственное явление, как принадлежность к дворянству). Лише­ние мещанских прав и сословных привилегий могло осущест­вляться по тем же основаниям, что и лишение сословных прав дворянина (также приводился полный перечень дея­ний). Личные права мещан включали право на охрану чести и достоинства, личности и жизни, право на перемещение и выезд за границу. К имущественным правам мещанства относилось право собственности на принадлежащее имущество (приобрете­ние, использование, наследование), право владения промыш­ленными предприятиями, промыслами, право на ведение торговли.

Все городское население делилось на шесть категорий:

1) «настоящие городские обыватели», имеющие в городе дом и иную недвижимость;

2) записанные в гильдии купцы (I гильдия — с капиталом от 10 до 50 тыс. руб., II — от 5 до 10 тыс. руб, III — от 1 до 5 тыс. руб.

3) состоявшие в цехах ремесленники;

4) иногородние и иностранные купцы;

5) именитые граждане (капиталисты и банкиры, имевшие капитал не менее пятидесяти тысяч рублей, оптовые торгов­цы, судовладельцы, состоящие в городской администрации, ученые, художники, музыканты);

6) прочее посадское население.

Купцы I и II гильдии пользовались дополнительными лич­ными правами, освобождались от телесных наказаний, могли владеть крупными промышл. и торговыми предпри­ятиями От телесных наказаний освобождались и именитые граждане. Права и обязанности ремесленников регламентировались внутрицеховыми правилами и «Уставом о цехах». За городскими жителями, как и за дворянством, признава­лось право корпоративной организации. Горожане составля­ли «общество городское». могли собираться на собрания с санкции админ-ции. Собрание могло обращаться с представлениями к мест­ным властям и наблюдать за соблюдением законов. За город­ским обществом признавалось право юрид. лица. Участие в обществе ограничивалось имущественным цензом (уплата годового налога размером не менее 50 рублей) и воз­растным цензом (не моложе 25 лет).

Горожане избирали бургомистров, заседателей-ратманов (на три года), старост и судей словесных судов (на год).

В городе создавалась общая гор. Дума, в которую входили избранные городской голова и гласные (по одному от каждой из шести категорий горожан и пропорционально частям города). Общая гор. Дума образовывала свой исполнительный орган — шестигласную городскую думу из числа гласных, в заседаниях которой участвовали один пред­ставитель от каждой категории. Председательствовал гор. голова. В компетенцию городской Думы входило обеспечение в городе тишины, согласия и благочиния, разрешение внутри-сословных споров, наблюдение за городским строительст­вом.

Губернская реформа 1775 г.

18 ноября 1775 г.

7 (18) ноября 1775 г. императрицей Екатериной II было издано «Учреждение для управления губерний Российской империи», в соответствии с которым в 1775-1785 гг. была проведена кардинальная реформа административно-территориального деления Российской империи. Задачей губернской реформы 1775 г. было укрепление власти дворянства на местах с целью предотвращения крестьянских восстаний.

До 1775 г. губернии Российской империи делились на провинции, а провинции — на уезды. Согласно новому указу губернии стали делиться только на уезды. Основной целью реформы было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам.

Деление осуществлялось без учёта географических, национальных и экономических признаков; в его основу был положен исключительно количественный критерий — численность населения. По новому указу на территории каждой губернии проживало от 300 до 400 тыс. душ, на территории уезда — около 30 тыс. душ.

Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансами и хозяйственными делами занималась Казённая палата. Школами и богоугодными заведениями — Приказ общественного призрения, в котором заседали выборные представители сословий под председательством чиновника. Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих.

Органом исполнительной власти в уездах был нижний земский суд во главе с капитан-исправником, избираемым местным дворянством. В уездных городах власть принадлежала назначаемому городничему.

Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору, состоявшему под непосредственным контролем императрицы и Сената. Генерал-губернатор контролировал деятельность губернаторов подведомственных ему губерний и областей, осуществлял общий надзор за чиновниками, следил за политическими настроениями сословий.

В связи с принятием губернской реформы 1775 г. полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия — свой выборный суд. Помещиков судил Верхний земский суд в губерниях и уездный суд в уездах, государственных крестьян судила Верхняя расправа в губернии и Нижняя расправа в уезде, горожан — городовой магистрат в уезде и губернский магистрат в губернии. Все эти суды были выборными, исключая суды нижней расправы, которые назначал губернатор. Высшим судебным органом в стране становился Сенат, а в губерниях — палаты уголовного и гражданского суда. Новым для России был бессословный Совестный суд, призванный прекращать распри и мирить ссорящихся.

Губернская реформа привела к ликвидации коллегий, за исключением Иностранной, Военной и Адмиралтейской. Функции коллегий перешли к местным губернским органам. В 1775 г. была ликвидирована Запорожская Сечь, а большинство казаков переселили на Кубань.

В ходе осуществления реформы 1775 г. были приняты меры по укреплению власти дворянства в центре и на местах. Впервые в российском законодательстве появился документ, определивший деятельность местных органов государственного управления и суда. Созданная этой реформой система сохранилась до 1864 г., а административно-территориальное деление до 1917 г.

Судебная реформа 1775 г.

Документом, определившим направление новой губернской реформы, стали "Учреждения для управления губерний Всероссийской империи" (1775 г). Проводимая реформа планировала осуществить разукрупнение губерний. Их число было удвоено, через 20 лет после ее начала число губерний достигло 50. Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному принципу, без учета географических, национальных и экономических факторов. Основной целью деления было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам. В основу деления был положен чисто количественный критерий - численность населения. На территории губернии проживало около 400 тыс. душ, на территории уезда - около 30 тыс. душ. Старые территориальные органы после ряда преобразований ликвидировались. Упразднялись провинции как территориальные единицы.

Во главе губерний стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление (губернский прокурор и два сотника). Финансовые и фискальные вопросы в губернии решала казенная палата. Вопросами здравоохранения, образования ведал приказ общественного призрения. Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих. В уезде те же задачи решал уездный стряпчий. Во главе уездной администрации стоял земский исправник, избираемый уездным дворянством, как и коллегиальный орган управления - нижний земский суд (исправник и два заседателя). В городах была учреждена должность городничего. Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору.

В процессе этой реформы была сформулирована и упрочена сословная судебная система. [1, 56c]

В каждом уезде для дворян создавался уездный суд, состоявший из уездного судьи и двух заседателей, которые избирались дворянством уезда на три года. Апелляционной и ревизионной инстанцией для дворянских уездных судов служил верхний земский гуд (один на губернию), состоявший из двух департаментов: по уголовным и гражданским делам. В него входили назначенные царем первый и второй председатели и избираемые дворянством на три года десять заседателей.

В городах для городских жителей низшей судебной инстанцией были городские магистраты, избиравшиеся на три года. Решение городского магистрата могло быть обжаловано в губернский магистрат. В губернском магистрате заседали первый и второй председатели и заседатели, избираемые из горожан губернского города.

Суд над государственными крестьянами в уезде по уголовным и гражданским делам осуществляла так называемая нижняя расправа во главе с назначенным властями чиновником. Ее решения могли быть обжалованы в верхнюю расправу в недельный срок с внесением 25 руб. В случае подтверждения приговора эта сумма не возвращалась.

В каждой губернии учреждался совестный суд. Он состоял из председателя и двух заседателей из дворян - по дворянским делам, двух заседателей из горожан - по делам горожан, двух заседателей из крестьян - по крестьянским делам. Суд разбирал в примирительном порядке гражданские дела, а также уголовные дела малолетних, умалишенных, дела о колдовстве и т.д.

Кроме сословных судов в губерниях в качестве апелляционной и реви (ионной инстанции для дел, рассмотренных в верхнем земском суде, губернском магистрате и верхней расправе, создавались две палаты - уголовного и гражданского суда. Подача жалобы в палату гражданского или уголовного суда сопровождалась внесением 100 руб. (громадной по тем временам суммы).

За Сенатом сохранялись права высшего судебного учреждения страны. Создавая суд для сословий, правительство предоставляло им право выборов лишь заседателей. Председатели же всех судов назначались правительством только из дворян. Высшие судебные органы - палаты уголовного и гражданского суда и Сенат - полностью состояли из дворян. Таким образом, судебный аппарат по классовой природе оставался дворянским.

Реформа 1775 г. была еще одной (хотя и непоследовательной) попыткой отделить суд от администрации. Губернаторы имели право приостанавливать исполнение приговоров по наиболее серьезным делам, а приговоры к смертной казни и лишению чести утверждались генерал-губернатором. Кроме того, мелкие дела рассматривали городские полицейские органы - управы благочиния (с 1782 г). Высокие судебные пошлины делали суд малодоступным для трудящихся слоев населения. Наконец, в неприкосновенности сохранялась вотчинная юстиция. [3, 115c]

С 1779 г. начинается работа над проектом "Устава о благочинии", которая была завершена в 1781 г. В 1782 г. Устав был опубликован. Он включал 14 глав, 274 статьи. Устав регламентировал структуру полицейских органов, перечень наказуемых полицией деяний. Главным источником Устава стали Учреждения о губернии, материалы Уложенной комиссии и иностранные полицейские нормы и правовые трактаты.

Органом полицейского управления в городе стала управа благочиния - коллегиальный орган, в который входили полицмейстер, обер-комендант или городничий, приставы гражданских и уголовных дел, выборные от граждан ратманы-советники. Город делился на части и кварталы по числу зданий. В части главой полицейского управления был частный пристав, в квартале - квартальный надзиратель. Все полицейские чины вписывались в систему "Табели о рангах".

По мелким уголовным делам полиция осуществляла суд. Полиция могла применять санкции только за некоторые правонарушения: ведение споров против православия, несоблюдение воскресных и праздничных дней, передвижение без паспорта, неразрешенное ношение оружия, нарушение таможенных правил и некоторые имущественные преступления. Наказания, применяемые полицией, были следующими: штраф, запрещение определенной деятельности, порицание, арест на несколько суток, заключение в работный дом. "Устав благочиния" фактически сформировал новую отрасль права - полицейское право.



Просмотров 2287

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!