Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Вопрос №77. Законодательство РФ и законодательство субъектов РФ – понятие, виды, структура. Система и отрасли законодательства. Проблемы совершенствования и систематизации



 

Законодательство — система законодательных актов, принятых законодательным (представительным) органом или непосредственно населением и действующих на территории страны. Законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, включает общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, федеральные законы (федеральное законодательство), конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации (законодательство субъектов Российской Федерации).

Законодательство в широком понимании — система нормативных правовых актов, действующих в стране, включая не только законодательные, но и подзаконные нормативные акты — указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти и т. п.

Законодательство — система нормативных актов, действующих в какой-либо отрасли и (или) регулирующих определённую сферу общественных отношений, как правило соответствует отраслям, подотраслям и институтам права гражданское законодательство, уголовное законодательство, трудовое законодательство, законодательство о банках и банковской деятельности и т.п.

Структура Законодательства РФ

 

Законодательство РФ можно разделить на несколько основных частей: Федеральные законы, Законы РФ, Кодексы РФ, Договоры, Уставы и Номенклатуры.

 

 

 

 

Помимо федерального законодательства, выделяется законодательство субъектов Российской Федерации, которое строится по тому же принципу, что и федеральное, и принимается по вопросам, отнесенным Конституцией к ведению субъектов Российской Федерации.

Закон - комплекс нормативно-правовых актов, все установленные государством общеобязательные правила. В юридическом смысле закон - нормативный акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением населения (например, в порядке референдума). Все принимаемые в России Федеральные законы должны соответствовать Конституции РФ. Кроме того, они не должны противоречить международным законам, поскольку в конституции утверждается примат международного права (в части, ратифицированной Россией) над российскими законами.

Федеральный закон - по законодательству России нормативный правовой акт, принятый Государственной Думой, одобренный Советом Федерации, подписанный Президентом России и обнародованный в установленном порядке. Примеры Федеральных законов РФ: «О естественных монополиях», «О животном мире», «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту России, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству России, законодательным (представительным) органам субъектов России, а также Конституционному Суду России, Верховному Суду России и Высшему Арбитражному Суду России по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Федеральный закон принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией России.

Принятые Федеральный закон в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Принятый Федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту России для подписания и обнародования.

 

Законы РФ – приняты до создания Конституции РФ, когда Российская Федерация сходила в состав СССР. Примеры Законов РФ: «О защите прав потребителей», «О средствах массовой информации», «О налоговых органах РФ».

 

Кодекс - систематизированный законодательный акт, в котором содержатся нормы какой-либо отрасли права (например, гражданский кодекс, уголовный кодекс, процессуальный кодекс). Расположение правовых норм в кодексе производится в порядке, отражающем систему данной отрасли права. Например, Гражданский кодекс состоит из следующих разделов:

· общие положения о субъектах гражданского права (гражданах и юридических лицах), сделках, представительстве и исковой давности;

· право собственности, обязательственное право, авторское право, право на открытие, право на изобретение и наследственное право (в этом разделе имеются нормы, касающиеся правоспособности иностранцев и лиц без гражданства, применения гражданских законов иностранных государств, международных договоров и соглашений).

Примеры кодексов РФ: «Жилищный кодекс», «Гражданский кодекс», «Земельный кодекс», «Уголовный кодекс».

 

Устав - свод положений и правил, определяющих устройство, деятельность, права и обязанности юридического лица, утвержденный и зарегистрированный в установленном законом порядке. Устав определяет правовое положение юридического лица. Примеры уставов РФ: «Устав закрытого акционерного общества», «Устав товарищества собственников жилья», «Устав совместного предприятия».

Договор - соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Примеры договоров РФ: «Договор аренды сооружений», «Договор купли-продажи автомобиля», «Договор купли-продажи жилого дома».

 

Классификатор - систематизированный перечень каких-либо объектов, каждому элементу которого присвоен определенный код. Например, во внешнеторговой практике для заполнения таможенных деклараций используются, в том числе следующие классификаторы: Общесоюзный классификатор стран мира и территорий (ОКСМТ), Классификатор характера сделки, Классификатор видов транспорта и др. В зависимости от области применения и уровня принятия (утверждения) классификаторы подразделяются на следующие категории: общероссийские, отраслевые (ведомственные) и классификаторы предприятий. По своему статусу классификаторы приравнены к соответствующим категориям стандартов. В России Общероссийский классификатор — классификатор, принятый Госкомстатом России и обязательный для применения при межотраслевом обмене информацией и в общероссийских унифицированных формах документов (УФД). Общероссийский классификатор не должен противоречить соответствующим международным классификаторам.

Общероссийские классификаторы должны соответствовать требованиям ЕСКК ТЭСИ (Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации РФ). Национальные и отраслевые классификаторы являются нормативными документами, внесение изменений в которые должны согласовываться с Госкомстатом и Комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации.

Перечень общероссийских классификаторов содержится в ОКОК: Общероссийском классификаторе информации об общероссийских классификаторах. Например, «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД)», «Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ)», «Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ)».

ОТРАСЛЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (англ. branch of legislation) - в теории права основной структурный элемент системы национального законодательства, обособленная группа правовых актов, регулирующих однородные общественные отношения. Как не тождественны система права и система законодательства, так не всегда О.з. совпадает с отраслью права. В одних случаях отрасль права существует, включая нормы разных О.з., без соответствующей только ей О.з. (напр., сельскохозяйственное право, финансовое право и др.). В других - имеются О.з. без отраслей права (напр., воздушное законодательство РФ, таможенное законодательство РФ и др.), правовые акты и отдельные нормы которых относятся к разным отраслям права. В некоторых случаях, при высоком уровне кодификации, О.з. совпадает с отраслью права (напр., гражданское законодательство РФ, уголовное законодательство РФ, трудовое законодательство РФ). См. также Классификатор правовых актов; Общеправовой классификатор отраслей законодательства.

 

Система законодательства РФ

Система законодательства - это совокупность действующих на территории данного государства нормативно-правовых актов.

Нормативно-правовой акт- это официальный документ компетентного государственного органа, направленный на возникновение, изменение или отмену норм права.

Нормативно-правовые акты обладают как общими признаками, характеризующими все правовые акты, так и специфичными, отличающими их от иных видов правовых актов. Так, нормативно-правовые акты имеют государственно-властную природу, исходят от компетентных органов государства, существуют в форме официальных документов со всеми необходимыми атрибутами, обязательны для исполнения и поддерживаются силой государственного принуждения в случае их нарушения - в этом состоят их общие признаки как разновидности правовых актов. Кроме этого, нормативно-правовые акты направлены на возникновение, изменение или отмену норм права - в этом их специфический признак.

Основным критерием классификации нормативно-правовых актов является юридическая сила нормативного акта.

Юридическая сила нормативно-правового акта - это технико-юридическая характеристика нормативно-правового акта, выражающая степень его подчиненности иным нормативным актам, его место в иерархии нормативных актов, которая зависит от места государственного органа, принявшего этот акт, в системе органов государства.

В зависимости от юридической силы все нормативно-правовые акты делятся на две группы:

Законы;

Подзаконные акты.

Закон - это принятый в особом порядке первичный нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие общественные отношения.

Признаки закона

1) Закон является разновидностью нормативно-правовых актов, следовательно, обладает всеми признаками нормативных актов, равно как и правовых актов, в целом.

2) Первичный характер закона означает, что он исходит от представительного правотворческого органа, следовательно, в той или иной мере выражает волю народа. Поэтому закон является первичным по отношению ко всем иным нормативным актам, равно как и ко всем прочим правовым актам; все прочие акты производны от закона, издаются на его основе. Первичный характер закона означает его "самодостаточность", ему не нужны иные основания для функционирования, наоборот, он сам является основанием для всех иных актов и всей юридической деятельности в государстве.

3) Высшая юридическая сила - важнейший признак закона. Высшая юридическая сила закона означает, что все иные правовые акты издаются, во-первых, на основе закона; во-вторых, во исполнение закона; в-третьих, не могут противоречить закону.

4) Законы принимаются в особом порядке, подробно регламентированном конституцией и законодательными актами. Соблюдение процедуры принятия закона - необходимое условие их юридической силы, малейшее нарушение этой процедуры ведет к юридической ничтожности принятого акта. Порядок принятия закона отличается усложненностью, чем законотворчество отличается от иных видов правотворчества.

5) Законы принимаются высшими представительными (законодательными) органами государства, только эти органы обладают правом принимать законы. Этот порядок должен подчеркнуть значимость закона, его особую роль и место в системе правовых актов.

6) Закон должен регулировать важнейшие общественные отношения. Все изменчивое, преходящее, не имеющее конституирующего значения должно отражаться не в законе, а в подзаконных актах. К важнейшим общественным отношениям относятся, прежде всего, взаимодействие граждан и органов государства, полномочия государственных органов, их классификация и т.д.

Закон призван быть ведущим источником права в правовом государстве. Особые свойства закона позволяют ему быть демократичным источником права, выражающим волю и интересы народа. Именно эти свойства и обусловливают особую роль закона в системе нормативных актов. Закон должен выражать принципы права, идею приоритета прав и свобод человека, демократические начала общественного и государственного устройства. Правовые законы составляют основу правового государства. Поэтому столь важно добиться реального верховенства закона в системе правовых актов государства, сделать закон действительно ведущим, основным источником права.

Виды законов

Законы являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам. При этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы. Классификация законов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

1) Конституция

Конституция является основным законом государства. Она представляет собой акт наивысшей юридической силы. Ни один правовой акт на территории государства не может противоречить Конституции государства. Особое место Конституции в системе нормативных актов определяется двумя ее основными свойствами:

Конституция носит учредительный характер, т.е. устанавливает основы регулирования общественных отношений, основы государственного, общественного строя. Положения Конституции находят свое развитие в отраслевом законодательстве.

Конституция закрепляет иерархию нормативно-правовых актов, их соподчиненность, юридическую силу того или иного акта.

2) Федеральные конституционные законы

Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией. Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Президента, Правительства и ряд других вопросов. Конституционные законы развивают положения конституции. Они обладают высшей юридической силой по сравнению с иными законами.

3) Федеральные законы

Федеральные законы (ФЗ) составляют основную массу законодательства. Они развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами. Федеральные законы подразделяются на две группы:

кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства);

текущее законодательство.

Кодифицированные законодательные акты обладают преимуществом по сравнению с текущим законодательством, т.к. являются основополагающими актами в той или иной отрасли права. При противоречии норм кодекса и некодифицированного закона действуют предписания кодекса, если иное специально не оговорено.

4) Законы субъектов федерации

Законы субъектов федерации распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты. Вопросы соотношения между собой различных видов законов оговорены в ст. 76 Конституции РФ. Коротко особенности соотношения федеральных законов и законов субъектов федерации можно выразить правилом: при противоречии федерального закона и закона субъекта федерации действует федеральный закон, если он касается вопросов, отнесенных конституцией к ведению федерации в целом, и действует закон субъекта федерации, если он касается вопросов, отнесенных к предметам ведения субъектов федерации.

Подзаконные нормативные акты - это принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права.

Подзаконные акты призваны конкретизировать и детализировать предписания законов. Характерными признаками подзаконных актов является то, что они

1) принимаются на основе закона,

2) принимаются во исполнение закона,

3) не могут противоречить закону.

Классификация подзаконных актов Российской Федерации в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

указы Президента;

постановления Правительства;

акты министерств и ведомств: приказы, инструкции, положения, указания, уставы, решения коллегий и др.;

акты исполнительных органов субъектов РФ: указы Президентов (в республиках); постановления глав администраций (в иных субъектах); приказы, инструкции руководителей подразделений соответствующих администраций;

акты органов местного самоуправления;

локальные нормативно-правовые акты: акты руководителей предприятий, учреждений и организаций.

 



Просмотров 5523

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!