Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Вопрос №94. Полномочия Конституционного суда РФ



В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховен­ства и прямого действия Конституции РФ на всей территории России высший орган конституционной юстиции наделяется широкими полномочиями:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ раз­личных нормативно-правовых актов;

2) разрешает споры о компетенции между органами госу­дарственной власти;

3)по жалобам на нарушение конституционных прав и i свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции РФ;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопро­сам своего ведения;

7)осуществляет иные полномочия.

В числе иных полномочий Конституционного Суда РФ, например, принятие регламента Конституционного Суда РФ, принятие посланий Конституционного Суда РФ, дача заклю­чений по запросам Президента РФ о соответствии Конститу­ции РФ выдвижения инициативы по проведению референдума РФ, международного договора о принятии в состав РФ нового субъекта РФ. Наряду с вышеперечисленными полномочиями Конституционный Суд обладает публичными правами. К ним относится, например, право законодательной инициативы в Государственной Думе по вопросам ведения Конституционно­го Суда РФ.

Компетенция Суда реализуется как в пленарных заседа­ниях,так и в заседаниях палат. Конституционный Суд РФ вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию.

При этом исключительно в пленарных заседаниях:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций, уставов субъектов РФ;

2) дает толковании КОНСТИТУЦИЙ РФ

3) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого пре­ступления; 4) принимает послания Конституционного Суда РФ;

5) решает вопрос о выступлении с законодательной ини­циативой по вопросам своего ведения. Конституционный Суд РФ в пленарных заседаниях также принимает организацион­ные решения (формирование состава палат, руководства Суда, принятие регламента и т.д.)

Конституционный Суд РФ в заседаниях палат разрешает дела, отнесенные к его ведению и не подлежащие рассмотре­нию исключительно в пленарных заседаниях. Решение, приня­тое как в пленарном заседании, так и в заседании палаты Кон­ституционного Суда РФ, является решением Конституци­онного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ решает исключительно вопро­сы права. При осуществлении конституционного судопроиз­водства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Конституци­онный суд не рассматривает конкретные уголовные, граждан­ские, административные дела, не применяет правовые нормы к конкретным случаям. Даже тогда, когда Конституционный Суд разрешает спор о компетенции между конкретными орга­нами государственной власти, он, не входя в фактическую сторону взаимоотношений последних, исследует вопрос о кон­ституционности закрепленных за ними полномочий.

В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:

 

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

 

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации. Как показывает практика, это наиболее употребляемой полномочие Конституционного Суда;

 

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Это полномочие является одним из наиважнейших, учитывая федеративный характер российского государства и проблем продолжающейся стихийной суверенизации, войны законов, сепаратизма.

 

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

 

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

 

2) разрешает споры о компетенции:

 

а) между федеральными органами государственной власти;

 

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

 

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации. На практике такие споры в республиках в составе РФ решаются уже местными конституционными судами;

 

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Это правомочие является примером конкретного конституционного контроля, в целом не характерного для нашей конституционной системы.

 

Дело в том, что количество обращений в Конституционный суд частных лиц (по положению на 1994 г.) насчитывает более тысячи в месяц и не может быть в установленные сроки изучено ограниченным количеством членов Суда. Такая работа требует большого аппарата специалистов, но даже самый универсальный аппарат, в свою очередь, не может подменять собой Суд: если обращение гражданина соответствует всем требованиям, предъявляемым Законом к индивидуальной жалобе, решение по нему может быть принято только Конституционным судом. С подобной проблемой сталкивается не только российское судопроизводство. В частности в США для решения соответствующих вопросов правом конституционного контроля наделены все суды, что позволяет “отсеивать” большой процент необоснованных жалоб на ранних стадиях.

 

Так что проблема обеспечения конституционного права граждан на судебную защиту пока еще не нашла адекватного решения;

 

4) дает толкование Конституции Российской Федерации. Эта функция была впервые закреплена за Конституционным Судом РФ с принятием Конституции 1993 г. Практика показала, что это было сделано не напрасно. В Конституционный Суд уже поступали запросы о толковании, например, положений Конституции, касающихся вступления в силу федеральных конституционных законов РФ. Тогда. Правда. Суд не воспользовался своими полномочиями, предложи депутатам самим принять соответствующий закон. Как и все другие решения этого органа, толкование Конституционного Суда имеет официальный и обязательный для всех органов государственной власти характер

 

С запросом о толковании Конституции, согласно тексту Закона, в Суд могут обращаться исключительно: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов федерации

 

Согласно ст.106 Федерального конституционного закона “О Конституционном суде Российской Федерации”, толкование, данное Конституционным судом, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений;

 

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Это совершенно новое полномочие Конституционного Суда, которого не было по прежней Конституции. Это полномочие является также примером формального конституционного контроля. Строго говоря, появление этого полномочия было продиктовано почти исключительно желанием авторов действующей Конституции до предела усложнить процедуру отрешения Президента;

 

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. По сравнению с аналогичным правомочием Конституционного Суда образца 1991 г. появилось важное изменение: законодательная инициатива ограничена пределами своего ведения, т.е. вопросами непосредственно связанными с организацией работы Конституционного Суда, процедурой конституционного контроля и т.п. Это новшество призвано оградить Конституционный Суд от излишнего проявления политической инициативы;

 

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля (на сегодняшний день никаких новых полномочий Конституционный Суд по договорам между субъектами РФ и «центром» не получил...)

 

 



Просмотров 2050

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!