Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Общая характеристика подросткового возраста



 

Основное направление развития.Подростковый возраст — это возраст от 10—11 до 15 лет, что соответствует возрасту учащих­ся IV—VIII классов. Ученики IV класса еще во многом напо­минают младших школьников, а учащиеся VIII класса уже имеют многие черты, свойственные ранней юности.

Подростковый возраст называют переходным возрастом, пото­му что в течение этого периода происходит своеобразный пере­ход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зре­лости. В этом смысле подросток—полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила. Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития подрост­ка и его анатомо-физиологическое, иинтеллектуальное, инравст­венное развитие, и все виды его деятельности: учебную, трудо­вую и игровую.

В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности школьника, что приводит к перестройке психики, ломке старых, сложившихся форм взаимоотношений с людьми. В IV классе школьники переходят к систематическому изучению основ наук. А это требует от их психической деятельности более высокого уровня: глубоких обобщений и доказательств, понима­ния более сложных и абстрактных отношений между объектами, формирования отвлеченных понятий. У школьника существенно меняется его общественная позиция, его положение вколлективе. Из «маленького», октябренка он превращается в«старшего», пионера, а потом и комсомольца» ученик начинает играть зна­чительно большую роль вшколе и семье, ему начинают предъ­являться более серьезные требования со стороны общества и коллектива, со стороны взрослых.

Анатомо-физиологическая перестройка организма.В подрост­ковом возрасте происходит существенная перестройка всего организма подростка, которая отражается и в некоторых психо­логических особенностях. Это период бурного и вто же время неравномерного физического развития, когда происходит усилен­ный рост тела совершенствуется мускульный аппарат, идет интенсивный процесс окостенения скелета.

Прежде всего наблюдается резкий рост тела в длину: у дево­чек максимум прироста обычно приходится на 12 — 13 лет, у мальчиков — на 14—15 лет. Особенно интенсивно происходит рост скелета и конечностей в длину, а грудная клетка и таз отстают в развитии, отсюда впечатление угловатости, несклад­ности подростка. Это вызывает и некоторые психологические проявления — подросток осознает свою угловатость, стесняется ее, старается сгладить свою нескладность: принимает порой неес­тественные, вычурные позы. Даже добрая шутка по адресу его фигуры, позы или походки вызывает часто бурную реакцию — подростку непереносима мысль, что он смешон и нелеп в глазах других людей.

Наблюдается возрастное несоответствие и в развитии сердеч­но-сосудистой системы. Сердце значительно увеличивается в объе­ме, становится более сильным, работает более мощно, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Это часто приводит к некоторым временным расстройствам кровообращения, повыше­нию кровяного давления, напряжению сердечной деятельности, следствием чего являются наблюдающиеся у некоторых подростковголовокружения, сердцебиение, головные боли, слабость, сравнительно быстрая утомляемость и т.д.

Указанные особенности развития сердечно-сосудистой систе­мы и начало интенсивной деятельности желез внутренней секре­ции приводят обычно к некоторым скоропроходящим нарушениям вдеятельности нервной системы подростка. У него может наблю­даться повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчи­вость, которые иногда выражаются в склонности к бурным и резким реакциям типа аффектов. Нервная система подростка еще, но всегда способна выдерживать сильные или длительно дейст­вующие монотонные раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, в состояние сильного возбуждения. Например, под влиянием многочисленных впечатлений, сильных нервных встрясок, неожиданной радости или огорчения, долгого ожидания волнующего события одни подростки становятся вялыми и безучастными, рассеянными; другие — раздражительными, нервозными, нарушают дисциплину.

Конечно, отсюда не следует делать вывод, что подростковый возраст — это какой-то «инвалидный» возраст, что к подростку должно быть какое-то особенно бережное отношение. Наоборот, подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, актив­ности. Но учитывать указанные возрастные особенности при орга­низации учебно-воспитательной работы необходимо.

Самый важный факт физического развития подростков — по­ловое созревание, начало функционирования половых желез. Начало полового созревания в большой степени зависит от нацио­нально-этнографических и климатических факторов, а также от особенностей индивидуальной жизни (состояние здоровья, пере­несенные болезни, питание, режим труда- и отдыха, окружающая обстановка и т. д.). С этими поправками начало полового созре­вания мальчиков можно отнести (в условиях средней полосы СССР) к 12—13 годам, девочек — к 11 — 12 годам. Большинство мальчиков созревают теперь в половом отношении к 15 годам, а девочек — к 13—14 годам. Несмотря на то, что организм к 13 — 15 годам становится половозрелым, говорить о физической, а тем более духовной, идейной, социальной, гражданской зре­лости в этом возрасте, разумеется, нельзя.

Естественно и нормально появление у подростков в связи с половым созреванием до сих пор незнакомого им и в каком-то смысле неожиданного для них подового влечения и соответствую­щих мыслей, чувств, переживаний, специфического интереса к противоположному полу, к соответствующему содержанию книг, кинофильмов. Надо добиваться того, чтобы этот интерес не приоб­ретал нездорового характера, не был связан с нежелательными психологическими проявлениями. Здесь очень важно соблюдать правильный распорядок жизни подростка, строгий режим его труда, сна, отдыха и питания, регулярно проводить занятия физкультурой и спортом. Важно переключить внимание подрост­ков, направить их на иную, интересную и занимательную для них деятельность.

 



Просмотров 541

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!