Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Влияние профессиональной деформации медицинского персонала на общение



с больными и с коллегами

Р. Конечный и М. Боухал (1974) по поводу этого пишут: «Профессиональной де формацией являются и поведение, и выражения медицинских работников, при которых под влиянием привычки проявляется черствость по отношению к боль ным в такой степени, что у немедиков создается впечатление бездушия и цинизма. Например, если врач или медсестра не считают нужным отделить хотя бы шир мой умирающего больного в 20коечной палате. Или врачи, совершая обход, при больном дискутируют о неблагоприятном исходе его болезни. Или в анатомиче ском зале шутят над трупами, рассказывают анекдоты» (с. 255).

 

Профессиональная деформация, отмечают чешские авторы, проявляется у вра чей в используемом ими жаргоне. Они могут, например, во время общения друг с другом сказать, что в палате лежат четыре желудка, три желчных пузыря и одна почка. Для врачей больные делятся на «язвенников», «астматиков», «ревматиков» и т. п.

 

Дегуманизацию отношений медицинских работников к пациентам, а отсюда — грубость и безответственность к своему делу, отмечают многие отечественные и зарубежные авторы (С. Д. Носов, 1975; А. И. Смольняков, Е. Г. Федоренко, 1976;

 

В. А. Ташлыков, 1964; И. Харди, 1974; V. Sihleann, V. Athanasin, 1973, и др.). Многие опытные терапевты имеют «клинический взгляд» на окружающих: по

 

внешним признакам они автоматически диагностируют наличие у них заболева ний даже во внеслужебной ситуации. С другой стороны, со временем лечащие вра чи и средний медперсонал перестают видеть перед собой человека со всеми при сущими ему личностными особенностями. Эта профессиональная деформация называется поразному, как «потеря больного» или как «ветеринаризация» меди цины (И. В. Богорад, 1983; Г. Глязер, 1965; Н. В. Еренкова, 1987; Г. Г. Караванов, В. В. Коршунов, 1974; В. Ф. Матвеев, 1984; А. Л. Остапенко, 1985; И. С. Сук, 1984; J. Jones, 1961, и др.).

 

Ведущий практическое занятие доцент в присутствии больного, употребляя медицинскую, но для образованного и интеллигентного человека вполне понятную терминологию, описывает течение его безнадежного заболевания вплоть до смерти. «Больной был перепуган, как кро_ лик, а мы были потрясены», — так закончил студент свое сообщение.

 

Студентка_медичка сообщает: «Привели находящегося в полном сознании больного в операционный зал, полный крови от предыдущих операций. Я сама там чуть не упала в обморок».

 

Иногда деформация проявляется в виде профессионального восхищения у врача … Рен_ тгенолог радостно восклицает: «Уже давно я не видел такую прекрасную каверну!»

Конечный Р., Боухал М., 1974, с. 243–244.


 

 

Глава 18. Общение и межличностные отношения между медработниками и больными 363

 

Другой деформацией медицинских работников является «приборный фети шизм», когда они видят перед собой показания приборов, анализов, но не видят больного (Г. Е. Батрак, 1969).

 

Особенности эмоциональной сферы медицинских работников, влияющие

На общение

 

Больные ждут от медицинского персонала сочувствия, заботливости, что требует проявления эмпатийности. Поэтому считается, что в медицину, как и в другие социономические профессии, должны идти люди с высоким уровнем эмпатии (Василькова, 1997). Полагают, что высокая эмпатийность врача помогает лучше прочувствовать состояние пациента (Keef, 1973).

 

Нельзя не учитывать и того, что медицинские работники, постоянно сталки вающиеся со страданием людей, вынуждены воздвигать своеобразный барьер пси хологической защиты от больного, становиться менее эмпатичными, иначе им гро зят эмоциональное перегорание и даже невротические срывы (Харди, 1988). Кстати, показано, что у двух третей врачей и медицинских сестер реанимационного отде ления наблюдается эмоциональное истощение как один из симптомов эмоцио нального выгорания. В другой работе выявлено, что эмоциональное выгорание сильнее выражено у врачейкардиологов, чем у врачейонкологов и стоматологов (Малышева, 2000). Это объясняется тем, что кардиологи чаще находятся в экст ремальных ситуациях.

 

Как показано И. Харди, медицинские сестры имеют разные типы эмоциональ ности. Так называемая «сестрарутинер» не сопереживает больным, не сочувству ет им. Тип «нервной сестры» склонен к эмоциональной нестабильности, к невро тическим реакциям. Они раздражительны, вспыльчивы, выглядят хмурыми, как бы обиженными на ни в чем не повинных больных. Их преследует страх заразить ся или заболеть «тяжелой болезнью». Пожалуй, только сестра материнского типа отвечает требованиям своей профессии: она эмпатична и заботлива.

 

Отношение врача к больному не может определяться только эмоциями. Поведение врача, особенно когда он вынужден действовать быстро и решительно, обычному человеку может показаться равнодушным и холодным. Для гуманного отношения врача к страдающему боль_ ному скорее характерно понимание его субъективного состояния, чуткое, но не многослов_ ное сочувствие, щадящее обращение при обследовании и лечении, чем полное и явное сли_ яние с его болями до такой степени, чтобы врач сам переживал эмоциональный шок.

Конечный Р., Боухал М., 1974, с. 233.

 

 

Исследования эмпатии медицинских сестер, проведенные в нашей стране, одно значно показали только одно: у них нет очень высокой эмпатии. В остальном дан


 

364 Раздел III. Практические аспекты общения

ные получились довольно противоречивыми. Суммарная эмпатийность медицин ских сестер, определенная по методике В. М. Русалова, оказалась средней (Круг лова, 2000), определенная по методике А. Мехрабяна — чуть выше средней (Бал машнова, 2000) или ниже средней (Шилова, 2000).

 

Обнаружились некоторые различия в эмоциональной сфере сестер, работающих в отделениях реанимации, и сестер, работающих в поликлинике или в терапии. Хотя у всех сестер уровень тревожности средний, у первых он все же несколько выше, что можно связать со спецификой их работы в экстремальных ситуациях. У сестер из отделения реанимации выше и способность к эмоциональной иденти фикации с больными, но ниже эмоциональная устойчивость (Круглова, 2000; Ши лова, 2000).

 

У врачей эмпатийность была несколько выше, чем у медицинских сестер, а по нейротизму различий не выявлено (Балмашнова, 2000).

 

По мере обучения в вузе у будущих врачей, по данным А. П. Васильковой (1999), меняется эмоциональное состояние: от беспечности, расслабленности, безмятеж ности у первокурсников наблюдается сдвиг в сторону тревожности, напряженно сти и большей душевной мягкости у третьекурсников. Очевидно, это обусловле но тем, что с третьего курса студентымедики начинают общаться с больными. Так, сопоставление эмпатийности будущих врачей — студентов медицинского вуза и отношения к больным, с которыми студенты имели контакт в течение двух не дель, показало, что у высокоэмпатичных студентов положительное отношение к больным возрастало по сравнению с первым впечатлением, в то время как у 50% низкоэмпатичных отношение не менялось либо наблюдалось ухудшение отноше ния к больному (Василькова, 2000).

 

 



Просмотров 1264

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!