Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Классическая Греция в V в. до н. э



Классический период древнегреческ ой архитектуры (V — последняя треть IV в. до н. э.) начался с греко-персидских войн, завершившихся созданием Афинской морской державы. Афины, возвысившись над своими союзниками, получили возможность распоряжаться огромными финансовыми средствами. Наконец началась разработка залежей мрамора в Пентеликоне в Аттике, греческая архитектура вступила в пору наивысшего расцвета. Созданные в первые десятилетя V в. творения зодчих, скульпторов, художников в последующие века стали образцом для подражания и назывались классическими (лат. classicus— первоклассный).

Хотя главным центром художественной творческой деятельности были, особенно во второй половине столетия,Афины, другие области Эллады также украсились новыми великолепными постройками. Среди них храм Зевса в Олимпии, характерный образец так называемого «сурового» стиля, царившего в дорических землях в первой половине V в. до н. э. Немало памятников его можно встретить в Сицилии и Южной Италии: святилище Зевса в Агригенте, шестиколонный храм Посейдона в Песте в Лукании и др.

Преобладающим типом храма в V в. становится дорический периптер. На фронтонах дорических храмов размещали высеченные из мрамора многофигурные композиции. Рельефы на метопах фриза выдерживали в одном масштабе и с одинаковым количеством действующих фигур.

Мастера V в. до н. э. успешно решили одну из величайших задач, которая во все эпохи стоит перед архитекторами,— задачу органической связи (синтеза) архитектуры, скульптуры и живописи. Мраморную скульптуру (круглую скульптуру, рельеф, украшения архитектурных сооружений) по-прежнему раскрашивали. Примером классического дорического периптера является храм Зевса в Олимпии (468—456 гг. до н. э.), в северозападной части Пелопоннеса, выдающееся творение архитектора Либона из Элиды, построенный в честь победы над персами. Высота его колонн (10,43 м) стала каноном при создании многих храмов. Соотношение числа колонн на короткой и на длинной стороне — 6 к 13, т. е. на длинной стороне на одну колонну больше удвоенного числа колонн короткой стороны. На западном фронтоне высечен рельеф, изображающий битву кентавров с лапифами, а на восточном - иллюстация к мифу о Пелопсе и Эйномае (1, стр. 27-35).

Середина V в. до н. э. — время возвышения Афин. Наибольшего размаха достигло монументальное строительство в Афинах при Перикле, за неполных два десятилетия был воздвигнут центральный архитектурный ансамбль Афин — Акрополь — включал в себя главный храм Парфенон, парадный мраморный вход на западном склоне —Пропилеи, миниатюрный храм Афины-Победительницы, или Нике Аптерос, и Эрехтейон — храм посвященный Афине и Посейдону. Асимметричный ансамбль Акрополя — пример единого композиционного замысла.

Все эти замечательные творения афинских зодчих сосредоточены на Акрополе. Улицы города оставались узкими и кривыми, дома — низкими, приземистыми, скромными. Лишь новый, только что отстроенный порт Пирей свидетельствовал о бурном развитии всех сторон жизни, которое переживали тогда Афины. О том же говорила и еще одна постройка светского характера: воздвигнутый при Перикле Одеон, где проходили музыкальные состязания.

Об украшении и благоустройстве родного города заботился, впрочем, и предшественник Перикла, аристократ Кимон. На рыночной площади, агоре, он посадил столь любимые греками тенистые платаны, а в предместье Афин, в роще, посвященной герою Академу, заложил гимнастические площадки, воздвиг колоннады, дававшие тень в часы нестерпимого южного зноя. Самая же красивая колоннада стояла на агоре — это была хорошо известная историкам искусств и философии Стоя Пойкиле, «расписной» портик, украшенный живописью Полигнота и других мастеров. Росписи прославляли великие деяния афинян, начиная с легендарной войны против амазонок и до исторической битвы под Марафоном. Наконец, еще одним памятником классической эпохи были знаменитые Длинные стены, связывавшие Афины с портом Пирей. (9, т. 2. стр. 131-140; 14, стр. 62-68).



Просмотров 653

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!