Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Противостояние восточного запада. НАТО и Варшивский договор
В результате победы стран антигитлеровской коалиции над державами фашистско-милитаристского блока роль и влияние Советского Союза в международный отношениях неизмеримо возросли. СССР стал одним из признанных лидеров мирового сообщества. В послевоенный период имевшиеся между СССР, США и Великобританией противоречия вспыхнули с новой силой. США выступили с претензией на мировое господство, используя для давления на СССР и другие страны имевшуюся у них монополию на атомное оружие. 1946 год стал поворотным в процессе создания новой системы международных отношений: от политики сотрудничества бывшие союзники перешли к конфронтации. Считается, что с речи У. Черчилля в Фултоне (США) в международной политике началась эра “холодной войны” — идеологического, политического и военно-стратегического противостояния капиталистической и социалистической систем. Это противостояние проявилось уже при решении германской проблемы: создании на территории Германии двух государств — ФРГ и ГДР (1949), и даже еще раньше — в связи с обращением президента США Г. Трумэна к Конгрессу (доктрина “сдерживания и отбрасывания коммунизма”) и “планом Маршалла” (оказание экономической помощи странам Европы). Этот план поставил под угрозу влияние СССР в странах Восточной Европы, чего сталинское руководство не могло допустить. Оно дало понять этим странам, что их присоединение к “плану Маршалла” будет рассматриваться СССР как враждебное действие. Развязывание “холодной войны” привело к созданию в 1949 г. Организации Североатлантического договора (НАТО), а затем, в 1955 г., — Организации Варшавского Договора (ОВД), к участию СССР в корейском конфликте. Главной осью конфронтации в послевоенном мире на долгие годы стали отношения между двумя сверхдержавами — СССР и США. Противостояние между ними определяло приоритеты экономической политики, выделение значительных ресурсов на военные цели. В 1949 г. в СССР была создана атомная бомба. Это сыграло решающую роль в изменении соотношения сил в мире. Все послевоенные годы Советский Союз неизменно заявлял о том, что он осуждает пропаганду новой войны и выступает за запрещение производства и хранения атомного оружия. 12 марта 1951 г. Верховный Совет СССР принял Закон о защите мира; пропаганда войны объявлялась тягчайшим преступлением против человечества. СССР навязывал восточноевропейским социалистическим странам свою модель преобразований. Любое противодействие или отклонение от этой модели воспринималось сталинским руководством явно враждебно. По этой причине произошел полный разрыв отношений с Югославией (1948). Только летом 1953 г., уже после смерти Сталина, были предприняты первые шаги по нормализации советско-югославских отношений СССР 1954-1964 После смерти Сталина центр власти перемещается в Секретариат ЦК КПСС во главе с Хрущевым (первый секретарь с сентября 1953 г.). В январе 1955 г. подал в вынужденную отставку с поста Председателя Совмина Маленков. Последний акт верхушечной борьбы пришелся на лето 1957 г., когда из партийно-государственного руководства была выведена «антипартийная» (т. е. антихрущевская) группа (Маленков, Каганович, Молотов и др.). Во главе партии и государства становится Н. С. Хрущев. В сельском хозяйстве были допущены некоторые «послабления», повышены закупочные цены, стало поощряться разведение колхозниками домашней птицы и скота. Это были меры, рассчитанные на долгий срок, а стране был необходим быстрый прирост сельскохозяйственной продукции, прежде всего зерна. Выход был найден в освоении целинных земель. К весне 1954 г. на казахстанской земле было основано более 120 колхозов. Уже в том же году они дали более 40% валового сбора зерна. В итоге улучшилось продовольственное снабжение населения. В промышленности был сделан некоторый поворот к развитию легкой индустрии. 14 февраля 1956 г. собрался XX съезд партии, на котором с отчетным докладом выступил Хрущев, где он сформулировал ряд новых положений, в частности, о необходимости разрядки международной напряженности и возможности мирного сосуществования, о многообразии форм перехода к социализму. Главным же был секретный доклад, прочитанный Хрущевым на закрытом заседании, в котором он разоблачал культ личности Сталина, обвинял его во многих преступлениях, в основном в репрессиях. Правда, не критиковались еще ближайшие соратники Сталина, не рассматривались причины возникновения культа личности. После ХХ съезда партии ускорился процесс реабилитации заключенных сталинских лагерей. Стремясь овладеть нараставшим общественным подъемом и одновременно изжить обозначившийся в массах под напором критики сталинизма кризис доверия к КПСС, партийные идеологи подготовили очередную «программу великих свершений», обещавшую полное изобилие материальных и духовных благ не где-то в отдаленной перспективе, а уже «нынешнему поколению советских людей». XXI съезд КПСС в 1959 г. сделал вывод о том, что социализм в СССР одержал «полную и окончательную победу» и страна вступила в период «развернутого строительства коммунизма». Развивая эту идею, XXII съезд КПСС в 1961 г. принял третью программу партии – программу построения коммунизма к 1980 г. Со временем Хрущев сосредоточил в своих руках огромную власть. Он часто волюнтаристски пытался проводить в жизнь нереалистичные и бессмысленные планы, например посевы на огромных площадях кукурузы, увеличение в 3 раза заготовок мяса за короткий срок, что привело к резкому падению поголовья скота, стремление догнать и перегнать Америку и т. д. Однако надо отметить и позитивные моменты. При Хрущеве выросли зарплата, пенсии, строилось много жилья. Новый устав партии, принятый на XXII съезде, был более демократичным, чем предыдущие. В это время советская наука и производство осуществляют прорыв в космос. 12 апреля 1961 г. Ю. Гагарин совершил первый в мире космический полет. А еще ранее, в 1957 г., Советский Союз запустил впервые в мире искусственный спутник Земли. Во внешней политике происходит поворот от противостояния двух систем к мирному сосуществованию. Начался период оттепели в международных отношениях. Состоялись встречи Хрущева с президентом США. Однако внешняя политика руководства СССР была противоречивой. Ее авторитет был в значительной степени подорван использованием советских войск для подавления массовых антиправительственных выступлений в Венгрии в 1956 г. На этот же период приходятся два кризиса: Берлинский, когда американские и советские танки стояли друг против друга, и Карибский 1962 г., чуть было не поставивший мир на грань ядерной войны. В 1955 г., в ответ на включение ФРГ в НАТО, в Варшаве был подписан Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи семи социалистических стран во главе с СССР. Заключение Варшавского договора было вызвано деятельностью НАТО и имело целью обеспечение безопасности стран-участниц договора и поддержание мира в Европе. Реформы управленческого аппарата, проводимые Хрущевым, носили часто такой же волюнтаристский характер, как и многие его экономические новации. В конечном итоге они приводили к раздуванию бюрократического аппарата и усилению централизации. Особенно заметно «оттепель» проявилась в культуре того периода. Были реабилитированы многие деятели культуры (Серебрякова, Мейерхольд, Бабель и др.). Начинают издавать стихи Есенина, произведения Ахматовой, Зощенко. На художественной выставке в Москве в 1962 г. был представлен авангард 20 – 30-х гг. Появляется множество различных журналов. Настоящим событием в культурной жизни стала публикация на страницах «Нового мира» (главный редактор Твардовский) повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Расширяются международные культурные связи. Возросли затраты на науку, открыто много научных учреждений. Была проведена реформа высшей и средней школы. Реформа в школе под лозунгом «укрепления связи школы с жизнью». В то же время «оттепель» в культуре сочеталась с критикой «упаднических тенденций». Жесткой критике подвергались А. Вознесенский, Д. Гранин, В. Дудинцев, Э. Неизвестный и др. В 1958 г. исключен из Союза писателей Б. Л. Пастернак за публикацию за границей романа «Доктор Живаго». Несмотря на ужесточающееся преследование, на рубеже 50 – 60-х гг. зарождается движение диссидентов (инакомыслящих). Первые их выступления связаны с разоблачением культа личности Сталина и попытками по-новому осмыслить ленинизм. Появляются бесцензурные издания «самиздата». В рамках диссидентского движения начинается борьба за права человека в СССР. В обществе нарастает недовольство ценовой политикой, ухудшением снабжения городского населения, начались забастовки, демонстрации. В 1962 г. произошли волнения в Новочеркасске, в результате столкновений с войсками были убитые и раненые. Недовольны были уволенные в запас офицеры в связи с сокращением вооруженных сил. Положение усугубил кризис со снабжением хлебом в 1963 г. Еще одной причиной последующей отставки Хрущева стало введение им в новый устав партии положения о систематическом обновлении партийных кадров. Этого партийная номенклатура простить не могла. 13 октября 1964 г. в результате верхушечного партийного заговора Хрущев был смещен со всех постов. Первым секретарем ЦК КПСС стал Л. Брежнев, правительство возглавил А. Косыгин. СССР 1964- 1985 1. Более чем двадцатилетие жизни советского общества — 1964 — 1985 гг. — приходится на эру «развитого социализма», в ходе которой социалистический строй в СССР достиг максимальной политической и экономической стабильности, был достигнут наивысший в истории СССР уровень жизни большинства населения. (В годы горбачевской перестройки 1985 — 1991 гг. данному историческому периоду было дано не совсем справедливое и конъюнктурное наименование «годы застоя». Это имело своей целью представить негативно предшествующую эпоху и обосновать необходимость перестройки. Однако, на фоне краха перестройки и последующих кризисов, название «развитой социализм» (данное указанному периоду его современниками) выглядит более точным и уместным). В народе чаще всего этот период именуется брежневской эпохой — по имени Л.И. Брежнева — нового лидера СССР, сменившего Н.С. Хрущева. Брежневская эра, в свою очередь, была неоднозначна. Можно выделить ее следующие основные периоды: — 1964 — 1968 гг. — ранняя; — 1968 — 1977 гг. — средняя; — 1977 — 1985 гг. — поздняя. Если ранняя и средняя брежневская эра — 1964 — 1977 гг. — в целом была успешна для страны и оставила большой позитивный след в памяти народа, то период после 1977 г. вплоть до начала перестройки в 1985 г. был временем разрастания кризиса социализма и иных негативных явлений. Главными событиями раннего и среднего брежневского периода 1964 — 1977 гг. были: — попытки экономических реформ; — укрепление новой системы власти; — отход от критики сталинизма. 2. Первым крупным шагом нового советского руководства, пришедшего после 1964 г., было провозглашение так называемой косыгинской экономической реформы в 1965 г. и начало ее проведения. Целью косыгинской реформы было нахождение новых резервов социализма, замена административных методов поощрения (соцсоревнование и т. д.), уже не дававших результатов, новыми, экономическими. Для этого началось предоставление большей свободы предприятиям, введение хозрасчета. Был ослаблен диктат министерств и ведомств; предприятия получили свободу в выборе форм хозяйствования, деловых партнеров, зарабатывании денег и их расходовании. Началось строительство «самоуправляемой советской экономики». Косыгинская реформа, по мере ее проведения, дала взаимоисключающие результаты — положение отдельных предприятий действительно улучшилось, но ухудшилась ситуация в экономике в целом, началась дезорганизация налаженных годами административных связей. Например, отдельный завод получил свободу хозяйствования (хозрасчет); стал выпускать ту продукцию, которая выгодна только ему, успешно ее продавать, зарабатывать деньги, повышать зарплату работникам, получать прибыль, но перестал делать то, что он делал раньше по плану — в другой отрасли начинало чего-то не хватать и т. д. В итоге в стране, несмотря на улучшения на отдельных предприятиях, стал возникать дефицит, нарушались прежние связи, возникала неразбериха. Плановую систему не удалось совместить с отдельными приемами рынка. В результате, к концу 1960-х гг., косыгинская экономическая реформа была свернута. Государство вновь перешло к диктату в экономике, предприятия жестко подчинены плану, а отраслевые министерства вновь стали всесильными. 3. Возвращение к жесткой административно-командной системе к 1970 г. улучшило ситуацию в экономике. Девятая пятилетка (1971 — 1975) стала самой успешной в экономике СССР. После провала косыгинской реформы руководство СССР нашло новый выход из положения — улучшать ситуацию не путем реформ экономики, а путем использования природных ресурсов СССР. В результате: — административно-командная система, работающая на пределе возможностей, была оставлена без изменения; — дополнительный рост стал обеспечиваться путем значительно увеличившейся в 1970-е гг. продажи за границу советской нефти и газа. Данная политика первоначально приносила успех — «нефтедоллары» помогали оживлять экономику, строить новые объекты, улучшать жизнь людей. Однако через 10 лет это привело к глубокому кризису: — в начале 1980-х гг. резко увеличили добычу нефти и газа страны Персидского залива; — цены на нефть и газ в мире резко упали; — Советский Союз уже не смог обеспечить такой доход, как в 1970-е гг.; — экономика привыкла к «нефтедолларам», которые иссякли, а внутренних резервов развития у административно-командной системы уже не было. Начался кризис, тотальный дефицит необходимых товаров, нехватка продовольствия, что также ускорило начало перестройки. Однако в 1970-е гг. данная политика считалась долговременной и правительство считало, что экономика развивается хорошо. 4. В брежневскую эпоху произошли существенные изменения в системе власти: — фактически в стране правило трио Брежнев — Подгорный — Косыгин; — но постепенно началось укрепление статуса Л. И. Брежнева; — в 1966 г. на XXIII съезде партии пост Первого секретаря ЦК КПСС преобразовывается в должность Генерального секретаря ЦК КПСС; Л.И. Брежнев становится вторым человеком после Сталина, занявшим эту должность спустя 32 года; — тем не менее, внутри партии устанавливаются товарищеские демократические отношения; особое влияние приобретает корпус первых секретарей обкомов партии, которые при Брежневе становятся самостоятельной силой внутри страны и получают большую самостоятельность в управлении своими областями. В конце 1960-х — начале 1970-х гг. складывается брежневское окружение — группа высших руководителей, которая реально управляла страной как единый коллектив, от которого Л.И. Брежнев зависел. Руководители, не вписавшиеся в брежневскую систему (А. Шелепин, В. Семичастный, Н. Егорычев и др.) были удалены со своих постов. При этом Л. Брежневым был создан прецедент гуманного отношения к бывшим противникам (если при Сталине побежденных соперников расстреливали, при Хрущеве — предавали забвению, то при Брежневе их стали назначать послами за границу или переводить на высокие, но не ключевые должности). Ключевыми соратниками Л.И. Брежнева становятся: — Ю.В. Андропов — в 1967 — 1982 гг. председатель КГБ СССР; — В.В. Щербицкий — в 1972 — 1989 гг. первый секретарь ЦК Компартии Украины; — Д.А. Кунаев — в 1964 — 1986 гг. первый секретарь ЦК Компартии Казахстана; — В.В. Гришин — в 1967 — 1985 гг. первый секретарь Московского горкома партии; — А А. Громыко — в 1957 — 1985 гг. министр иностранных дел СССР; — Д.Ф. Устинов — в 1976 — 1984 гг. министр обороны СССР; — К. У. Черненко —. секретарь ЦК КПСС; — М.А. Суслов — секретарь ЦК КПСС; — иные. Особенностью отношений Л.И. Брежнева с соратниками было то, что каждый из них был полным хозяином в своей «вотчине» (например, Андропов — в делах КГБ; Устинов — в оборонных вопросах; Кунаев — в Казахстане и т. д.). Это выгодно отличало его от Н.С. Хрущева, который пытался руководить всем и всеми и постоянно вмешивался в работу соратников, мешал им работать. Подобная кадровая политика стала одним из секретов политического долголетия Л.И. Брежнева, руководившего страной 18 лет. Его соратники, а также многочисленные первые секретари обкомов и союзных республик, почувствовав самостоятельность в работе и стабильность своего положения, сами были заинтересованы в сохранении Л. И. Брежнева у власти. Через 13 лет после его образования, в 1977 г., начал рушиться триумвират Брежнев — Подгорный — Косыгин. В 1977 г. шла подготовка проекта новой Конституции, по которой пост Председателя Президиума Верховного Совета приобретал более весомое значение — главы государства. Л.И. Брежнев постоянно испытывал неудобства, особенно при переговорах с руководителями других государств, поскольку фактическим руководителем страны был он, а официально вся деятельность шла через Подгорного. Кроме того, сам Н. Подгорный начал предпринимать попытки подготовить смещение больного Брежнева. В 1977 г. Н. Подгорный был освобожден от своей должности, а Л.И. Брежнев одновременно стал Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Президиума Верховного Совета СССР, что стало первым в истории СССР случаем объединения высшего партийного и официального президентского поста. В 1980 г. в связи с тяжелой болезнью находящийся при смерти А.Н. Косыгин был освобожден от должности Председателя Совета Министров СССР, которую он занимал 16 лет. 5. Завершающим шагом преобразований в партии и государстве стало принятие новой Конституции СССР 7 октября 1977 г. Данная Конституция: — как документ была усовершенствованной редакцией «сталинской» Конституции 1936 г.; — однако ее важнейшим достижением и отличием от всех прежних советских Конституций стал отказ от диктатуры пролетариата, которая была конституционно закреплена в 1918 — 1977 гг.; — СССР конституционно объявлялся общенародным государством; — в 6-й статье конституционно закреплялась руководящая роль Коммунистической партии. 6. В международной политике для брежневской эпохи было характерно достижение кратковременного улучшения международной обстановки: — улучшились советско-американские отношения, регулярными стали встречи руководителей СССР и США; состоялись первый в истории визит президента США (Р. Никсона) в Советский Союз; подписан ряд важных договоров по ограничению вооружений; — в 1975 г. состоялся советско-американский космический полет — стыковка в космосе кораблей «Союз» и «Аполлон»; — августа 1975 г. в Хельсинки руководителями 33 стран Европы, включая СССР, а также США и Канады, был подписан заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, согласно которому были подтверждены принципы мирного существования и нерушимость послевоенных границ в Европе. Перестройка и распад СССР К середине 1980-х гг. в СССР наступил экономический, социальный и политический кризис. Он выражался в падении темпов роста промышленного и сельскохозяйственного производства, снижении уровня жизни населения, усилении коррупции, развитии теневой экономики, нарастании социальной апатии. В общественном сознании зрело понимание необходимости глубоких перемен. Их желали все слои общества — от рядовых граждан до определенной группы партийных и государственных чиновников. Страна стояла на пороге перемен. Начало перестройки связано с именем М. С. Горбачева, который в марте 1985 г. стал Генеральным секретарем ЦК КПСС. В апреле 1985 г. был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Предусматривалось усовершенствовать структуру управления народным хозяйством, за счет “Скрытых резервов” в короткий срок добиться подъема экономики, преодолеть застойные явления, значительно Улучшить материальное положение советских людей. Дальнейшее развитие событий не оправдало оптимистических прогнозов. Справиться с кризисом не удалось. По мере углубления перестроечных процессов выявилась необходимость политической реформы. Без обновления политических структур общества новые экономические методы хозяйствования не могли дать ощутимых результатов. Осознавая это, Горбачев и его единомышленники пошли на демократизацию политических структур. Главным ее инструментом стала гласность — объективное освещение всех сторон жизни общества. На Первом Съезде народных депутатов (май—июнь 1988 г.) Горбачев был избран главой государства — Председателем Верховного Совета СССР, а в марте 1990 г. — Президентом СССР с правом издавать указы и постановления, которые имели силу закона. В процессе дальнейшей демократизации общественной жизни в стране из Конституции СССР была исключена 6-я статья (о руководящей роли КПСС), ликвидирована однопартийная система руководства страной, стали возникать различные партии и общественные движения. Современная Россия Вступившей на путь независимости России предстояло решать принципиальные вопросы, государственного устройства, социального и духовного возрождения. В прошлом, располагая почти 60% населения и экономического потенциала СССР и занимая 76% его территории, она не имела полноценной государственности: собственной столицы, собственной Академии наук, собственного МВД. После распада СССР Россия стала одной из ведущих держав мира. У государственной власти и ее союзников — демократических сил не оказалось конкретной программы политических преобразований. Поэтому основой российской государственности стал союз нового руководства и старой партийно-хозяйственной номенклатуры, действовавшей в Советах и хозяйственных структурах. Задачей первостепенной важности, стоявшей перед многонациональным Российским государством, было укрепление его целостности. Все автономные республики России провозгласили себя суверенными государствами. Края и области также повели открытую борьбу за равноправие субъектов Федерации. Возникла ситуация, когда претензии республик и других национальных образований на особый статус, а тем более на выход из России могли привести к распаду страны и междоусобицам. Ряд народов Северного Кавказа, входящих в состав Российской Федерации, провозгласили независимость и суверенитет и выступили с политическими и территориальными претензиями к ней и к своим соседям. В этих условиях правительство РФ проводило непоследовательную политику. Так, не были разоружены незаконные вооруженные формирования Д. Дудаева, разогнавшие в сентябре 1991 г. Верховный Совет Чечено-Ингушской автономной республики. С целью сохранить единство России и учесть интересы всех ее народов был подготовлен и в марте 1992 г. подписан большинством субъектов Федерации Федеративный Договор о разграничении полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Из конституционной федерации Россия превратилась в конституционно-договорную. Субъектами Федерации стали не только республики, но и края и области, а также приравненные к ним города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. Дальнейшее становление новой российской государственности было связано с разработкой собственной Конституции вместо устаревшей, принятой еще в 1978 г. Однако парламентская оппозиция всемерно препятствовала этому. И только результаты референдума по новой Конституции и выборов в двухпалатное Федеральное Собрание (12 декабря 1992 г.) позволили принять новый Основной Закон страны. Конституция РФ максимально деполитизирована, в ней не определяется общественный строй государства. Заявлено, что Российская Федерация — демократическое федеральное правовое государство с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Президент по Конституции имеет чрезвычайно широкие полномочия. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. С принятием новой Конституции не закончилось реформирование общества и государства в России. Оно продолжается и сегодня.
|