Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Условия становления конкуренции



Конкуренция – это соперничество товаропроизводителей за выгодные условия хозяйствования, и получение максимальной прибыли.

Конкуренция основана на частной собственности и хозяйственности. Она представляет самый важный элемент рыночного механизма , который обеспечивает взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции.

 

Основными условиями в становлении конкуренции и формировании конкурентной среды являются :

1) Экономическая обособленность производителей выраженная в экономической свободе всех субъектов рынка.

2) Большое количество самостоятельной и равноправных хоз. субъектов производящих разнообразные товары

3) Возможность получения и присвоения прибыли как главного результата хоз деятельности

4) Реализация экономических интересов всех агентов рынка.

5) Наличие правовой базы и свобода равного доступа к рыночной информации (онок, издержек, проц ставки , прибыли) для организации непрерывного процесса для реализации продукта.

 

Конкуренция представляет систему норм, правил и методов хозяйствования рыночных субъектов. Различают конкуренцию производителей (продавцов и потребителей (покупателей).

Конкуренция производителей вызвана их борьбой за потребителя и осуществляется с помощью цен и издержек. Это основной преобладающий вид конкуренции. Конкуренция потребителей связана с борьбой индивидуальных потребителей за доступ к разным товарам или производителей за прикрепление к выгодным поставщикам и продавцам товаров.

 

Функции конкуренции:

1) Регулирующая – нацеливает производство на осуществление потребительского спроса.

2) Стимулирующая – направлена на активизацию эффективного производства, для получения наибольшей прибыли при минимальных издержках.

3) Распределительная – рациональное размещение факторов производства. Данная функция позволяет наиболее эффективно размещать другие факторы производства, там где они приносят больший доход

4) Инновационная – необходимость постоянного использования достижений в НТП , новой техники и технологий для повышения производственной и коммерческой деятельности фирмы.

5) Дифференцирующая – углубление производства в результате прекращения эффективной хоз. деятельности.

Таким образом конкуренция – необходимый и обязательный элемент выполняющий организующий уровень в системе рыночных отношений. Продолжительность рыночного процесса тесно связана с продолжительность процесса производства и реализации продукции. Она создает благоприятные условия для нормального функционирования рыночного механизма и влияет на образование цен, достижение равновесного состояния рыночной среды, самонастраивание рыночной системы. Рыночная система имеет достоинства и недостатки.

 

Достоинства:

1) Способствует эффективному использованию ресурсов при производстве

2) Позволяет быстро приспосабливаться к изменяющимся условия рынка

3) Обеспечивает свободу выбора, и действий потребителей и производителей

4) Нацеливает производителей на удовлетворение разнообразный потребностей и улучшение качества товара и достатка.

 

Недостатки:

1) Не способствует сохранению сохранению невоспроизводимых ресурсов и окружающей среды.

2) Не обеспечивает производства товаров и услуг коллективного пользования

3) Не создает условия для развития фундаментальных наук и системы общего образования

4) Не решает социальных проблем способствует возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

 

Различают ценовую (цены и издержки) и неценовую конкуренцию.

При ценовой конкуренции методы борьбы направлены на получение дополнительной прибыли по средством уменьшения цен и издержек без изменения качества продукции.

 

Методы ценовой дискриминации.

1) Продажа одного и того же товара по разным ценам, когда ценовые различия не соответствуют издержкам.

2) При неценовой конкуренции используются – повышение качеатва продукции через внедрение НТП.

 

Способы приспособления:

1) Потребительский спрос товара по вкусам и предпочтениям потребителя

2) Сервитизацию сбыта

3) Массовое использование рекламы.

 

Виды конкуренции (совершенная и несовершенная)

Различают виды конкуренции (совершенная и несовершенная):

Совершенная конкуренция (олиполия) – состояние рынка при котором существует множество производителей и потребителей которые не влияют на рыночную цену. Это означает, что спрос на продукцию не сокращается по мере увеличения продаж.

 

Главные достоинства совершенной конкуренции:

1) Позволяет достичь соответствия экономических интересов производителей и потребителей через уравновешенный спрос и предложение, через достижение равновесной цены и равновесного объема.

1) Обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов благодаря информации заложенной в цене;

2) Ориентирует производителя на потребителя, то есть на достижение главной цели, удовлетворения различных экономических потребностей человека.

Таким образом при такой конкуренции достигается оптимальное, конкурентное состояние рынка, при котором нет прибыли и нет убытка.

 

Недостатки совершенной конкуренции:

1) имеет место равенство возможностей, но одновременно сохраняется неравенство результата.

2) блага которые нельзя разделить и оценить поштучно, в условиях совершенной конкуренции не производится.

3) не учитываются разные вкусы потребителей.

Совершенная рыночная конкуренция – простейшая рыночная ситуация позволяющая понять как действительно функционирует рыночный механизм, но в реалии встречается редко.

 

Несовершенная конкуренция - это конкуренция при которой производители (потребители) – влияют на цену и ее изменяют. При этом объем продукции и доступ производителей на данный рынок ограничен.

 

Основные условия несовершенной конкуренции:

1) На рынке действует ограниченное число производителей

2) Существуют экономические условия (барьеры, естественные монополии, гос налоги, лицензии) проникновения в данное производство.

3) Рыночная информация искажена и не объективна.

 

Все эти факторы способствуют нарушению рыночного равновесия, т к ограниченное число производителей устанавливает и поддерживает высокие цены для получения монопольной прибыли.

Различают 3 типа:

1) монополия,

2) олигополия,

3) монополистическая конкуренция.

 

Основные типы конкуренции

1. Полиполия – много покупателей и много продавцов.

 

2. Олигопсония (много продавцов и несколько покупателей) - это тип рыночной конкуренции при которой существует группа покупателей определенного товара, диктующая цену через спрос. (монополия со стороны покупателей).

 

3. Монопсония (1 покупатель и много продавцов) – это тип конкуренции при котором существует монополия единственного покупателя, ограничивая свои покупки покупатель обеспечивает себе монопольный доход за счет потери части доход продавцов.

 

4. Ограниченная монопсония (когда несколько продавцов и 1 покупатель) – цену диктует покупатель

 

5. Биотеральная монопсония - при ней возникает противоборство единого (объединенного) производителя и единого (объединенного) потребителя

 

6. Олигополия – это тип несовершенной конкуренции при которой доминируют несколько продавцов (3-5), доля который в общем объеме продаж так велика, что изменение в объеме продаж ведет к изменению цен.

Главный признак олигополии – господство на рынке малого числа фирм. Основная причина существования олигополии – наличие эффекта от масштаба, это означает что для достижения выгоды фирме необходимо иметь достаточно мощности для выпуска больших объемов продукции.

Доступ к такому производству закрыт, т к необходимы большие инвестиции – это и является барьером для вхождения в олигопольную отрасль. Другие барьеры: наличие патента, владение территорией, где находятся сырьевые источники.

Различают 2 вида олигопольной конкуренции:

1) Конкуренция производителей одинакового товара

2) Конкуренция производителей дифференцированного товара

Наличие олигопольной конкуренции означает, что между производителями существует взаимозависимость, обусловленная объемом производства продаж и инвестиций.

7. Биотеральная олигополия (несколько продавцов и несколько покупателей).

 

8. Дуополия (имеется только 2 продавца определенного товара и между ними отсутствует монополистическое соглашение, оценок рынков сбыта, квоты на производство).

 

9. Монополия (чистая монополия) – это тип несовершенной конкуренции (на рынке присутствует только 1 фирма, отсутствуют товарозаменители, и существуют барьеры проникновения в данное производство).

В этих условия чистая монополия имеет исключительное право на какой либо ресурс. При этом наличие барьеров избавляет ее от конкурентной борьбы. В результате создаются условия для монополизации рынка.

Главная проблема – выбор цены.

Для решения этой задачи надо выполнить 2 условия:

1) Определить объем выпускаемой продукции и сознательно его ограничить, т к с ростом продаж снижается цена.

2) Разработать и реализовать ценовую стратегию, направленную на установление максимально высокой цены.

Недостатки чистой монополии:

1) с точки зрения удовлетворения общественных потребностей - он состоит в том, что потребители получат меньше продукции, а ее цена существен возрастет.

2) чистая монополия снижает стимул к техническому совершенствованию производства, улучшению качества продукции (это явление получило название Хнеэффективность). Нарушается конкурентное равновесие рынка, что делает необходимой реализацию государственной антимонополистической политики.

 

10. Ограниченная монополия - 1 производитель и несколько потребителей.

 

11. Монополистическая конкуренция сочетаются элементы монополии и конкуренции. Отсюда вытекают следующие признаки:

1) На рынке множество фирм, сговор между которыми не возможен;

2) Отсутствуют барьеры входа и выхода;

3) Существует дифференциация продукции. Это значит, что никакие 2 фирмы не производят одинаковые товары.

4) Важное значение приобретает неценовая конкуренция (реклама)

5) Объем производства и цены находятся под влиянием конкуренции и монопольной власти каждого производителя

В целом монополистическая конкуренция сочетает в себе значительную долю конкуренции с небольшой долей монополистической власти, что способствует ее распространению в современных условиях хозяйства.

 

Теория производства

Теория производства – это процесс преобразования факторов производства в полезный результат (блага, услуги). В производстве используются технологии и производственные ресурсы.

Технология – это количественное и качественное сочетание факторов производства при создании различных экономических благ.

 

Факторы, участвующие в конкретном производственном процессе наз. производственными ресурсами.

Виды производственных ресурсов:

1)Природные,

2)трудовые,

3)финансовые,

4)информационные источники.

Природные – это совокупность природных компонентов используемых в производственном процессе.

Трудовые – трудоспособное население.

Финансовые – это денежные средства которые обеспечивают процесс производства.

Источники – инвестиции, государственные займы, денежные сбережения населения, ценные бумаги.

Информационные

 

Производство может быть: рыночным, натуральным.

Натуральное - производство для себя.

Рыночное – производство для обмена.

Производство для обмена более эффективно, т. к. направлено на удовлетворение общественных потребностей. Это значит, что рыночное производство способно полнее удовлетворять потребности людей.

 

Формы производства:

1) Доиндустриальное производство – преобладает сельское хозяйство и ручной труд

2) Индустриальное производство – преобладает машинное производство

3) Постиндустриальное производство, где преобладает наука и образование.

Цель такого производства – обеспечение экономического роста, занятости, стабильность цен, справедливое распределение.

Таким образом процесс производства – это деятельность людей связанная с использование полезных свойств производственных факторов, с целью создания производственных благ.

Теория производства изучает соотношение между количеством применяемых ресурсов и объемом выпускаемой продукции.

Это отношение описывается производственной функцией. Чаще применяется 2-х факторное производство – в котором объем производства является функцией капитала К.

Q = f(L,K).

Эти функции фигурируют в функции Куба Дугаса. Она выражает зависимость между произведенной продукцией эффективного использования факторов. Эта функция проста и позволяет использовать ее при экономическом анализе деятельности фирмы.

Q=f(V1,V2,V3....Vn) .

V − количество ресурсов.

Как в той и другой функции, производство не делятся на активное и пассивное, и полагается их равноправное участие. Фирмы используют различные сочетания факторов производства, как переменных так и постоянных. Любое выбранное фирмой сочетание факторов производства выделяет определенную технологию производства, а результатом будет объем качества производимой продукции.

Графически описывает кривой, которая называется ИЗОКВАНТ.

Набор изоквант, каждая из которых показывает максимальный выпуск продукции, при любом наборе факторов производства образует карту производства, который является альтернативным способом описания. Чем дальше от оси расположена изокванта тем больше объем выпускаемой продукции.

 

Свойства производственной функции:

1) Существует предел увеличения объема производства, который связан с увеличение одного из ресурсов при прочих равных условиях. Это значит что при данных производственных мощностях увеличение численности работников ведет к снижению эффективности производства.

2) Существует взаимодополняемость и взаимозаменяемость ресурсов.

3) При определении производственной функции определяется техническая и экономическая эффективность.

 

Техническая эффективность – максимально возможный объем продукции, достигаемый в результате использования имеющихся ресурсов.

Экономическая эффективность – это производство продукции с минимальными издержками.

В производстве не используются технически неэффективные способы создания материальных благ.

Если оба способа технически эффективны, то выбор производства зависит от экономической эффективности.

 

Производственная функция отражает зависимость между затраченными ресурсами и выпускаемой продукцией.

Для дифференцирования оценки влияния каждого вида факторов производства на динамику выпуска продукции, проводят анализ по временным промежуткам разной протяженности. Критериями выделения таких промежутков является скорость, при которой вовлекаем в производство ресурсы меняют свое количество и качество. Не изменяются затраты на ресурсы в течение данного промежутка времени, формируем постоянные факторы производства. А те затраты, которые в течение этого промежутка времени меняются, формируют переменные факторы производства.

Временные промежутки, в течение которых хотя бы 1 фактор производства остается постоянным (неизменным) называется краткосрочным периодом деятельности фирмы.

Временные промежутки, в течение которых все факторы производства переменны, называется долгосрочным периодом деятельности фирмы.

Эти периоды означают разные условия деятельности фирмы, закономерность эффективности производства формируются отдельно для каждого из этих периодов.



Просмотров 1004

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!