Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Предварительные эскизы в пластилине, глине



Как уже говорили, для работы в дереве большое значение имеет умение рисовать и делать зарисовки с натуры, а также лепка учебных этюдов и эскизных набросков в глине или пластилине. Занятия лепкой помогут резчику найти масштаб, композицию, уточнить детали, развить объемное видение, чувство пространства, материала, дадут возможность определить правильность композиции при осмотре со всех сторон, соотношение масс и деталей. В лепке легко добавить недостающее или снять лишнее.


Рис. 7.8. Инструмент для лепки

Глина и пластилин – мягкие материалы, удобные для выполнения эскизов и набросков.
Место для лепки, как и для резьбы, требуется светлое, с верхним источником освещения. Если эскизные работы производятся днем и вечером, следите, чтобы свет не менялся по силе и направлению. Модель должна находиться на уровне глаз художника. Работая в небольшом помещении с маленькими фигурками, бюстами, станок для лепки ставьте на стол. Его изготавливают из дерева в виде доски, укрепленной на табуретке с короткими ножками. Верхняя доска должна вращаться на металлическом или деревянном стержне. Для лучшего вращения наденьте на ось крестовину с роликами из коротких трубочек. На нижнюю доску прикрепите кольцо из листового железа под ролики. Размеры верхней доски зависят от масштаба лепного эскиза. Она может быть около 30 × 30 см, 50 × 50 см при толщине 3–4 см. Поворачивающаяся доска избавляет скульптора от необходимости перемещаться вокруг работы во время лепки и при рассматривании. Для этого достаточно ее повернуть, подставив другую сторону под прежнее освещение.
Лучший инструмент для лепки – человеческая рука и пальцы, хорошо чувствующие объем и форму. С практикой это чувство развивается. Рука как бы видит объем. Но для проработки мелких деталей, тщательной доводки рельефа и фактуры поверхности понадобятся стеки. Это гладкие деревянные или металлические пластинки разнообразных форм длиной 16–20 см, шириной 1–3 см. Не представляет особого труда сделать их самому. Понадобятся крепкие породы: бук, граб, лучше всего самшит, подходят также береза и клен (рис. 7.8).
Для удаления лишней глины применяют металлические кольца. К деревянной ручке прикручивают тонкой проволокой круглую или треугольную петлю из стальной проволоки. Для уплотнения слоя глины и формовки крупных деталей сделайте деревянный молоток цилиндрической или квадратной формы, по размерам и весу он соответствует киянке.
Лучший материал для лепки – глина зеленого цвета, подходит и голубовато-серая. Можно пользоваться глиной и других цветов, но следите, чтобы в ней было не слишком много песка (он препятствует слепливанию), и, разведенная водой до нужной консистенции, она напоминала бы не слишком жирную тестообразную массу. Для приготовления необходимого количества глины ее сначала сушат на воздухе, затем разбивают на мелкие кусочки и просеивают, чтобы избавиться от камешков. Насыпают в эмалированную или оцинкованную посуду (бак, ведро) и заливают водой так, чтобы над поверхностью возвышались островки глины. Через сутки вода впитывается, и глина готова к употреблению.
Перед лепкой, взяв комок, промните его в руках. Создавая эскиз в глине, лепите сначала общую форму, крупные детали, затем переходите к подробностям. Окончив сеанс лепки, покройте работу сырой тряпкой, а сверху сухой или замените их полиэтиленовой пленкой, предварительно слегка смочив изделие водой.
Если глины не оказалось, используйте пластилин. В домашних условиях он удобнее, чем глина: более чистый, почти не высыхает, не трескается и не требует замачивания, но его не следует держать в холодном или в очень теплом помещении, около отопительных приборов, на солнце. В первом случае сильно затвердеет, во втором размякнет. Оптимальная температура 18–22 °C, что обычно соответствует домашним условиям. Пластилин или эглин удобны для лепки небольших станковых работ, которые долго сохраняются. Поверхность со временем, если не накрыть изделие тряпкой, целлофаном, уплотняется, покрывается корочкой и пылью.
Эглин продают большими брикетами. Он тверже пластилина. Если пластилин или эглин, выпускаемый для скульпторов, приобрести не удалось, купите набор цветного пластилина для детского творчества. Он немного мягче, но чаще бывает в продаже. Можете лепить, используя цветовую гамму. Если нет желания лепить из цветного пластилина, легко превратить его в общую коричневую массу. Для этого брусочки набора положите в кастрюлю с горячей водой, слегка подогревая на газу. Для большей твердости добавьте туда, настругав ножом, парафин из расчета одна треть к массе пластилина. Через некоторое время пластилин растает. Перемешайте его палочкой и слейте воду, заменив ее на холодную, чтобы масса быстрее затвердела. Извлеките остывшую массу – она готова к работе.
Каркас для работы над фигурой человека, животного или бюста изготовить несложно. Основные требования: он должен быть крепким, выдерживать нагрузку веса и не торчать, где нет необходимости, из лепной формы. На деревянную площадку из доски, толстой фанеры скобками с болтами или гвоздями крепят глаголь – металлическую основу (рис. 7.9). На него монтируют детали каркаса, напоминающие основные формы скульптуры. При необходимости обматывают обожженной проволокой с прикрепленными на концах деревянными крестиками, которые лучше удерживают детали. Для лепки бюста применяют болванку из бревна или бруска.


Рис. 7.9. Каркасы для лепных скульптур: а – глаголь для бюста, головы; б – деревянная болванка для головы; в – каркас для фигуры

Простая в изготовлении и удобная в применении конструкция каркаса представлена на рис. 7.10. Металлическая игла-стержень продевается вертикально сквозь отверстие в свободном уплощенном конце глаголя и втыкается затем в центр деревянного стола. На этой основе вы лепите свой эскиз – статую, портрет. Старайтесь расположить работу так, чтобы лицевая сторона ее была направлена в противоположную от глаголя сторону. По окончании лепки скульптуры игла аккуратно вынимается. Затем легко снимается и вся скульптура.


Рис. 7.10. Каркас для скульптур


Рис. 7.11. Станок для крепления деревянных заготовок при изготовлении

На рис. 7.11 показан станок для крепления к столу деревянных заготовок. Для этой цели можно использовать и большие тиски, вставляя между металлическими плоскостями тисков и заготовкой деревянные или резиновые пластинки. Следите, чтобы во время резьбы стамеска не воткнулась в металл.

Разнообразие скульптуры

Существует несколько видов скульптуры, каждый из которых имеет характерные особенности. Рассмотрим их с точки зрения резчика по дереву.

Садово-парковая скульптура
Вначале предлагаю обратить внимание на декоративные образы и композиции, установленные на открытой местности, во дворах, улицах, парках, скверах, в 1–3 и более метров высоты. Этот вид творчества называется садово-парковой скульптурой.
Много лет назад, в начале увлечения резьбой, в Ялте, посетил «Поляну сказок». Впечатление осталось на всю жизнь. Резные ворота и забор из 33 деревянных богатырей «встречали» нас у входа. А на поляне Лиса и Журавль, Иван-царевич, Дюймовочка, Буратино и другие сказочные герои, вырезанные из огромных стволов и коряг.
Не раз видел и в других городах, не только России, на открытом пространстве, множество скульптур, созданных народными мастерами. Этот жанр распространен не только в Европе. Проходят конкурсы в Италии, Финляндии, Латвии.
Недавно состоялся 3-й фестиваль парковой скульптуры в селе Лункине под Рязанью. 14 резчиков из разных городов топорами, пилами, стамесками и электро– и бензопилами создавали свои произведения на тему «Детская площадка». Мне посчастливилось быть в конкурсной комиссии.
Думаю, парковая скульптура достойна немалого внимания, украшая среду обитания человека и являясь разновидностью скульптуры.


Фото 99. Первые столбы в Бирюлеве


Фото 100. Детская площадка для сына Саши у дома


Фото 101. Детский лагерь под Москвой


Фото 102. Его выбросило море. Мы с Сережей его оживили


Фото 103. Берег Черного моря


Фото 104. Лагерь «Спутник» в Анапе

Знаю мастеров, которые резьбой украшают свои дачные участки или соседний парк.
Предлагаю и вам попробовать свои силы в этом добром деле. Если пока не особо знакомы с анатомией, не огорчайтесь, вам поможет само дерево, как материал и значительные размеры композиции. Опытные мастера создают в этом жанре уникальные произведения. Верю, и у вас получится.
В начале увлечения я тоже пытался вырезать что-то под открытым небом у дома, в детском лагере, на берегу Черного моря. Не претендую на высокое мастерство – это было начало, но желание создавать в крупном масштабе для своих сыновей большие игрушки не оставляло меня.
Может, и вы вдохновитесь, ради детей, сотворить сказку у всех на виду. Благодарность зрителей гарантирую – пробуйте. Это заодно приблизит вас к пониманию скульптуры.

Станковая скульптура
Делается достаточно подробно, с проработкой деталей, рассчитана на близкое и внимательное рассматривание. Является как бы основным видом, вобравшим в себя все жанры объемного искусства. Это статуя в статичной или динамичной позе, отвлеченный или с портретным сходством образ, который должен быть убедительным с любой стороны, а также групповые композиции двух или нескольких фигур, связанных общим сюжетным содержанием и решенных в одной пластике. Иногда это образ человека с каким-либо предметом, дополняющим композицию.
В станковой скульптуре часто встречается бюст – погрудное изображение человека. Особую сложность и ценность мастерства художника составляет умение передать тонкое психологическое состояние портретируемого, его характер и черты. Очень важно небезразличное отношение автора к тому человеку, чей образ создается. Для самодеятельного ваятеля бюст – серьезное испытание, подходить к нему следует с особым вниманием и ответственностью. Только глубокие знания анатомии и пластики лица, психологии человека приведут к убедительным результатам, высокохудожественной работе. Для резчика по дереву понимание древесины как материала имеет также немаловажное значение. Необходимо тонко чувствовать ее возможности в создании образа, пластической формы.


Декоративные работы
В начале знакомства с анатомией человека предлагаю вырезать небольшие скульптуры в декоративном жанре. Первые пробы могут оказаться удачными, что вдохновит вас на более сложные решения.
Вырезать можете по квадрату (как ложку), формы могут быть плоскими, очень условными. Дерево, как материал, выручит даже в простых композициях, рельефах. Край формы прорисуйте пластичным. Вопрос шкурения определите от задачи и породы дерева. Помещаю примеры несложных образов. Копируйте или фантазируйте. Декоративные, пластические формы и образы просты в резьбе, быстры по времени исполнения и порой художественны, если не удастся, расстраиваться не стоит. С приобретением вашего мастерства, верю, они будут более интересными.


Фото 105. Письменный прибор. Кедр, 16 см


Фото 106. Сожженный, но не покоренный. Эскиз памятника для Италии. Сосна, 60 см


Фото 107. Пластические этюды. Береза, 20–30 см, малахит

Декоративная анималистика

Для скульптурного изображения животного знание его анатомии так же необходимо, как и в работе с человеческой натурой. Так как зверь или птица не будут вам терпеливо позировать, один из способов понять особенности формы, характер движений – сделать большое количество зарисовок с натуры. Для этого удобно работать в зоопарке, где у животных ограничено пространство передвижения, они подолгу могут находиться в одной позе, не уходя из поля зрения.


Фото 108. Быстрый каракал. Липа тонированная, 100 см

Хорошо, если в вашем доме есть кошка или собака. Возможно, вы держите бурундука или черепаху, ежа или ужа, попугая или чижа, или какое-либо другое животное. Они послужат вам натурой для рисования и лепки. Старайтесь зарисовывать животное в присущих ему позах. Кроме зарисовок и эскизов в лепке, делайте фотоснимки. Это облегчит работу.
Неплохо посещать зоологический музей, где есть возможность продолжительное время внимательно рассматривать тот или иной экземпляр интересующего вас вида. Чучело позволяет подробно ознакомиться с внешностью животного, но делать с него лепные наброски не советую. Не всегда, создавая чучело для музея, мастер-таксидермист соблюдает скелетную конструкцию, анатомическую точность особи. Немалую помощь окажет специальная литература, а также журналы, где в доступной форме освещается жизнь природы, повадки и особенности животных.
При первом же рассмотрении мы отмечаем, что анатомия животных во многом сходна с анатомией человека. Это качество необходимо использовать при конструировании тела животного в заданной позе. Все, что имеется в скелете человека, мы находим и у братьев меньших: череп, позвоночник, грудная клетка, передние и задние конечности. Их последовательность, способы соединения в основном схожи. Одно из отличий – наличие у животного хвоста, который является продолжением позвоночника. В связи с постоянным горизонтальным положением туловища животного все четыре конечности выполняют опорную и двигательную функции. Почти у всех отсутствуют ключицы, а лопатки заметно выделяются при ходьбе и в положении стоя в покое. Редкие экземпляры могут держать передними конечностями пищу, как человек.
Животных изображают в движении или в статических (сидячей, лежачей) позах. Каждая из них имеет свои особенности. Создавая образ животного в глине или сразу в дереве, помните о двухсторонней симметрии туловища. Наметьте среднюю линию, которая будет ориентиром в повторении элементов тела и головы. Постоянно помните о строении скелета, группах мышц, покрывающих его. С самого начала найдите соотношение объемов основных масс и взаимосвязь с ними деталей.
На морде животного меньше заметно внутреннее состояние, чем на лице человека. Выражение ее более постоянно, исключая некоторые моменты озлобления. Передать такое однообразие внешнего настроя легче, чем мимику человека, но при более внимательном изучении мы наблюдаем проявление настроения, переживаний. Обращайте внимание на скульптуры зверей художников-профессионалов.


Фото 109. Ночной охотник. Липа тонированная, 25 см


Фото 110. Фазан – копия с фарфора. Липа тонированная, 30 см

Изображение животных – занятие благодатное. Создавая скульптуру дикого или домашнего зверя, прикасаясь к этой бесконечной и радостной теме, вы получаете истинное наслаждение. Но здесь нужна добрая душа. Холодное и безразличное отношение не дадут положительного результата.
Понаблюдайте внимательно за животными: они изящны и степенны, стремительны и спокойны, откровенно и открыто выражают свое настроение и расположение к вам, если вы им не враг, если не причинили зла. Еще раз хочется обратить внимание на внешнюю красоту, пластику движений животных. Когда крадется к жертве пантера, летит в прыжке гепард, как акробатически ловки их движения!
Не менее интересно и воплощение в дереве образов пернатых. Птицы – это особый вид, прекрасно поддающийся пластическому решению. Домашние куры, утки, лесные глухари, куропатки и даже самая обыкновенная ворона, созданные своими руками, принесут массу удовольствия.


Фото 111. Хозяйка болот. Самшит тонированный, 10 см


Фото 112. Рептилия. Липа тонированная, 50 × 30 × 6 см

Хотелось бы обратить ваше внимание на голубей и лебедей, орлов и сов. Дерево, при вдумчивом подходе и тщательном исполнении, выгодно подчеркнет их природную красоту. Стилизация оперения придаст образу дополнительную декоративность.
Вполне заслуженно внимание скульптора привлекают земноводные и пресмыкающиеся: лягушки и ящерицы, черепахи и змеи, крокодилы и вараны. Они красивы, грациозны, пластичны, сама природа украсила их чешуйчатую кожу или панцирь неповторимым орнаментом. Их внешность поддается стилизации, обобщению, декоративному решению. Особенно убедительно и правдиво получается работа, если имеешь перед собой натуру, так что лучшее время для подобного творчества – лето, когда выезжаешь на природу.
Обратите свое внимание на жителей подводного царства – рыб, крабов, моллюсков. Если есть аквариум, обратите внимание на красоту форм и движений каждой из рыбок. Кто увлекается подводным плаванием с маской и ластами, имеет возможность наблюдать интереснейшую жизнь морских обитателей. На глубине все кажется увеличенным, пугает необычным видом, но это лишь оптический обман. Если быть осторожным, можно увидеть, как краб у камня шевелит челюстями. Неловкое ваше движение – и он исчез, взбаламутив дно. Стайка прозрачных рыбешек блеснула на солнце, почти коснувшись ваших ног, остановился и замер морской конек, разглядывая пришельца с суши. Из-за травы показался колючий взъерошенный ерш. По дну не спеша двигаются моллюски, укрытые в раковинах. Мидии приоткрыли створки, прикрепившись к валунам. Нечасто, но встречается и красавица звезда с присосками на щупальцах. Образов для творчества великое множество, выбирай любой. Вспомните восхитительного, пластичного умницу дельфина, не забудьте таинственных осьминогов, скатов и даже хищных акул. Художнику – раздолье для творчества.


Фото 114. «Ободрали, обглодали». Липа тонированная, 22 × 14 × 4 см


Фото 113. Морской конек. Махагон, 30 см


Фото 115. Рак. Самшит, 18 × 8 × 4 см


Фото 116. Тонировка крокодила. Ильм, 100 см. Приобщайте детей к своему увлечению!

Думаю, не следует забывать и самых малых существ, которых в мире неисчислимое множество, – это насекомые. Многие из них заинтересуют резчика по дереву. Работать с насекомыми одно удовольствие. Тщательно вырезая каждую деталь миниатюрных, изящных букашек, вы имеете возможность внимательно разглядеть их туловища, ножки, крылышки и, к удивлению, открыть для себя, что «лицо» жучка очень интересно и более сложно, чем казалось раньше при менее близком рассматривании. Вы понимаете, что у каждой божьей коровки или паука есть характер, повадки и даже желания, и проникаетесь добрыми чувствами к каждому из них.
Не обойдите вниманием и доисторических животных – динозавров, ящеров и т. д. Они привлекают своей экзотичностью и таинственностью. Сохранившиеся останки дали возможность ученым и художникам частично восстановить их необычный, во многом непохожий на современных собратьев внешний вид. Еще многое не открыто и не понято. У вас есть возможность повторить реальный образ древнего животного или попытаться сотворить свой, открыть новое, неизвестное. Создавая образы животных, я получаю удовольствие и радуюсь, что в моем доме появляется еще одно удивительное существо. Сейчас их около пятидесяти. Дружной семьей живут у меня носорог и крокодил, слон и свинья, пингвин и сова, черепаха и скорпион, лягушка и варан, змея и петух, жуки и рыбы – всех не перечесть. К каждому доброе отношение с надеждой на взаимность.

Черепаха
Однажды на берегу Черного моря я поймал черепашку. Форма ее панциря оказалась настолько совершенна, что мне не пришлось долго думать; как решить ее образ в дереве.


Рис. 7.12. Способы вырезания черепахи


Фото 117. Черепаха – начало работы. Бакаут, 28 × 22 × 6 см


Фото 119. Кончай бегать, давай поговорим… Можжевельник, 22 × 18 × 6 см


Фото 118. Окончание работы. Две черепахи. Верхняя выполнена из заболони монолита. Цвет естественный


Фото 120. «Чего залезла?» – «Покатай!» Липа тонированная, 15 см

Для этой цели я использовал березовую дощечку 12 × 10 см толщиной 5 см. Резал по той же схеме, что и жука (см. раздел «Украшения»). Только края панциря между лапами и хвостом опустил чуть ниже. Решите, хотите ли вы расположить вашу черепашку на подставке, вырезанной из того же куска. Если да, то доску лучше взять на 2–3 см толще. Без подставки достаточно и 5 см.
Орнамент на поверхности панциря можно вырезать в реалистичной манере или декоративно. На лапках и хвостике, копируя натуру, вырежьте чешую или уголком прорежьте косую сеточку. Орнамент на головке тоже можно упростить. По окончании прошкурьте, если считаете нужным, и заморите.

 

<<

>>

Черепаха может служить крышкой коробочки или самой коробочкой.

Кобра
Питаю особое расположение и уважение к символу мудрости – змее. Видимо, не зря восточные мудрецы издавна приписывали этому удивительному, таинственному существу такие человеческие качества, как прозорливость и стремление к самосовершенствованию, непредсказуемость и холодность ума, изящество и чувство собственного достоинства. Образ змеи интересен художнику тем, что предоставляет бесконечное количество пластических возможностей, разнообразие композиционных решений. Природа как бы еще раз напоминает нам о своем мастерстве, неподражаемых достижениях. Знаю, у некоторых к змеям чувство отвращения или страха. Понаблюдайте за ними внимательно, полюбуйтесь красотой их движений. Постарайтесь понять и разобраться в своих чувствах, возможно, они изменятся.
У меня уважительное отношение к змеям сложилось давно, еще до увлечения художественной резьбой. Однажды во время сбора грибов в подмосковном лесу я наткнулся на живую блестящую ленту. Сначала испугался, но любопытство оказалось сильнее. Заметив светлые пятна на голове, подумал, что это уж, и решил взять с собой. Изловчился, с помощью рогатины поймал, завязал в платок и положил на дно корзины. Возвращаясь домой, в электричке, освободил пленницу, чтобы получше рассмотреть. В какой-то момент, видимо, сделал змее больно, и она мгновенно укусила меня в руку. Рука сильно опухла. После, в зоомагазине я выяснил, что это «самая обыкновенная подмосковная гадюка, укусы которой очень опасны». Пришлось ее убить, иначе мог пострадать кто-нибудь еще. Мне тогда уже стало понятно, что во всем происшедшем виноват сам. Животное никогда не тронет, если ему не сделаешь плохо. Оно нападает, только защищаясь или когда голодно. И часто гибнет, если лишить его привычной среды обитания. Если встретите в лесу его жителя, не приносите домой, для него это может кончиться трагично.


Фото 121. Кобра. Липа тонированная, 40 см

Из змей наиболее эффектной мне кажется кобра (фото 121). Момент, когда она поднимает голову и раскрывает свой устрашающий капюшон, очень выразителен.
Обратите внимание, насколько мягки и пластичны изгибы ее тела. Рассмотрите фотографии, рисунки, а если есть возможность, посетите террариум в зоопарке.
Предлагаю два способа вырезания кобры. Первый заключается в вырезании фигурки из целого массива древесины: ствола или бруска. Размеры могут быть разные. Рассмотрим пример в 20 см высоты и 16 см в диаметре (для бруска это размер стороны квадрата). При таком масштабе диаметр тела получится около 3 см. Проще работать с липой, хотя красное дерево позволяет добиться большей убедительности образа и лучшего качества. Внимательно изучив, как выглядит угрожающая поза кобры, нанесите на заготовку контуры вертикально поднятого участка тела, головы и раскрытого капюшона анфас (вид спереди). В нижней части заготовки наметьте горизонтальный уровень лежащих на земле изгибов, прибавляя к толщине 1 см. Пропилите по этой разметке до вертикальных линий. Срежьте лишнее.


Рис. 7.13. Схема вырезания кобры

Нарисуйте вид сбоку: изгиб шеи и выброшенную вперед головку. Сделайте пропилы: снизу, по границе колец и под головкой, до изгиба шеи. Уберите лишнее в боковом профиле до контура. Будьте внимательны при снятии древесины возле шеи, чтобы не отколоть лишнего.
Прорисуйте на горизонтальной плоскости заготовки изгибы лежащей части тела так, чтобы они соприкасались в трех точках. Уберите все лишнее между изгибами и оформите плавный, естественный переход от лежащей части тела к поднятой, используя добавочную толщину. После этого прибавленный ранее сантиметр срежьте. К хвосту толщину равномерно сведите на нет. Доведите профиль тела до формы закругленного треугольника, вытянутого в сторону спинки. Вырежьте головку, открытые глаза, оформите зрачок в виде углубления. Если есть желание вставить в глазницу камень, то углубление должно быть чуть меньшего диаметра (примерно на 1 мм), чтобы камень вставлялся в него с некоторым усилием. Для глаза подойдет бусина из малахита, тигрового глаза, лунного камня и т. д. – что подскажет ваша фантазия. Такой вариант очень эффектен.
Сформируйте капюшон, выделяя с его внутренней стороны объем тела. Затем всю поверхность тела протрите напильниками, гнутыми рифлевками, шкуркой до блеска. Нарисуйте по всей длине орнамент чешуи, напоминающий косую сеточку. Учтите, что в изгибах линии сетки не параллельны. На голове чешуя имеет свой рисунок. На шее между «крыльями» капюшона расположены чешуйки, с помощью которых змея передвигается. Их изображают поперечными полосами.
Рисунок чешуи должен быть или декоративно-условным, без подробностей, или с тщательно и предельно точно вырезанными деталями. Последний вариант уместен в хорошей, крепкой породе дерева.
Весь рисунок повторите уголком или ножом (что менее удобно). Поверхность еще раз протрите мелкой шкуркой. Намочите, заморите серой морилкой, подойдет и зеленая. После сушки вставьте в глазницы камни. Покройте изделие воском или лаком. Протрите до блеска.
Во втором способе изделие вырезают из двух кусков. Подберите доску размером примерно 16 × 16 см и толщиной 3 см и брусок 8 × 5 см, высотой 17 см. На доске нарисуйте лежащую часть тела, которая с одной стороны заканчивается хвостом, с другой – плавным подъемом для стыковки с вертикальным фрагментом фигурки. Изгибы в горизонтальной плоскости, как и в первом случае, должны соприкасаться в трех точках. В бруске прорисуйте фронтальные и боковые контуры тела. Теперь вырежьте две эти детали. Срезы, которыми детали пристыковываются друг к другу, сделайте под таким углом, чтобы в дальнейшем линию соединения можно было легко совместить с одной из линий чешуйчатого орнамента – стыковка станет практически незаметна. Тщательно совместите детали с клеем. Остальное делайте, как и в первом варианте.
Используя описанные способы, вы можете создать не только одиночную фигурку, но и целую композицию: кобра на пне или высунувшаяся из корзинки и др. Предпочтительнее выполнить это из целого куска массива.

Еж
Встретить ежа в лесу – всегда удовольствие. Если вам повезло, не тычьте в него веткой, иначе он моментально свернется и превратится в неподвижный колючий комочек. Не берите в руки – уколет, да и выскользнет. Просто понаблюдайте за ним – куда бежит, чем озабочен, какие у него повадки. Это поможет вам позже воссоздать в дереве образ милого лесного зверька. Думаю, рукодельный еж принесет радость и вам, и вашим близким, особенно детям.
Перед началом работы внимательно рассмотрите или живого ежа, или его рисунок, фотографию. В качестве материала подойдет сучок липы
толщиной 8–10 см. Пусть вас не смущает, что из такой заготовки не получится фигурки в натуральную величину. Маленький еж в декоративном исполнении тоже очень симпатичен.


Фото 122. «Пойдем за грибами!» Липа тонированная, 15 × 10 × 10 см

Снимите с сучка кору, но не полностью – оставьте небольшой кружок для шляпки будущего гриба, который окажется на его колючей спине. Срезая лишний материал, не забудьте оставить небольшой объем и для одного-двух листочков. Вырежьте тело, головку. Уточните детали мордочки, лапок, ушей, гриба и листьев. Обработайте шкуркой ножку и шляпку гриба, зрачки глаз, кончик носа, коготки. Для имитации колючек всю спинку сплошь покройте рисками длиной до 1 см. Эту работу удобно выполнить уголком в 40°. На мордочке и груди, где нет колючек, сделайте насечку более мелкую, похожую на мех, уголком более узким.


Рис. 7.14. Вырезание ежа из сучка липы

Морить надо по частям: сначала мордочку, грудку, листочки – морилкой светлого тона. Последние можно и другим тоном. Спинку морите более темной морилкой – мышиного (темно-серого) цвета. Гриб оставьте светлым. Шляпка из коры будет естественно-темная, а ножка пусть останется светлой в контраст темным иголкам. Будет такое впечатление, что она наколота на них, а не вырезана из одного куска.
Зрачки, кончик носа, коготки покройте повторно черной морилкой. Ежа покройте воском, а зрачки, кончик носа, коготки 3–4 раза нитролаком, чтобы блестели. Получается очень убедительный еж с милой мордашкой. На спинке могут быть и другие дары леса, которые заботливый еж собирает про запас. На рис. 7.14 помещена схема шкатулки-ежа. Она тоже вам поможет при создании его образа.

Носорог
Экзотичен, могуч и добр – так можно охарактеризовать это массивное и малоподвижное на первый взгляд животное. Привлекает внимание, вызывая теплые чувства, его снисходительное отношение к птицам, которые промышляют остатками пищи в его зубах, и насекомыми-вредителями на его шкуре (фото 123). Я не пожалел на него блок красного дерева длиной 65 см. Без пилы, топора, крупных стамесок и киянки, конечно, не обошелся. В окончательной стадии обрабатывал поверхность отлогой стамеской – для создания необходимой фактуры и бликов на коже животного. В ноги вставил металлические спицы для укрепления короткого слоя в этих местах. Птичка прикреплена шкантом на клею. Покрытие воском завершило обработку. Общая высота 40 см.


Фото 123. «Друзья». Носорог и птичка. Махагон, 75 × 35 × 25 см

Пума
Как-то один из знакомых артистов эстрады, объехавший полмира, пригласил меня в гости. В Индонезии он приобрел пуму из черного дерева. Она была прекрасна, но с трещиной на боку и без нескольких клыков и когтей (сделанных из слоновой кости). Возможно, со временем или от перемены климата рассохлось и треснуло дерево. Мой приятель спросил, не возьмусь ли я отреставрировать скульптуру.


Рис. 7.15. Схема вырезания туловища пумы

Пока занимался реставрацией, попробовал повторить ее в том же размере (56 см длины и 18 см в холке) из липового бруска. Вырезал, прошкурил немного, покрыл черным нитролаком. В глаза вставил зеленые камни, язык сделал из красного дерева, когти и клыки из кости – все как в оригинале (фото 124). Позже я выполнил несколько повторов на заказ. Один из лучших вариантов находится во Всероссийском выставочном центре в павильоне «Культуры».
Надеюсь, работа над пумой и вам покажется интересной, поэтому предлагаю вашему вниманию контурные рисунки тела и прорисовку морды.


Рис. 7.16. Морда пумы


Фото 124. Пума. Липа + лак, 55 см

Резьбу рекомендовал бы начать по квадрату. Затем уточняйте детали. Старайтесь сохранить стиль и пластику, а также реалистичность движения и выразительность морды. Если многое, что я раньше предлагал в книге, вы сделали, то и эту работу осилите.

Скорпион
Не знаю, прав ли, но к ядовитому скорпиону у меня уважительное отношение. Всмотритесь, как совершенно строение его тельца, ничего лишнего (фото 125). Полная симметрия и ритм в члениках тела – вот где урок гармонии. Мощные цепкие клешни и подвижное ядовитое жало хвоста: некая символичность заключена во всем его существе. Поведение скорпиона не всегда понятно. Известно, что самка после спаривания убивает самца собственным ядом. В чем причина? Скорпион интересен и тем, что сохранил свой внешний вид в течение многих тысячелетий. Этот пришелец из далеких времен по сей день загадка. Желание хотя бы немного разгадать, разобраться, понять и привело к более внимательному, пристальному рассмотрению этого удивительного существа, а затем родилась идея создать из дерева его подобие.

 

Наблюдайте внимательно за жизнью природы. Переводите то, что понравилось и по силам, в материал, и в вашей коллекции появятся новые симпатичные образы, которые украсят вашу жизнь. Для этих небольших и порой ювелирных работ потребуется дерево твердое, мелко-структурное, способное выдержать детали малых размеров. Рекомендую самшит, кизил, сандаловое, красное и черное дерево, бакаут и, несомненно, кебрачо. Если таких пород не нашлось, не огорчайтесь, их заменят клен, бук, береза. При определенном мастерстве и эти породы дают прекрасный результат.


Фото 125. Скорпион. Махагон, 20 см Фото 126. Скарабей. Липа тонированная, 20 см

Жуки
Меня всегда удивляют красавцы жуки с обтекаемой формой тела, прикрытого пластинками крыльев, а когда этот шедевр природного творчества взлетает, радуешься, восхищаешься его совершенством. Для воплощения в дерево меня особенно привлекают жуки-носороги и жуки-олени, внешним видом полностью оправдывающие свое название. В качестве примера я представляю работу из красного дерева, выполненную в гигантских для жука размерах – 80 см длины (фото 127). Увеличенный масштаб изделия придал деталям неожиданную экзотичность. Вдруг открываешь для себя, что простое насекомое может превратиться в сказочно-романтическое существо.


Фото 127. Жук-олень. Махагон, 80 см


Фото 128. Короед. Береза тонированная, 30 × 15 × 5 см



Просмотров 1980

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!