Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Как сорвать сценарий агрессора
Вариант Врачебный – Эй, стой. Дай закурить. (Останавливаетесь сразу.) – Не курю. – Покажь карман. – Что у вас с ухом? (Носом, глазом и т. п.) – Чего? – Вот-вот. (Указывая на ухо, которое без зеркала не увидишь.) – Чего? – Что такое рак, знаешь? – Ну. – Операцию придется делать. (Продолжая вглядываться в ухо; одновременно готовя удар.) – Ты что, врач? – Вот именно. Курить вредно. От курева рак. Далее по ситуации, но сценарий практически сорван. На тренинг-группах играем в такую игру. «Бить иль не бить, вот в чем вопрос…» Игровой партнер, Господин-Под-Вопросом подходит к вам все с тем же «дай закурить», но цель подхода известна лишь ему самому. (Скажем, «бить» – в кармане черная карточка, «не бить» – белая.) Задача ваша – угадать намерения Господина-Под-Вопросом и соответственно себя повести. Вариант Оперативный – Дай закурить. Ничего не отвечать – сразу остановиться. Твердо глядеть в глаза. Боковым зрением следить за движениями. Внутренне приготовить блокировку удара. Пауза одна-две секунды, затем решительно: – Документы. – Какие еще документы?.. – Ваши документы (не повышая голоса, готовясь применить силовой прием). Инициатива уже ваша. При ответе типа «А ты покажь свои», вам показывать нечего, кроме быстроты реакции, и заменить документ может аперкот или удар карате; далее по ситуации. Вариант Сумасшедший – Дай закурить. – Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог… Как пройти на Семеновскую? (Поза пружинной готовности.) – Закурить дай, говорю… – Чижик-пыжик, где ты был? На Фонтанке водку пил… Офелия, о нимфа, помяни меня в своих молитвах. Бить знаменитых некрасиво, не это поднимает ввысь – и так далее, не забывая следить за движениями «партнеров». Вариант Глухонемой – ЭЙ! Погоди-ка!.. Слышь?! Вы не слышите. Вы глухонемой. Вы идете. Вас догоняют. Останавливаетесь. Указываете на свое ухо… Да, вы глухонемой. В следующую секунду могут сказать «дай закурить» или броситься бить, но психологический сценарий нарушен неожиданностью, у вас преимущество. Чаще при такой встрече все-таки отстают. Вариант Свисток (для женщин и физически слабых) В любом охотничьем или спортмагазине покупается свисток, издающий достаточно резкий звук. В случае угрозы нападения немедленно свистеть изо всех сил. Просто, но действует. Вариант Торобоан К вам подходят с «дай закурить» или чем-то подобным. Вы гротескно изображаете сильнейший испуг: «Ой, ребята, я вас боюсь, ой-ой, я уже обос(.)ался…» Как правило, это вызывает у «партнеров» краткое расслабляющее замешательство, и вы можете им воспользоваться – нанести неожиданный удар; или что-то иное, по ситуации…
Предложение №28
Антихамины Два лучших ответа на хамский наезд – веселый смех и настоящее, истинное, физиологическое чихание. Еще хороший антихамин – прикинуться, будто понял хама наоборот, и вдохновенно благодарить, приторно благодарить, рвотно благодарить – благодарить, пока не увидишь, как хама вырвало в самого себя…
Тяжело в ученье, легко в бою! Сильными не рождаются ГИД – А все-таки бывают и случаи, когда при встрече с превосходящей силой остается лишь сдаться на милость судьбы… ВЛ – Разумеется. Даже каратисту высшего класса предписывается при грабеже под дулом пистолета сперва отдать деньги, а там… «Для разбега пяться», – говорит один мой друг, а на Востоке есть боевой стиль под названием «ветка, прогибающаяся под снегом» – твердое сломается, а гибкое прогнется и разогнется… – А со страхом-то делать что, с мандражом? – Глазки боятся, а ручки делают, только так. Чемпион по любому боевому искусству, если будет искренним, признается вам в страхе, возникающем не на ринге, а при внезапных столкновениях, скажем, на темной безлюдной улице… Страх, может быть, его не парализует, но при неумении освобождать себя может помешать среагировать наилучшим образом. – Что же такое слабый человек? Неловкое сочетание большой ранимости и малой активности? – Человек слаб, только пока не догадается, что силен, – пока не откроет, как пустить в ход свою силу. Воистину силен только тот, кто прошел путь от естественной детской слабости до духовной силы, независимой от физического состояния. Слабый человек – всего лишь недогадливым человек.
Глава 10. Танцы с тенью
Спасение от жизнебоязни.
Доктор! Что-то со мной непонятное происходит последние лет пять.. Началось это внезапно, во сне: вдруг навалилось что-то черное, тяжелое, неописуемо жуткое и просто раздавило меня. Проснулся в ужасе, страх и ощущение жуткой обреченности не исчезли, так с ними и живу.. То снится, что меня убивает ножом компания уголовников, то наяву теряю чувство себя, и, чтобы собираться, приходится прилагать чудовищные усилия.. Из прочего джентльменского набора бзиков: гипертрофированные муки совести, стал профессионалом в извинениях и раскаяниях. После каждого очередного наплыва кошмаров думал: этот раз был последним, который я выдержал.. Однажды сходил к районному психиатру. Попытался рассказать все, с самого начала. Врач слушал меня что-то жуя, минуты четыре, потом перебил: «Понятно, больной, у нас мало времени, ближе к бреду давайте. Голоса слышите?» – «Слышу. Вот ваш, например..» – «Мой не считается. Внутри головы – что слышно?» – «Ваш голос.. теперь уже внутри головы..» В конце беседы, когда я спросил, на что же надеяться, сказал мне, что надежду убивать надо, и предложил лечь в больницу. Доктор, что это все-таки происходит со мной – едет крыша?.. Или зря панику поднимаю, и такая вот мутотень и называется жизнью? Борис. ГИД – И что же это, психоз или жизнь? ВЛ – Скажем так: жизнь, боящаяся себя. – Почему?.. Откуда это переживание угрозы, ожидание нападения какихто злых сил?.. Почему снится, что убивают, кошмары, ужасы?.. – Возбуждена корневая часть Древа Страха – беспредметный предстрах – «боюсь того, не знаю чего». Случается очень часто со многими, при разнообразнейших нарушениях телесно-душевного равновесия. – А почему неоправданные муки совести? Карма, грехи прошлых жизней?.. – Не проверишь, судить не берусь. Можно попросту назвать это самоагрессией, в просторечии самоедство. Я это называю еще состоянием Левоты, в противоположность состоянию Правоты, которое обычно переводит внутреннюю агрессию на внешний объект. Левота – чувство вины незнамо за что, готовое подставиться под любой внешний повод. Стоит внимательно отличать эту самую Левоту как стихийную эмоцию от осознанного принятия на себя ответственности. При тяжелых депрессиях Левота – обычное дело и иногда доходит до беспредела, может толкнуть человека на непоправимое… – А откуда это чувство потери себя? – Утрата самоединства – очень частое состояние у всех тех, весьма многих, чье самотождество внутренне слишком узко, кто для себя не больше чем Имярек, кто не умеет и опасается быть собой-разным и кому в то же время быть собой-узеньким тесно и неуютно. Вот почему и зачем масса людей стремится вообще утратить всякое самотождество – перестать себя чувствовать. Достигается это всяческими наркотиками и балдежами, погружениями в тусовки, в толпу… У чувства «Я» есть внешне-внутренние Я-коря – зацепки, опоры, я называю их интеграторами, а еще самовешалками. Это могут быть и телесные ощущения (от мышц, от дыхания), и самовосприятие через зеркала, буквальные и/или психологические, и предметы обладания, и знаки социально-групповой принадлежности, и просто собственное имя… Самовешалкой может быть и какая-нибудь привычка или набор привычек, свод ритуалов, куча странных движений или простой тихенький тик… Помню, в школе еще заинтриговало меня, почему мой одноклассник Юрка Балконский (имя изменено) постоянно играет желваками и шевелит нижней челюстью, будто что-то жует, слегка тараща при этом глаза и дергая носом. «Ты это зачем – вот так, а?» – спросил я его, показав подражательно. Он вдруг страшно смутился, отвел глаза, покраснел. «Тебе надо знать?» – «Ага, любопытно. Может, мне тоже так… Это в кайф, да?» – «Это чтобы себя чувствовать. Никакой не кайф. Чтобы себя чувствовать. Понял?..» Как понимаю теперь, у Юрки были в то время крупные сложности с самоотождествлением: не вливался ни в классную стаю, ни в самого себя, чужак был глобальный. Юношеский кризис. Со мной тоже происходило чуть позже что-то подобное, и я тоже дергался и шевелил челюстью разнообразно, до сей поры пошевеливаю…
Светило – в поле зрения …Да, Борис, это жизнь, это тоже жизнь, и панику поднимать не стоит ни в коей мере. Едет ли крыша?.. Если за пять лет никуда не уехала (чему свидетельство разумность письма) – то, значит, пока на месте. Но – сотрясается, это да… Коллегами-психиатрами такие состояния не постигаются, а обзываться могут депрессией, шизофренией, навязчивыми состояниями… Карл Густав Юнг, знаменитый выкормыш и соперник Фрейда, назвал потайной ад человека его внутренней тенью. В состав Тени, полагал Юнг, входит не только нажитой негатив – все то страшное и неприятное, что человек успевает за жизнь испытать или вообразить, чего боится и что в себе отрицает или хочет забыть, – но и негатив родовой, запечатленный в генетической памяти. Это врожденные образы жизненных вероятии – Юнг назвал их архетипами. Один из таких архетипов, например – образ страшного человекоподобного существа, чудовищного и свирепого, может быть, людоеда… У детей лет до пяти-шести архетип этот наготове внутри и воспроизводится по любому более или менее подходящему поводу. Вот почему дети часто прячут свои лица при общении с незнакомыми взрослыми, а некоторых боятся панически… Потому же многие из них боятся Деда Мороза. Позывные из подвала нашего существа, голоса Теней… Эти позывные о чем-то сигналят, о чем-то сообщают. Они могут означать, что…
|