Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Методы правового регулирования предпринимательской деятельности



Три подхода:

- в отрасли выделяется один фундаментальный метод, отражающий специфику отрасли, а в предпринимательском праве он не может быть выделен. Некоторые на основе этого утверждают, что предпринимательское право не может быть выделено в отдельную отрасль;

- в отрасли выделяется несколько специальных методов – например, запрет (запрет розничной продажи этилового спирта). Метод рекомендаций, который в нашей стране не популярен)), метод согласования автономных решений – классический метод частного права: субъект независим, вступает автономно, но необходимо согласовать с др. контрагентам; метод обязательных предписаний – ст. 49 ГК РФ, лицензия.

- во всех отраслях выделяются два фундаментальных метода – императивный и диспозитивный. Диспозитивность – предоставление субъекту возможность реализовать свою правосубъектность по своему усмотрению. В праве предпринимательском императивные и диспозитивные рычаги органично сочетаются, с некоторым приоритетом императивной составляющей.

Метод правового регулирования– совокупность способов юридического воздействия и приемов регулирования общественных отношений в целях достижения необходимого результата.

Каждая отрасль права имеет свои определенные методы правового регулирования,которые определяются спецификой общественных отношений с учетом следующих компонентов:

1)характер положения участников правоотношения.2) порядок установления прав и обязанностей;

3)особенности состава юридических фактов, влекущих правоотношения;4)специфика юридической ответственности.

В предпринимательском праве закреплены возможные способы воздействия с целью выполнения норм права.

1) гражданско-правовойоснован на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования;

2) административно-правовойисходит из неравного положения сторон, т. е. отношений власти и подчинения.

Содержание того или иного способа воздействия на общественные отношения и его специфика зависят от

объема правового воздействия. Властные предписания в большинстве случаев исходят от финансовых, налоговых и кредитных органов по отношению к другим участникам предпринимательских отношений.

В предмет предпринимательского права входят горизонтальные (отношения равенства) и вертикальные

отношения поэтому при регулировании хозяйственно правовых отношений используются и императивные, и диспозитивные методы правового регулирования.

Методы правового регулирования:

1)обязательные предписания применяются, когда одна сторона правоотношения вправе давать другой стороне предписания, обязательные для выполнения.1"

С их помощью императивные нормы права устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов предпринимательских правоотношений. Метод обязательных предписаний характерен для прямого государственного регулирования предпринимательской деятельности, например, обязательность государственной регистрации субъектов предпринимательства, нормы налогового законодательства и т. д.;

2) рекомендации. В этом случае одна сторона правоотношения предлагает другой стороне определенный вариант поведения в тех или иных ситуациях, дает рекомендацию о порядке ведения предпринимательской деятельности;

3) согласования. При этом субъект предпринимательского права самостоятельно решает возникшие вопросы, а при вступлении в правовое отношение по согласованию с другим его участником;

4) запреты ограничивают определенные действия хозяйствующих субъектов, например в Законе РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ ≪Об охране окружающей среды≫ установлены запреты на недопущение действий, причиняющих вред окружающей среде;

5) автономные решения заключается в том, что правоотношения (права и обязанности участников предпринимательской деятельности) устанавливаются по взаимной договоренности (согласованию) между ними.

 

  1. Принципы правового регулирования предпринимательских отношений. Система Российского предпринимательскогоправа.

Принципы предпринимательского права – это отправные положения, основные начала, закрепленные в законодательстве. Нужны для «поиска духа». Применяются принципы ст.1 ГК РФ, по крайней мере применяются в горизонтальных отношениях. Принципы непосредственно предпринимательского права:

-свобода предпринимательской деятельности (из Конституции вытекает) (корреспондирует свободе договора как частный случай)

-принцип гос.регулирования предпринимательской деятельности – воздействие всегда присутствует

-поддержка конкуренции и ограничение монополистической деятельности

-единство экономического пространства – товара, услуги, все свободно перемещается по всей территории РФ, нельзя создавать барьеры на пути такого передвижения



Просмотров 993

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!