Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Вы принимали участие в выборах губернатора Нижегородской области летом этого года? 3 часть



Правда, подготовка фундаментальных и прикладных социологов в вузах различается направленностью подготовки студентов. В при-кладной социологии не столь значительны требования к методичес-кой строгости исследования. Если информация, получаемая приклад-ником, не оказывает серьезного влияния на управленческие реше-ния, а носит предварительный характер, то бывает достаточно метода «на скорую руку» («quick and dirty»)22. В академической социологии внимание сосредоточено на внутренней валидности, в прикладной-на внешней, т.е. работа должна приносить пользу заказчику.

Распространение прикладной социологии в вузах продиктова-но также меркантильными соображениями руководства. Дело в том, что в последнее время сокращается число абитуриентов, по-ступающих на фундаментальные специализации и появляется все больше желающих обучаться прикладным дисциплинам. В резуль-тате все больше социологических департаментов включают при-кладные курсы в программу обучения.

Американские социологи убеждены, что предел их мечтаний-университетская карьера и лишь не устроившиеся здесь идут в прикладники. Д. Спайн считает подобное мнение глубоким заб-луждением. Вопреки распространенному мнению опрос показал, что далеко не все респонденты мечтают о профессорской долж-ности. Те, кто испытал на себе судьбу прикладника, предпочита-ют ее университетской жизни. Первая считается более интригую-щей, творческой, интересной. Многие стали преподавателями недобровольно, им просто было некуда деваться, а знакомств вне

 

стен университета у них нет. Стать академическим социологом иногда легче, поскольку в трудоустройстве бакалавру и магистру помогают коллеги-преподаватели и АСА.

Существует множество причин, объясняющих растущий инте­рес к прикладной социологии. Одна из них — необходимость рас­ширения рынка труда для выпускников. «Этический кодекс» АСА (1982) обязывает департамент помогать выпускнику в трудоуст­ройстве. В «Словаре наименовании профессий» США можно най­ти несколько сотен занятий, для которых вполне подходит соци­ологическая подготовка на уровне бакалавра.

Интересы социологов-прикладников в США защищает Обще­ство прикладной социологии (Societyfor Applied Sociology SAS)23, образованное в 1978 г. как некоммерческая общественная органи­зация. На 2002 г. в ней числилось 13 200 членов. Применяемые ими методы диагностики, тренинга, социологического вмешатель­ства и нововведений призваны сблизить большую теорию и прак­тику при решении конкретных социальных проблем.

Кроме того, с 1971 г. в рамках Международной социологичес­кой ассоциации успешно действует Исследовательский комитет по социотехнике-социальной практике (Committeeon Sociotechnics Sociological Practice) под номером RC2&4. Его цель — обмен инфор­мацией и передовым опытом в области социально-практической работы в разных странах мира. Президентом является канадский ученый Джон Александер.

6.2. Что ожидает социолога-выпускника

Социология дает великолепную подготовку для тех профессий, где требуется хорошее знание человеческих отношений. К ним относятся — учитель и преподаватель, политический деятель, мар­кетинговый аналитик, бизнесмен, социальный работник, журна­лист, администратор и т.п. Конечно, социология в меньшей сте­пени нужна, скажем, художнику или космонавту. А вот офици­анту или водителю она точно может понадобиться. Не говоря уже о менеджерах, которые постоянно имеют дело с людьми.

Но разве это значит, что все они — будущие социологи? Ни­чего подобного. Более того, как свидетельствуют опросы, две трети выпускников социологических факультетов не собираются в бу-Дущем связывать свою судьбу с социологией. Они становятся ад-

министраторами, банкирами, юристами, социальными работни­ками, служащими. Пригодились ли им социологические знания? Еще как. По отзывам их работодателей, они справляются со сво­ей работой лучше и добиваются успехов больше, чем те, кого в вузе специально готовили только как администраторов, банкиров или юристов.

Социологическое видение мира — вот тот инструмент, при помощи которого люди добиваются успеха в любой области. По­чему? Да потому, что это — комплексное знание, включающее в себя элементы психологии, социальной психологии, экономики, педагогики и т.п. Экономист сильнее экономического социолога (есть такая специальность) в части узкотехнических, профессио-нальных вопросов. Но социолог с экономической ориентацией видит предмет шире и правильнее.

То же самое касается и политических деятелей. Примеров оши-бок, связанных с отсутствием у многих политиков социологичес-кой культуры, более чем достаточно. Вы сами можете привести массу примеров того, к чему приводит незнание социокультурных факторов, традиций и обычаев народа, отношения к жизни и тру-ду, социальных норм и законов развития социальных институтов.

Выпускники социологического факультета МГУ работают:

♦ в учебных заведениях страны в качестве преподавателей со-циологических дисциплин или в качестве научных сотрудников соответствующих учреждений, аналитических центров и т.п.;

♦ в подразделениях социологической службы предприятий и объединений, отраслевых министерств и ведомств, на совместных предприятиях и в иностранных фирмах;

♦ в органах массовых коммуникаций, в прессе и на телевиде-нии, в рекламных, имиджевых, />/?-агентствах;

♦ в государственных органах социального обеспечения, стра-ховых компаниях как специалисты по созданию систем социаль-ной информации;

♦ в штаб-квартирах политических партий в качестве специа-листов по планированию и организации избирательных и поли-тических кампаний;

♦ в государственных и коммерческих учреждениях в качестве специалистов по кадровому мониторингу, по организации связей с общественностью;

♦ в семейных консультациях и т.д.

А где трудятся выпускники других социологических факульте-тов и кафедр? Если обобщить доступную по разным источникам информацию о трудоустройстве, то окажется, что специалист-со-циолог может работать:

♦ в учебных заведениях в качестве преподавателя социологи­ческих дисциплин студентам, специалистам — слушателям инсти­тутов, центров повышения квалификации или в качестве научного сотрудника в проведении научно-исследовательской работы;

♦ в академических и отраслевых научно-исследовательских и проектных институтах, ведущих изучение социальных проблем, разработку проектов, связанных с социальными технологиями, а также в центральных, отраслевых, региональных исследовательс­ких социологических центрах и службах по изучению обществен­ного мнения, других социальных вопросов;

♦ в учреждениях культуры, органах массовых коммуникаций, для изучения общественного мнения населения, различных соци­альных групп, организации рекламной работы;

♦ в подразделениях социологической службы предприятий и объединений, отраслевых министерствах и ведомствах, на совме­стных предприятиях с иностранными фирмами;

♦ в государственных и коммерческих финансовых учреждени­ях, акционерных обществах, консалтинговых фирмах для органи­зации кадрового мониторинга, рекламных служб, изучения рын­ка сбыта, потребительского спроса, конъюнктуры;

♦ в государственных органах социального обеспечения, стра­ховых компаниях для работы по созданию систем социальной информации, банков данных, организации и обслуживанию тех­нологий, использованию социальной информации в народном хозяйстве и государственном управлении, в системе международ­ных отношений;

♦ в органах государственного управления для разработки тех­нологий, решения организационно-управленческих задач, проек­тирования, прогнозирования различных явлений и процессов, их качественного и количественного анализа25.

Так, среди выпускников кафедр социально-экономических систем и социальной политики ГУ—ВШЭ есть те, кто решил специализиро­ваться на маркетинге — менеджер по маркетингу издательского дома «КоммерсантЪ», коммерческий директор издательства «Вита-Пресс», руководитель департамента маркетинга и PR компании «Гарант-Парк-Интернет», на рекламе и PR — эксперт по планированию рекламных кампаний «Группы Компаний Видео Интернэшнл», старший эксперт отдела связей с общественностью Сбербанка; те, кто выбрал аналити­ческую работу и устроился, например, в «Ренессанс-Капитал» или «Русский алюминий»

А вот что происходит за рубежом. Согласно официальной справке Американской социологической ассоциации26, степень бакалавра со­циологии открывает перед молодым человеком широкие перспекти­вы. Он может трудиться в правоохранительных органах, здравоохра­нении, бизнесе, органах социального обеспечения и правительствен­ных учреждениях. Бакалавр может продолжить обучение, чтобы в будущем стать профессором, исследователем или прикладным специ­алистом. Социология, согласно нынешним представлениям американ­цев относится преимущественно к свободным искусствам, а потому выпускник не только свободен в выборе приложения своих сил, но он никогда не будет наемным работником у конвейера или за при- лавком, где надо трудится по определенному распорядку, жесткому графику, выполняя чьи-то инструкции и не имея возможности для творческого самовыражения. Нет, социолог находится ближе к юри­сту или врачу, которые вольны иметь собственную практику, полу- чать гонорар пропорционально квалификации и научному званию, иметь свободный распорядок дня. Социолог сам определяет, что и как ему делать, чтобы заработать приличные деньги.

Социологического образования вполне хватает для того, что­бы со временем стать известным журналистом, политическим де- ятелем, бизнесменом, специалистом в сфере маркетинга или public relations, наконец, администратором высокого класса. Многие аби­туриенты потому и выбирают социологический факультет, что он дает основательную и универсальную базу по всем наукам, ко­торые позволят затем сделать карьеру в юриспруденции, образо- вании, медицине, социальной работе и консультировании.

Получение степени магистра или доктора прибавит выпускнику знаний, квалификации, оклада и шансов на рынке труда. Но одно- временно они сузят горизонт возможностей перкочевать в другую отрасль. Углубление квалификации одновременно означает углубле­ние специализации. С каждой следующей степенью убавляется уни- версализм, хотя и расширяются другие виды приложения труда. Социолог получает титул профессионального социолога, а вне ака- демической сферы он уже не ценится. Иначе говоря, имея его, вы не можете считаться профессиональным юристом или психологом..

Таким образом, складывается парадоксальная ситуация: самые широкие возможности трудоустройства дают простые курсы об- щей социологии, средние — степень бакалавра (три года обучения на социологическом факультете), узкие — степень магистра, а сте- | пень доктора и вовсе оставляет узкую щель на рынке труда, куда

не каждый может протиснуться. Но с каждой следующей ступень­кой возрастают гонорары, квалификация, публикации и обще­ственное признание.

Со степенью магистра (МА) или доктора (PhD) вы можете уст­роиться учителем в школу, преподавателем в колледж или даже университет, подрабатовать репетиром, заниматься научными исследованиями или публиковать свои труды, благо, что в США, как утверждает статистика, социологические курсы читаются в 3 тыс. колледжей.

Наиболее развитые и активные индивидуумы вполне могут пойти работать в частную корпорацию, некоммерческую органи­зацию или правительственные органы в качестве директора цен­тра исследований, аналитика по маркетингу или социальной по­литике, консультанта, менеджера в отдел управления персоналом или программного менеджера.

Практикующий социолог с высокой научной степенью может называться исследователь-аналитик, специалист по выборочным опросам, геронтолог, статистик, городской дизайнер, криминолог или демограф. Получив дополнительную подготовку, социолог со степенью МА и PhD может стать финансовым консультантом, со­циальным терапевтом, программным директором в сфере соци­ального обеспечения.

Сегодня в США социологи берутся буквально за тысячу дел, пробуют свои силы в самых разных, часто весьма неожиданных, сферах. Быстро переключаться из одной отрасли в другую им по­зволяет междисциплинарный характер социологического образо­вания. Тем не менее, для тысяч и тысяч выпускников социологи­ческих факультетов главным поприщем остаются две традицион­ные сферы — преподавание и исследование.

6.3. Клиенты и консультанты

Хотя к услугам ученых прибегает все большее число частных компаний, лишь немногие из них доросли до того, чтобы серьезно использовать потенциал социальных наук. Чаще всего компании требуют от консультантов применения традиционных знаний и стандартных методик. Они ограничиваются приспособлением их к решению своих конкретных, преимущественно оперативных задач.

Компания-клиент не заинтересована в том, чтобы ученые по­вышали свою квалификацию за счет того времени, которое выде­ляется на проведение заказного исследования. И у консультанта, Даже если бы фирма пошла ему навстречу, нет возможностей для 264

профессионального роста. Чтобы получить признание у академи­ческой публики, среди своих коллег, прикладник должен сделать фундаментальное открытие, обнаружить новые факты, высказать оригинальные идеи. Но совершить подобное в сложившейся на­уке с высокой плотностью научных достижений и конкуренции, не проведя специальных, ориентированных на прирост научного знания исследований, просто невозможно. Положение приклад­ника таково, что он вынужден заниматься не собственно научны­ми проблемами, а тем, что предлагает заказчик. Клиент не позво­ляет проводить базисные исследования.

Вместе с тем полученное в университете образование и меха­низмы профессионального признания ученых формируют у них сильные академические наклонности. Даже перейдя в бизнес, прикладник не может отказаться от академических интересов. Как воздух ему необходимы фундаментальные исследования.

Как разрешить подобное противоречие? Лучший способ — найти клиента, заинтересованного итогами базисного исследования, резуль­таты которого отчасти могут принести практическую пользу. Чаще всего это означает развитие новой техники исследования или при­менение старой к новым проблемам. Хуже, когда базисные иссле­дования приходится организовывать на собственные деньги. Как правило, это небольшие исследования или эксперименты с новой методикой, которые консультант совмещает с работой на заказчика.

Сочетая базисные и прикладные исследования, консультант стремится не отстать от своих коллег, быть на переднем крае на-уки. Он ищет любую возможность опубликовать статью, моногра­фию или учебник.

Клиента интересует не любая, а вполне определенная форма конечного результата работы ученого — отчет, рекомендации или новый план управления. Прикладник никогда не должен забывать, что клиент — это не социолог, поэтому общение с ним всегда спе-цифично. Из своего опыта он знает, как трудно бывает составить сообщение клиенту, особенно если оно включает технически сложные расчеты. Отчасти взаимопонимание с клиентом облег-чило включение курса социологии в школах бизнеса.

Общение с несоциологической аудиторией фактически не за-висит от того, насколько хорошо подготовлен специалист. Tpe6y-ются специфические навыки устной и письменной речи, включая умение переводить технические термины социологии на язык, доступный пониманию клиента. Поэтому язык научной моногра­фии в прикладной социологии неприемлем. Уважением пользу-ется скорее краткий, телеграфный стиль изложения. Но и этому на социологических факультетах не обучают. Многое приходится

постигать на практике. Обладание подобными навыками — непре­менное условие успешной карьеры прикладника.

Б. Гарднер27 более 20 лет занимался консультированием и ис­следованиями в сфере бизнеса и промышленности. Иначе гово­ря, он применял свои знания в качестве социального ученого. Круг его интересов — человеческое поведение, межличностные отноше­ния, коммуникация, индивидуальная и групповая мотивация.

Свою карьеру Гарднер начинал в «Вестерн электрик компани», участвуя в знаменитых Хоторнских экспериментах, проводившихся под руководством Элтона Мэйо. Позже он устроился в Комитет по человеческим отношениям в промышленности, действовавший при Чикагском университете. С 1946 г. Гарднер возглавлял небольшую исследовательскую фирму, в которой было занято пять преподава­телей из четырех университетов. Они числились постоянными кон­сультантами. Кроме них на временную работу приглашали других социальных ученых (к социальным ученым относят психологов, эко­номистов, социологов). Основная задача фирмы — оказывать посто­янную помощь частным компаниям в решении межчеловеческих проблем в организации, улаживании конфликтов между рабочими, профсоюзами и менеджерами. Изучая мотивацию или снижение трудовой морали, ученые-социологи пользовались известными ме­тодиками либо разрабатывали новые к конкретному случаю.

Но интерес вызывает не научно-исследовательская, а социороле-вая сторона консультативной деятельности. Отношения консультанта с клиентом имеют свою специфику. Прежде всего консультанты — аутсайдеры, а не инсайдеры. Они смотрят на организацию извне, поэтому готовы к объективным оценкам. Имея на вооружении спе­циальные знания и методики, они подходят к решению внутриор-ганизационных проблем иначе, чем менеджер, не обучавшийся в школе бизнеса социальным наукам. Задача консультанта — дать зак­лючение по результатам исследования и предложить рекомендации, но не заниматься практическим внедрением. Иначе говоря, он раз­рабатывает веер направлений для практических действий. Ответ­ственность же за принятие решений и их выполнение должен нести менеджмент. Действительно, менеджер — это руководитель, издаю­щий приказы и контролирующий их выполнение. Даже штатные специалисты функциональных служб не могут себе позволить это­го, их функция — консультирование. Еще меньше полномочий у привлеченных со стороны (аутсайдеров) консультантов.

У социальных ученых, считает Гарднер, иная ответственность: они должны бороться за право давать советы профессионалам в управлении. Заслужить его профессионалы в науке могли только высоким качеством своих рекомендаций. Разработка рекоменда­ций, вооружающая менеджеров новым знанием, является частью функции просвещения, реализуемой консультантом.

Вполне естественное дело, если консультант сомневается в правильности своих рекомендаций и советов. В этом случае он оказывается в той же ситуации, что и врач, имеющий дело с раз­витыми признаками заболевания. Он делает все настолько хоро­шо, насколько способен, но его никогда нельзя считать всеведу­щим. Ответственность консультанта проявляется еще и в том, что он не имеет права предлагать рекомендации, которые нельзя осу­ществить. Задача консультанта — помочь менеджеру решить ре­альные проблемы в реальных условиях, поэтому он обязан под­сказать администрации любой возможный выход, даже если он далеко не самый совершенный.

К подобным выводам Б. Гарднер пришел после одного из ис- следований, проведенных в госпитале. Администрация попросила ученых разработать программу обучения менеджеров отделений госпиталя. Основные причины — высокая текучесть кадров и час-тота конфликтов. Проведя собеседование с руководителем госпи- таля, ученые решили, что все трудности проистекают из его лич-ностных качеств. Поэтому ученые разработали тест оценки личных и деловых качеств руководителя, вопросник интервью для началь-ников отделений и схему невключенного наблюдения за поведени-ем главы госпиталя во время его общения с подчиненными.

Обобщив результаты исследования, специалисты разработали курс практических действий и рекомендаций, в соответствии с которыми главе госпиталя предстояло резко изменить свои отно-шения с персоналом. Вскоре он пришел к выводу: все дело зак-лючается не в программе обучения персонала, а в его личном стиле руководства. Поэтому надобность в такой программе отпала.

Исследование длилось 18 месяцев, по истечении которых co-циальные ученые наносили очень редкие визиты в госпиталь. Ра-бота была налажена, и постоянного присутствия консультантов уже не требовалось. Успех обеспечивался благодаря тому, что с самого начала между учеными и руководством, с одной стороны, между учеными и персоналом, — с другой, сложились доверитель-ные, дружеские отношения, предопределившие искренность от-ветов. Подчиненные были уверены в соблюдении тайны и прак-тически убедились в том, что поставляемая ими информация не поступает в кабинет шефа.

6.4. Внутренние и внешние консультанты

Сегодня фирма, решившая провести у себя какие-либо изме­нения, может выбирать один из четырех видов помощи:

♦ Использовать своего внутреннего консультанта (отдельный сотрудник, лаборатория, отдел, группа);

♦ Нанять независимого внешнего консультанта на определен­ный срок;

♦ Заключить контракт с иностранным агентством, действу­ющим на территории России;

♦ Заключить контракт с отечественным консультационным агентством.

У каждого из этих вариантов есть свои достоинства и недостат­ки. Рассмотрим те и другие, а более подробно остановимся на деятельности внутренних и внешних консультантов.

По статусу профессиональные консультанты подразделяются на внутренних и внешних. Гонорар тех и других составляет прибли­зительно 60—80% от суммы оплаты услуг агентства, таким обра­зом они обходятся фирме-заказчику дешевле.

Внутренними консультантами являются специалисты, которые входят в состав консультируемой организации и оказывают по­мощь руководителям в пределах данной организации. Такие внут­ренние консультанты наиболее зависимы от организации, по­скольку должны в первую очередь выполнять те задачи, которые определены ее руководством, а также следовать указаниям заин­тересованных лиц. В общем внутренние профессиональные кон­сультанты работают как обычные специалисты штатных подраз­делений, поэтому в работе таких консультантов не всегда ярко проявляются действительное содержание и характер консультаци­онной деятельности. В полной мере они могут проявиться только во внешнем консультировании. Поэтому, когда рассматривают те или иные положения об управленческом консультировании, обыч­но имеют в виду внешнее консультирование.

Внешний консультант — это высококвалифицированный спе­циалист в какой-либо области, получивший основательную под­готовку по управленческому консультированию и не входящий в состав консультируемой организации. Внешний консультант не всегда ждет, когда к нему обратятся за помощью, он иногда и сам проявляет инициативу и подыскивает организации или руководи­телей, которым может оказать свои услуги.

Недостаток независимого внешнего консультанта, вечного ко­чевника и свободного художника, состоит в том, что ему никто не обеспечивает заказы, не заботится о прикрытии, не обеспечи-268

вает штатом помощников, не защищает его профессиональные и гражданские права. На вольный промысел идут обычно люди, составившие себе имя, имеющие в сообществе высокий профес­сиональный авторитет и множество неформальных связей. Их преимущество в том, что они не тащат за собой хвост — штат ра­ботников, которых надо кормить и обеспечивать работой незави­симо от того, хорошо или плохо они трудятся. Быть на вольных хлебах, значит быть во всем раскованным: всегда можно нанять в помощники любого специалиста. Как правило, они приглашают узких специалистов для проработки отдельных аспектов пробле­мы из любого учреждения или города. Правда, независимый кон­сультант работает как со своими заказчиками, так и с агентства­ми, его свободное время непредсказуемо. Его никогда не возьмут на крупный проект, поскольку, например, для реструктуризации корпорации нужна единая команда, которую трудно составить из независимых консультантов, ранее не работавших вместе.

У отечественных консалтинговых агентств, что вовсе не удиви­тельно, перед консультантами-одиночками есть ряд преимуществ," например, возможность параллельного осуществления работ по всему комплексу проблем с привлечением нескольких консультан­тов одновременно; предоставление заказчику дополнительных га­рантий (финансовая ответственность). Но и недостатков тоже хва­тает: более высокие гонорары, включающие оплату штатных или привлеченных независимых консультантов, издержки и прибыль агентства; более стандартизованный подход к проблемам заказчи­ка; обучение стажеров в процессе консультирования заказчика.

К преимуществам иностранного консультационного агентства относятся: международный авторитет — членство в некоторых меж­дународных организациях невозможно без предварительного аудита известной иностранной компанией; получение иностранных инвес­тиций может ставиться в зависимость от проведения консультиро­вания иностранным агентством; максимально тщательная проработка теории и значительный практический опыт консультирования пред­приятий многих стран. Среди недостатков специалисты называют: завышенные гонорары; постоянное применение «домашних загото­вок», не всегда подходящих к российским условиям; широкое ис­пользование стажеров вместо опытных и известных консультантов.

Услуги независимых консультантов эффективны для мелких и средних предприятий (численность персонала до 500 человек), если решаются разнородные задачи, а также для крупных пред­приятий, но лишь для решения узколокальных проблем. Исполь­зование отечественных агентств полезно и средним и крупным предприятиям при решении задач всех типов. К иностранным

агентствам обычно обращаются только крупные предприятия, нуждающиеся в международном признании'18.

Если консалтинговые агентства себя всячески рекламируют, особенно через Интернет, а потому о них известно всем, консуль­танты-одиночки широко не оповещают о своей деятельности. Во-первых, для этого нет денег, во-вторых, такая реклама малоэффек­тивна. А общего справочника консультантов в России нет. О них обычно узнают через знакомых, из статей в экономических жур­налах, подготовленных с их участием, либо из книг. Кроме того, в адрес руководителей предприятий консультанты рассылают по факсу письма-предложения.

Консультативные услуги, оказываемые под разными названиями внутренними подразделениями частных и государственных органи­заций, — явление не новое, однако их объем и роль значительно воз­росли в 1970-х и 1980-х гг. Внутренний консультант стал постоян­ным действующим лицом в управленческом консультировании.

Еще в 1980-е гг. в СССР к внутренним консультантам относи­ли руководителей и специалистов, представляющих различные подразделения предприятия или учреждения, в частности работ­ников служб НОТ и управления, руководителей лабораторий эко­номического анализа, психологов, социологов и т.п. Поскольку они являлись штатными сотрудниками и получали всегда одина­ковую и гарантированную зарплату, как и другие сотрудники орга­низации, их называли внутренними консультантами.

Преимуществом внутренних консультантов является основатель­ное знание своей организации, ее специфики, проблем и причин их возникновения, а также работников. Поскольку такие консуль­танты — свои люди в организации, им легче контактировать с дру­гими работниками, получать необходимую информацию, они спо­собны лучше ее интерпретировать, к ним всегда можно обратиться за советом. С другой стороны, они волей-неволей подвержены раз­личным влияниям, имеющим место в организации, причем при­ложение их знаний и умений и, в частности, опыта ограничены сферой данной организации. Поэтому вероятность того, что у них появятся совершенно новые идеи и решения, незначительна.

Внешнее консультирование в те времена было развито гораздо меньше, чем сейчас. Советские руководители редко прибегали к помощи консультантов, которые не числились в штате организа­ции. Среди них первое место занимали руководители-коллеги. Один из них выступал в роли руководителя, а другой — в роли консультанта-советчика. Консультант в этом случае мог находить-270

ся на любом уровне управленческой иерархии. Взаимные консуль­тации руководителей — явление довольно распространенное. Здесь налицо добровольные начала в сотрудничестве во имя улучшения результатов. В качестве консультантов могли выступать также преподаватели вузов, сотрудники НИИ, ПКБ, ВЦ, опытные прак­тики-специалисты из других организаций.

Преимущество внешних консультантов в том, что они были в состоянии рассматривать возникшие проблемы не с точки зрения определенного подразделения, специалиста или даже руководите­ля высшего звена данной организации, а более широко и нередко с новых позиций, под иным углом зрения. Такому консультанту не мешают в работе внутриорганизационные оперативные задания и проблемы, груз прежних привычек, традиций и ошибок. Поэто­му от внешнего консультанта можно ожидать более объективных оценок и выводов, принципиальных и смелых рекомендаций и предложений, чем от внутреннего.

В то же время внешний консультант, как правило, неоснова­тельно знаком со спецификой консультируемого объекта (соста­вом, деловыми и личностными качествами руководителей и спе­циалистов, проблемами и трудностями и т.д.). Поэтому его сове­ты и рекомендации могут иногда оказаться слишком общими, поверхностными, не затрагивающими сути вопросов.

Характер и содержание деятельности внешнего консультанта, по мнению представителей Таллинской школы управления (Ю. Воог-лайд, Р.К. Юксвярав, М.Я. Хабакук, Я.А. Лейман, позже ее возгла­вил В.К. Тарасов)29, строятся на следующих принципах:

1. Независимость оказываемой помощи: консультант по статусу стоит вне организации, где осуществляет работу.



Просмотров 461

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!