Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Тема 2. Средневековый театр
ИСТОРИЯ ТЕАТРА Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии специальность 071301.65 «Народное художественное творчество»
Содержание Пояснительная записка
Часть I. История зарубежного театра
Часть II. История русского театра
Пояснительная записка
Необходимость составления учебно-методического комплекса по курсу «История театра» исходит из требований, обусловленных федеральным компонентом подготовки по учебному плану с учетом объема часов по указанной дисциплине. УМК позволяет систематизировать получение знаний по дисциплине «История театра», в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Цель курса: составить картину последовательного развития мирового театра от античности до наших времен, представить этапы развития мировой драматургии с учетом общественно-политического и эстетического развития общества, проследить эволюцию организации спектакля от простого представления драматургического материала до художественной реализации авторского и режиссерского замысла. Задача курса: сформировать у студентов четкое представление о роли театра в истории социума, научить их определять театральный стиль эпохи, соотносить с современностью особенности сценического искусства (актерское мастерство, сценография, музыкальное оформление исторических эпох Содержание материала по курсу «История театра» излагается на основе общепринятой периодизации этапов развития зарубежного и российского театра от истоков до конца XX века. Для сохранения непрерывности изложения и усвоения студентами необходимой информации, курс разделен на две части: 1. История зарубежного театра (102 часа); 2. История русского театра(102 часа) и изучается в течение 6 учебных семестров. История традиционного театра стран Востока рекомендуется для самостоятельного изучения, контроль осуществляется системой рефератов и докладов. Информация о процессах развития современного зарубежного и русского театра (театр XXI века) при отсутствии учебной литературы осваивается путем изучения периодических изданий (статьи, рецензии, обзоры), видеозаписей спектаклей, телевизионных передач, публикаций новых пьес в специальных изданиях, материалов театральных фестивалей, конференций, семинаров драматургов. По разделу «Современный театр» предлагается система рефератов, семинаров и докладов, которые представляются студентами по окончании изучения темы в устном и письменном виде. Усвоение материала путем самостоятельного поиска информации и возможность сделать самостоятельные выводы на основе театральных процессов, современниками которых являются сами студенты, представляется наиболее плодотворным. Для контроля освоения содержания программы по курсу «История театра» в соответствии с учебным планом проводятся зачеты и экзамены. Промежуточный контроль осуществляется посредством тестовой технологии. Критерии оценки: Зачет – верный ответ по 2-м вопросам из З-х Экзамен – «отлично» за полный, исчерпывающий ответ по 2-м экзаменационным вопросам из 2-х; – «хорошо» за верный ответ без дополнительной информации по 2-м экзаменационным вопросам из 2-х. – «удовлетворительно» за 1 верный ответ и 1неполный ответ по 2-м экзаменационным вопросам из 2-х – «неудовлетворительно» за неверные ответы на вопросы или за отказ от ответа на экзаменационные вопросы К УМК прилагаются библиографические списки литературы по курсу, темы семинарских занятий, темы контрольных работ, примерные контрольные вопросы для зачетов, экзаменов и самоподготовки студентов. Видео материалы могут копироваться и дополняться студентами. Изучение данного курса тесно связано с такими учебными дисциплинами как «Мировая художественная культура», «История», «Философия», «Литература», «История кино», «История музыки», «История изобразительного искусства». УМК рассчитан на студентов, обучающихся по специальности «Народное художественное творчество», специализации «Любительский театр». При составлении УМК по дисциплине «История театра» использованы рабочие программы составителя, учебная программа по истории зарубежного театра, АПИМ по истории русского театра, подготовленные составителем. Из государственного образовательного стандарта СД.Ф. 06.02. История театра: Истоки театрального творчества. Античный театр. Театр Средних веков, этап Возрождения, Нового и новейшего времени. Классицизм, романтизм, реализм и модерн в театре Европы и Америки. Творчество крупнейших драматургов, режиссеров, актеров, художников театра. Театральное искусство в традиционных культурах востока (Индия, Китай, Япония). Теория драмы: драма как структура. Действие и характер в драме. Аристотель в драматическом искусстве. Театр Шекспира. Драма в зеркале истории: действительность, стиль, сюжет. Основы теорий драматических стилей и пространственно-временные координаты драматического действия. Крупнейшие реформаторы и теоретики драмы XV–XIX веков. Эволюция законов драмы в новейших стилевых течениях. Русская культурная традиция и театральное искусство России: от скоморохов до наших дней. Театральные взгляды Пушкина, Гоголя, Островского и т.д. Любительские театры России. Часть I. История зарубежного театра. Тематический план курса «История зарубежного театра»
Содержание курса «ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ТЕАТРА»
Введение в предмет «История зарубежного театра». Театр – важнейшая художественная практика, восходящая к древнейшей истории человечества. История театра утверждает непрерывность процесса взаимодействия данной культурной практики с наиболее современными формами искусства и эстетики.
Тема 1. Античный театр. Античный театр – театр больших идей и высочайшей художественной формы. Роль античного театра в становлении европейского театра. Периодизация античного театра. Театр Древней Греции. Культ Диониса в Древней Греции, элевсинские мистерии. Зарождение трагедии. Мифология – почва и арсенал древнегреческой драматургии. «Поэтика» Аристотеля о происхождении трагедии и комедии. Греческая трагедия до Эсхила. Феспид (введение первого актера – гипокрита), Фриних (трагедия «Взятие Милета). Организация театральных представлений на празднествах в честь Диониса (Ленеи, Великие и Малые Дионисии). Актеры в греческом театре V–IV вв. до н.э. Маски, костюмы трагических актеров, маски и костюмы в аттической комедии. Устройство греческого театра классического периода. (Орхестра, скена, театрон, параскении, пароды). Театр в Эпидавре. Афинский театр. Театральные декорации, машинерия. Зрители. Эсхил (525–456 гг. до н.э.) – отец древнегреческой трагедии. Биография, общая характеристика творчества, круг идей, выдвигаемых в трагедиях. Введение второго актера, роль хора как существенного звена в развитии сюжета. Композиция греческой трагедии. «Персы». «Семеро против Фив». «Орестея». Значение драматургической деятельности Эсхила. Софокл (496–406 гг. до н.э.). Биография, мировоззрение, интерес к судьбе и переживаниям отдельной личности, введение третьего актера. Драматургия Софокла и усовершенствование им драматургической техники. «Антигона». «Электра». «Эдип-царь». Значение театральной деятельности Софокла. Еврипид (ок. 485–406 гг. до н.э.). Биография, общая характеристика драматургии Еврипида. Изображение мира душевных переживаний и противоречий человека, выразительность и патетичность женских образов.) Трансформация хора в трагедиях Еврипида. «Медея». «Ипполит». «Ифигения в Авлиде». Значение драматургии Еврипида для театра Нового времени. Происхождение комедии. Аристофан (446–385 гг. до н.э.). Биография, мировоззрение и общая характеристика творчества. Строение аттической комедии. Драматургия Аристофана. «Всадники». «Облака». «Мир». «Лисистрата». Итоги драматургической деятельности Аристофана. Менандр (343–292 гг. до н.э.). Общая характеристика драматургии. Психологическая тонкость разработки характеров героев. «Брюзга» – единственная пьеса дошедшая полностью, обнаруженная в 1956 г. Истоки древнеримского театра. Народная драма и римская ателлана. Влияние греческой культуры на римскую. Первые драматурги Рима – Ливий Андроник, Гней Невий .Организация театральных представлений в Риме. Комедия паллиата. Драматургия Тита Макция Плавта (ок. 254–184 гг. до н.э.). Соединение элементов новоаттической комедии с элементами римской народной ателланы. «Близнецы» («Менехмы»). «Хвастливый воин». «Клад». «Амфитрион». Значение театральной деятельности Плавта. Драматургия Публия Теренция Афра (ок.185–159 гг. до н.э.). Краткая характеристика творчества Теренция. Углубленная психологическая характеристика образов, отказ от буффонады, непосредственного общения с публикой. Комедия «Братья». Влияние драматургии Теренция на комедию эпохи Возрождения. Актеры в римской комедии. Комедия тогата. Непосредственное отражение римской жизни, изменение круга действующих лиц. Представители комедии тогаты – Титиний, Афраний, Атта. Литературная ателлана. Литературный мим. Римские актеры конца периода римской республики. Общая характеристика театра императорской эпохи. Постройка новых театров в Риме в конце I в. до н.э. Витрувий о плане римского театра. «Греко-римский» тип театрального здания. Репертуар римского театра императорской эпохи. Трагедии Луция Анея Сенеки (4–65 гг. н.э.). Литературность трагедий, избыточная описательность кровавых действий и картин, тонкое изображение подлинных человеческих чувств. Трагедии «Федра». «Медея». Пантомим. Мим. Бродячие труппы мимов в варварских государствах раннего Средневековья (VI–VII вв. н.э.).
Тема 2. Средневековый театр. Общая характеристика эпохи Средневековья. Связь искусства жонглеров и гистрионов с античным искусством. Гонения церкви на бродячих артистов. (Жонглеры, менизингеры, шпильманы, трубадуры, труверы). Поэзия вагантов. Церковный театр. Литургическая драма: Рождественский цикл. Действо о пастырях вифлеемских. Действо о волхвах. Действо об избиении младенцев. Действо о пророках. Действо о Рождестве. Пасхальный цикл. Полулитургическая драма: «Действо о волхвах». «Действо о Воскресении». «Действо об Адаме». Драматургия народного календаря: Святки. Карнавал. Майские праздники. Жанры средневекового театра: мистерия, миракль, моралите, фарс. Мистерия: три цикла – ветхозаветный, новозаветный, апостольский. (Мистерия Страстей, Мистерия Ветхого завета, Мистерия об осаде Орлеана). Организация мистерий, способы постановок. Миракль. Двойственность миракля. Наличие религиозного чувства и реалистические мотивы. «Миракль о Роберте-дьяволе». «Миракль о Берте с большими ногами». Моралите. Нравоучительная дидактика как единственная цель действа. Наличие аллегорических персонажей, олицетворяющих пороки, добродетели, стихии природы, церковные понятия. «Благоразумный и Неразумный», «Торговля, Ремесло, Пастух», «Осуждение пиршеств». Фарс. Выделяется в самостоятельный жанр со второй половины XV века. Цикл фарсов о адвокате Патлене. Организация спектаклей. Приемы постановки. Актерское исполнение. Творческие объединения, занимающиеся постановкой театральных представлений – «Базошь», «Беззаботные ребята». Первый прославленный французский актер Жан де л’Эспин (Понтале). Влияние фарса на драматургию Европы. Светский театр. Драматургическая деятельность Адама де ла Алля. «Игра в беседке». «Игра о Робене и Марион».
|