Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Примечание редактора стенограммы]: Что лучше в поездке: поститься или оставить пост?
Ученые разошлись в этом вопросе на три мнения: Первое мнение: Большинство ученых сказали, что лучше поститься в поездке тому, кто может поститься без проблем. Второе мнение: Имам Ахмад сказал, что лучше оставить пост, принимая «русха» (позволение, разрешенное шариатом). Третье мнение: Некоторые ученые сказали, что человек может поступать, как хочет: хочет – постится, не хочет – не постится, оба варианта одинаковы.(см. «Бидаяту аль-муджтахид» 1/296). Первое мнение: это мазхаб большинства ученых (из них имамы Малик, Аш-Шафии и Абу Ханифа (да смилуется Аллах над ними!). Мнение сводится к тому, что лучше поститься тому, кто не испытывает затруднений из-за этого (см. «Фатху аль-Бари» 4/216). Их доводами является хадис, переданный имамами Аль-Бухари и Муслимом (да смилуется Аллах над ними) от Абу ад-Дарды: «В один из жарких дней пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вышел в одну из своих поездок. И было так жарко, что мужчины клали свои руки на головы. В тот день никто из нас не был постящимся, кроме пророка и Абдуррахмана ибн Равахи». Довод этого хадиса – то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, постился в сильную жару. Это доказательство достоинства поста в поездке. Если бы было лучше оставление поста, то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, так и сделал бы. Что касается того, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оставлял пост в некоторых поездках, то он это делал, чтобы не затруднять свою умму и показать разрешенность оставления поста для тех, кому трудно держать пост в тех или иных поездках. А что касается того, кому не составляет труда поститься, то ему лучше поститься. Второе мнение: многие из ученых сказали, что лучше оставить пост, принимая «рухсу»(смягчение шариата). Это мазхаб Аль-Аузаъи, Ахмада, Исхакъа ибн Рахавейха. Их доказательство – хадис, переданный Муслимом от Хамзы ибн Амра аль-Аслями, который спросил: «О посланник Аллаха, я нахожу в себе силы поститься в поездке, а будет ли на мне грех? Пророк ответил «Это – рухса от Аллаха (т.е Аллах разрешил тому, кто в поездке, не поститься), и если кто действует по ней, то это хорошо, а тот, кто хочет поститься, то нет на нем греха». О доводе этого хадиса сказал ибн Теймийя: «Хамза сообщил пророку, да благословит его Аллах и приветствует, что находит себя способным поститься в поездке, что это для него легко. А пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это – рухса от Аллаха, и если кто возьмёт ее, то будет хорошо. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал «Хорошо», т.е. желательно, а кто хочет поститься, то нет на нём греха. Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, «нет греха» указывают только на разрешённость поста. Это должно быть понятно тому, кто размышляет» (фатава, китабу ас-сиям, 216). Возражение ибн Теймийи и его мнению: риваяты от Хамзы ибн Амра аль-Аслями со словами: «Если хочешь – постись, а если хочешь – не постись» пришли через более достоверных передатчиков, чем этот риваят с упоминанием рухсы, который пришел через Абдуллагьа ибн Вагьба, от Амра ибн Аль-Хариса, от Абуль-Асвада, от Урвы ибн аз-Зубейра, от Абу аль-Марвах, от Хамзы. Ан-Насаи привёл в «Ас-сугъра» 4/186 слова: «Если хочешь – постись, а если хочешь – нет» от Убейдуллы ибн Саида, где он сказал: «Мой дядя рассказал нам от отца, от Абу Мирваха, от Хамзы этот текст». Также привёл имам Ахмад (3/494), Ат-Тахави в шархе «Маани аль-асар» (2/69), Табарани в «аль-Кабир» от Саида ибн Аби Урвы, от Къатады, от Сулеймана ибн Ясира, от Хамзы ибн Ясира со слова: «Если хочешь – постись, а если хочешь – не постись». Также существуют многие другие риваяты, некоторые из которых недостоверны. Это всё внешне указывает на то, что этот случай с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и Хамзой был только один раз. Значит, нужно отдать предпочтение одному из этих двух вариантов. Конечно же, текст с более достоверными передатчиками более предпочтителен (а это со словами «если хочешь – постись, а если не хочешь – не постись). Ибн Аль-Араби сказал: «Правильно то, что будет лучше поститься в поездке из-за всеобщего аята: «НО вам лучше поститься» (Аль-Бакара, 184) А то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не постился в поездках, то это потому, что (как пришло в хадисах) людям трудно поститься, и они ждут, пока он отпустит пост, и он отпустил пост. Нет разногласий в том, что тот, кому трудно держать пост – отпускает его». Как пришло в хадисе Абу Саида аль-Худри: «Мы выходили на джихад с посланником Аллаха в рамадан, и из нас были те, кто постился, и те, кто не постился». Ибн Хаджар сказал: «Другие сказали, что есть выбор: хочет – постится, не хочет – не постится. (Фатх аль-Бари, 4216). Ещё группа ученых сказала, что лучше для человека (выбрать) то, что легче. Аллах сказал: Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. ( Аль-Бакара, 185) И если для него лучше отпустить пост, то это его право. А если для него легче поститься, как, например, ему трудно восполнять потом, то для него лучше поститься. Этого мнения придерживались Умар ибн Абдулазиз и ибн Мунзир. В итоге, мнение, которое выбрал джумхур (большинство учёных), такое: ТОМУ, кто может поститься – лучше поститься, а тому, кто не может или стесняется принять рухсу - не поститься. А тот, кому все равно (не испытывает труда при любом выборе) – выбирает между постом и его оставлением.
|