В течение этих дней студенты должны
Методические указания по прохождению
студентами 2 курса направления030300«Психология»
Учебной практики
В системе профессиональной подготовки психолога важная роль принадлежит различным видам практик. Они являются органической частью учебно-воспитательного процесса, обеспечивая соединение теоретической подготовки будущих психологов с их практической деятельностью в психологических службах различного профиля.
Содержание практик непосредственно связано с дисциплинами общепрофессионального блока и дисциплинами специализации. В ходе проведения практик решаются познавательные и практические задачи, связанные с ознакомлением студентов с основными направлениями деятельности психологической службы, формированием у них навыков психодиагностической работы, организации и проведения психологических исследований, формирования навыков и умений работы с персоналом в должности психолога. В предлагаемых рекомендациях раскрывается содержание учебной практики, которая проводится на 2 курсе обучения студентов по направлению 030300 «Психология» в психологических службах предприятий сферы сервиса, народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и т.п.
Содержание практики Целью практики является ознакомление студентов с основными направлениями деятельности психологических служб (психолога), развития навыков организации и проведения психологических исследований. Основными задачами учебно-ознакомительной практики являются: - адаптация студентов к условиям учреждения; - ознакомление студентов с профессиональными функциями психолога в компаниях (учреждениях) и формирование интереса к выбранной профессии;
- формирование и совершенствование профессионально-важных качеств личности психолога; - воспитание творческого подхода к деятельности психолога; - ознакомление с современным состоянием психологических служб различного типа, опытом их работы. За время практики студент должен овладеть следующими умениями: - применять на практике теоретические знания по изучаемым дисциплинам; - устанавливать взаимоотношения с коллегами, участниками производственного (образовательного) процесса; - анализировать работу психологической службы (психолога); - составлять программу исследования и проводить его; - обрабатывать и интерпретировать результаты исследования; - формулировать рекомендации на основе полученных результатов.
Первые три дня практики отводится на общее ознакомление студентов с учреждением и спецификой работы психологической службы (психолога).
В течение этих дней студенты должны
а). ознакомиться: - с документацией и планом работы психологической службы (психолога); - с формами и методами взаимодействия психолога с администрацией предприятия (учреждения), его сотрудниками и другими категориями персонала; - с различными видами деятельности психолога. б).составить: - индивидуальный план практики (Приложение 1);
- программу изучения познавательных процессов в наблюдаемой группе. В последующие дни студенты работают по индивидуальным планам, предусматривающим выполнение следующих заданий.
1. Характеристика основных направлений деятельности психологической службы (психолога)
При анализе деятельности психологической службы (психолога) необходимо обратить внимание на: - количественный состав службы; - длительность функционирования; - материальную базу; - имеющуюся нормативную и учетно-отчетную документацию; - содержание плана работы; - направления, виды и методы работы психологической службы (психолога); - особенности психологической службы (психолога) и ее роль на данном предприятии (учреждении);
3. Исследование познавательных психических процессов человека
Исследование должно начинаться с разработки программы, в которой четко определяются показатели этих особенностей, критерии их оценки и методический инструментарий. Программа предполагает исследование особенностей 2- 3 психических процессов по выбору студента: - ощущений
- восприятия
- представлений и воображения
- памяти
- внимания
Для изучения этих особенностей можно использовать любой освоенный методический инструментарий, а также методики, содержащиеся в пособиях по психологическому практикуму. Протоколы исследований представить вместе с отчетом о практике.
Рекомендуется использовать:
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: /Учеб. пособие. //Под общей редакцией А.А. Крылова, С.А. Маничева - СПб, 2000.
Практикум по общей психологии: /Учеб. пособие для студентов педагогических вузов//Под общей редакцией Т.И.Пашуковой, А.И.Допира, Г.В.Дьяконова
При обработке результатов составить таблицу особенностей познавательных процессов, куда вносятся: название методики, ее цель, полученные результаты (Приложение 2).
При интерпретации результатов обратить внимание: - на особенности познавательных процессов, используя различные виды представления результатов; По результатам исследования сформулировать предложения и рекомендации
Отчетная документация по практике Студенты во время практики ведут дневник, в который записывают выполнение плана практики, замечания психолога, а также данные, необходимые для выполнения заданий. Дневник используется при составлении отчета о работе, выполненной за время практики. По окончании практики студенты представляют следующую документацию: 1. Дневник практики, содержащий описание места прохождения практики (краткая характеристика предприятия или учреждения), индивидуальный план работы, самоанализ выполненных заданий. 2. Отчет о проделанной работе освещаются следующие вопросы: - Какая работа выполнена за период практики? - Что из запланированного не удалось выполнить и почему? - Какие затруднения испытали в период практики? - Что повлияло на качество вашей работы? - Получили ли Вы удовлетворение от практики? - Утвердились ли Вы в правильности выбора профессии психолога? К отчету прилагаются результаты выполнения предложенных заданий: - характеристика основных направлений деятельности психологической службы; - программы исследования исследование индивидуальных особенностей познавательных процессов; - описание полученных результатов.
Вся документация сдается руководителю практики в не позднее недели со дня завершения практики.
По результатам практики и на основании оценки представленной документации студенту выставляется зачет.
Текст отчета по практике набирается в Microsoft Word и печатается на одной стороне стандартного листа бумаги формата А-4, шрифт Times New Roman – обычный, размер 14 пт; междустрочный интервал – полуторный; левое – 3.0, верхнее и нижнее – 2,0 см; правое – 1,5 см; абзац – 1,25 см (отчеты, выполненные в рукописном виде, не принимаются).
Объем отчета должен быть для учебно-ознакомительной практики – 8-10 страниц в соответствии с требованиями, изложенными выше.
Исходя из указанного объема текста отчета, он должен включать следующие основные структурные элементы:
- введение;
- основную часть;
- заключение;
- приложения (не засчитываются в объем отчета по практике).
Основные требования, предъявляемые к содержанию отчета и его структурным элементам.
Введение:
- цель, место, дата начала и продолжительность практики;
- перечень основных работ и заданий, выполняемых в процессе практики.
Основная часть:
- описание организации работы в процессе практики;
- описание практических задач, решаемых студентом за время прохождения практики;
- перечень невыполненных заданий и неотработанных запланированных вопросов.
Заключение:
- необходимо описать навыки и умения, приобретенные за время практики;
- дать предложения по совершенствованию и организации работы с персоналом предприятия;
- сделать индивидуальные выводы о практической значимости для себя проведенного вида практики.
Критерии оценки деятельности студентов В качестве основных критериев оценки деятельности студентов в период учебно-ознакомительной практики являются: - полнота выполнения программы практики; - отношение к практике (ответственность, самостоятельность, дисциплинированность, организованность); - качество текущей и отчетной документации; - своевременность представления отчетности по итогам практики. Обязанности и права студентов в период практики Студент в период практики обязан: - своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики; - вести дневник практики, в котором фиксировать выполнение заданий, предусмотренных программой практики; - подчиняться правилам внутреннего распорядка предприятии (учреждения), в котором проходит практика; - выполнять указания руководителя практики. Студент имеет право: - обращаться по всем вопросам, касающимся прохождения практики, к ее руководителю; - вносить предложения по совершенствованию практики; - высказывать пожелания по организации практики заведующему кафедрой, руководителю практикой. В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, студент, после служебного разбирательства, может быть отстранен от прохождения практики руководителем практики по представлению психолога учреждения. В этом случае, студент считается не выполнившим учебный план.
Приложение 1
Индивидуальный план
работы студента _________________в период учебной практики
Дата
| Содержание работы
| Отметка о выполнении
|
Приложение 2
Особенности познавательных процессов
№ п/п
| Методика
| Цель методики
| Полученные результаты
|
Определение объема кратковременной памяти по методу Джекобса
|