Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Понятие научной истины. Критерии и границы адекватности истины. Особенности процесса отображения в сознании наблюдателя



Гуманитарные, фундаментальные и прикладные науки. Естествознание и псевдонаучные тенденции. Религия и наука. Естествознание и культура.

Гуманитарные науки – дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с общественными науками, противопоставляясь при этом естественным и точным наукам на основании критериев предмета и метода.

Прикладные науки изучают фундаментальные науки с практическим применением, внедрением в жизнь теоретических открытий. Прикладные науки включают в себя металловедение, физика полупроводников. Под прикладной наукой понимается такая деятельность, которая целевым образом направлена на получение новых знаний, закономерностей, материалов, управленческих решений, реализуемых в кратчайшие сроки в инновационных технологиях, способствующих повышению качества жизни людей, удовлетворению их неисчезающих потребностей, обеспечению безопасности государства и личности. Прикладная наука – наука, реализующая, как правило, свои цели и задачи в системе отраслевой науки

Но наука - не единственная форма познания. Существует много вненаучных форм познания, и одной из них, несомненно, является религия. Религия - это форма познания мира. Что является объектом религиозного познания? Если мы обратимся к богословской, теологической литературе, к священным книгам, мы там найдем ответ, что прежде всего религия - это познание Бога. Теология - учение о Боге, Богословии. Религия - это связь человека с Богом. Есть путь познания Бога через откровение, то есть через священные книги. В них мы находим много истин, знаний о мире На такие мировоззренческие вопросы, которыми занимается и наука, и философия, и религия, - как, например, происхождение мира, место человека в мире, назначение человека на Земле, происхождение жизни, происхождение человека, человеческого сознания, - наука нам не дала ответа. Но эти ответы есть в религии, в священных книгах, есть в теологии и в богословии.Они являются духовными ориентирами в нашей повседневной жизни, и в значительной мере основой нравственности.
Культура - определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

С помощью данного понятия подчёркивается надприродный, чисто социальный характер человеческого бытия. Культура - это всё, что создано человеком как бы в добавление к природному миру, хотя и на основе последнего.

Однако, мир человеческой культуры существует не рядом с природным, а внутри него и потому неразрывно с ним связан. Следовательно, всякий предмет культуры имеет природную основу и его социальное содержание и оформление.

Развитие физики, биологии, общественных наук дало нам множество факторов, которые невозможно охватить единым взглядом. Ученые, работающие в близких областях, перестают понимать друг друга. Можно ли с этой точки зрения говорить о физиках, экономистах, юристах, биологах и т.д. как о представителях единой культуры, вносящих вклад в общую цивилизацию?

Понятие научной истины. Критерии и границы адекватности истины. Особенности процесса отображения в сознании наблюдателя.

Цель естествознания – описать, сис-матизировать и объяснить совокупность явлений и процессов. Для этого необходимо устанавливать причинно-следственную связь: причина – явление – следствие. Расширение такой связи и образование многомерной стр-ры, охватывающей множество явлений, служит основой научной теории, характеризующейся четкой логической структурой и состоящей из набора принципов или аксиом и теорем со всеми возможными выводами. По такой схеме строится любая математическая дисциплина. Но принципиальное различие естественно - научной истины от математической заключается в том, что для естествоиспытатаеля истинность теоретического вывода доказывается только опытом, экспериментом.

После того, как теория проверена опытом, наступает следующая стадия познания действительности, в кот устанавливаются границы истинности наших знаний, границы применимости теорий и отдельных научных утверждений. Данная стадия обусловливается объективными (динамизм окружающего мира, несовершенство техники для эксперимента) и субъективными факторами. Но объективные и субъективные факторы не позволяют утверждать, что естественно - научная истина абсолютна. Любая научная истина относительна, но содержит эл-ты абсолютного.

Причинность – связь между отдельным состоянием видов и форм материи в процессе ее движения, развития. Возникновение любых объектов и систем, а также изменение их свойств во времени имеют свои основания в предшествующих состояниях материи. Эти основания называют причинами, а вызываемые ими изменения – следствиями; сущность причинности – порождение причиной следствия, с помощью нее организована материально-практическая деятельность человека.

Многие философы разных времен полагали, что категория «наука» объединяет часть того, что входит в большую категорию «знание». Естественно, что кроме науки есть другие способы познания мира: Религия, Философия, Мораль, Искусство. Наука отличается тем, что она стремится рационально проанализировать все формы и саму себя. В основном, наука руководствуется логикой.

 



Просмотров 996

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!