Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Понятие научной истины. Критерии и границы адекватности истины. Особенности процесса отображения в сознании наблюдателя
Гуманитарные, фундаментальные и прикладные науки. Естествознание и псевдонаучные тенденции. Религия и наука. Естествознание и культура. Гуманитарные науки – дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с общественными науками, противопоставляясь при этом естественным и точным наукам на основании критериев предмета и метода. Прикладные науки изучают фундаментальные науки с практическим применением, внедрением в жизнь теоретических открытий. Прикладные науки включают в себя металловедение, физика полупроводников. Под прикладной наукой понимается такая деятельность, которая целевым образом направлена на получение новых знаний, закономерностей, материалов, управленческих решений, реализуемых в кратчайшие сроки в инновационных технологиях, способствующих повышению качества жизни людей, удовлетворению их неисчезающих потребностей, обеспечению безопасности государства и личности. Прикладная наука – наука, реализующая, как правило, свои цели и задачи в системе отраслевой науки Но наука - не единственная форма познания. Существует много вненаучных форм познания, и одной из них, несомненно, является религия. Религия - это форма познания мира. Что является объектом религиозного познания? Если мы обратимся к богословской, теологической литературе, к священным книгам, мы там найдем ответ, что прежде всего религия - это познание Бога. Теология - учение о Боге, Богословии. Религия - это связь человека с Богом. Есть путь познания Бога через откровение, то есть через священные книги. В них мы находим много истин, знаний о мире На такие мировоззренческие вопросы, которыми занимается и наука, и философия, и религия, - как, например, происхождение мира, место человека в мире, назначение человека на Земле, происхождение жизни, происхождение человека, человеческого сознания, - наука нам не дала ответа. Но эти ответы есть в религии, в священных книгах, есть в теологии и в богословии.Они являются духовными ориентирами в нашей повседневной жизни, и в значительной мере основой нравственности. С помощью данного понятия подчёркивается надприродный, чисто социальный характер человеческого бытия. Культура - это всё, что создано человеком как бы в добавление к природному миру, хотя и на основе последнего. Однако, мир человеческой культуры существует не рядом с природным, а внутри него и потому неразрывно с ним связан. Следовательно, всякий предмет культуры имеет природную основу и его социальное содержание и оформление. Развитие физики, биологии, общественных наук дало нам множество факторов, которые невозможно охватить единым взглядом. Ученые, работающие в близких областях, перестают понимать друг друга. Можно ли с этой точки зрения говорить о физиках, экономистах, юристах, биологах и т.д. как о представителях единой культуры, вносящих вклад в общую цивилизацию? Понятие научной истины. Критерии и границы адекватности истины. Особенности процесса отображения в сознании наблюдателя. Цель естествознания – описать, сис-матизировать и объяснить совокупность явлений и процессов. Для этого необходимо устанавливать причинно-следственную связь: причина – явление – следствие. Расширение такой связи и образование многомерной стр-ры, охватывающей множество явлений, служит основой научной теории, характеризующейся четкой логической структурой и состоящей из набора принципов или аксиом и теорем со всеми возможными выводами. По такой схеме строится любая математическая дисциплина. Но принципиальное различие естественно - научной истины от математической заключается в том, что для естествоиспытатаеля истинность теоретического вывода доказывается только опытом, экспериментом. После того, как теория проверена опытом, наступает следующая стадия познания действительности, в кот устанавливаются границы истинности наших знаний, границы применимости теорий и отдельных научных утверждений. Данная стадия обусловливается объективными (динамизм окружающего мира, несовершенство техники для эксперимента) и субъективными факторами. Но объективные и субъективные факторы не позволяют утверждать, что естественно - научная истина абсолютна. Любая научная истина относительна, но содержит эл-ты абсолютного. Причинность – связь между отдельным состоянием видов и форм материи в процессе ее движения, развития. Возникновение любых объектов и систем, а также изменение их свойств во времени имеют свои основания в предшествующих состояниях материи. Эти основания называют причинами, а вызываемые ими изменения – следствиями; сущность причинности – порождение причиной следствия, с помощью нее организована материально-практическая деятельность человека. Многие философы разных времен полагали, что категория «наука» объединяет часть того, что входит в большую категорию «знание». Естественно, что кроме науки есть другие способы познания мира: Религия, Философия, Мораль, Искусство. Наука отличается тем, что она стремится рационально проанализировать все формы и саму себя. В основном, наука руководствуется логикой.
|