![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ЧЛЕНА АКАДЕМИИ ИСЛАМСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ АЛЬ-АЗХАРЕ ШЕЙХА МУСТАФЫ МУХАММАДА АЛЬ-ХАДИДИ АТ-ТАЙРИ 4 часть
В другой версии Абу Дауда сообщается, что Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, сказала: − Когда бы посланник Аллаха, 54. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, − Тому, кто (при выходе из своего дома) скажет: «С именем Аллаха, уповаю на Аллаха и нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха /Би-сми-Лляхи, таваккальту ‘аля-Ллахи, ва ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях/», говорят[177]: «Ты ведом прямым путём, избавлен[178] и защищён[179]», и шайтан удаляется от него.[180] В той версии (этого хадиса, которую приводит) Абу Дауд, сказано: − И (один шайтан) говорит другому: «Как (можешь) ты (добиться желаемого) от человека, который ведом прямым путём, избавлен и защищён?!» 55. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: − Выйдя из своего дома, пророк, Глава 9. О том, что желательно говорить человеку, который входит в свой дом Желательно, чтобы, войдя к себе домой, человек сказал: «С именем Аллаха /Би-сми-Лляхи/», часто поминал Аллаха и произнёс слова приветствия независимо от того, есть в доме люди или нет, ибо Аллах Всевышний сказал: «А когда вы входите в дома, приветствуйте друг друга благословенным и благим приветствием от Аллаха».[182] 56. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: − (Однажды) посланник Аллаха, 57. Передают со слов Абу Малика аль-Хариса (говорят также, что его звали ‘Убайд, или Ка‘б, или ‘Амр) аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, 58. Передают со слов Абу Умамы Судаййа бин ‘Аджляна аль-Бахили, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, − Трое будут пользоваться покровительством Всемогущего и Великого Аллаха: человек, который выступит в военный поход на пути Аллаха, − он будет пользоваться покровительством Аллаха, пока (Аллах) не упокоит его и не введёт в рай или же не вернёт его (домой) с доставшейся ему наградой[185] или военной добычей; человек, который отправится в мечеть, − он будет пользоваться покровительством Аллаха, пока (Аллах) не упокоит его и не введёт в рай или же не вернёт его (домой) с доставшейся ему наградой и военной добычей, и человек, который войдёт в свой дом со словами приветствия, − он будет пользоваться покровительством Аллаха Преславного и Всевышнего».[186] 59. Передают со слов Джабира бин ‘Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, что он слышал, как пророк, − Когда человек входит в свой дом и поминает Аллаха Всевышнего при входе и во время еды, шайтан говорит своим приспешникам: «Не будет для вас (здесь) ни приюта, ни ужина!» Если же (человек) вошёл (в дом), не помянув Аллаха Всевышнего при входе, шайтан говорит: «Вы получили приют» − а если он не поминает Аллаха Всевышнего и во время еды, (шайтан) говорит: «Вы получили и приют, и ужин».[187] 60. Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-‘Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: − Когда посланник Аллаха, В “Аль-Муватта” имама Малика сообщается, что он слышал, что, когда человек входит в необитаемый дом, желательно, чтобы он сказал: «Мир нам и праведным рабам Аллаха /Ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-Ллахи-с-салихин». Глава 10. О том, что желательно говорить человеку, который проснётся ночью и выйдет из своего дома Желательно, чтобы человек, который проснётся ночью и выйдет из своего дома, обратил взор к небу и прочёл заключительные айаты суры “Семейство ‘Имрана”, в которых сказано: − Поистине, в сотворении небес и земли, в чередовании ночи и дня − знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя, сидя и (лёжа) на боках своих и размышляют о сотворении небес и земли, (говоря): «Господь наш, не напрасно Ты сотворил это, преславен Ты! Защити же нас от мук огня! Господь наш, поистине, Ты посрамишь того, кого введёшь в ад, и не будет у несправедливых помощников! Господь наш, мы услышали зовущего, который призывал к вере, (говоря): “Уверуйте в Господа вашего!” − и мы уверовали. Господь наш, прости нам грехи наши, прости нам наши дурные дела и упокой нас вместе с праведниками. Господь наш, даруй нам то, что Ты обещал нам через Своих посланников, и не посрами нас в День воскресения, ведь, поистине, Ты не нарушаешь обещания!» И ответил им Господь их: «Поистине, не упущу Я ни одного дела[189] того, кто его совершает, будь то мужчина или женщина, ведь одни из вас от других.[190] А тем, которые переселились, были изгнаны из своих жилищ, перенесли страдания на Моём пути, сражались и были убиты, Я непременно прощу их дурные дела и обязательно введу их в сады, где внизу текут реки, в награду от Аллаха, а у Аллаха − хорошая награда!» Да не ослепляет тебя ни в коем случае изворотливость тех, кто не уверовал в этой стране, ведь это[191] − нечто незначительное, а затем убежищем их станет ад, и скверно это ложе! А для тех, кто боялся Господа своего, (уготованы) сады, где внизу текут реки и где они останутся навечно, и угощение от Аллаха, а то, что у Аллаха, для праведных лучше. Поистине, есть среди людей Писания такие, кто верует в Аллаха, в то, что было ниспослано вам, и в то, что было ниспослано им, смиряясь пред Аллахом. Они не покупают за айаты Аллаха то, цена чего ничтожна. Уготована им награда их у Господа их, ведь, поистине, Аллах скор в расчёте. О те, кто уверовал, терпите, и проявляйте больше выдержки[192], и оставайтесь на страже[193], и бойтесь Аллаха, чтобы вы преуспели.[194] В “Сахихе” аль-Бухари, сообщается, что так поступал и посланник Аллаха, 61. Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что, поднявшись ото сна ночью для совершения дополнительной ночной молитвы, пророк, Некоторые передатчики добавляли к этому: «... и нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха /... ва ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях/». Глава 11. О том, что желательно сказать человеку, который пожелает зайти в отхожее место 62. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: − Собираясь зайти в отхожее место, посланник Аллаха, 63. В других источниках со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, 64. Передают со слов ‘Али, да будет доволен им Аллах, что пророк, Ат-Тирмизи сказал: «Иснад этого хадиса не является сильным», но ранее мы уже отмечали, что заниматься достойными делами, на которые есть указания в слабых хадисах, допустимо и желательно. Наши товарищи указывали, что эти слова желательно произносить независимо от того, в помещении находится человек или на открытом месте. Наши товарищи, да помилует их Аллах, говорили: − Сначала желательно сказать: «С именем Аллаха», а потом произнести слова «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей помощи от порочности и дурных поступков». 65. Передают со слов ‘Умара, да будет доволен им Аллах, что перед тем как войти в отхожее место, посланник Аллаха, Глава 12. О запретности поминания Аллаха и ведения разговоров в отхожем месте Во время удовлетворения естественных потребностей как в помещении, так и на открытом месте поминание Аллаха и ведение разговоров не одобряется. Это касается любых видов поминания и любых разговоров, за исключением тех слов, которые произносятся по необходимости, а один из наших товарищей даже сказал: − Если (человек, находящийся в отхожем месте,) чихнёт, ему не следует произносить слова “Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/”, как не следует ни произносить благопожелание чихнувшему, ни отвечать на приветствие, ни повторять слова призыва муаззина. Если же в подобных случаях мусульманин станет произносить такие слова, он не будет иметь права на ответ[205]. Говорить всё то, на что мы указали, крайне нежелательно, однако запретным это не является. Если человек чихнёт и воздаст хвалу Аллаху сердцем, не пошевелив языком, в этом не будет ничего дурного, и так же он может поступить во время полового сношения. 66. Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Один человек, проходивший мимо пророка, 67. Сообщается, что аль-Мухаджир бин Кунфуд, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) я подошёл к пророку, Глава 13. О том, что запрещается приветствовать человека, который присел для удовлетворения нужды Наши товарищи говорили, что приветствовать такого человека нежелательно, а если к нему обратятся с приветствием, то обратившийся не будет иметь право на ответ в силу того, о чём говорится в хадисах Ибн ‘Умара и аль-Мухаджира, которые были приведены нами в предыдущей главе. Глава 14. О том, что желательно сказать человеку, который вышел из отхожего места 68. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что в подобных случаях посланник Аллаха, 69. В достоверном хадисе, который приводится в “Сунан” Абу Дауда и ат-Тирмизи, сообщается, что посланник Аллаха, 70. Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Выйдя из отхожего места, посланник Аллаха, Глава 15. О том, что желательно говорить человеку, который захочет слить или зачерпнуть воду для омовения /вуду/ Как уже указывалось выше, желательно, чтобы он сказал: «С именем Аллаха /Би-сми-Ллях/». Глава 16. О том, что желательно говорить во время омовения /вуду/ Желательно, чтобы в начале омовения человек сказал: «С именем Аллаха Милостивого, Милосердного /Би-сми-Лляхи-р-Рахмани-р-Рахим/», но если он скажет: «С именем Аллаха /Би-сми-Ллях/», этого будет достаточно. Наши товарищи говорили, что если человек не произнесёт эти слова в начале омовения, то ему следует сделать это во время его совершения. Если же он так и не сделает этого до самого конца, то подходящее для этого время будет упущено и после завершения омовения ему уже не надо произносить их, но омовение его будет действительным независимо от того, намеренно или по невнимательности он не сделал этого. Такого мнения придерживаемся мы и большая часть других улемов. Хадисы, в которых говорится об обязательности произнесения слов «С именем Аллаха» во время омовения, являются слабыми, а имам Ахмад бин Ханбаль, да помилует его Аллах, сказал: «Мне неизвестен ни один надёжный хадис, где говорилось бы об обязательности произнесения слов “С именем Аллаха” во время омовения». К числу слабых хадисов на эту тему относится хадис Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах. 71. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, Один из наших товарищей, а именно шейх Абу-ль-Фатх Наср аль-Макдиси сказал: − Желательно, чтобы после произнесения имени Аллаха в начале омовения тот, кто совершает омовение, сказал: «Свидетельствую, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад − Его раб и Его посланник». В произнесении этих слов нет ничего дурного, однако никаких оснований для этого в сунне не имеется, и мы не слышали, чтобы кто-либо из наших товарищей или других людей поступал так, а Аллах знает об этом лучше. После завершения омовения следует сказать: «Свидетельствую, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад − Его раб и Его посланник. О Аллах, причисли меня к кающимся и причисли меня к очищающимся. Слава Тебе, о Аллах и хвала Тебе, свидетельствую, что нет бога, кроме Тебя, прошу Тебя о прощении и приношу Тебе своё покаяние /Ашхаду алля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарика ля-ху, ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-ху ва расулю-ху. Аллахумма,-дж‘аль-ни мин ат-таввабина ва-дж‘аль-ни мин аль-мутатаххирин. Субхана-кя, Аллахумма, ва би-хамди-кя, ашхаду ан ля иляха илля Анта, астагфиру-кя ва атубу иляй-кя/». 72. Передают со слов ‘Умара бин аль-Хаттаба , да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, В той версии этого хадиса, которую приводит ат-Тирмизи, сообщается, что пророк, В той версии этого хадиса, которую приводит ан-Наса’и и другие мухаддисы, сообщается, что пророк, 73. Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, 74. Передают со слов Анаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, В книге Ибн ас-Сунни приводится передаваемый со слов ‘Усмана бин ‘Аффана хадис со слабым иснадом, в котором сообщается, что свидетельство “Нет бога, кроме Аллаха” следует произносить трижды. Шейх Наср аль-Макдиси сказал: «Наряду с этими словами поминания надо говорить: “О Аллах, благослови и приветствуй Мухаммада и семейство Мухаммада /Аллахумма, салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин/”». Наши товарищи говорили, что слова поминания следует произносить после завершения омовения, обратившись лицом к кибле[217]. Если говорить о словах мольбы, которые во время омовения следует произносить над омываемыми частями тела, то никаких сообщений относительно того, что так поступал пророк, 75. Сообщается, что Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, сказал: − (Однажды) я принёс посланнику Аллаха, Глава 17. О том, что желательно говорить во время полного омовения /гусль/ Тому, кто совершает полное омовение, желательно говорить то же, что и человеку, совершающему частичное омовение, на что мы указывали выше. В этом отношении нет никакой разницы между тем, кто находится в состоянии большого осквернения, женщиной в период месячных и так далее. Один из наших товарищей сказал, что ни человек в состоянии большого осквернения, ни женщина в период месячных не должны произносить слова «С именем Аллаха». В большинстве своём улемы считают, что им, как и всем прочим, желательно произносить их, однако таким людям нельзя делать это, если они намереваются читать Коран. Глава 18. О том, что желательно говорить во время очищения песком /тайаммум/[222] Приступая к очищению, желательно сказать: «С именем Аллаха /Би-сми-Ллях/», но если такое очищение совершает человек, находящийся в состоянии большого осквернения, или женщина, у которой закончились месячные, то им следует поступать так же, как и при совершении полного омовения, о чём уже говорилось выше. Что же касается слов ташаххуда[223], слов поминания Аллаха, произносимых во время омовения /вуду/, и обращений к Аллаху с мольбами, произносимых при омовении лица и рук, то мне неизвестно, чтобы кто-то из наших товарищей или других улемов что-либо говорил об этом. Ясно, что человеку, который совершает очищение песком, следует поступать так же, как и совершающему обычное омовение, поскольку и то, и другое есть очищение. Глава 19. О том, что желательно говорить человеку, который направился в мечеть Ранее мы уже говорили о том, что следует говорить человеку, который выходит из дома, куда бы он ни направлялся. Если же человек идёт в мечеть, желательно, чтобы к обычным словам он добавлял то, о чём говорится в хадисе, передаваемом со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, который рассказал о том, как он ночевал в доме у своей тётки Маймуны, да будет доволен ею Аллах. 76. В этом хадисе, в котором сообщается о добровольной ночной молитве пророка, − После этого муаззин призвал к (утренней) молитве и (пророк, 77. Сообщается, что Билял, да будет доволен им Аллах, сказал: − Выходя на молитву, посланник Аллаха, В книге Ибн ас-Сунни приводится другой сходный по смыслу хадис, в котором ‘Атыййа аль-‘Ауфи передаёт слова Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, передавшего слова посланника Аллаха, Глава 20. О том, что желательно говорить при входе в мечеть и при выходе из неё Желательно, чтобы сначала человек сказал: «Прибегаю к защите Аллаха Великого, Его благородного лика и Его предвечной власти от проклятого шайтана! Хвала Аллаху! О Аллах, благослови и приветствуй Мухаммада и семейство Мухаммада, о Аллах, прости мне мои грехи и открой для меня врата Твоего милосердия! /А‘узу би-Лляхи-ль-‘Азыми, ва би-ваджхи-хи-ль-карими, ва султани-хи-ль-кадими мин аш-шайтани-р-раджим! Аль-хамду ли-Ллях! Аллахумма, салли ва салим ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин, Аллахумма,-гфир ли зунуби ва ифтах ли абваба рахмати-кя!» Затем следует сказать: «С именем Аллаха /Би-сми-Ллях/», и переступить порог мечети правой ногой при входе в мечеть, а левой − при выходе из неё. Выходя из мечети, желательно произнести все вышеупомянутые нами слова, однако вместо слов “врата Твоего милосердия /абваба рахмати-кя/” следует произнести слова “врата Твоей милости /абваба фадли-кя/”. 78. Передают со слов Абу Хумайда и Абу Усайда, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, − Когда кто-либо из вас будет входить в мечеть, пусть поприветствует пророка, а потом скажет: «О Аллах, открой для меня врата Твоего милосердия! /Аллахумма, ифтах ли абваба рахмати-кя!» − когда же он будет выходить из мечети, пусть скажет: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя о милости Твоей! /Аллахумма, инни ас’алю-кя мин фадли-кя!/» Этот хадис с достоверными иснадами приводят Муслим, Абу Дауд, ан-Наса’и, Ибн Маджа и другие мухаддисы, однако в версии Муслима нет слов “пусть поприветствует пророка”, которые есть в версиях, приводимых другими. В той версии этого хадиса, которую приводит Ибн ас-Сунни, сообщается, что пророк, − Когда же он будет выходить из мечети, пусть поприветствует пророка и скажет: «О Аллах, защити меня от проклятого шайтана! /Аллахумма, а‘из-ни мин аш-шайтани-р-раджим!/»[227]
![]() |