Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Условия хранения труб с покрытием



7.5.1 Температурные режимы хранения, транспортирования, выполнения погрузочно-разгрузочных работ труб с покрытием приведены в
общих технических требованиях ОАО «АК «Транснефть», предъявляемых к заводскому покрытию труб и в разработанных на их основе ТУ заводов-изготовителей.

7.5.2 При длительном хранении (более одного года) изолированных труб на открытом воздухе рекомендуется принимать меры по защите изоляционного покрытия труб от попадания прямых солнечных лучей (использовать навесы, укрытия и др.) или же наносить на защитное покрытие светоотражающие краски, липкие светостойкие ленты, армированную алюминиевую ленту.

7.5.3 Срок хранения труб с покрытием на открытой площадке не должен превышать 2 года. В случае превышения срока хранения перед использованием труб необходимо осуществлять повторные приемо-сдаточные испытания заводского покрытия по показателям: внешний вид, диэлектрическая сплошность, толщина, адгезия покрытия к стали.

7.5.4 При визуальном контроле (контролю подвергается каждая труба) проверяется внешний вид покрытия по телу трубы и на концевых участках. Покрытие не должно иметь механических повреждений, пузырей, вздутий и мест отслаивания на концевых участках труб. Диэлектрическая сплошность покрытия проверяется в местах, вызывающих сомнение (на участках с механическими повреждениями и уменьшенной толщиной покрытия). При проверке искровым дефектоскопом не должно быть электрического пробоя покрытия при напряжении 5 кВ на 1 мм нормируемой толщины покрытия. Толщина покрытия проверяется выборочно, на 10 % труб от партии, а также в местах, вызывающих сомнение. Адгезия покрытия к стали проверяется выборочно (на 2-х трубах от партии и в местах, вызывающих сомнение). Толщина покрытия и адгезия к стали должны отвечать требованиям нормативной документации на трубы с покрытием (общим техническим требованиям ОАО «АК «Транснефть» и техническим условиям заводов-изготовителей труб.

8 Транспортировка труб и сварных секций труб

8.1 Предельное число труб и сварных секций труб, перевозимых на подвижном составе, определяется с учетом грузоподъемности машин, массы труб и допускаемых давлений на покрытие труб согласно таблице 8.1.

8.2 При перевозке изолированных труб (секций труб) автотранспортом (трубовозами, плетевозами) следует крепить их стопорными тросами с обоих торцов во избежание продольных перемещений. Необходимо также тщательно закреплять трубы (секции труб) на кониках с помощью увязочных поясов, снабженных прокладочными ковриками.

8.3 Скорость движения трубовоза (плетевоза) выбирается в зависимости от дорожных условий. По бездорожью и по проселочным дорогам с ухабами скорость не должна превышать 20 км/ч.

8.4 Изолированные трубы (секции труб) должны транспортироваться с использованием прицепов-роспусков или полуприцепов, оборудованных платформами (ложементами), имеющими эластичные накладки.

8.5 Допускается транспортировка труб (секций труб) на трубовозах с прицепами при соответствующем их дооборудовании и соблюдении ряда ограничений:

- диаметр перевозимых труб должен быть не менее 530 мм;

- коники трубовозов (плетевозов) необходимо оснащать дополнительными накладками из армированной резины толщиной не менее 10 мм;

- скорость движения транспортного средства при перевозке двух- или трехтрубных секций во всех случаях не должна превышать 40 км/ч.

8.6 После транспортировки труб и трубных секций к месту сварки и монтажа составляется акт приемки труб с указанием наличия или отсутствия повреждений труб (секций) и заводского покрытия согласно ОР-91.010.30-КТН-142-07.

8.7 Максимально возможное количество труб, перевозимых за один рейс транспортным средством в зависимости от его грузоподъемности определяется в соответствии с таблицей 8.1.

 

Таблица 8.1 - Предельное количество труб (трубных секций), перевозимых за один рейс транспортными средствами различной грузоподъемности

Диаметр и толщина стенки труб, мм Длина трубы или секции, м Вес одной трубы (секции), т Предельное количество труб (секций), шт, перевозимых на транспортном средстве грузоподъемностью, тс
от 9 до 12 от 18 до 19 от 25 до 30
325х6* 0,58 0,87 1,15 1,73 -
377х7* 0,77 1,16 1,55 2,32 -
426х7* 0,88 1,32 1,76 2,63
530х8 1,24 1,86 2,48 3,71
630х8 1,49 2,23 2,98 4,46
720х9 1,90 2,85 3,79 5,67
820х10 2,41 3,61 4,82 7,22
1020х12 3,58 5,37 7,15 10,73 -
1067х12 3,78 5,68 7,57 11,35 -
1220х13 4,66 6,99 9,31 13,9 -
* Количество труб определено с учетом веса транспортного ложемента.

 

9 Производство трубогибочных работ

9.1 При выполнении работ по гнутью труб в трассовых условиях следует руководствоваться требованиями ОТТ-23.040.01-КТН-131-09.

9.2 Перед началом гнутья необходимо подготовить трубогибочный станок к работе с изолированными трубами (секциями):

- округлить края ложементов и башмака по всему периметру рабочих поверхностей (радиус закруглений должен быть не менее 25 мм);

- при необходимости выполнить шабровку рабочих поверхностей станка с целью устранения задиров, выступов и т.п.;

- установить вспомогательные обрезиненные катки для обеспечения продольных перемещений трубы без трения её о ложемент.

9.3 Гнутье труб на трубогибочном станке производится при температуре окружающего воздуха не ниже минус 20 ºС.

9.4 Обслуживание трубогибочного станка (перемещение труб и отводов, укладка труб на ложемент станка, поддержание при гибке, снятие отводов со станка) осуществляется краном-трубоукладчиком, оснащенным мягкими стропами. Стрелы трубоукладчика должны быть обрезинены.

9.5 При складировании у трубогибочного станка трубы укладывают в один ярус на лежки из мягких пород деревьев, исключающие повреждение покрытия трубы, на расстоянии от 150 до 200 мм друг от друга для возможности строповки кольцевыми мягкими стропами.

9.6 Гнутье труб производится с использованием дорна с целью исключения гофрообразования и снижения овализации. Овальность не должна превышать 2,5 % в изогнутой части и 1,5 % по торцам отводов.

9.7 Подготовленную для гибки изолированную трубу следует укладывать на упорный и гибочный ложементы плавно, без ударов. Гибку производят без заметного сплющивания поперечных сечений трубы. После снятия нагрузки трубу плавно перемещают в сторону упорного ложемента, подводя под формующее лекало новый участок, и повторяют цикл. Перемещение трубы производят протяжным механизмом трубогибочного станка; перемещение трубы с помощью крана-трубоукладчика не допускается.

9.8 Число гибочных циклов зависит от шага передвижки и длины изгибаемой трубы; шаг передвижки зависит от диаметра и толщины стенки трубы и определяется инструкцией по эксплуатации трубогибочного станка.

9.9 Если трубогибочный станок рассчитан для гибки нескольких диаметров труб, то применяются вкладыши, которые входят в комплект станка.

9.10 После гнутья проверяется геометрические параметры отводов и качество защитного покрытия в соответствии с ОТТ-23.040.01-КТН-131-09. На покрытии не должно быть механических повреждений и мест отслаивания. Толщина и диэлектрическая сплошность покрытия должны отвечать требованиям нормативно-технической документации на трубы с покрытием.

9.11 При гнутье труб диаметром до 325 мм применяется навесное к трубоукладчику приспособление типа ТГП2. Гнутье производится поджимом трубы с помощью грузового крюка трубоукладчика к гибочному башмаку. Для предотвращения образования гофр башмак выполнен из отдельных элементов, соединенных шарнирно. Во избежание порчи изоляционного покрытия захват трубы должен производиться с помощью мягкого стропа, а внутри башмака выкладывается защитный коврик из транспортной ленты.

10 Изоляция сварных стыков трубопроводов

10.1 Антикоррозионная защита сварных стыков трубопроводов должна осуществляться термоусаживающимися манжетами в соответствии с общими техническими требованиями ОАО «АК «Транснефть» на материалы для защиты сварных стыков и технологическими картами, разработанными производителем работ и утвержденными поставщиками изоляционных материалов.

10.2 Наряду с термоусаживающимися манжетами для изоляции зоны сварных стыков трубопроводов могут применяться защитные покрытия на основе жидких двухкомпонентных термореактивных материалов (полиуретановые, эпоксидно-полиуретановые покрытия).

10.3 Для защиты сварных стыков трубопроводов с заводским трехслойным полиэтиленовым покрытием должны применяться термоусаживающиеся манжеты, наносимые по жидкому эпоксидному праймеру. Для изоляции сварных стыков труб с заводским двухслойным полиэтиленовым покрытием (диаметром до 820 мм включительно) могут использоваться термоусаживающиеся манжеты, наносимые без применения эпоксидного праймера. Для изоляции сварных стыков участков трубопроводов, строящихся методом закрытой прокладки (проколы, наклонно-направленное бурение и т.д.), должны применяться армированные манжеты усиленного типа, наносимые по жидкому эпоксидному праймеру. Помимо высокой адгезии к стали и к заводскому полиэтиленовому покрытию такие манжеты должны обладать повышенной механической прочностью, стойкостью к прорезанию, к сдвигу и к абразивному износу.

10.4 Материалы и защитные покрытия, применяемые для изоляции сварных стыков трубопроводов, должны быть внесены в Реестр ТУ и ПМИ ОАО «АК «Транснефть» в соответствии с требованиями ОР-01.120.00-КТН-383-09.

10.5 Перед началом изоляционных работ оформляется разрешение на право производства изоляции сварных стыков по общей форме 2.13 ВСН 012-88 (часть II). Каждым звеном, производящим изоляцию сварных стыков, должен вестись «Журнал изоляционных работ и ремонта изоляции» по форме, приведенной в приложении Б.

10.6 Контроль качества изоляционного покрытия проводится перед укладкой трубопровода и включает определение следующих показателей:

- контроль внешнего вида покрытия (проводят на каждом стыке);

- измерение величины нахлеста на заводское покрытие (проводят на каждом стыке);

- измерение толщины покрытия (проводят на каждом пятом стыке);

- испытание на диэлектрическую сплошность (проводят на каждом стыке);

- определение адгезии покрытия к заводскому покрытию и к стали (проводят выборочно на каждом двадцатом стыке, но не менее 1 раза в течение смены, также в местах, вызывающих сомнение).

10.7 Показатели качества изоляционного покрытия должны соответствовать ощим техническим требованиям ОАО «АК «Транснефть» на материалы для защиты сварных стыков.

10.8 При получении неудовлетворительных результатов хотя бы по одному из показателей покрытие бракуется и стык подлежит переизоляции.

10.9 Работы по изоляции сварных стыков трубопроводов должны выполняться подрядными организациями, отвечающими требованиям РД-23.040.00-КТН-366-06.

11 Укладочные работы

11.1 Процесс укладки трубопровода в траншею может осуществляться либо цикличным методом, либо непрерывно.

11.2 В первом случае трубоукладчики, входящие в состав колонны, оснащаются мягкими монтажными полотенцами, во втором случае – грузозахватной оснасткой роликового типа (троллейными подвесками или катковыми полотенцами). Ролики (катки) этих устройств должны иметь эластичную контактную поверхность (например, за счет использования полиуретановых бандажей, в виде авиашин или так называемых «массивных шин»).

11.3 При использовании цикличных методов возможны два способа:

- способ «перехвата», при котором трубоукладчики устанавливаются по трассе друг за другом и, последовательно подменяя идущего впереди, перемещаются с заданным шагом вдоль укладываемой плети;

- способ «переезда», при котором последний (освободившийся от нагрузки в конце очередного цикла) трубоукладчик, огибая колонну, перемещается в ее головную часть и включается здесь в работу.

11.4 Допускается использовать комбинированный способ укладки, при котором часть трубоукладчиков работает по схеме «перехвата», а часть – по схеме «переезда».

11.5 Требования к расстоянию между трубоукладчиками, работающими в колонне определяются согласно РД-93.010.00-КТН-114-07.

11.6 В процессе укладки изолированного трубопровода необходимо обеспечивать постоянный контроль за чистотой привалочных поверхностей полотенец и не допускать попадания в зазор между грузонесущей лентой и изолированным трубопроводом посторонних предметов, в том числе вспомогательных скоб и крючьев, используемых для корректировки положения ленты при ее перемещении вдоль трубопровода, когда эта операция выполняется без отстроповки полотенца.

11.7 Резкие рывки в работе трубоукладчиков не допускаются. Для снижения динамических воздействий на укладываемый трубопровод поверхность строительной полосы следует перед проходом колонны тщательно выравнивать и укатывать, а также убирать с нее все посторонние предметы, включая выступающие из земли остатки лесорастительности.

11.8 При использовании цикличного метода укладки с помощью мягких полотенец или эластичных строп не следует осуществлять захват трубопровода в местах, где находится зона кольцевых стыков (в пределах расположения изолирующих муфт, манжет), а также в тех местах, где был произведен ремонт заводского изоляционного покрытия или обнаружен неустраненный дефект изоляции.

11.9 Для обеспечения снижения удельных давлений роликов троллейных подвесок на изолированную поверхность трубопровода допускается производить спаривание этих подвесок посредством траверсы; при этом общее количество трубоукладчиков в колонне остается прежним, а число подвесок удваивается. При выполнении соответствующих расчетных обоснований в отдельных случаях допускается уменьшить количество трубоукладчиков на одну единицу (вместе с траверсой и двумя подвесками), но во всех случаях оставшееся число трубоукладчиков в колонне не должно быть меньше трех.

11.10 Контроль и оценку качества производства укладочных работ следует выполнять в соответствии с требованиями СНиП III-42-80*, ВСН 004-88, ВСН 012-88.

11.11 Укладка в траншею одиночных труб или секций (при использовании метода последовательного наращивания нитки трубопровода непосредственно в проектном положении) должна производиться с применением захватывающей монтажной оснастки, в частности, эластичных кольцевых стропов, запасованных «на удавку», самозажимных полотенец.

11.12 Использовать для этих целей мягкие монтажные полотенца допускается лишь на горизонтальных прямолинейных в плане участках трассы.

11.13 Трубоукладчики, используемые при укладке плетей из изолированных труб, должны быть оснащены специальными амортизирующими накладками, устанавливаемыми на их стрелы в зоне их возможного контакта с укладываемым трубопроводом. Эта зона должна занимать 2/3 длины стрелы и начинается у её основания.

11.14 Крепежные устройства, которые удерживают накладки в требуемых местах, не должны нарушать целостности стрелы.

11.15 Плеть трубопровода перед укладкой в траншею должна быть равномерно по длине удалена от бровки траншеи. Расстояние от оси трубопровода до бровки должно находиться в пределах от 2 до 3 м (в зависимости от диаметра трубопровода, глубины траншеи, свойств и состояния грунтов в зоне производства работ).

11.16 В тех местах, где смонтированный трубопровод оказался расположенным с нарушением принятого расстояния, следует с помощью трубоукладчиков, оснащенных мягкими монтажными полотенцами, произвести его поперечную передвижку в требуемое положение.

11.17 Плеть трубопровода, подлежащая укладке, по всей длине должна равномерно (с заданным шагом) опираться на инвентарные лежки, которые по своей высоте могут быть разными, что обусловлено микронеровностями строительной полосы.

11.18 Расстояние между лежками должно соответствовать длине труб, из которых монтировалась плеть. Во всех случаях, плеть в пролетах не должна касаться грунта.

11.19 В качестве лежек могут использоваться:

- деревянные брусья из мягких пород дерева;

- деревянные брусья из твердых пород дерева, оснащенные в зоне контакта с трубой эластичными прокладками;

- мешки, наполненные песком или резиновой крошкой;

- специальные инвентарные лежки с профилированным по форме трубы ложем с закрепленным на нем прокладочным ковриком (типовая форма приведена на рисунке 12.1);

1 – деревянный брус (ложемент);

2 – резинотканевая накладка;

3 – гвоздь с шайбой.

Рисунок 12.1 – Типовая форма инвентарной лежки

11.20 При использовании деревянных лежек любого типа необходимо устанавливать по обе стороны от трубопровода фиксирующие деревянные клинья.

11.21 Сварку труб (секций труб) в плеть следует выполнять с использованием инвентарных монтажных опор с мягкими ложементами. Конструкция таких опор должна обеспечивать устойчивое положение монтируемого трубопровода и отвечать требованиям техники безопасности. Количество рядов брусьев скрепляемых между собой металлическими скобами должно обеспечивать зазор между низом трубы и грунтом не менее 50 см. Типовая форма деревянной сборно-разборной конструкции приведена на рисунке 12.2

1- ложемент; 2 – деревянные брусья; 3 – мягкая накладка; 4 – гвоздь с шайбой.

Рисунок 12.2 – Типовая форма монтажной опоры

11.22 В случае сползания опор сваренные плети необходимо размещать на монтажные опоры снабженные двумя наклонными брусьями согласно рисунку 12.3. Под действием нагрузки от веса трубной плети происходит расклинивание всей кладки, в результате чего обеспечивается надежная фиксация трубопровода в заданном положении.

1- ложемент; 2 – деревянные брусья; 3 – мягкая накладка; 4 – гвоздь с шайбой.

 

Рисунок 12.3 - Типовая форма опоры с наклонными брусьями

11.23 Такие опоры должны быть установлены на углах поворота трассы, а также вблизи концов каждой плети. Кроме того, при длине плетей свыше 500∙DN такие опоры должны дополнительно устанавливаться вместо каждой пятой лежки.

11.24 Для изготовления лежек и опор, указанных на рисунках 12.1-12.3 используются брусья длиной 1000 мм (для DN≤800 мм) и 1200 мм (для DN>800 мм).

11.25 При любых действиях с плетью перед ее укладкой (в частности, при выполнении ее поперечной передвижки) необходимо своевременно подводить под нее новые лежки или соответственно перемещать те, на которые она опиралась прежде.

12 Ремонт повреждений изоляционных покрытий

12.1 Освидетельствование труб должно производиться после разгрузки труб на площадке складирования и в трассовых условиях после сварки трубопровода в плеть и перед отпуском плети в траншею.

12.2 По результатам освидетельствования производится ремонт повреждений изоляционных покрытий.

12.3 Ремонту подлежат все сквозные и несквозные повреждения заводского покрытия, образовавшиеся при транспортировке, складировании труб, проведении погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных работ.

12.4 Допускается не производить ремонт несквозных повреждений заводского полиэтиленового покрытия в местах вмятин, царапин, сдиров при условии, что толщина оставшегося слоя покрытия на дефектных участках составляет не менее 1,5 мм – для труб диаметром до 820 мм включительно и не менее 2,0 мм – для труб диаметром свыше 820 мм.

12.5 Ремонтные работы в трассовых условиях допускается проводить при условии, что площадь единичного дефекта покрытия не превышает 0,075 м2 – для труб диаметром до 820 мм включительно и 0,10 м2 – для труб диаметром свыше 820 мм. При этом общая площадь ремонтируемых участков на одной трубе не должна превышать 0,30 м2 – для труб диаметром до 820 мм включительно и 0,40 м2 – для труб диаметром свыше 820 мм.

12.6 Ремонт мест повреждений заводского покрытия и контроль качества покрытия на отремонтированных участках должен производиться в соответствии с
РД 1390-001-2001 и технологических норм разработанных и утвержденных в установленном порядке.

12.7 Проведение работ по нанесению ремонтного покрытия должно осуществляться в соответствии с рекомендациями производителей (поставщиков) ремонтных материалов и разработанными на их основе технологическими картами (инструкциями).

12.8 На отремонтированных участках покрытия путем визуального осмотра проверяют: отсутствие воздушных пузырей, морщин, шатровых пустот, пережогов, мест отслоений ремонтных материалов и ремонтных заплат.

12.9 Толщина на отремонтированных участках покрытия должна быть не менее толщины основного заводского покрытия труб. Ремонтное покрытие должно быть проверено на сплошность искровым дефектоскопом при напряжении 5 кВ на 1 мм толщины покрытия.

13 Засыпка трубопровода и защита от механических повреждений

13.1 Засыпку трубопровода допускается производить только после того, как трубопровод занял свое проектное положение (с оформлением акта по форме
2.15 ВСН 012-88). На участках, где проектом предусмотрено выполнение мероприятий по защите трубопровода от механических повреждений, а также осуществление балластировки, должны быть приняты в установленном порядке и эти виды работ.

13.2 Для повышения эксплуатационной надежности трубопроводов, сооруженных из изолированных труб необходимо использовать следующие приемы:

- перед непрерывной засыпкой траншеи производится отсыпка грунтовых призм над уложенным трубопроводом с шагом от 30 до 50 м для обеспечения его устойчивого (против боковых подвижек) положения;

- фронт работ по засыпке траншеи бульдозером начинается в тех местах, где отсыпаны над трубопроводом грунтовые призмы и продолжается так, чтобы подаваемый из отвала грунт скользил по уже созданной наклонной плоскости (косыми ходами бульдозера);

- при засыпке бульдозером используются передвижные защитные козырьки, обеспечивающие более надежную сохранность изоляции.

13.3 При засыпке следует контролировать возможное образование пустот в пазухах. В случае когда не обеспечено плотное прилегание трубопровода ко дну траншеи, следует производить трамбовку грунта в зазорах между трубопроводом и стенками траншеи, используя для этого механизированные переносные трамбовки. При необходимости для контроля уплотнения грунта должен применяться динамический плотномер типа Д-51. Данное условие в особой мере необходимо обеспечивать при строительстве трубопроводов диаметром 530 мм и более с целью исключения овализации труб.

13.4 Способ защиты заводского изоляционного покрытия от механических повреждений при засыпке траншеи устанавливается проектом с учетом характеристики грунтов, сезона строительства, особенностей прилегающей местности (наличие карьеров, обеспеченность транспортной сетью и т.п.). Выбор принятого варианта защиты должен базироваться на технико-экономических обоснованиях.

13.5 На участках, где требуется дополнительная защита трубопровода (в скальных, каменистых и мерзлых грунтах) на дне траншеи должна устраиваться подсыпка из мягкого грунта толщиной не менее 10 см над выступами твердой породы согласно
РД-93.010.00-КТН-114-07.

13.6 Вместо сплошной подсыпки по согласованию с заказчиком допускается использовать штучные прокладочные изделия, выполненные из эластичных материалов; например, могут быть применены мешки из негниющих тканых материалов, заполненные песком или резиновой крошкой.

13.7 Сверху трубопровод перед засыпкой присыпают мягким грунтом так, чтобы была обеспечена толщина слоя над верхней образующей трубы не менее 20 см.

13.8 Требования к свойствам грунта для подсыпки и присыпки трубопровода, а также величины допустимых отклонений должны соответствовать нормам, изложенным в СНиП III-42-80*.

13.9 На участках, где предусмотрено использовать прокладки под трубопровод в виде мешков, допускается применять для его защиты сверху такие же мешки, обкладывая ими трубопровод плотно (без зазоров) как по периметру, так и по длине.

13.10 В качестве защитных материалов могут быть использованы скальные листы, специальные рулонные нетканые синтетические материалы, вспененные полимеры (на основе формальдегидных смол). На участках подводных переходов в качестве защитного покрытия и утяжелителя применяется обетонирование труб.

13.11 При строительстве подводных переходов по согласованию с заказчиком допускается футеровка трубопровода деревянными рейками, как средство защиты при протаскивании.

14 Строительство переходов методом ННБ

14.1 Строительно-монтажные работы при строительстве переходов нефтепроводов методом наклонно-направленного бурения осуществляются в соответствии с требованиями РД-91.040.00-КТН-308-09.

14.2 К защитному покрытию труб и покрытию сварных стыков трубопровода должны предъявляться специальные, повышенные требования, обусловленные технологией прокладки трубопроводов способом ННБ и невозможностью последующего ремонта покрытия. Изоляционное покрытие труб и сварных стыков должно обладать повышенной адгезией к стали, механической прочностью, стойкостью к продавливанию, прорезанию, сдвигу и к абразивному износу.

14.3 Для строительства участков трубопроводов, прокладываемых методом ННБ, должны применяться трубы с заводским трехслойным полипропиленовым или полиэтиленовым покрытиями усиленного типа специального исполнения, соответствующие общим техническим требованиям ОАО «АК «Транснефть».

14.4 Заводское трехслойное полипропиленовое покрытие должно применяться при прокладке трубопроводов методом ННБ в гравелисто-галечниковых и твердых грунтах, в грунтах, содержащих твердые грубообломочные включения, при температурах строительства трубопроводов от минус 10 ºС до плюс 60 ºС (от минус 30 ºС до плюс 60 ºС – для морозостойкого покрытия).

14.5 Заводское трехслойное полиэтиленовое покрытие должно применяться при прокладке трубопроводов методом ННБ в легких (песчаных, супесчаных, глинистых) грунтах при температурах строительства от минус 40 ºС до плюс 50 ºС (от минус 45 ºС до плюс 50 ºС – для морозостойкого покрытия).

14.6 Для изоляции сварных стыков труб с трехслойным покрытием должны применяться термоусаживающиеся манжеты усиленного типа специального исполнения совместимые с заводскими покрытиями. Данные материалы должны ссответствовать общим техническим требованиям ОАО «АК «Транснефть», предъявляемым к защитным покрытиям для изоляции сварных стыков.

14.7 Для дополнительной защиты заводских покрытий труб от механических воздействий при протаскивании могут применяться специальные оберточные материалы с повышенной стойкостью к прорезанию. Данные упрочняющие материалы должны быть внесены в Реестр ТУ и ПМИ ОАО «АК «Транснефть» в соответствии с требованиями
ОР-01.120.00-КТН-383-09

15 Технические требования к машинам, оборудованию и оснастке

15.1 Для строительства трубопроводов из труб с заводской изоляцией необходимо использовать технологическое оборудование и оснастку (подвески, полотенца, захваты) указанные в технологических картах и ППР.

15.2 Допускается применять оборудование и оснастку, в конструкциях которых предусмотрен вариант дооснащения серийно выпускаемой продукции дополнительными элементами (эластичными накладками, вкладышами, бандажами и т.п.) закупаемыми, как правило, отдельно, т.е. не входящими в основной комплект поставки. При этом не допускается:

- использовать недооснащенное оборудование;

- применять вместо предусмотренных заводом-изготовителем изделий другие (заводские, но иного типа, произведенные кустарным способом, взятые из утиля и отработавшие свой ресурс);

- пользоваться способами крепления дополнительных элементов, которые не предусмотрены заводской инструкцией.

15.3 В тех случаях, когда отсутствует возможность доукомплектовать оборудование дополнительными стандартизированными элементами, необходимыми для адаптации его к условиям работы с изолированными трубами, допускается производить его дооснащение путем использования изделий, создаваемых силами самих строительных организаций или по их заказу – специализированными предприятиями. В таких случаях на применение стандартизированных изделий требуется согласие заказчика и получение разрешения на применение Ростехнадзора.

15.4 В технической документации на проектирование новых средств механизации, предназначенных только (или в том числе) для работы с изолированными трубами, а также в документации, прилагаемой заводом-изготовителем к готовым изделиям, должны содержаться конкретные параметры, характеристики и требования, касающиеся:

- функциональных свойств изделия (грузоподъемность, производительность, степень качества выполняемой операции и т.п.);

- весовых и геометрических характеристик данного оборудования (в т.ч. габаритные размеры в эксплуатационном и в транспортном положении);

- области применения (с учетом факторов, изложенных в пунктах, приведенных ниже);

- условий и особенностей эксплуатации (включая техническое обслуживание), транспортировки, хранения, а также порядка вывода из эксплуатации (списания по истечению установленного срока или аварийной причине);

- эргономики, техники безопасности, производственной санитарии, противопожарных мероприятий;

- обеспечения экологических требований (с учетом региональных особенностей);

- включения в маркировку оборудования (в виде соответствующих индексов) обозначений, указывающих на его принадлежность к модификации – «для труб с заводской изоляцией»;

- допустимых удельных давлений со стороны опорных частей оборудования на поверхность трубы.

15.5 Выпускаемое серийно оборудование и оснастка, предназначенные для работы с изолированными трубами, должно содержать в сопроводительной документации (в паспорте, в инструкции по эксплуатации и др.) сведения, касающиеся конкретной области применения данного изделия с указанием:

- типоразмера труб (включая диаметр, толщину стенки и длину);

- вида антикоррозионного покрытия (типа изоляционного материала, толщины слоя изоляции, длины неизолированных концов);

- ограничений по сроку годности самого изделия, в особенности, если оно изготовлено из быстро стареющих полимерных материалов;

- температурного диапазона использования;

- видов строительно-монтажных работ, где данное изделие может быть использовано без ограничений (например, при укладке плетей, при сборке и сварке труб в нитку, при монтаже захлесточных стыков, при погрузке-разгрузке труб, при обслуживании трубогибочного станка при формировании и разборке штабелей труб и т.п.);

- ограничений, касающихся использования данного оборудования в сложных условиях: на продольных уклонах местности, при монтаже кривых вставок и т.п. (с указанием предельно допустимых параметров этих осложняющихся факторов);

- других особенностей эксплуатации данного оборудования, например, возможность работы: с длинномерными трубами, с короткими патрубками, в сочетании с машинами, поставленными иностранными фирмами (в частности, по условиям совместимости грузовой проушины с зевом крюка трубоукладчика).

Не допускается использовать оборудование, предназначенное исключительно (или с учетом переналадки) для работы с изолированными трубами:

- не по прямому назначению, нарушая предусмотренную документацией область применения;

- чередовать его для работы с изолированными и неизолированными трубами (без соответствующей переналадки);

- в условиях, когда технологическая схема монтажа или укладки трубопровода не остается постоянной во времени и при ее реализации могут возникнуть перегрузки опорных элементов монтажной оснастки (катков троллейных подвесок, лент монтажных полотенец); такое явление может иметь место, например, при подъеме трубопровода вблизи тех мест, где он защемлен грунтом;

- если в процессе его эксплуатации выявлены дефекты (механические повреждения) или обнаружены запредельные отклонения в размерах или свойствах изнашиваемых («расходных») элементах: вкладышах, бандажах, прокладках;

- в случаях, когда привалочная (опорная) поверхность изделий загрязнена налипшим снегом, льдом, грунтом и другими посторонними предметами;

- когда истек гарантийный срок хранения изделия в целом или комплектующих его элементов, входящих в состав единой поставки;

- при отсутствии сопроводительной заводской документации на данное конкретное оборудование;

- когда нарушены условия его хранения и транспортировки;

- если ремонт изделия проводился некомплектно (вопреки требованиям заводской инструкции по одновременной замене определенных деталей: роликов, отдельных грузонесущих лент и т.п.);

- если оно не предусмотрено в составе ППР и технологических карт, прилагаемых к нему;

- без проведения проверок текущего технического состояния и выполнения мероприятий по периодическому техническому обслуживанию (в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации).

15.6 При разработке технического задания на проектирование нового оборудования, в процессе непосредственного его проектирования, а также при выборе оборудования (из числа серийно выпускаемого) для выполнения конкретной цели необходимо учитывать следующее:

- создаваемое (выбираемое) оборудование не должно оказывать побочных отрицательных воздействий на изоляционное покрытие (подплавление адгезионного слоя, механические повреждения, отслаивание, прожоги и другие недопустимые последствия);

- выбор допускаемых удельных давлений со стороны оборудования на изолированную поверхность труб должен производиться с учетом нормативных прочностных характеристик покрытия, времени действия нагрузки, свойств материала опорных катков или других грузонесущих элементов, максимальной и минимальной допустимой температуры эксплуатации оборудования и других факторов. При отсутствии необходимых данных для осуществления этого выбора к проектированию оборудования необходимо привлекать специализированные научно-исследовательские организации;

- грузозахватное оборудование, предназначенное для работы с изолированными трубами, должно обеспечивать нормальное (с требуемым уровнем качества) выполнение вверенной операции, при этом обеспечивать целостность не только самого заводского покрытия, но и зон изоляции сварных стыков, а также мест, где был произведен ремонт покрытия;

- используемые для оснащения существующих (не специализированных для работы с изолированными трубами) машин приспособления (накладки, вставки, бандажи, вкладыши и т.п.) должны иметь такую конструкцию, которая обеспечивает крепление этих приспособлений к машинам без нарушения целостности последних. При этом не допускается использовать сварку, сверления, ковку и другие воздействия, которые могут вызвать нарушения в элементах (особенно грузонесущих) модернизируемых машин. Крепежные устройства, как правило, должны выполняться в виде легкосъемных хомутов, пластин, скоб и т.п.;

- крепежные изделия своими выступающими металлическими краями не должны соприкасаться с изолированной трубой (как в свободном, так и в нагруженном состоянии);

- все закрепленные на машине (механизме) дополнительные амортизирующие устройства должны находиться в положении, обеспечивающем надлежащую защиту изолированной трубы (без перекосов, излишних смещений, непредусмотренных наложений друг на друга и т.п.). Заданное положение всех дополнительных устройств применительно к каждой марке машин и типу самих этих устройств должно быть оформлено в установленном порядке с приложением необходимых чертежей, схем, пояснений;

- крепление накладок, бандажей и других устройств на узлы серийных машин должно быть надежным и исключающим самопроизвольное сползание, проворачивание, отстегивание и другие проявления неустойчивости этих изделий на модернизируемой машине;

15.7 При эксплуатации специальных машин, оборудования и устройств, применение которых потенциально несет в себе вероятность повреждения изоляционного покрытия необходимо вести постоянное наблюдение за состоянием поверхности труб, регистрируя все обнаруженные дефекты. В случае появления однотипных систематически повторяющихся повреждений покрытия необходимо принять меры по выявлению и устранению причин, приводящих к браку, вплоть до замены оборудования, являющегося источником дефектов, на новое оборудование.

15.8 Общестроительные машины (трубоукладчики, трубовозы и т.д.), созданные или приспособленные для работы с изолированными трубами, должны отвечать по своему назначению тем параметрам, которые требуются для обеспечения работ с трубами данного параметра.

15.9 При создании пневмоподъемников (домкратов в виде подушек), предназначенных для работы с изолированными трубами, необходимо расчетным путем оценить устойчивость (против соскальзывания) положения труб на подъемнике, как на продольных, так и на поперечных уклонах.

15.10 Разработку конструкции охватывающих хомутов, предназначенных для протаскивания изолированных плетей (в том числе в горных условиях) следует производить с учетом принятия мер, исключающих возможность повреждения изоляции под действием монтажных нагрузок, например, за счет установки промежуточных (предохранительных) прокладок, конструкция которых должна быть представлена в составе документации на само охватывающее изделие.

15.11 Оборудование, предназначенное для удаления заводского покрытия на локальных участках по всему периметру трубы (в виде пояса в зоне вварки «катушек», а также в местах, примыкающих к захлесточным стыкам, к фасонным деталям, к линейной арматуре) должно обеспечивать равномерное по всей площади контакта снятие защитного покрытия с поверхности трубы вплоть до уровня адгезионного слоя.

15.12 При снятии изоляции по периметру трубы применяемое оборудование должно обеспечивать строго заданную ширину пояса очистки по всему периметру трубы. Возможные отклонения не должны превышать тех допусков, которые оговорены в условиях на поставку труб с заводским покрытием (длина неизолированных концевых участков). Аналогичное требование должно обеспечиваться и при формировании кромки (фаски) на остающемся на трубе покрытии. Допускается при согласовании с заказчиком внесение изменений и дополнений в перечисленные выше требования (в части номинальных размеров зоны очистки и допусков), обусловленных спецификой применяемых изоляционных материалов, особенностями технологии их нанесения, а также принципом действия очистного оборудования.

15.13 Применительно к оборудованию, используемому при снятии заводской изоляции в местах, где обнаружены ее повреждения (места отслоений, царапины, трещины), требования к степени очистки и геометрии фаски предъявляются такие же, как и в предыдущем пункте.

15.14 Размеры участков, на которых должно сниматься защитное покрытие (с учетом зоны, непосредственно прилегающей к дефекту) должны быть указаны в техническом задании на проектирование создаваемого оборудования и не противоречить требованиям действующих НД.

15.15 Оборудование для удаления заводской изоляции должно содержать в себе устройство для сбора отходов (стружки, пыли) для последующей их утилизации.

15.16 При создании оборудования для выполнения чистовой очистки поверхности труб под нанесение покрытия в местах, где имели место локальные повреждения заводского изоляционного покрытия, должны быть выполнены следующие требования:

- степень очистки поверхности должна соответствовать существующим нормативным требованиям и рекомендациям поставщиков материалов;

- используемое оборудование не должно приводить к нарушению геометрии кромки (фаски), сформированной при снятии заводской изоляции, а также к уменьшению толщины и целостности незатронутого снятием покрытия;

- в состав оборудования должно входить устройство, обеспечивающее удаление пыли и других налетов с очищаемой поверхности.

 

 

16 Оснащение для работы с трубами

16.1 Перечень оборудования, которым должны располагать организации, выполняющие работы с трубами с изоляционным покрытием приведен в таблице 16.1.

Таблица 16.1 - Перечень оборудования для работы с трубами

Технологический процесс (операция) Оборудование Тип или характеристика оборудования
Подъем и опуск изолированных труб, секций и плетей при погрузке-разгрузке, сварке, монтаже и укладке, а также работа с изолированными фасонными изделиями Комплект накладок из эластичных материалов (с набором крепежных изделий) для облицовки внешней стороны стрел трубоукладчиков Армированная резина толщиной не менее 10 мм
Нанесение изоляционного покрытия на зоны кольцевых сварных соединений труб Очистные устройства Абразивоструйный аппарат, металлические щетки, шлифмашинки с абразивным инструментом
Подогреватели поверхности трубы Баллоны с сжиженным газом, газовые горелки
Средства механизации для нанесения рулонной (пленочной) изоляции Портативное устройство с ручным приводом
Нагреватели для термоусаживающихся материалов Газовые горелки; беспламенные нагреватели (инфракрасные, ТЭН, индукционные)
Прикатывающие ролики Резиновые, фторопластовые ролики
Нанесение изоляционного покрытия на сложные и нерегулярные участки трубопровода (врезки, катушки, переходники, зоны захлесточных стыков, зоны, примыкающие к линейной арматуре Устройства для снятия по периметру трубы заводского покрытия Вибрационные зубила, металлические щетки
Очистные устройства Абразивоструйный аппарат; металлические щетки, шлифмашинки с абразивным инструментом
Подогреватели поверхности трубы Газовая горелка, беспламенные нагреватели (инфракрасные, ТЭН, индукционные)
Устройства для намотки рулонных (пленочных) материалов Портативное устройство с ручным приводом
Нагреватели для термоусаживающихся материалов Газовая горелка, беспламенные нагреватели (инфракрасные, ТЭН, индукционные)
Комплект вспомогательного инструмента (прикаточные валики, поддерживающие хомуты и пояса) Ролики из резины, фторопласта, хомуты (пояса) из технических тканей
Ремонт мест повреждений заводского покрытия на локальных участках Оборудование для удаления поврежденного заводского покрытия в зонах, прилегающие к месту дефекта Виброзубила, ножи, металлические щетки, шлифмашинки
Очистные устройства Металлические щетки с ручным или механическим приводом
Подогреватели поверхности труб Газовые горелки
Комплект устройств для временного крепления заплат Хомуты (пояса) из технических тканей

Продолжение таблицы 16.1

  Выравнивающие ролики и шпатели Ролики, шпатели из резины, фторопласта
Нагреватели для термоусаживающихся материалов Газовые горелки; беспламенные нагреватели резиновые, фторопластовые ролики
Прикатывающие ролики Ролики, шпатели из резины, фторопласта
Подогрев кромок труб, имеющих заводское покрытие, перед сваркой кольцевых стыков Кольцевые подогреватели для подогрева кромок изнутри трубы (применительно к стыкам, собираемым на внутренних центраторах) Многосопловые газовые горелки
Кольцевые подогреватели для подогрева кромок труб снаружи (применительно к стыкам, собираемым на наружных центраторах) Беспламенные подогреватели (индукционные, ТВЧ, газовые)
Теплоотводящие пояса для предохранения кромок покрытия от перегрева (при подогреве изнутри) Из асбестовой ткани
Защитные пояса (коврики) для предохранения кромок покрытия от непосредственного воздействия теплового потока (при подогреве снаружи) В виде охватывающего браслета с медными или алюминиевыми накладками из асбестовой ткани
Изготовление отводов холодного гнутья из труб с заводским покрытием Установка по гнутью труб с оборудованными ложементами, дорн со штангой Соответствие установки (станка) по паспортным данным диаметру и толщине стенки труб
Комплект инструментов для подготовки ложементов стана для работы с изолированными трубами: шлифовальное оборудование, шаблоны, линейки, щупы Шлифмашинки с абразивным инструментом
Чокерный торцевой захват (для обеспечения продольных перемещений труб), снабженный эластичным вкладышем Чокеры кованые или сварные, вкладыши из капролона, меди или алюминия
Монтажные кольцевые стропы для подачи и снятия труб со станка и поддержания изогнутого конца в процессе гибки Оплетка из технической ткани общей толщиной не менее 5 мм
Погрузочно-разгрузочные работы Комплект накладок из эластичного материала для установки на подошву траверсы Накладки из армированной резины
Комплект стропов с эластичной оплеткой Оплетка из технической ткани толщиной не менее 3 мм
Комплект торцевых захватов с эластичными вкладышами, выполненными из материала типа «Капролон-В» Вкладыши должны быть заводского изготовления (с применением пресс-форм)
Комплект эластичных накладок для дооснащения клещевых захватов Накладки из алюминиевого листа толщиной 8 мм
Мягкие монтажные полотенца Стандартизованные, типа ПМ

Продолжение таблицы 16.1

  Траверсы с многоветвевыми стропами для одновременного захвата нескольких изолированных труб (без их предварительного пакетирования) Стандартизованные, типа ТРВ
Работы по складированию труб с покрытием Ложементы с профилированными по форме трубы выемками Поперечное сечение брусьев не менее 150х150 мм, высота клиньев не менее 100 мм
Предохранительные кольца (пояса) из мягких материалов, устанавливаемые поверх покрытия на заводе, внутритрубные распорки, шпангоуты, транспортные заглушки, кольца Прокладки из прорезиненной ткани или полимерной полосы шириной не менее 100 мм и толщиной не менее 5 мм
Транспортная оснастка для контейнерной, кассетной и пакетной перевозки труб Пояса из технической ткани (с разрывным усилием не менее 20 кН)
Транспортные работы Прокладки для коников тягача и прицепа-роспуска Деревянные или металлические с облицовкой транспортерной лентой
Прокладки для опорных поверхностей ложементов автотранспортных платформ В соответствии с техническими условиями на поставку труб
Изделия для пакетирования труб По техническим условиям на поставку труб
Транспортные рамы для перевозки укрупненных трубных узлов и модулей По техническим условиям на поставку труб
Комплект увязочных (охватывающих) поясов В соответствии с техническими условиями на поставку труб в бухтах (бунтах)
Ложемент, закрепляемый у основания стрелы и снабженный эластичной прокладкой Из транспортерной ленты и утильных автомобильных шин
Увязочные и страховочные канаты В соответствии с указаниями завода-изготовителя платформ
Чокерные захваты с эластичными вкладышами Чокеры кованые или сварные; вкладыши из капролона
Спусковые дорожки, рольганги Ролики с мягкими бандажами
Увязочные и страховочные канаты С эластичной оплеткой толщиной не менее 5 мм
Чокерные захваты с эластичными вкладышами Кованые или сварные, вкладыши из капролона
Монтажная (временная) футеровка из деревянных реек или из полимерных материалов Толщина реек не менее 40 мм; прочность полимерного материала не менее 100 МПа
Сварка поворотных стыков труб, имеющих заводское изоляционное покрытие Комплект накладок (прокладок, бандажей) для дооснащения оборудования трубосварочной базы неспециализированного назначения для работы с изолированными трубами: - для роликовых опор продольного и поперечного расположения; - для фрикционных вращателей; Армированная резина, полиуретан, полипропилен

Продолжение таблицы 16.1

  - для покатей, отсекателей, накопителей  
Монтажные и укладочные работы Комплект подкладок (лежек) для раскладки вдоль трассы отдельных труб (секций) и размещения сваренной плети: деревянные брусья с подклинивающими фиксаторами и мягкими прокладками Сечение брусьев – не менее 150х150 мм, высота фиксаторов (клиньев) не менее 100 мм
Мешки, наполненные песком или отходами резинотехнической промышленности Материал мешков – полистирол или техническая ткань. Объем одного мешка 30-50 дм3
Грузозахватная оснастка: - троллейные подвески с роликами, облицованными полиуретаном; - троллейные подвески с авиашипами; - троллейные подвески на «массивных шинах»; - катковые полотенца (ролико-канатные подвески); - клещевые захваты с эластичными накладками в зеве и на губках; - самозажимные полотенца; - мягкие монтажные полотенца; - канатные стропы с эластичной оплеткой (с запасовкой «на подвес» и «на удавку»); - торцевые захваты с эластичными вкладышами; - траверсы для погрузки-разгрузки труб; - монтажные хомуты для якорения плети при работе в горных условиях Серийного производства, соответствующая диаметру трубы и толщине ее стенки
Специальные виды работ Оборудование для снятия наледи с поверхности труб перед: транспортировкой, поворотной сваркой, штабелированием, укладкой Скребки, щетки, подогрева-тельный инструмент, размораживающие жидкости
Контейнеры для сбора упаковочных материалов и тары, а также для сбора и утилизации снятой заводской изоляции (на захлестах, в местах ремонта повреждений) Унифицированные мусоросборочные баки и контейнеры
Опоры стенда входного контроля труб По индивидуальным проектам
Вспомогательные операции Крючья и скобы, облицованные полиуретаном (для правки положения на трубе грузозахватной оснастки) Толщина полиуретана – не менее 5 мм
Такелажные оттяжки, расчалки и багры Гибкие изделия – из капрона; жесткие – с облицовкой из технической ткани

 

Окончание таблицы 16.1

  Переходные мостики с накладками в зоне возможного контакта с трубой Накладки – из армированной резины
Лестницы (с накладками) Накладки – из резины

17 Требования безопасности

17.1 Для обеспечения безопасных условий труда при строительстве трубопроводов из труб с заводским изоляционным покрытием необходимо руководствоваться требованиями, изложенными в специализированных нормативных документах, регламентирующих вопросы техники безопасности, НД по строительству в той их части, которая касается норм и правил по охране труда и нормами безопасности установленными в ТК и ППР.

17.2 Обязательными к выполнению являются требования, изложенные в следующих нормативных документах: СНиП 12-03-2001, РД 102-011-89, СНиП III-42-80*, СНиП 12-01-2004, ПБ 10-382-00 и сборнике [2].

17.3 Все технические и организационно-технологические решения, которые направлены на обеспечение норм техники безопасности, должны быть в полном объеме отражены в проекте производства работ и во входящих в его состав технологических картах.

17.4 Технологическая оснастка, средства коллективной защиты и ручные инструменты должны применяться согласно эксплуатационным документам предприятий-изготовителей.

17.5 Приставные лестницы должны быть оборудованы нескользящими опорными накладками и ставиться в рабочее положение так, чтобы плоскость лестницы находилась под углом от 70º до 75º к горизонтальной поверхности.

17.6 Стропы, торцевые захваты, мягкие монтажные полотенца, траверсы и другое грузозахватное оборудование в процессе эксплуатации должны подвергаться техническому осмотру лицом, ответственным за их исправное состояние (назначается приказом по предприятию). Технический осмотр проводится в сроки, установленные
ПБ 10-382-00. Результаты плановых осмотров необходимо регистрировать в журнале осмотра грузозахватных приспособлений.

17.7 Рабочие, руководители, специалисты и служащие, принимающие непосредственное участие в производстве работ, должны быть обеспечены спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты.

17.8 Лица, не имеющие прямого отношения к производственной деятельности, не должны допускаться в зону выполнения строительно-монтажных работ.

17.9 Все рабочие и ИТР, занятые в процессе строительства трубопроводов из труб с заводской изоляцией, должны пройти соответствующее обучение (инструктаж) с целью получения знаний об особенностях работы с такими трубами, включая сведения о специфике используемых на строительстве труб (с учетом типа покрытия, диаметра, номинальной длины) и правил работы с ними с фиксацией в «Журнале проведения инструктажа».

17.10 Используемые для работы с изолированными трубами средства механизации должны иметь разрешения на применение Ростехнадзора.

17.11 Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться только в тех местах, где это предусмотрено проектом производства работ. В исключительных случаях (например, при вынужденной перегрузке труб с вышедшего из строя трубовоза) допускается отступление от этого требования при условии присутствия во время проведения этих работ лица ответственного за безопасное проведение работ кранами.

17.12 При разгрузке изолированных труб из вагонов необходимо, применять автоматические траверсы с торцевыми захватами.

17.13 При использовании обычных траверс (с двух- или четырехветвевыми стропами) необходимо применять меры, исключающие нахождение рабочих, осуществляющих строповку труб, непосредственно на их скользящей поверхности. Для исключения возможного травматизма следует применять специальные помосты, закрепляемые на бортах полувагонов.

17.14 Для обеспечения безопасных условий труда для перевозки изолированных труб необходимо использовать подвижной состав в виде платформ-трубовозов, обеспечивающих перевозку труб номинальной длиной до 18 м.

17.15 Погрузка изолированных труб (или секции) на трубовозы должна производиться в строгом соответствии с утвержденной схемой их размещения на транспортном средстве; при этом необходимо надежно зафиксировать положение прицепа-роспуска относительно тягача и обеспечивать погрузку труб так, чтобы длина заднего свеса не отклонялась от установленных норм.

17.16 При погрузке труб (секций) на трубовозы необходимо пользоваться для корректировки их положения штатными расчалками. Не допускается использовать для этих целей фалы из подручных материалов, а также производить любые такелажные действия путем непосредственного касания труб (рукой, плечом, ногой).

17.17 Погружаемые на трубовоз трубы (секции) должны быть уложены в предусмотренные для этой цели пазы на ложементах коников. Амортизирующие прокладки при этом не должны оказываться перекошенными или поврежденными.

17.18 Уложенные в соответствии с принятой схемой загрузки (по количеству и расположению) трубы (секции) должны быть надежно закреплены на транспортном средстве путем натяжения стопорных канатов (переднего и заднего) и увязочных поясов (как на прицепе, так и на тягаче). Кроме того, необходимо перед началом движения обеспечить требуемое натяжение тягово-страховочного каната, соединяющего тягач с прицепом-роспуском.

17.19 Для обеспечения безопасности перевозки транспортное средство должно быть оборудовано исправными сигнальными устройствами.

17.20 На площадках погрузки и разгрузки труб (секций) должны быть размещены указатели направления движения транспортных средств, а на пути следования по временным подъездным и вдольтрассовым дорогам – щиты с указанием мест разъезда встречного транспорта.

17.21 Величина заднего свеса трубных секций при транспортировании не должна превышать размеров, установленных паспортными характеристиками трубовозов.

17.22 В сложных природно-климатических условиях при перевозке труб (секций) должны быть предусмотрены дополнительные меры безопасности (организация радиосвязи, развертывание пунктов буксировки в горах, создание обслуживаемых ледовых переправ).

17.23 При разгрузке труб (секций) на трассе с уклонами необходимо осуществлять надежное их закрепление на инвентарных подкладках (лежках), используя для этого клинья или специальные подкладочные ложементы.

17.24 Разгрузка труб (секций) в местах массового хранения должна быть организована с учетом круглосуточного их прибытия и отправления. Необходимо предусматривать в этих местах требуемое по нормам освещение, диспетчерскую громкоговорящую связь, пункты для отдыха водителей.

17.25 При сварке стыков дуговыми методами электросварки на трубосварочном стенде, а также на трассе необходимо применять защитные коврики из огнестойкого материала, которые предназначены для предохранения заводского изоляционного покрытия от попадания на него брызг расплавленного металла. Ширина каждого коврика должна быть не менее 0,6 м, а длина равна периметру трубы. Защитные коврики размещают по обе стороны свариваемого стыка на расстоянии 10-12 см от него. Коврики пристегиваются и удерживаются на трубе эластичными кольцевыми хомутами или ремнями.

17.26 При очистке и изоляции зон кольцевых сварных стыков необходимо:

- придать плети в том месте, где выполняется данный вид работ, устойчивое положение; с этой целью под трубопровод должны быть установлены инвентарные опоры (допускается также держать плеть на весу, используя для этого трубоукладчики, но при условии, что под трубопроводом будут установлены страховочные опоры); зазор между низом трубы и грунтом должен быть не менее 50 см;

- работы осуществлять двумя рабочими, находящимися по обе стороны от трубопровода; находиться людям непосредственно под трубопроводом запрещается;

- соблюдать предусмотренные требованиями пожарной безопасности меры, касающиеся условий применения легковоспламеняющихся изоляционных и вспомогательных материалов.

17.27 При выполнении операций по очистке и изоляции стыка работающие должны быть защищены от воздействия вредных веществ и термических ожогов респираторами, огнестойкими рукавицами, защитными очками и каской.

17.28 Перед укладкой трубопровода необходимо проверить состояние стенок и дна траншеи; обвалившийся грунт, а также отслоившиеся его пласты на стенках траншеи необходимо удалять механизированными способами; в исключительных случаях допускается производить уборку грунта вручную под непосредственным руководством прораба или мастера.

17.29 Для спуска рабочих в траншею необходимо применять инвентарные переносные лестницы. Не допускается опирать концы этих лестниц на поверхность трубопровода. По уложенному на дно траншеи трубопроводу ходить запрещается.

17.30 Для перехода людей с одной стороны траншеи на другую необходимо пользоваться инвентарными перекидными мостиками, а для перемещения через трубопровод, расположенный на строительной полосе (при изоляции стыков) – двумя приставными лестницами, образующими единый проход.

17.31 На участках трассы с продольным уклоном более 15º для перемещения рабочих через трубопровод необходимо использовать переходы специальной конструкции, обладающие необходимой устойчивостью.

17.32 Использовать зазор между трубопроводом и дном траншеи для перемещения рабочих через сваренную плеть запрещается.

17.33 В местах, где выполняются работы по монтажу захлестов вблизи пересечений с действующими газо-, нефте- и нефтепродуктопроводами, необходимо организовать постоянный контроль за состоянием воздушной среды в траншее.

17.34 Перед укладкой трубопровода в траншею необходимо проверить техническое состояние стальных канатов, блоков, тормозных устройств и приборов безопасности кранов-трубоукладчиков.

17.35 Не допускается использовать эти машины, если обнаружены механические повреждения в грузонесущих узлах и деталях (обрывы прядей канатов, сколы на ребордах блоков и т.п.) неисправных приборов безопасности. Необходимо также следить за чистотой пазов блоков, желобов направляющих, зева крюка и других поверхностей сопряжения, удаляя с них, при необходимости, грязь и посторонние предметы.

17.36 Используемые при укладке грузозахватные устройства должны полностью соответствовать их назначению, указанному в сопроводительной документации.

17.37 Монтажные полотенца не должны иметь видимых повреждений (как на лентах, так и на траверсе); их рабочая поверхность должна быть чистой и не иметь остаточных деформаций в виде складок, перекосов, расслоений.

17.38 Все грузозахватные приспособления должны иметь заводской паспорт и разрешение на применение Ростехнадзора.

17.39 Если в процессе производства работ будут обнаружены недопустимые отклонения от требуемых условий эксплуатации грузоподъемного и вспомогательного оборудования (включая его техническое состояние), необходимо приостановить дальнейшее ведение работ и принять неотложные меры по замене или ремонту вышедших из строя механизмов, а также установить и устранить причину, вызвавшую остановку.

17.40 В процессе укладки изолированной плети колонной кранов-трубоукладчиков необходимо придерживаться следующих правил:



Просмотров 4051

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!