Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Корреляционно-регрессионный анализ на компьютере



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБИКИ КАЗАХСТАН

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬнный аграрный университет
Факультет инженерный

Кафедра естественных дисциплин и информационных технологий

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной и учебно-методической работе, профессор

____________ А.У. Серикбаев

“____”______________2014 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И АГРАРНОЙ ТЕХНИКИ

Специальность: 6Д080600– Аграрная техника и технология

(Докторантура PhD)

 

 

Количество кредитов-3

 

Алматы, 2014


 

Рабочая учебная программа дисциплины «Математическое моделирование технологических процессов и аграрной техники»разработана на основе каталога элективных дисциплин для специальностей инженерного факультета, одобренного решением учебного методического Совета Казахского национального аграрного университета (протокол №10, от 25 июня 2013 года).

 

 

Составители: Ахметов Кулмуханбет Ахметович,профессор

Асаев Рафхат Ахметович, доцент

 

 

Рабочая учебная программа дисциплины «Математическое моделирование технологических процессов и аграрной техники»обсуждена на заседании кафедры «Естественные дисциплины и информационныетехнологии»

от 28 августа 2014 г., протокол № 1

Зав. кафедрой Алдибаева Л.Т.

 

 

Рассмотрена и рекомендована учебно-методической комиссией факультета

«Инженерный», протокол №1 от 2 сентября 2014 г.

 

 

Председатель УМК Жетпейсов М.Т.

 

 

Содержание

Пояснительная записка ......................................................................
Введение ................................................................................................
Основная часть ....................................................................................
  1) Начальные понятия о моделировании производственных задач на компьютере.......................................................................
  2) Линейные модели на компьютере ................................................
  3) Модели оптимизации производственной программы и оптимального использования ресурсов.......................................
  4) Целочисленные и нелинейные модели на компьютере................
  5) Модели транспортной и транспортного типа задач на компьютере........................................................................................
  6) Методы решения содержательных задач АПК на компьютере..................................................................................
  7) Оптимальное использование аграрной техники в малых сельскохозяйственных предприятиях............................................
Темы практических (семинарских) занятий...................................
Темы офисных занятий, выполняемых самостоятельно докторантами ........................................................................................
Темы заданий для самостоятельной работы докторантов...........
Литература.............................................................................................

 

 


Пояснительная записка

Актуальность курса. Широкое внедрение математических методов в самые разнообразные сферы деятельности сегодня уже никого не удивляет. Это не только технические и экономические науки, где эти методы давно приносят свои плоды, но и развивающиеся сейчас в стране разрообразные прикладные науки управления: менеджмент, принятие управленческих решений, социально-экономическое прогнозирование и т.д. Например, дисциплина «Математическое моделирование» давно сформировалась как прикладная наука и считается включенной в Государственную программу подготовки специалистов народного хозяйства и в том числе по всем экономическим и техническим направлениям сельского хозяйства. Известно, что в настоящее время дисциплина «Математическое моделирование» для подготовки специалистов технического направления объединяет комплекс прикладных математических дисциплин (математическое программирование, стохастическое программирование, имитационное моделирование, числен-ные методы и др.), которые развиваются своим путем, используя сущест-вующий математический аппарат для решения возникающих проблем. Но к сожалению, пока по данной проблеме аграрные вузы Республики Казахстан не достигли определенного успеха. Дело в том, что в ГОСО РК (государст-венный общеобязательный стандарт образования) не предусмотено обучение ни одного из указанных дисциплин.

Следует отметить, что в современном менеджменте находит широкое применение методы математического программирования (решающие детер-минированные задачи).

Итак, если учтем, что любой специалист, имеющий высшее образование по своему профилю является менеджером, то сегодня целью докторанта PhDспециальности «Аграрная техника и технология» является освоение нового инструмента работы – компьютера, новой методологии управления, базирующейся на системном подходе, теории и методах принятия решений, математическом моделировании на базе математического программирования.

В этой связи изучение курса “Математическое моделирование технолгических процессов и аграрной техники” актуально и приобретает особое значение для докторантов PhD специальности «Аграрная техника и технология», так как данный курс призван разработать научный аппарат для широкого внедрения компьютерной техники и экономико-математических методов в принятии оптимальных решений в производстве и науке.

 

 

Введение

Современное сельское хозяйство, как одна из важнейших отраслей народного хозяйства, имеет ряд специфических особенностей, которые способствуют успешному применению экономико-математических методов и информационных технологий для эффективного развития агроформирований и аграрного бизнеса в целом.

В настоящее время неизмеримо возрастает роль методов оптимизации в принятий управленческих решений на уровне сельскохозяйственных предприятий, так как значительно усложнились задачи эффективной организации производства и хозяйствования. Появляется масса проблем эффективного хозяйствования на уровне предприятий, а также возникают новые, связанные с оптимизацией рынка сельскохозяйственных продуктов. Сегодня применение математических методов в среде информационных технологий для решения таких оптимизационных задач имеет важное значение. И их можно отнести к числу инновационных способов решения таких проблем в аграрной науке.

Однако, на сегоднящний день все еще не придается должное значение этим инновационным научно-техническим достижениям XXI века в научно-исследовательских работах. В настоящее время в системе сельскохозяйс-твенной науки продолжается применение старых методологических поло-жений и приближенных методов обработки данных, сформированные и предложенные в XIX веке. ><><><><><><><><><В ><то ><же ><время ><отметим, ><что ><существующие ><экономико-математические ><моде­><ли ><имеют ><ряд ><недостатков, ><являющихся ><следствием ><отражения ><в ><них ><принципов ><социалистической ><экономики ><и ><другие ><отрицательные ><последствия. ><

<<В ><существующих ><экономико-математических ><моделях ><по ><оптимизации ><структуры ><сельскохозяйственного ><производства ><всего ><хозяйства ><или ><растениеводства, ><ресурсы ><парка ><сельскохозяйственной ><техники ><учитываются ><в ><суммарных ><годовых ><объемах. ><В ><условиях ><практически ><полной ><механизации ><работ ><в ><растениеводстве ><это ><приводит ><к ><тому, ><что ><в ><отдельные ><сезонные ><периоды ><техники ><не ><хватает, ><а ><в ><другие периоды – ><><она ><простаивает. ><<Указанные и ряд другие ><недостатки ><вполне ><можно ><устранить ><разбиением ><всего ><воспроизводственного ><процесса ><в ><сельском ><хозяйстве ><на ><этапы, ><связанные ><с ><особенностями ><осуществления ><технологических ><процессов ><в ><растениеводстве и животноводстве><><><.

В последнее время в нашей стране ведется разработка разнообразных типов экономико-математических моделей для предприятий аграрной сферы, чему посвящено большое количество статей в специализированных, научно-популярных и общественно-политических изданиях, однако в большинстве своем предлагаемые модели или группы моделей описывают, в основном, экономические вопросы. Данный подход не позволяет учесть специфику агроинженерных процессов. Таким образом, требуется разработка экономико-математических моделей, адаптированных к условиям рыночных отношений и адекватных реальным условиям аграрного производства.

Курс «Математическое моделирование технологических процессов и аграрной техники» читается на первом курсе докторантуры и знакомит докторантов с теоретическими вопросами экономико-математического моделирования в сельском хозяйстве и практическими методами построения моделей, их решения и экономико-математического анализа результатов решения поставленной задачи. Изучаются вопросы математического моделирования агроинженерных объектов и процессов. На практических занятиях предусмотрено обсуждение вопросов, подготовленных предварительно и самостоятельно обучающимися с целью выработки познавательных умений и формирования опыта творческой деятельности. Полученные знания должны быть полезными при проведении научно-исследовательской работы и в подготовке диссертационной работы.

При изучении курса от читателя не требуется специальной математической подготовки, выходящей за пределы курса высшей математики любого вуза. Вместе с тем предполагается, что читатель знаком с основами работы на компьютере, он может вводить и редактировать данные, создавать формулы, использовать функции, формировать рабочий лист и т.п. Это базовые навыки работы на компьютере, которые известны каждому, кто прослушал курс информатики в любом вузе любого профиля.

Цель дисциплины –активно закрепить, обобщить, углубить и расширить знания, полученные при изучении базовых дисциплин, приобрести новые знания по моделированию агроинженерных процессов и сформировать умения и навыки, необходимые для последующей научной и инженерной деятельности в этой области.

Задачи изучения дисциплины. Основными задачами являются получение докторантами знаний и навыков в области современного экономико-математического моделирования и пакета прикладных программ для решения оптимизационных задач. Результатом изучения курса должно стать овладение приемами работы с пакетами прикладных программ для решения оптимизационных задач, предусмотренных в диссертации.

Основная часть

Корреляционно-регрессионный анализ на компьютере

(тема по выбору)

Корреляционный анализ. Расчет коэффициента корреляции Пирсона, с использованием функции КОРРЕЛ и Пакета анализа MS Excel. Проведение корреляционного анализа в ППП SPSS.

Регрессионный анализ. Построение модели линейной регрессии. Расыет параметров линейной регрессии с импользованием функции ЛИНЕЙН. Нахождение уравнения линейной регрессии графическим методом. Построение модели линейной регрессии с помощью инструмента «Регрессия». Построение модели линейной регрессии с помощью ППП SPSS.



Просмотров 372

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!