Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ДВЕ СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ



Высшая нервная деятельность, в частности анализ и синтез, ос­новывается на сигнальных системах. Для животного, как указыва­ет И. П. Павлов, действительность сигнализируется почти исклю­чительно только раздражителями и следами от них. Это первая сигнальная система, или сигнальная система действительности. Действие различных предметов и явлений окружающего мира че­рез рецепторы на кору — это всегда конкретный сигнал действи­тельности. Животные анализируют и синтезируют только кон­кретную обстановку, поэтому обладают конкретным умом.

Первая сигнальная система людей отличается скоростью ир­радиации и концентрации нервного процесса, подвижностью нервного процесса, обеспечивающей быстроту переключения, об­разованием условных рефлексов высших порядков, преобладани­ем следовых рефлексов. Мозг человека лучше различает всевоз­можные комбинации раздражителей, а животного — отдельные раздражители. Условные рефлексы наиболее стойки не у людей, а у животных. Способность прочно удерживать выработанные на­выки, несмотря на их несоответствие изменившимся условиям ок­ружающей среды, характеризует недостаточную лабильность нерв­ной системы, невысокий уровень ее развития.


 




Условный рефлекс первой сигнальной системы состоит в обра­зовании временной связи между пунктом анализатора, возбужде­ние которого вызвано конкретным раздражителем, и клетками или центрами представительства уже готового рефлекса, имеюще­го значение биологического приспособления.

Кроме первой сигнальной системы у человека в процессе его социального развития в результате трудовой деятельности появи­лась вторая сигнальная система, связанная со словесной сигнали­зацией, речью. Ее развитие внесло новый принцип в деятель­ность больших полушарий. «Если наши ощущения и представле­ния, — говорил И. П. Павлов, — относящиеся к окружающему миру, есть для нас первые сигналы действительности, конкрет­ные сигналы, то речь, специально прежде всего кинестезические раздражения, идущие в кору от речевых органов, есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет наше лишнее специальное человеческое высшее мышление, со­здающее сперва общечеловеческий эмпиризм, а наконец, и на­уку — орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом».

При произнесении слогов и слов раздражаются рецепторы мышц, участвующих в речевом процессе, — мышц языка, губ, щек, гортани. Эти раздражения поступа­ют в ЦНС и, достигая коры, вызывают возбуждение в определенных клеточных группах коркового отдела двигательного — кинестезического — анализатора. Кор­ковые нейроны данного анализатора, связанные с рецепторами речевых мышц, играют столь важную роль, что их совокупность правильно называть корковым отделом речедвигательного анализатора. Он в основном представлен той облас­тью лобной извилины коры левого (у правшей) полушария, которая раньше счи­талась «двигательным центром речи».

При произнесении различных слогов и слов в речедвигательный анализатор от рецепторов речевых органов поступают различные кинестезические раздражения. Возбуждение корковых клеток при произношении разных слов всегда совпадает по времени с различными звуковыми раздражениями от звучания этих слов, а также зрительными, тактильными, вкусовыми и т.п. раздражениями от непосредствен­ного воздействия на первую сигнальную систему предмета (или действия), обо­значаемого произносимыми словами. Так, произнесение (и одновременно слу­шание) детьми слова «молоко» сочетается с видом, запахом, вкусом молока; про­изнесение и выслушивание слова «мама» сочетается с целым рядом зрительных, осязательных, обонятельных и слуховых раздражений, исходящих от этого опре­деленного человека. Раздражение, производимое в мозговой коре при произнесе­нии и звучании каждого слова, сочетается по принципу выработки временных свя­зей с раздражениями первой сигнальной системы, которые производятся объекта­ми, обозначаемыми каждым словом. Таким образом, слова становятся сигналами обозначаемых ими вещей.

Между различными участками коры мозга и центрами, принимающими участие в актах чтения и письма, в процессе обучения также образуются связи. Поэтому после выработки условного рефлекса на звук звонка надпись «зво­нок» вызывает у человека, умеющего читать, такую же условно-рефлекторную реакцию.

При исследовании ВИД человека речевые сигналы с успехом могут быть при­менены и как безусловные раздражители, на базе которых образуются условные рефлексы. Для этого индифферентный раздражитель, например звук звонка, со­провождается словесной инструкцией-приказом: «Нажмите на ключ», «Встаньте»,


«Отдерните руку» и т.п. В результате сочетания индифферентною рашражшелм со словесной инструкцией возникает условный рефлекс, хараки-р кшщнии ч«и ветствует инструкции. Слово является мощным подкреплением, па <>aic котрою могут быть образованы прочные условные рефлексы.

Первая и вторая сигнальные системы неотделимы друг от дру га. У человека все восприятия, представления и большинство ощу щений обозначаются словом. Из этого следует, что возбуждения первой сигнальной системы, вызываемые конкретными сигнала­ми от предметов и явлений окружающего мира, передаются во вторую сигнальную систему.

Обособленное функционирование первой сигнальной системы без участия второй (за исключением патологии) возможно только у ребенка до овладения им речью. Любое обучение и любая творчес­кая деятельность связаны с развитием и совершенствованием вто­рой сигнальной системы. Высшего своего развития она достигает в процессе познания закономерностей природы и общества.

Значение кинестезического анализатора в формировании и развитии абстрактного мышления доказывается тем, что у поте­рявших в раннем детстве зрение, речь и слух нормальное мышле­ние восстанавливается и развивается после систематических лого­педических упражнений, вызывающих функции устной и пись­менной речи.

Функция речи состоит в рефлекторном регулировании сокраще­ний мышц, участвующих в акте устной речи и письменной, благо­даря афферентным импульсам, притекающим из рецепторов двига­тельного аппарата в соответствующие речевые анализаторы голов­ного мозга. Функция речи по способу возникновения относится к заученным рефлексам. Таким образом, главное отличие человека от животных состоит в том, что только человек мыслит понятиями, только у него есть отвлеченное, абстрактное мышление.

Вторая сигнальная система состоит не только из наличных раз­дражителей, но и следов в головном мозге: звуковых, слуховых, кинестезических. И. П. Павлов указывал, что детальному анализу и синтезу, производимому большими полушариями, подвергаются процессы, происходящие в скелетно-мышечной системе. Основ­ные законы, установленные в деятельности первой сигнальной системы, проявляются также и во второй сигнальной системе, так как обе системы — функция одной и той же нервной ткани боль­ших полушарий головного мозга человека.

В каждом поведенческом акте человека участвуют три вида межнейронных связей: безусловно-рефлекторные; временные свя­зи первой сигнальной системы; временные связи второй сигналь­ной системы. Анализ физиологических механизмов поведения че­ловека показывает, что оно является результатом совместной дея­тельности обеих сигнальных систем, подкорковых и стволовых образований мозга. Вторая сигнальная система как высший регу­лятор человеческого поведения преобладает над первой и в неко-


 



 



торой мере подавляет ее. Вместе с тем первая сигнальная система в известной степени определяет деятельность второй.

Деятельность обеих сигнальных систем и коры полушарий мозга в целом находится в сложных соотношениях с подкорковы­ми центрами. Человек может произвольно затормаживать свои бе­зусловно-рефлекторные реакции, сдерживать многие проявления своих инстинктов и эмоций; подавлять оборонительные рефлексы в ответ на болевые раздражения, пищевые и половые рефлексы. Вместе с тем подкорковые ядра, ядра мозгового ствола и ретику­лярная формация являются источником импульсов, поддержива­ющих нормальный тонус коры.

Неправильное понимание соотношения коры и подкорковых образований привело некоторых ученых к принципиально невер­ным выводам о том, что в мышлении человека ведущая роль при­надлежит будто бы подкорке, а не коре, т. е. центрам инстинктив­ной, а не органу сознательной деятельности человека.

Возникновение второй сигнальной системы качественно изме­няет первую сигнальную систему. Социальная детерминирован­ность второй сигнальной системы сказывается и на первой: у че­ловека реакции первой сигнальной системы в значительной сте­пени определяются социальной средой.

Деятельность и первой, и второй сигнальных систем проверяется практикой. Если нет соответствия условно-рефлекторных реакций с внешними условиями, в которых находится организм, это вызывает их перестройку, изменяются временные связи, затормаживаются те или иные условные рефлексы. Именно с этим связано известное вы­ражение, что слово должно быть подкреплено делом.



Просмотров 710

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!