Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



БОЛЕВЫЕ ВИСЦЕРАЛЬНЫЕ РЕЦЕПТОРЫ



Как уже отмечалось, человек чаще всего ощущает боли во внутренних органах при их патологических состояниях. Вопрос о болевых рецепторах в кожном анализаторе решен с высокой степенью определенности. Вместе с тем не существует одно­значности относительно болевых рецепторов внутренних орга­нов. Так, во внутренних органах были обнаружены многочис­ленные свободные нервные окончания, образованные тонкими немиелинизированными волокнами, которые на основании дан­ных морфологических, электрофизиологических и поведенчес­ких опытов были идентифицированы как болевые рецепторы. Однако ряд сведений позволяет полагать, что функцию болевых рецепторов у животных могут выполнять рецепторы различных модальностей в случае превышения адекватным стимулом опре­деленной величины. Импульсная активность, возникающая под влиянием адекватного раздражения, до определенного значе­ния частоты не вызывает, как правило, никаких ощущений о работе того или иного внутреннего органа. При превышении пороговой частоты, когда амплитуда раздражения значительно увеличивается, срабатывает группа нейронов, находящаяся в ЦНС, и возникает чувство боли.



Клеточные тела первичных афферентных нейронов, нервные волокна которых образуют рецепторы в различных внутренних органах, находятся в ганглиях или сплетениях, располагающихся вдоль спинного мозга, в области головы животного, а также не­посредственно в стенках самих внутренних органов. В ганглиях первичные афферентные нейроны синаптически контактируют с другими нейронами, и здесь происходит первичная обработка афферентной информации. От ганглиев нервные волокна на­правляются в высшие висцеральные центры, которые локализу­ются в структурах спинного мозга, ствола мозга, гипоталамуса и лимбической системы, где и осуществляется окончательный ана­лиз информации, поступившей от рецепторов различных внут­ренних органов.


Глава 16 ЭТОЛОГИЯ

Этология — наука о поведении животных (греч. этос — и рай, обычай). Под поведением обычно понимают внешние проявлении жизнедеятельности, т.е. различной сложности ответные приспо­собительные реакции животных на изменения условий жизни или обеспечение каких-либо внутренних потребностей. Этология изу­чает динамику жизненных процессов, влияние на их проявление нервной и эндокринной систем, различных экологических факто­ров—как связанных с деятельностью человека (антропогенных), так и абиотических.

В процессе эволюции животные приспособились к опреде­ленным, неоднократно повторяющимся изменениям окружаю­щей среды. Изменения привычных условий жизни влекут за собой нарушение этого равновесия, что приводит к адапта­ции, т. е. изменению функций, в том числе и поведенчес­ких. Если этих приспособительных изменений недостаточно для поддержания жизнедеятельности, тогда снижается резис­тентность животных, уменьшается продуктивность, нарушается воспроизводство.

Этология представляет собой сложную по многообразию изуча­емых вопросов науку, которая включает в себя постулаты различ­ных научных дисциплин — биологии, зоологии, генетики, зоопси­хологии, зоогигиены, физиологии и патологии. Предметом физи­ологических исследований в этологии является изучение форм по­ведения и механизмы их формирования.

Исторически сложилось так, что мы больше знаем о поведе­нии диких животных, чем домашних. Этология домашних жи­вотных развивалась неравномерно в соответствии с потребнос­тями общества. Достаточно хорошо изучено поведение собак, кошек и значительно хуже, как ни странно, сельскохозяйствен­ных животных — лошадей, крупного и мелкого рогатого скота, свиней. Пока сельскохозяйственные животные содержались не­большими группами и в условиях индивидуального ухода, не было необходимости в глубоких научных разработках их пове­дения. Человек на основании своего личного и исторического опыта прекрасно понимал, как удовлетворить биологические потребности животных.


 



Основы этологии как науки были заложены еще в XIX в. Ч. Дарвин считается основателем сравнительной этологии и зоо­психологии. В конце XIX в. сформировались два направления это­логии. Одно из них базировалось на объективном исследовании инстинктивного поведения животных. К. Лоренц и Н. Тинберген за свои работы были удостоены Нобелевской премии, хорошо известны также труды X. Хайнда, Р. Шовена и Д. МакФарленда. Другое научное направление связано с изучением закономерностей физиологических механизмов поведения, обучения, роли генетичес­кого аппарата и ЦНС в инстинктивных и приобретенных формах поведения. Это направление этологии во многом обязано отече­ственным ученым — И. П. Павлову, П. К. Анохину, А. В. Крушин-скому, А. Д. Слониму и др.

Интенсивное развитие этологии сельскохозяйственных живот­ных началось с появлением промышленного животноводства и птицеводства. Резкие изменения условий кормления и содержа­ния в промышленных комплексах (высокая концентрация жи­вотных, скученность, искусственное освещение, технологический шум, частые перегруппировки и др.) привели к значительному снижению адаптационных возможностей животных, нарушению генетически закрепленных форм поведения, падению продуктив­ности и воспроизводительных способностей, резистентности и появлению массовых болезней. В последние десятилетия сформи­рован банк данных о высшей нервной деятельности сельскохозяй­ственных животных (А. Д. Синещеков, А. А. Кудрявцев, Э. П. Ко-корина, Л. К. Эрнст и др.).

Какое значение имеет изучение поведения сельскохозяйствен­ных животных?

1. Разработка более экономичных и адекватных условий содер­жания животных для достижения максимальной продуктивности. Задача зооветспециалистов — не нарушая эволюционно закреплен­ные формы поведения, создавать новые технологии, наиболее со­ответствующие потребностям животных и способствующие пол­ной реализации их генетических возможностей.

2. Профилактика болезней, вызываемых нарушениями адапта­ционного поведения животных.

3. Разработка приемов индивидуального воспитания, трениров­ки и дрессировки спортивных животных (лошадей, собак).

4. Формирование стада или группы животных, удобных для экс­плуатации в условиях современного животноводства. Поскольку некоторые формы поведения животных обусловлены генетически, знание этологии необходимо в селекционной работе. С целью воспроизводства следует отбирать животных, наиболее отвечаю­щих технологическим требованиям. Например, выведены породы кур, лишенных инстинкта насиживания, для получения товарно­го яйца. Результативной оказывается селекция молочных коров стрессоустойчивого типа, со спокойным темпераментом.


Этология подразделяется на общую и частую < и. ш ,\ м н>.

логия изучает основы жизненных проявлений, илиишп ии ........

нааедпвеннот, физиологического состояния орган и im.i. инпп них воздействий. Частная этология изучает биолоппп ш< формы поведения (движение, ориентация, взаимодействие между особями и др.) различных видов животных: лошадей, крупною рогатого скота, свиней и др.

В этологии приняты следующие методы:

1. Метод наблюдения за поведением животных в обычных, ес­тественных условиях обитания. Экспериментатор, незаметно для животного, регистрирует различные внешние поведенческие ре­акции, используя хронометраж отдельных актов, кино-, фото- и телесъемку.

2. Биорадиотелеметрические методы. Предварительно живот­ным вживляют или прикрепляют снаружи датчики с целью реги­страции их местонахождения, путей миграции, различных физио­логических показателей (частота дыхания, пульса и др.). Эти мето­ды позволяют дистанционно наблюдать за животными и особенно часто используются при изучении этологии полудиких животных (северные олени) в естественных условиях.

3. Методы изучения типов высшей нервной деятельности (ВИД), так как поведение животных во многом обусловлено индивиду­альными особенностями.

4. Метод условных рефлексов как универсальный метод изуче­ния сложных механизмов, определяющих приспособительные ре­акции организма к внешним условиям жизни.

5. Физиологические и биохимические методы, устанавливаю­щие уровень приспособительных реакций организма: электроэн­цефалография, изучение активности коры надпочечников, опре­деление основных показателей гомеостаза и др.

ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ

Биологические формы поведения (пищевое, оборонительное, групповое, половое и др.) складываются из многочисленных унитарных (одиночных) действий. Унитарные реакции являются как бы «элементарными частицами» поведения, т. е. это одиноч­ные условные или безусловные рефлекторные акты, составляю­щие более сложные поведенческие акты. Например, прием кор­ма включает в себя такие унитарные реакции, как выбор пищи (куска или пучка травы), взятие губами, захват зубами, жевание, глотание и так далее.

Пищевое поведениескладывается из пищедобывательных дей­ствий (выбор корма из кормушки, пастьба), собственно приема корма, его обработки, жвачного процесса (у соответствующих ви­дов животных), дефекации.



Одним из первых безусловных рефлексов, реализующимся у новорожденных млекопитающих, является сосательный рефлекс. Благодаря ему животное уже в первый час жизни получает моло­зиво—незаменимый продукт питания, содержащий все необхо­димые питательные вещества, соли, витамины и иммуноглобули­ны, обеспечивающие колостральный иммунитет. Рефлексы соса­ния и облизывания в первые дни жизни способствуют раннему за­селению рубца микрофлорой и развитию преджелудков.

На базе сосательного рефлекса и последующих — слюноотделе­ния, глотания, смыкания пищеводного желоба — у животного вы­рабатываются индивидуальные условные рефлексы, например на вид сосковой поилки.

Пищевые рефлексы определяют количество и состав поедаемо­го корма. Это зависит не только от наличия корма, но во многом определяется биологическими потребностями животного, его ап­петитом, состоянием обменных процессов. На пастбищах траво­ядные избирательно поедают разные растения, поэтому не случай­но в условиях хороших разнотравных пастбищ у животных норма­лизуются пищеварительные и обменные процессы, если они были нарушены в стойловый период.

Поведение животных на пастбище очень разнообразно, оно обусловлено состоянием травостоя, наличием источника воды, погодными факторами, плотностью размещения животных. У ко­ров периоды пастьбы чередуются с периодами жвачки и отдыха. Чтобы увеличить поедание корма, их стараются выпасать в более прохладное время суток, оберегать от жары, кровососущих насе­комых, обеспечивать достаточным количеством воды. Животные, чувствуя приближение непогоды, стараются спрятаться в укрытие, более интенсивно поедают корм в периоды между ливнями.

Применение брикетированных и гранулированных кормов удобно с технологической точки зрения. Однако коровы и телята съедают его в меньших количествах, чем обычное сено, затрачивая больше времени; жвачный период сокращается. Обнаруженные изменения в пищевом поведении у крупного рогатого скота при даче гранулированных кормов позволили установить оптималь­ные соотношения гранулированного и обычного корма в рационе, что повысило усвояемость корма и улучшило работу пищевари­тельного аппарата.

При анализе пищевого поведения птиц обращает на себя внимание выбор объектов для клевания. Только что вылупив­шиеся цыплята способны сразу клевать корм, причем предпо­читая круглые зерна. Куры видят корм на расстоянии до 6 м, благодаря хорошему зрению различают величину и цвет зерен и кормушек.

Таким образом, изучение пищевого поведения служит надеж­ным критерием оценки условий кормления и содержания живот­ных и их корректировки с целью предупреждения заболеваний.


Оборонительное поведениеживотных чрезвычайно разнообраз­но. Оно может проявляться по отношению как к живым объектам (животным, людям), так и к неживым предметам, если они сигна­лизируют о какой-то угрозе для животного или его потомства. Различают две крайние формы оборонительной реакции — пас­сивная и активная. Пассивная оборонительная реакция включает такие элементы, как бегство, прятание, оцепенение (неподвиж­ность), а активная — нападение на противника, агрессия.

Групповое (социальное) поведение.Внутри группы животных ус­танавливаются определенные взаимоотношения, основанные на законах подчинения и господства (доминирования). Поэтому лю­бая группа состоит не просто из отдельных животных, а представ­ляет собой целостную структуру — сообщество. В условиях при­вязного содержания или в малочисленных группах групповое по­ведение не имеет большого значения. Однако на пастбище, выгуле или при боксовом содержании социальное поведение животных проявляется и требует большего внимания со стороны зооветспе-циалистов. Во вновь созданной большой группе из 20...50 живот­ных сначала происходит знакомство между особями, а затем воз­никают конфликты и соперничество.

Хотя крупный рогатый скот разного пола и возраста содержит­ся раздельно, тем не менее в каждом сообществе идет соперниче­ство за лучшее место у кормушки или поилки, за более удобное место для отдыха. В результате драк и стычек среди животных вы­являются особи более высокого ранга (чина) — вожаки и лидеры, и более низкого ранга — подчиненные. Установившаяся соци­альная иерархия сохраняется достаточно длительное время, и в со­обществе налаживаются мирные отношения, но каждое животное занимает свою нишу среди сородичей. Животное низкого ранга никогда не подойдет первым к кормушке и не ляжет на самое удобное место, поэтому в такой группе нет драк и агрессивного поведения. Достаточно угрожающего жеста со стороны высоко­рангового животного — и конфликт будет исчерпан. Кроме подчи­ненных в группе находятся и другие ранги, например «контакт­ные». Это животные, которые стараются мирно уживаться со все­ми другими, вступают с ними в дружелюбные отношения (трутся, облизывают друг друга). Есть в группе и индифферентные живот­ные — они не борются за лидерство, но и не боятся высокоранго­вых животных.

Изменения социального ранжирования в группе возможны. Например, если высокоранговое животное заболевает и слабе­ет, его место займет животное более низкого ранга. Молодые, подрастающие животные стараются спровоцировать доминиру­ющих животных на конфликты и занять их место. Стычки и драки возникают при введении в группу новых животных. Драчливость возрастает и при неблагоприятных условиях со­держания: слишком много животных в группе, и они не в со-



стоянии запомнить друг друга, скученность, ограниченный доступ к кормушке или поилке.

Конфликтные ситуации в группе, поскольку они разрешаются обычно через драки, приводят к снижению продуктивности и к повышению травматизма животных. Обычно страдают самые цен­ные животные: высокомолочные коровы чаще спокойного, урав­новешенного типа и им больше всего достается от сильных, драч­ливых коров. В результате они последними подходят к кормуш­кам, им достается меньше корма, а для отдыха они устраиваются на самых неудобных местах.

Социальное поведение животных в больших группах требует постоянного контроля. Необходимо предупреждать развитие конфликтов между животными, стараться стабилизировать ус­тановившуюся социальную иерархию. Драчливых, агрессивных животных целесообразно выбраковывать. Хороший способ сни­зить агрессивность у коров — это удалить или даже опилить ос­трые рога. Очень нежелательно частое изменение состава груп­пы (перегруппировка). Оптимальное число животных в группе зависит от вида животных, например у коров 20...25, у свиней до 20 особей.

Половое поведение.Начинает проявляться в период полового созревания, а до этого животных обоих полов содержат вместе. Когда уровень половых гормонов в крови повышается, начинают проявляться половые рефлексы и между животными складывают­ся новые взаимоотношения. Появляется интерес к противополож­ному полу; первые попытки «вспрыгивания» (маунтинг) являются тренировкой к будущим половым актам. Животные становятся легковозбудимыми, драчливыми, у них снижается аппетит и по-едаемость корма. Такое поведение у телят наступает в возрасте 6...8 мес, у жеребят — 16...18, у свиней — 5...8 мес. С этого време­ни самцов и самочек во избежание преждевременной беременнос­ти следует содержать раздельно.

Половое поведение взрослых животных, содержащихся на вы­пасе или в загоне без привязи, включает в себя поиск и выбор по­лового партнера и собственно половые рефлексы (эрекция, обни-мательный рефлекс, совокупление, эякуляция). Половое влечение проявляется как у самцов, так и у самок. Соперничество самцов за самок имеет видовые особенности — это бои (драки), ритуальное поведение — ухаживание, украшение себя (половой диморфизм) — изменение в брачный период окраски, длины шерсти на отдель­ных участках тела или перьев у птиц. В большинстве случаев сам­цы таким образом привлекают к себе внимание самки, которой принадлежит окончательный выбор.

В табуне или стаде самцы отыскивают самок в состоянии поло­вой охоты благодаря органам чувств и прежде всего — обонянию. В период половой охоты самки и самцы выделяют специфические запаховые половые гормоны — феромоны, которые улавливаются


на большом расстоянии (иногда несколько килиме фиш Ф(ф"мн ны стимулируют половое поведение и самцов, и i лтп-

Половые рефлексы у животных направлены па минуй чип- н»и неценного, жизнеспособного потомства. В период ртмии+гмин половые рефлексы зачастую резко меняют все другие ионедсичп кие реакции: у животных теряется чувство самосохранения, роки снижается поедаемость корма и продуктивность, усиливается аг­рессивность, неповиновение.

В условиях искусственного осеменения у кобыл, коров и сви­номаток естественное половое поведение оказывается нереализо­ванным, что приводит к снижению оплодотворяемости. При ис­кусственном введении спермы в половые органы самки моторика матки не усиливается, поэтому спермин не могут достичь рогов матки и яйцеклетки. Полноценные антиперистальтические сокра­щения матки наступают только во время коитуса, поэтому при ис­кусственном осеменении используют быков-пробников, у кото­рых перевязаны семенные канатики. Такие быки легко отыскива­ют корову в состоянии половой охоты и производят садку, но сра­зу после этого в половые пути самки вводят сперму шприцем от другого, более ценного быка-производителя. В таком случае опло-дотворяемость самок повышается.

Материнское поведение.Обеспечивает сохранение, выращива­ние и обучение потомства. Оно проявляется еще до родов. Бере­менные животные становятся спокойными, много отдыхают, из­бегают контакта с другими животными. На пастбищах матки за 2...3 сут до родов часто уходят из стада, прячутся; кобылы готовят сухое ложе в каком-нибудь укромном месте. В условиях стойлово­го содержания следует размещать самок перед родами в индивиду­альных боксах (стойлах).

Во время родов матери способны самостоятельно позаботиться о новорожденном и ветеринарная помощь нужна лишь в трудных случаях. Материнские инстинкты включают в себя облизывание детеныша, массаж его тела, помощь в цоднятии на ноги и отыска­нии вымени, охрану. Материнское поведение очень хорошо выра­жено у всех видов сельскохозяйственных животных и птиц.

Быстрое (на 2...3-е сутки) отнятие новорожденных и дальней­шее их искусственное кормление и воспитание наносят ущерб здоровью и матери, и детенышей. Ранний отъем телят от матерей технологически обоснован в молочном животноводстве, однако с физиологической точки зрения это нежелательно. Разрабатыва­ются более рациональные технологии содержания телят; напри­мер, с использованием коров-кормилиц. Первые 10... 11 сут их со­держат вместе с матерями, а затем подпускают по 3...4 теленка к лактирующей корове со спокойным нравом и хорошо развитыми материнскими инстинктами.

Комфортное поведение— это реакции животных, направленные на создание для себя благоприятных условий жизни. К этому типу


 


поведенческих актов относятся выбор места для отдыха, удобная поза, купание в воде, валяние в грязи или песке, поиск укрытий в непогоду, почесывание кожи и др.

Исследовательское поведение.Одна из важнейших форм пове­дения, позволяющая изучать и оценивать окружающую среду. Оно включает ориентировочные реакции (ориентация животно­го на восприятие раздражителя) и манипуляторно-исследова-тельское поведение. Последнее проявляется в том, что животное оценивает обстановку не просто наблюдая, но и определенным образом воздействуя (облизывает и переворачивает предметы, за­хватывает зубами).

Приведенная классификация биологических форм поведения не является единственной и всеобъемлющей. Существуют и мно­гие другие формы поведения животных (например, запоминание дороги и пути к дому, ориентация во время миграции, игровое поведение).

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ

Поведение животных представляет собой сочетание врожден­ных форм поведения и индивидуально приобретенного жизнен­ного опыта. Сложные поведенческие реакции, свойственные дан­ному виду животных и передающиеся по наследству, называются инстинктами. В основе инстинктов лежат комплексы безусловных рефлексов, реализующиеся в обычных условиях жизни в ответ на раздражения. Инстинкты являются продуктом естественного от­бора и направлены на сохранение и воспроизводство вида. Все вышеописанные биологические формы поведения — пищевые, половые, социальные и прочие — базируются на инстинктивной деятельности животных.

У лошадей, крупного и мелкого рогатого скота детеныши рож­даются настолько сформировавшимися, что уже в первые часы после рождения могут самостоятельно отыскать сосок молочной железы, сосать и двигаться вслед за матерью. У свиней новорож­денный молодняк не столь зрелый, имеет несформированную сис­тему теплорегуляции, однако и они рождаются с рефлексом соса­ния — одним из самых важных в первые дни жизни.

Также врожденным является поведение самок перед и во время родов. Сразу после родов самки часто беспокоятся, продолжитель­но облизывают детенышей. Рефлекс облизывания очень важен для новорожденного (массаж кожи, ее обсушивание, дезинфекция пу­повины лизоцимом слюны) и для матери. С остатками плодных вод на коже детеныша мать получает гормоны, стимулирующие отделение последа. Кроме того, во время облизывания она «запо­минает» запах и внешний вид своего детеныша и потом может его отыскать среди другого молодняка.


К врожденным формам поведения относятся нищий прими ление восторга, радости, дружелюбия, боязни, уничижи три страха, гнева, злобы и других чувств. Эмоции свойсик-имм ии-м видам животных. Так, собаки, лошади, коровы и другие ж шин ш.н плачут от боли или горя; у всех домашних животных чувство |>нлм ста сопровождается типичными двигательными реакциями, и кие нением голоса, мимикой.

У стадных животных чувство страха, испуга проявляется часто в форме паники («стампед» — паника у лошадей, безотчетный страх, ужас — например, во время пожара).

Приобретенные, т. е. индивидуальные формы поведения скла­дываются из обучения и мышления. Обучение — это форми­рование поведения животных в процессе индивидуального разви­тия с первых дней жизни. Основная роль здесь принадлежит ок­ружающей среде. В процессе обучения на базе врожденных ин­стинктов у животных возникают и закрепляются новые — услов­ные рефлексы. Например, при боксовом содержании у телят вырабатываются условные пищевые рефлексы на звук и внеш­ний вид тракторного агрегата, развозящего корм. Уже при пер­вых звуках мотора телята начинают беспокоиться, выстраиваются вдоль кормушки, начинается заметная саливация. Для врача долж­но быть интересно, что к месту раздачи корма первыми встают здоровые телята более высоких рангов, а больные, ослабленные и низших рангов оттеснены.

Условные рефлексы сохраняются в течение всей последующей жизни животного, но могут затормаживаться и исчезать навсегда, когда пропадает в них необходимость.

Иногда у животных вырабатываются не полезные, а вредные рефлексы. К этому может привести, например, неправильное обра­щение (побои, грубый окрик, причинение боли), особенно во вре­мя кормления или доения. В таких случаях у молочных коров, на­пример, затормаживаются пищевые, половые, лактационные ре­флексы и снижается продуктивность. Спокойное, доброжелатель­ное отношение к животному предотвращает эти явления.

В обучении животных важное место занимают импринтинг (запечатление) и подражание. Импринтинг, или запечатление, запо­минание окружающих предметов и обстановки, — это одна из форм ранней памяти. Детеныши запоминают мать, неподвижные пред­меты вокруг логова или гнезда, место обитания. Многие животные инстинктивно перемещаются за движущимся предметом (утята, гу­сята и цыплята обычно следуют стайкой или цепочкой за матерью; если вместо матери перед ними идет человек — они его «запечатле­вают» и двигаются за ним, как за матерью). Также и родители «за­поминают» своих детенышей и отличают их от чужих.

У некоторых видов животных импринтинг по отношению к де­тенышам не столь силен, и они «принимают на воспитание» чу­жих, но раз запомнив, покормив и облизав, они уже считают их

45 — 3389 705



своими. На этом основано выращивание группы телят или же­ребят под контролем одной коровы-кормилицы или кобылы. Им-принтинг проявляется также у кошек, сук и птиц, когда они вмес­те со своими детенышами выкармливают, защищают и обучают «подкидышей».

Большое значение имеет импринтинг в формировании группо­вого поведения: каждое животное в группе запоминает других жи­вотных и их социальный ранг, что приводит к спокойному, бес­конфликтному поведению.

Таким образом, в импринтинге сливаются врожденные формы поведения и индивидуально приобретенные условные реакции.

Подражание является другой формой обучения. Подражая ма­тери или другим животным, молодняк обучается выбирать и при­нимать корм, правилам поведения внутри группы. Обучению спо­собствует игровая форма поведения. В играх со сверстниками или взрослыми животными отрабатываются элементы взрослого пове­дения — охоты, нападения, защиты.

Подражать могут и взрослые животные. Так, во время пожара в конюшне лошади легко поддаются панике и скучиваются, не же­лая выходить из помещения. В таких случаях стараются вывести из огня самую спокойную лошадь, и остальные, подражая, следу­ют за ней. Дрессировка собак проходит более эффективно на пло­щадке, когда собаки имеют возможность наблюдать за поведением других животных и подражать им. Домашние животные часто под­ражают человеку.

Иногда подражание приводит к вредным привычкам. Приме­ром может быть извращенный рефлекс сосания, когда коровы вы­сасывают молоко у себя или у других коров. Такая порочная при­вычка быстро распространяется среди животных, и борьба с ней безрезультатна, поэтому корову, у которой проявился такой по­рок, следует сразу же изолировать.

Итак, импринтинг и подражание приводят к развитию но­вых рефлекторных реакций и сложных форм поведения на ос­новании уже собственного опыта. Однако не всегда, анализируя поведение животных, можно объяснить его обучением или под­ражанием другим животным и закрепленными условными реф­лексами.

Животным свойственно и мышление, проявляющееся в форме инсайта (озарение) и элементарной рассудочной деятель­ности. Инсайт — проявление у животных определенной реакции без предварительных проб и ошибок, и это уже не условный ре­флекс. Животное начинает понимать отношения между стимула­ми или событиями и у него внезапно возникает новая реакция. Первоначально реакции типа инсайта были описаны у человеко­образных обезьян, когда шимпанзе, чтобы достать высоко подве­шенный банан, составляли пирамиду из ящиков и залезали на нее


или же использовали палки как орудия труда. Хозяева домашних животных могут привести очень много примеров, когда их питом­цы внезапно решали какую-то задачу. Так, одна овчарка утром забросила сапог в кровать хозяина, чтобы он вывел ее из дома, очевидно, уловив причинно-следственную связь.

Очень часто в результате инсайта у животного с одного раза закрепляется условный рефлекс. Так, лошади умеют отвязываться, распуская узел повода, которым они привязаны к коновязи, а со­баки — приносить хозяевам домашние тапочки.

Физиологические механизмы инсайта объяснить довольно трудно, так как не всегда ясно, чем именно такой процесс отли­чается от научения или подражания. Однако большинство зоо­психологов признают, что инсайт включает в себя элементы мышления, так как животные выявляют причинно-следственные отношения между предметами и явлениями, используя их в до­стижении своей цели.

Еще менее изучена элементарная рассудочная деятельность животных, в наличии которой уже никто из физиологов или зоопсихологов не сомневается и не пытается объяснить все многообразные формы поведения лишь комплек­сами инстинктов и условных рефлексов. Животные улавливают простейшие эмпирические законы, т.е. выведенные из собст­венного опыта, связывающие предметы и явления окружаю­щей среды, и способны оперировать ими при построении сво­его поведения.

В основе рассудочной деятельности лежит способность от­дельных нейронов мозга избирательно реагировать на раздражи­тели в зависимости от их свойств и расположения в простран­стве. Для реализации рассудочной деятельности необходим из­быток нейронов в мозге для восприятия всех многообразных деталей окружающей среды, а также хорошо развитые взаимо­связи между ними, т. е. сложная система синаптических контак­тов между нейронами.

Любой по сложности рассудочный акт складывается из следую­щих этапов:

1. Восприятие информации, являющееся функцией анализато­ров. Центральный аппарат восприятия заложен в сенсорных отде­лах коры больших полушарий. Сбор информации обо всех прояв­лениях окружающей среды и отдельных раздражителей называет­ся аналитической функцией мозга.

2. Отбор наиболее существенной информации, необходимой для принятия решения определенной задачи, — синтетическая функ­ция мозга. В этих процессах участвуют эмоции, посредством кото­рых оценивается биологическая значимость раздражителей и са­мого поведения. Проводится объединение отдельных нейронов в функциональные структуры, обеспечивающие аналитико-синте-тическую деятельность мозга.

45* 707



3. В процессе синтеза принимается решение к выполнению биологически адекватного поведенческого акта в данной обста­новке (ситуации).

Таким образом, мышление животных опирается на аналитико-синтетическую интерпретацию корой больших полушарий голов­ного мозга внешних воздействий, биологических потребностей и условно-рефлекторной деятельности. Конкретное мышление дает возможность животным использовать собственный жизненный опыт для изучения конкретной ситуации и отражения ее в своем поведении.

Уже с момента рождения у животных развивается сознание, т. е, восприятие текущих событий окружающей действительности, что является основным компонентом его поведения, направлен­ного на выживание. Однако для принятия правильного решения животное должно иметь информацию и о своем месте в среде оби­тания на основе индивидуального опыта.

Итак, поведение животных строится на базе трех основных ком­понентов высшей нервной деятельности — инстинктах, обучаемос­ти и рассудке. В зависимости от преобладания каждого из них мож­но условно охарактеризовать ту или иную форму поведения как ин­стинктивную, условно-рефлекторную или рассудочную.



Просмотров 743

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!