Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Сроки предъявления претензии



В настоящее время не существует единых правил предъявления претензий. Каждый из нормативных актов, устанавливающих обязательность претензионного порядка, содержит свои правила предъявления претензий. При установлении обязательного досудебного порядка урегулирования спора в договоре правила предъявления претензии и сроки также определяются этим договором. Рассмотрим некоторые из правил.

- Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ в ст. 120 также устанавливает, что до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, к перевозчику обязательно предъявляется претензия. Интересно, что из содержания этой статьи следует, что претензии следует обязательно предъявлять в связи с перевозками не только груза, но и грузобагажа; [9, с. 201] спор досудебный урегулирование претензия

- Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ в ст. 403 устанавливает, что до предъявления перевозчику иска в связи с перевозкой груза в каботаже обязательным является предъявление перевозчику претензии; [ 9, с. 202]

- Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ сильно расширяет пределы обязательного досудебного порядка: "До предъявления иска в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза к перевозчику или в связи с буксировкой буксируемого объекта к буксировщику обязательным является предъявление претензии к перевозчику или буксировщику" (ст. 161); [9, с. 204]

- Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ в п. 3 ст. 124 устанавливает, что до предъявления к перевозчику иска в случае нарушения договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты перевозчику предъявляется претензия; [ 9, с. 205]

- Федеральный закон "О связи" от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ (ст. 55) и Федеральный закон "О почтовой связи" от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ (ст. 37) устанавливают обязательность предъявления претензий пользователем связи оператору связи при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств при предоставлении услуг связи или выполнении работ в области связи. [9, с. 205]

В соответствии с п. 1 ст. 797 ч. 2 ГК РФ до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. В то же время п. 1 ст. ч. 2 797 не затрагивается порядок предъявления претензий по багажу и перевозкам пассажиров. По этим вопросам действуют положения транспортных уставов и кодексов, а также дополняющих их правил перевозки.

В п. 2 ст. 797 ч. 2 ГК РФ установлен 30-дневный срок рассмотрения перевозчиком претензий, вытекающих из перевозки грузов, независимо от содержания (несохранная доставка, расчеты, штрафы) и вида перевозки (местное, прямое, смешанное).

Претензии, возникающие из несохранной (недостача, порча) перевозки грузов автомобильным транспортом, предъявляются к автотранспортному предприятию или организации, выдавшим груз, а в случае полной утраты груза - к автотранспортному предприятию или организации, принявшим груз к перевозке.

Претензии, возникающие из перевозки пассажиров или багажа, могут быть предъявлены к перевозчику пункта отправления или назначения по усмотрению заявителя претензий.

Исчисление сроков предъявления претензий к железной дороге предусмотрено ст. 123 Устава железнодорожного транспорта, к пароходству - ст. 163 Кодекса внутреннего водного транспорта.

Что касается применения сроков претензионной давности в отношении перевозчика к клиенту, то обязательность досудебного порядка урегулирования споров на них не распространяется.

По претензиям, связанным с несохранностью (порча, повреждение, недостача) багажа при перевозке железнодорожным и автомобильным транспортом, сроки предъявления претензии исчисляются со дня выдачи багажа:

а) по истечении 10 суток после окончания сроков доставки багажа - по претензиям о возмещении за утрату багажа;

б) со дня выдачи груза или багажа - по претензиям о просрочке в доставке груза или багажа.

Претензии к пароходству, связанные с полной утратой багажа, должны предъявляться по истечении двадцати суток после окончания срока доставки багажа. По претензиям о переборе провозных платежей и о штрафе за просрочку в доставке багажа срок претензионной давности исчисляется со дня выдачи багажа.

В соответствии со ст. 55 Федерального закона «О связи» при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств при предоставлении услуг связи или выполнении работ в области связи пользователь связи вправе предъявить оператору связи, предоставляющему услуги или выполняющему работы, претензии, в том числе требование о возмещении ущерба.

По претензиям, связанным с непредоставлением, несвоевременным или недоброкачественным предоставлением услуг связи либо невыполнением или ненадлежащим выполнением работ в области электрической связи (за исключением претензий по телеграфным сообщениям), а также с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтовых отправлений, срок претензионной давности составляет шесть месяцев; по претензиям, связанным с недоставкой, несвоевременной доставкой или искажением телеграфного отправления, - один месяц.

Претензии, связанные с непредоставлением, несвоевременным или недоброкачественным предоставлением услуг связи, либо невыполнением работ в области электрической связи, а также по всем видам иногородних почтовых отправлений должны быть рассмотрены и по ним направлены

письменные ответы в течение двух месяцев; по местным почтовым отправлениям - в течение пяти дней; по телеграфным отправлениям - в течение месяца.

В отношении юридических лиц претензии, связанные с подпиской и доставкой газет, журналов и других непериодических печатных изданий, предъявляются и рассматриваются в течение одного года.

При отклонении претензии или неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки заявитель имеет право предъявить иск в суд или арбитражный суд.

Если же еще имеется возможность предъявить претензию согласно установленному порядку, то арбитражный суд возвращает исковое заявление в соответствии со ст. 129 АПК РФ. [ 11, с. 153]

Последствием нарушения установленного порядка урегулирования вопроса об изменении или расторжении договора является то, что арбитражный суд, получив исковое заявление стороны без необходимых доказательств обращения к другой стороне с соответствующим предложением в досудебном порядке, будет также обязан на основании ст. 129 АПК РФ возвратить исковое заявление.

В случае возврата арбитражным судом искового заявления истец, после устранения недостатков (то есть после обращения с претензией), может вновь обратиться в арбитражный суд с иском.


Заключение

Многие организации по-прежнему не придают особого значения претензионному (досудебному) порядку разрешения споров. Такое становится возможным во многом благодаря тому, что руководители либо не понимают значения досудебной переписки, либо считают ее необязательной. А между тем, в случае несоблюдения претензионного порядка, если таковой предусмотрен законом, суд оставляет исковое заявление без рассмотрения. Составление и направление претензии необходимо, например, в случае требования об изменении или расторжении договора, что является далеко не редким случаем в хозяйственной деятельности. Кроме того, обязательность такого порядка может быть установлена договором.

Судебный порядок защиты прав в условиях пошатнувшихся хозяйственных отношений, спада потребительского спроса из-за неплатежеспособности большинства участников гражданского оборота, затоваривания складов не всегда может оказаться действенным и эффективным, так как может окончательно подорвать ранее сложившиеся партнерские связи и деловую репутацию спорящих сторон. В данных условиях особую актуальность приобретает досудебный порядок урегулирования споров, дающий сторонам дополнительную возможность, не нарушая сложившиеся отношения, путем взаимных уступок находить компромиссные решения конфликтных ситуаций.

Претензионный порядок урегулирования споров, как правило, добровольное дело сторон. Они могут соблюдать его, а могут и не соблюдать. Лишь в исключительных случаях, установленных законом, написание досудебной претензии является обязательным условием обращения в суд. Во всех остальных случаях стороны могут действовать, что называется, напрямую: безо всяких предупреждений отправлять иск. Своевременность принятия мер претензионного характера является важным элементом финансово-хозяйственной деятельности для любой организации.

Не менее существенным является и составление мотивированного ответа, поскольку он либо заранее предотвратит длительные разбирательства в суде, либо станет плюсом в Вашу пользу на этом этапе.

В итоге можно сказать, что не рекомендуется пренебрегать возможностью урегулировать разногласия миром, ведь подача искового заявления дело мало того, что хлопотное, так еще и весьма затратное. А ведь нередко грамотно составленная досудебная претензия способна убедить даже самого злостного нарушителя исполнить свои обязательства. Следовательно, досудебная претензия может сэкономить немало денежных средств.


Список используемой литературы

Нормативные акты и документы

1. Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ) от 24.07.2002 N 95-ФЗ

2. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (ВК РФ) (с изменениями и дополнениями)

3. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ - Часть 1

4. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 N 14-ФЗ - Часть 2

5. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (КВВТ РФ) (с изменениями и дополнениями)

6. Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМ РФ) от 30.04.1999 N 81-ФЗ

7. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" (с изменениями и дополнениями)

8. Федеральный закон "О связи" от 07.07.2003 N 126-ФЗ

9. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Основная литература

10. Андреева Л.В. Коммерческое право России: Проблемы правового регулирования / Л.В. Андреева. - М.: издательство ПРИОР, 2004. - 366 с.

11. Беляева О.А. Предпринимательское право России. Курс лекций / О.М. Беляева. - М.: "Экзамен", 2006. - 501 с.

12. Богуславский М.М. Коммерческое право: Учебник / М.М. Богуславский - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004. - 604с.

13. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. К-2 / под ред. М.И. Брагинского. - М.: «Статус», 2007.- 411 с.

14. Гражданское право: Учебник, 4-е изд./под ред. проф. В.В.Язкова, М.: изд-во БЕК, 2005. - 640 с.

15. Ершова И.В. Предпринимательское право: Учебник / И.В. Ершова.- М.: ИД "Юриспруденция", 2006. - 433 с.

16. Жилинский С.Э. Предпринимательское право: Учебник для вузов / С.Э. Жилинский. - М.: НОРМА. - 2007. - 564с.

17. Организационно-правовые формы коммерческой деятельности в России. / Под редакцией В.В. Куликова. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 398 с.

18. Подколзин В.Е. Договорная ответственность в предпринимательских отношениях // Законодательство и экономика. - 2006.- № 3.

19. Петров И,В. Коммерческое право Учебник / И.В. Петров. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005.- 297 с.

20. Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: учебник. / В.Ф. Попондопуло - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Юристъ, 2008.- 426 с.

21. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник / Под науч. ред. д. ю. н., проф. С. А. Зинченко, к. э. н., проф.Г. И. Колесника. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; Ростов н/Д: Академцентр, - 2008. - 688с.

22. Пугинский Б.И. Коммерческое право России: учебник / Б.И. Пугинский. - 2-е изд.- М.: Издательство «Зерцало», 2006. -350 с., [2]

23. Шевченко Л.И. Регулирование отношений поставки: теория и практика. / под ред. Л.И. Шевченко. - СПб.: Питер, 2006. -317 с.



Просмотров 424

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!