Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Тема 10. Материально-техническая база водного транспорта



Материально-техническая база морского транспорта- это совокупность средств производства транспортного процесса в единстве с уровнем его организации и технологии.

В материально-техническую базу морского транспорта входят следующие элементы:

флот транспортный,занятый перевозкой грузов или пассажиров; служебно-вспомогательный, занятый буксировочными швартовыми и ледокольными операциями; тех­нический, предназначенный для создания и поддержания необходимых глубин на подходных каналах и в портах; специальный, осуществляющий аварийно-спасательные и противопожарные работы;

морские порты,состоящие из причальных и оградительных гидротехнических со­оружений, погрузочно-разгрузочных сооружений, погрузочно-разгрузочных механиз­мов и оборудования, складских помещений (открытых и закрытых), железнодорожных путей, внутрипортового транспорта и производственных зданий;

промышленные предприятия,исключающие судоремонтные заводы и судоподъ­емные сооружения, предназначенные для поддержания в исправном техническом со­стоянии судов путем их ремонта и докования;

путевое хозяйство,дноуглубительные и дноочистительные снаряды, средства на­вигационного ограждения (буи, створы, маяки), ограждения от насосов, береговые ра­диолокационные станции для проводки судов в порты в сложных гидрометеорологи­ческих условиях;

средства связи и электрорадионавигации,обеспечивающие безопасность пла­вания и связь между отдельными судами и пароходствами.

Главный элемент материально-технической базы - флот, осуществляющий пере­возки, создающий транспортную продукцию. Флот должен обязательно находиться в тесной взаимосвязи с другими элементами материально-технической базы. Поскольку процесс транспортировки грузов начинается и заканчивается в морских портах, комп­лекс "флот-порты" является определяющим в работе морского транспорта. Поэтому очень важно устанавливать оптимальный вариант взаимодействия флота и портов. На­пример, при увеличении грузоподъемности судов возникает необходимость углублять причалы порта, увеличивать емкости складов. Это влечет за собой рост затрат на пере­грузку грузов. Поэтому при прогнозировании развития и работы морского транспорта нужно производить расчет затрат по портам и их сопоставление с экономией по флоту.

Важным является взаимодействие флота и судоремонтных заводов. Сокращение времени ремонта судов за счет увеличения производственной мощности судоремонт­ных предприятий способствует увеличению эксплуатационного периода работы флота и повышению его провозной способности.

Однако рост производственной мощности заводов увеличивает стоимость ремон­та и поэтому необходимо также находить оптимальные варианты.

Одной из главных задач развития морского транспорта явля­ется устранение сложившихся диспропорций между тремя основными элементами ма­териально-технической базы: транспортным флотом, портами и судоремонтными мощ­ностями. Комплексное решение этой проблемы позволит значительно повысить эффек­тивность работы морского транспорта.

Все элементы морского транспорта должны развиваться на основе внедрения но­вой и передовой технологии.

Основное направление ускорения научно-технического прогресса на морском транс­порте - создание транспортно-технологических систем (ТТС): пакетной, контейнерной, ролкерной, паромной, лихтерной, баржебуксирной. ТТС обеспечивает перегрузку народнохозяйственных грузов в полных объемах и в установленные сроки от места их зарождения до места их потребления. Транспортно-технологические системы включа­ют новые типы специализированных, высокоэффективных транспортных судов; авто­матизированные и высокомеханизированные перегрузочные комплексы в портах: пун­кты отправления и назначения, оснащенные технически совершенными средствами, а также высокопроизводительные технические средства смежных видов транспорта (же­лезнодорожные вагоны, автомобили, речные суда).

ТТС позволяет сокращать потребность в рабочей силе, повышать производитель­ность труда, снижать время стоянки судов в портах и транспортные расходы.

Первым шагом в этом направлении была пакетная транспортно-технологическая
система, которая начала развиваться в конце 50-х годов на перевозках генеральных гру­зов в каботажном плавании на Дальнем Востоке на обычных универсальных судах того
времени. Вскоре перевозки в пакетах сахара, муки, цемента, металла (в ящиках), кир­пича, лесоматериалов получили распространение в Черноморско-Азовском, Северном
и других бассейнах.

Контейнерная транспортно-технологическая системаразвивается на морском флоте с конца 60-х годов. Сначала грузы в контейнерах грузоподъемностью в 3 и 5 т перевозились на универсальных судах в каботаже. В 1973 г. появились первые суда-контейнеровозы, вмещавшие 40 контейнеров. Современ­ные контейнеровозы вмещают сотни большегрузных контейнеров, в портах созданы контейнерные терминалы, оснащенные средствами механизации с автоматическими захватами для погрузки и выгрузки контейнеров. При контейнерных перевозках почти полностью исключается ручной труд докеров, в 10-15 раз повышается производитель­ность труда, в 2 раза снижается стоимость грузовых работ и в 6-8 раз повышается ин­тенсивность обработки судна. Стояночное время крупнотоннажного контейнеровоза составляет 10-15 суток вместо 30-60 суток для судна обычного типа, в 8-10 раз увели­чивается пропускная способность портов и причалов. Один контейнеровоз заменяет 5-6 грузовых судов.

Ролкерная ТТСпредусматривает перевозку широкой номенклатуры грузов укруп­ненными местами на судах с горизонтальным способом погрузки-выгрузки - ролкерах. Ролкеры перевозят все тарно-штучные грузы в контейнерах, пакетах, трейлеры, ролл-трейлеры, ботстеры, крупногабаритные и тяжеловесные грузы, различные сельскохозяй­ственные, строительные, дорожные машины, автомобили. Самоходная колесная техника, автомобили (объем которых постоянно растет) погружаются на судно своим ходом че­рез кормовые или носовые ворота по аппарелям. Производительность грузовых опера­ций 100 - 250 легковых автомобилей/ч. Различные крупно габаритные грузы, метал­локонструкции, тяжеловесы погружают с помощью большегрузных автопогрузчиков, автоконтейнеровозов, тракторов-тягачей через кормовые или носовые ворота по аппа­релям или рампам. Такой способ загрузки сокращает затраты времени и труда порто­вых рабочих по сравнению с обработкой универсальных судов в 2 - 3 раза. Ролкеры обрабатывают на комбинированных контейнерно-трейлерных терминалах, оснащенных перегружателями и для вертикальной погрузки-выгрузки.

Паромная ТТСпредназначена для перевозок грузов в смешанном морском и же­лезнодорожном, морском и автомобильном сообщениях. Первая морская и железнодо­рожная паромная переправа в нашей стране создана в 1955 г. через Керченский про­лив между станциями Крым и Кавказ.

В портах созданы специализированные комплексы для приемки паромов, погрузки и выгрузки железнодорожных составов. Перевозка железнодорожных вагонов на морских паромах исключает необходимость перевалки грузов из судов в вагоны и обратно, что ус­коряет их доставку, обеспечивает сохранность и сокращает транспортные расходы.

Лихтерная системапредставляет собой дальнейшее развитие перевозки грузов укрупненными местами по схеме "река - море - река". Лихтерную систему широко при­меняют для перевозок массовых грузов: удобрений, металла, сырья для целлюлозно-бумажной промышленности, строительных материалов, зерновых, наливных и длин­ных мерных грузов, тяжеловесного оборудования и контейнеров. Лихтеры принимают на борт лихтеровозы (баржи), загружая и выгружая их самостоятельно мощными су­довыми кранами. Лихтеровозы могут обслуживать любые порты, осуществлять погру-зочно-разгрузочные работы на рейде, не занимая причалов. Буксиры отводят лихтеро­возы в мелководные или речные порты. Стояночное время лихтеровоза составляет лишь 5 - 10 % времени всего рейса. Впервые лихтеровозы стали эксплуатироваться в Ду­найском пароходстве. Один лихтеровоз по провозной способности заменяет 5-6 круп­ных универсальных судов, что обеспечивает высокую эффективность перевозок.

Баржебуксирная ТТСявляется прогрессивным методом перевозки нефти и неф­тепродуктов, угля, руды, соли, леса, сжиженных газов. Баржебуксирные составы состоят из одной или нескольких барж и буксира-толкача, сочлененного с баржами. Буксиры имеют мощность от 3 тыс. до 22 тыс. л.с, дедвейт барж - от 5 тыс. до 52 тыс. т. При баржебуксирной системе снижаются транспортные расходы на 10 - 15 %, т.к. один бук­сир ведет несколько барж - сокращается численность экипажа.

Объемы перевозок грузов с использованием ТТС значительно возрастают, но по­лученная за счет этого прибыль увеличивается незначительно из-за организационных недоработок.

 

 

ВОПРОСЫ для самоконтроля:

1.Из чего состоит материально-техническая база морского транспорта?

2.В чем преимущество контейнерно-транспортной технологической системы?

3.Что такое ролкерная ТТС?

4.Что такое паромная ТТС?

5.В чем сущность лихтерной транспортировки грузов?

6.В чем сущность баржебуксироной перевозки?



Просмотров 4508

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!