Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Искусство как форма духовного освоения реальности



В эволюции духовной культуры существенно важную роль играют социально-психологические и чувственно-эмоциональные структуры сознания. Они расширяют и обогащают смыслы и язык культуры, стимулируют ее интеллектуальные и политико-идеологические формы, воплощают преемственную связь поколений, оптимизируют процессы культурной коммуникации. Относительно самостоятельным, «родовым» элементом в системе культуры является искусство – особая форма освоения мира, основу которой составляет эстетическое отношение человека к действительности. Термин «искусство» употребляется чаще всего в двух основных значениях:

1) мастерство, умение, сноровка в любой форме практической деятельности; 2) особая форма человеческой деятельности, ориентированная на создание художественных произведений (художественное творчество), в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель.

Изучением природы и специфики эстетического отношения человека к действительности, закономерностей художественного творчества занимается особая философская наука – эстетика (понятие введено в ХVIII в. А. Баумгартеном). Философско-эстетические взгляды развивались Аристотелем, И. Кантом и многими другими философами. Как философия искусства эстетика представлена в творчестве Г. Гегеля. Среди отечественных исследователей искусства широко известны А. Герцен, В. Белинский, Н.Бердяев, Л. Гумилев, А. Лосев, Д. Лихачев, Э. Ильенков и др.

Историки полагают, что искусство восходит к эпохе верхнего палеолита и насчитывает 300–400 веков своей эволюции. В современной философской литературе отсутствует единая точка зрения на проблему происхождения искусства. Имеют место религиозные, игровые, эротические, подражательные, трудовые и некоторые другие гипотезы, объясняющие его происхождение и развитие. Как особая форма освоения мира искусство реализует задачи культурного самоопределения личности и социальных общностей, передачи художественного опыта человечества, организации эстетического отношения человека к миру, а в конечном итоге – воспроизводства человека как универсального и целостного существа. Искусство выполняет следующие функции – познавательную, воспитательную, аксиологическую, коммуникативную


62.. Глобальные проблемы современности.

Понятие “глобальные проблемы современности” как “совокупность жизненно важных проблем человечества, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс в современную эпоху”, получило широкое распространение с конца 60 – х – начала 70 – х годов нашего столетия. Термин “глобальный” происходит от латинского “глобус” – земной шар. Отсюда глобальными проблемами принято называть такие проблемы, которые имеют общечеловеческий характер и затрагивают интересы не только всего общества в целом, но и отдельных людей практически в любой точке планеты.

Глобальные проблемы выступают как объективный фактор мирового экономического и социального развития, оказывают существенное влияние на развитие отдельных стран и регионов, а их решение предполагает объединение усилий всех людей планеты, различных государств и организаций на международном уровне; в то время как нерешенность грозит серьезными последствиями для будущего всего человечества.

Глобальные проблемы это такие проблемы, которые затрагивают интересы не только отдельных людей, но интересы и судьбу всего человечества. Для их преодоления требуются согласованные усилия большинства населения планеты. Эти проблемы также являются объективным фактором мирового развития и не могут быть проигнорированы. Нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к серьезным, возможно непоправимым последствиям для всего человечества и среды его обитания. Принципиальной особенностью глобальных проблем является и то, что все они находятся в такой сложной взаимосвязанности, когда решение одной из них предполагает, по крайней мере, учет влияния на нее других проблем.

В настоящее время все глобальные проблемы делятся на три большие группы:

1. Проблемы, которые характеризуются наибольшей общностью и актуальностью. Они связаны с отношениями между “основными социальными общностями человечества”. К этой группе относится важнейшая из всех глобальных проблем – предотвращение угрозы войны и обеспечение мира, а также установление нового международного экономического порядка.

2. Проблемы, которые появились в результате взаимодействия общества и природы. Среди них: обеспеченность людей энергией, топливом, пресной водой, сырьевыми ресурсами и т.д. Сюда же относится проблема охраны окружающей среды от загрязнения, а также освоение Мирового океана и космического пространства.

3. Проблемы, которые связаны с системой “человек – общество”. К этой группе относится контроль за ростом народонаселения, вопросы здравоохранения, образования и другие.

Преодоление глобальных проблем трудный и долгий процесс, который включает в себя два уровня. Первый связан с решением проблем в рамках отдельных государств, второй – с объединением усилий всего человечества.

Для исследования актуальных проблем современности было создано множество организаций, но подлинный интерес к глобальной проблематике проявился после опубликования первых докладов Римского клуба. Возникновение этой международной организации относится к 1968 году, основатель А. Печчеи. Основной целью своей деятельности эта организация поставила привлечение внимания мировой общественности к глобальным проблемам и к поискам путей их преодоления.


63..Приоритеты философии в новом тысячелетии.

Современная философия - это диалог культур, философских учений, структур бытия и человека, его эмоций, переживаний, ценностей и смыслов. Все это и есть поиск своего бытия, устремленный к первоначалам и фундаментальным принципам устройства мира, его познания и отношения к природе, социуму и духовной жизни. Мысль обращается к мудрости в своем желании освоения мира в его полиструктурности и многообразии, за которыми открывается жизненная реальность индивидуального и универсального события. В конце XX в. стало ясно, что акт философствования в конечном итоге возможен только в духовном пространстве взаимообогащения и взаимопроникновения, использующем логически упорядоченные смыслы и понятия, в их приобщенности к универсальному пониманию космоса, природы, общества, человека.

Современные философские течения отражают новые реальности бытия и радикальную смену понимания человека, его пережива­ний, мировоззрения, мировосприятия, мироощущения, отношения к природе, к состоянию изменяющегося общества, к становлению новых архетипов, к производству как материального, так и духов­ного. Философия постмодерна XX в. своеобразно представляет и новые особенности производства субъективности, которое столкнулось с крахом тоталитарной мысли, реальностями интеграции и диалога культур. Возникает ощущение кризиса познавательных возможностей человека, восприятия мира как хаоса, абсурда, не подчиняющегося законам, а следующего игре случая, насилию, тер­рору. Сознание в его размышлениях о разуме проходит как бы по рядам противоречий, из которых фиксирует определенный срез проблем рациональности, что не позволяет увидеть проблему в целостности.

Становление философии конца XX - начала XXI вв. сопровождается глубокими качественными изменениями в содержании и структуре философского мышления по сравнению с его предшествующими формами. Однако переход на качественно новый ви­ток развития в социальном, духовном, культурном отношениях - на сегодняшний день лишь реальная возможность выхода его из глобального кризиса, но далеко еще не реализованное состояние. Человечество должно овладеть в полном объеме достижениями многовекового развития духовной культуры, наукой разумного управления и регулирования мировыми процессами. Эта задача не может быть решена вне современного философского знания о мире, раскрытия причин и механизмов функционирования природных, антропологических, социальных и технических явлений в их взаимодополнимости и взаимосвязи как специфически особых элементов единого мирового бытия.

В настоящее время настойчиво ищутся способы преодоления негативных тенденций цивилизации, осуществляется поиск путей гуманизации мира и человека, предпринимаются попытки объе­динения усилий общественности в предотвращении термоядер­ной войны, прекращении национальных распрей, сохранении окружающей среды, преодолении отчуждения человеческой личности, ее сохранении. Решение этих проблем, характерных как для современного Запада, так и Востока, возможно только на пути признания целостности и взаимозависимости современного мира, необходимости диалога культур, их взаимообогащения, признания приоритета за поведением, ориентированным на коммуникацию и понимание, ибо XXI столетие знаменует собой духовное единство человечества. Основной задачей современной философской мысли становится выработка новых стратегических приориетов отношения к природному, социальному и человеческому миру, идеалов открытости, коммуникативного единства человечества, диалога и взаимообогащения различных культур. Глобализационные процессы поворачивают современную философию лицом к мировым проблемам и задают новые горизонты философского поиска.


64. Культура как предмет философского анализа.

Термин «культура» (лат. cultura – возделывание, обрабатывание, почитание) используется для обозначения того, что сделано человеком, как синоним общественного, искусственного в противоположность природному, естественному. В значении самостоятельного понятие культура появилось в трудах немецкого юриста С. Пуфендорфа (1632–1694), который употреблял его для обозначения результатов деятельности общественного человека, противопоставляя культуру природному, или естественному, состоянию человека. Этот смысл внеприродного, развитого и культивируемого человеком сохраняется за понятием культура до настоящего времени.

Существует множество дисциплин, которые формируют представление о культуре как предмете собственного исследования, поэтому «образ культуры» в различных науках выглядит своеобразно. В современной литературе встречается более 250 определений культуры, фиксирующих ее различные аспекты, черты, проявления, модификации.

Однако перечень этих признаков не позволяет выработать целостное представление о культуре как системной характеристике общества, задающей ему качественную определенность, данными вопросами занимается философия культурыкак относительно самостоятельная область философского знания. (Термин «философия культуры» ввел в научный оборот в начале ХIХ в. немецкий романтик А.Мюллер).

Становление философии культуры как особой системы представлений о культуре стимулировалось осознанием факта многообразия путей культурной эволюции человечества, несовпадения исторического и культурного развития, а также кризисных явлений в культуре ХХ в. Присущая философии культуры органичная связь различных углов зрения на свой предмет отличает ее от культурологии междисциплинарной области гуманитарного знания, изучающей культуру в совокупности ее конкретных исторических форм с помощью различных методов.


67. Понятие общественного прогресса, его критерии и типы.

Понятие общественного, социального пространства и времени. Прогресс и регресс как характеристики направления социального времени, возможные тенденции ритмов истории. Рождение идеи социального прогресса в ХVIII веке (А.Р.Ж. Тюрго, Ж.А. Кондорсе), ее связь с идеей священной истории. Идея прогресса и представления об идеальном обществе (утопия, царство Божие на земле, коммунизм и др.). Социальный прогресс как движение к более высокоорганизованным совершенным этапам культуры, истории, социума, человека. Различные философские трактовки прогресса. Рационалистическая - исторический прогресс как утверждение разума. Идеалистическая - исторический прогресс как развертывание целей мирового духа. Материалистическая - исторический прогресс как закономерная смена общественно-экономических формаций. Историко-культурная - исторический прогресс как смена самостоятельных и локальных культур и цивилизаций. Культурно-критическая - отрицание позитивности и даже возможности прогресса. Общая тенденция прогрессивного развития - переход от систем с преобладанием естественной детерминации к системам с преобладанием социально-исторической детерминации. Применительно к последним социальный прогресс - процесс снятия социального отчуждения. Прогресс как результат творчества культуры и творчества истории. Три основные формы передачи культурного наследия: 1) предметно-теоретическая - передача технологий; 2) этико-воспитательная - передача норм, предписаний, табу; 3) аксиологически-идеологическая - передача целей, ориентиров, идеалов, установок. Три важнейших фактора, определяющих прогрессивное историческое развитие: 1) производство и техника; 2) система общественных отношений; 3) специфика и закономерности духовной жизни людей. Параметры социального прогресса: тип, цель, направление, способ соотнесения необходимого и случайного, индивидуального и общественного, власти и ответственности и т.п. Развитие культуры и истории как противоречивый процесс. Типы исторического развития: эволюционный - революционный, антагонистический - неантагонистический, прогрессивный - регрессивный. Типы прогрессивного развития: линейный, циклический, линейно-циклический. Факторы, определяемые характером, типом и степенью реализации социального прогресса: причины и движущие силы общественного развития, перспективы человечества, судьбы различных социально-экономических систем и культур и т.д. Понятия "движущие силы истории", "творческие силы истории", "субъект исторического процесса". Человечество как субъект истории. Человеческое измерение прогресса. Общественный прогресс и гуманизм. Сознание и интересы отдельных людей и общеисторическое развитие. Проблема объективного критерия прогресса. Степень овладения обществом стихийными силами природы, устранение социально-политического отчуждения и духовной неразвитости как важнейшие объективные критерии прогресса. Общественный прогресс и цивилизация. Цивилизационный критерий прогресса - увеличение общего блага как увеличение разумности, способности договориться для обеспечения защиты своих интересов и реализации своей свободы и уровня материального благополучия. Исторические перспективы современного информационного общества: прогресс или регресс?

 


 



Просмотров 977

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!