Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



В) Изучение населения и хозяйства



Изучение населения, хозяйства и населенных пунктов своего края составляет существенную часть школьного краеведения. При изучении населения обычно выясняют: численность, динамику, состав по обычным демографическим показателям. Очень важно также объяснить различия в плотности населения и особенности его расселения на территории края. Население края живет общей со всей страной жизнью—трудится, используя естественные богатства (землю, ископаемые, реки, растительность) для производства различных продуктов и изделий. Необходимо установить, в каких отраслях народного хозяйства занято население, какие трудовые достижения имеются у местных работников. Надо собрать материал о знатных людях родного края. Это могут быть устные рассказы, письменные и печатные сообщения и свидетельства, статьи, документы.

Изучение местного хозяйства в целом и каждого предприятия в отдельности составляет специальный раздел. Изучение проводится по отчетным и разнооб-

(1) Из-за отсутствия гипсометрической карты района изучения ее полоса на рисунке 5 не показана.

6. Часть ландшафтной карты Калужской области.

разным материалам периодической печати, ознакомление с который производится в соответствующих учреждениях (в исполкоме, плановых организациях, управлении сельского хозяйства, в правлении колхоза и т.д.). При этом нет необходимости добиваться получения исчерпывающих статистических данных, так как для их обработки ни учителя, ни учащиеся не располагают необходимыми условиями и не имеют соответствующей подготовки. Достаточно ограничиться немногими общедоступными цифровыми материалами и некоторыми фактическими сведениями.

Изучению подлежит хозяйственное использование природных ресурсов и природных условий. Дается характеристика местной промышленности и сельского хозяйства, их специализации, особенностей географического размещения на 'территории.

Приводим примерный план для изучения хозяйства своего края.

1. Сельское хозяйство. Земельные угодья и их использование. Специализация земледелия, география посевов отдельных культур. Механизация производства, агротехника и мелиорация; средняя урожайность отдельных культур в передовых хозяйствах. Специализация животноводства, взаимосвязи его с земледелием.

2. Промышленность. Специализация промышленности, история ее возникновения и развития, связи ее с источниками сырья, топлива, энергии, с районами потребления. Местная промышленность и промыслы, их сырьевая база, продукция и районы ее распределения, связи местной промышленности и промыслов с сельским хозяйством и крупными промышленными предприятиями республиканского и союзного значения, основные особенности географии местной промышленности.

3. Изучение отдельных местных предприятий, например: МТФ, местного хлебозавода, предприятия стройматериалов, бытовых предметов, обработки сельскохозяйственного сырья во время учебных экскурсий.

Прежде чем приступить к изучению работы предприятия, надо обратиться к администрации за советом, каким сторонам производства следует уделить основное внимание.

Учащиеся распределяются на группы, каждой из которых предлагаются задания.

Получив задания, учащиеся в зависимости от условий и правил, существующих на предприятии, обращаются с вопросами к местному экскурсоводу, к мастерам и рабочим. На основании полученных сведений каждая группа пишет отчет, изготовляет чертежи и схемы. На уроке происходит обмен мнениями и весь класс узнает о результатах экскурсии. Потом этот материал вывешивается в школьном краеведческом музее или уголке.

Для изучения промышленного предприятия можно рекомендовать следующую общую программу:

1. Наименование предприятия.

2. Оценка физико- и экономико-географического положения предприятия.

3. Когда и почему возникло предприятие? Какое значение имели природные условия и ресурсы? Какие общественно-экономические предпосылки способствовали этому? Как изменилось значение этих условий с течением времени? Какие факторы сохраняют свою роль в настоящее время?

4. Какую продукцию выпускает предприятие? Роль предприятия в хозяйстве края, крупного экономического района СССР.

5. Экономико-географические связи предприятия. Какое сырье оно перерабатывает? Откуда его получает?

Куда сбывает предприятие готовую продукцию? Какими видами транспорта они вывозятся?

Связи с другими предприятиями.

Показать все производственные связи предприятия на картосхеме.

6. Техническое оснащение предприятия. Какое производственное оборудование? Что нового применяется в технике и механизации производства?

7. Численность и состав рабочей силы. Состав рабочих. Откуда идет пополнение рабочей силой (рабочие местные, сезонные)? Производственная квалификация и ее повышение. Культурно-бытовое обслуживание.

Как растет на предприятии производительность труда? Передовые люди предприятия.

Изучение сельскохозяйственного предприятия (колхоза, совхоза) лучше всего начать беседой с председателем или членом правления колхоза (директором совхоза). В ходе беседы выяснить количество земельных, угодий, основное и второстепенное направление хозяй-

ства, продукцию и пути ее реализации. Ознакомиться с историей развития колхоза (совхоза).

Под руководством агронома (полевода) ознакомиться с агротехническими мероприятиями, которые проводятся в хозяйстве, и выяснить уровень механизации хозяйства.

Ознакомиться с развитием животноводства, с системой выращивания животных и ухода за ними, их кормлением; выяснить перспективы развития животноводства. .

Обобщить сведения о развитии хозяйства колхоза (совхоза), за предшествующую пятилетку. Составить диаграммы роста продукции, отдельных культур, увеличения поголовья скота и т.д. Масштабы и характер колхозного строительства, культурного развития и т.п.

Примерная программа изучения сельскохозяйственного предприятия (колхоза, совхоза) может быть следующей:

1. Название колхоза или совхоза, время его основания и изменения в его составе с момента организации.

2. Географическое положение предприятия по отношению к городам, промышленным центрам, транспортной сети, соседним сельскохозяйственным предприятиям.

3; Физико-географическая характеристика территории колхоза или совхоза.

4. Общая численность и состав населения колхоза (совхоза). Для колхоза—число членов колхоза, для совхоза—среднесписочное число работников за год.

5. Расселение работников хозяйства. Перечислить отдельные населенные пункты (села, центральные усадьбы, фермы, полевые станы). Для каждого населенного пункта указать: название, численность населения, какие бригады расположены в данном населенном пункте, постоянные или сезонные пункты.

6. Общие данные о механизации, агротехнике и мелиорации хозяйства.

7.Организационная структура предприятия (бригады, звенья, отделения и др.). По какому принципу они сформированы.

Специалисты средней и высшей квалификации. В каких отраслях производства они заняты.

8. Состав сельскохозяйственных угодий и их размещение. Пашня, приуроченность ее к элементам релье-

фа, почвенным условиям, источникам орошения. Меры для улучшения пахотных угодий. Сенокосы, их площадь, расположение, состав растительности, кормовая продуктивность, пастбища (площадь летних и зимних), их расположение по отношению к населенным пунктам, животноводческим фермам, кормовая продуктивность различных видов пастбищ. Сады и виноградники.

Количество введенных севооборотов. Характеристика земель, используемых под разные виды севооборотов.

9. Площадь земель, занятых зерновыми, техническими, овощными культурами, садами и виноградниками.

Основные зерновые культуры, высеваемые в хозяйстве, их урожайность (высокая, средняя, малая), время сева и уборки. Механизация работ. Применяемые удобрения. Мелиоративные работы. Травосеяние.

Технические культуры. Работы, связанные с выращиванием технических культур (каких). Механизация, применение удобрений, мелиорация. Время сева и уборки. Какое место занимают технические культуры в валовой продукции хозяйства. Экономические связи с пунктами переработки.

Овощеводство и бахчеводство. Состав культур. Организация работ. Сроки посева и уборки отдельных культур. Урожайность отдельных культур. Куда сдается продукция. Картофелеводство, его.значение в хозяйстве.

Сады и виноградники. Их расположение. Состав и урожайность по культурам.

10. Животноводство. Общее количество скота по видам, изменение поголовья скота и птицы за последние годы. Как размещается животноводство по территории хозяйства: в каких пунктах расположены животноводческие фермы и птицефермы и количество скота и птицы в них. Какие природные и экономические условия определили такое размещение.

Содержание скота и птицы в хозяйстве. Описание животноводческих ферм. Животноводческие постройки. Кормовые рационы, приготовление кормов. Механизация и электрификация животноводческого хозяйства. Пастбищное содержание скота, качество пастбищ, время их использования отдельными видами скота. Какое количество скота приходится на 1 га пастбищ.

Продуктивность скота (удои на 1 голову в год, настриг шерсти с одной овцы и др.), а также данные по производству продукции на 100 га земли.

11. Другие отрасли хозяйства (пчеловодство, шелководство, рыбное хозяйство, лесное хозяйство и др.).

12. Подсобные предприятия (мельницы, маслобойни, кузницы и др.). Какую работу выполняют подсобные предприятия, их продукция.

13. Денежные доходы и их распределение. Валовой доход в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий.

14. Культурно-просветительные учреждения (клуб, библиотека, школа, детский сад, ясли и др.), их деятельность.

15. Перспективы развития сельскохозяйственного предприятия.

Особенное внимание и интерес у краеведа вызывает вопрос об истории возникновения, развития и географии населенных пунктов. Ему отводится видное место в краеведческом исследовании.

Программа изучения населенных пунктов включает следующие вопросы:

1. Географическое положение. Кроме топографических данных (географические координаты, расстояния от окружающих населенных пунктов и крупных центров), дается оценка положения с точек зрения административно-политической, экономической и исторической:

положение относительно областного и республиканского центра, путей сообщения, центров экономических связей и т.д. Характеризуются физико-географические особенности положения: положение относительно господствующих элементов рельефа, гидрографической сети, растительных массивов и т.д. Географическое положение исследуется в историческом разрезе, с установлением его значения для развития населенного пункта на разных этапах истории.

2. Современное официальное название населенного пункта и его административно-территориальное подчинение; сопоставить с дореволюционным названием и административно-территориальным подчинением. Происхождение названия. Факты переименования населенного пункта, с объяснением причины переименований.

3. Величина территории населенного пункта, ее изменения.

4. Природные условия территории населенного пункта и ближайшего его окружения. Рельеф территории. Геологическое строение. Полезные ископаемые. Водо-

носные горизонты. Реки, озера, водохранилища и их хозяйственное значение. Климатические особенности, выражающиеся в погодах по сезонам года. Почвы. Растительность. Общий характер ландшафтов территории населенного пункта и вокруг него. Изменение природных условий человеком.

5. История возникновения и развития населенного пункта. Раннее заселение. Начало застройки. Труд и занятия первых поселенцев. Возникновение хозяйственных предприятий. Положение трудового населения в дореволюционное время. Борьба против угнетателей. Установление Советской власти в населенном пункте. Активные участники борьбы за Советскую власть. Социалистическое строительство в населенном пункте. Роль его в выполнении довоенных пятилеток, трудовые успехи в социалистическом соревновании. Знатные люди. Великая Отечественная война 1941—1945 гг., участие в ней. Местные фронтовики, партизаны, их боевые подвиги; прославленные люди трудового тыла. Населенный пункт в послевоенный период.

6. Население: динамика численности и состава. Местное коренное население и переселенцы. Национальный состав. Трудовые навыки населения, процесс их формирования и развития. Занятия населения, описание отдельных типичных занятий.

7. Хозяйство. Основные его отрасли, размещение и условия развития местной промышленности. Характеристика отдельных предприятий. Связи населенного пункта с сельским хозяйством. Местные промыслы.

8. Транспортная роль населенного пункта.

9. Административно-политическая роль населенного пункта.

10. Культурно-просветительное значение.

11. Тип населенного пункта по хозяйственной специализации.

12. Внутренние различия. Основные части и микрорайоны, их архитектурный облик. Направления застройки. Типы построек. Описание старых и новых построек.

13. Достопримечательности, памятники. Парки и зеленые насаждения.

Краеведение в школах больших городов ограничивается территорией своего городского района, как наиболее важного в учебных целях и доступного в организационном отношении.

Изучение истории родного края может составить самостоятельную ветвь краеведения, но и в процессе школьного географического краеведения вопросы истории—важная часть исследования. Они помогают объяснить хозяйственную специализацию края, делают географические характеристики научно обоснованными. Исторический подход в исследованиях социальных вопросов — необходимое условие для научного объективного освещения фактов.

История края составляет обычно большой раздел местного краеведческого музея. На его экспонатах можно выявить, какие исторические события происходили в крае, кто был их участником, какую роль играл край в определенные периоды истории всей страны.

Важным источником для исторического изучения служат архивные данные, литературные материалы, местные памятники, устные народные предания и т.п.

В краеведческом исследовании историю края можно изучать по следующему (примерному) плану:

1. Дореволюционное прошлое.

2. Великая Октябрьская социалистическая революция и гражданская война.

3. Социалистическое строительство в довоенный период.

4. Участие в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг.

5. Хозяйство и культура края в послевоенный период.

6. Участие в коммунистическом строительстве. Заслуживает внимания . план краеведческого изучения истории родного края, составленный Бокинской школой Тамбовской области. Учащимся V—VII классов были даны вопросы, на которые должны быть получены ответы из разных источников, но особенно в результате бесед со старожилами, местными краеведами. Эти вопросы следующие (1):

1. В каком году произошло первое поселение на территории села Бокино?

2. Почему село, в котором ты живешь, называется Бокино?

3. Что ты знаешь о положении и жизни крестьян села - Бокино до Великого Октября?

(1) “Вопросы краеведения в школах и педагогических институтах”. 1962, стр. 24.

4. Когда и как была установлена Советская власть в селе Бокино?

5. В каком доме находился первый сельсовет и кто был его первым председателем? Старейшие коммунисты села.

6. Почему в годы гражданской войны село Бокино называлось Красным селом?

7. Есть ли герои гражданской войны в селе Бокино?

8. Как зарождались колхозы в селе Бокино?

9. Опиши исторические места и памятники села.

10. Знатные люди села.

Литература

Агарков А. Г. Составление ландшафтных профилей. “Ученые записки МГУ”, вып. 170, 1954.
Баранский Н. Н. Экономическая география. Экономическая картография. Географгиз, 1956, стр. 164—214 (об изучении городов).
Васильев В. Г. Внеклассная работа по изучению снежного покрова. “География в школе”, 1972, №1.
Грюнберг Г. Ю. Изготовление географических карт в школе. М., “Просвещение”, 1972.
Грюнберг Г. Ю. Природа окрестностей школы. М., Учпедгиз, 1958.
Гавеман А. В. Изготовление почвенных масштабных монолитов. “География в школе”, 1970, № 6.
“Карманная книга натуралиста и краеведа”. М., Географгиз, 1961.
Кастроне К. Краеведческая работа юных географов Латвии. “География в школе”, 1972, № 3.
Ковальская Н. Я. Методика экономико-географических исследований. Изд-во МГУ, 1963.
“Методы географических исследований”. Сб. статей Изд-во МГУ, 1963.
Пашканг К. В., Васильева И. В., Лапкина Н. А., Рычагов Г. И. Комплексная полевая практика по физической географии. М., “Высшая школа”, 1969.
Попов Н. В. Фенологические наблюдения в школе. Пособие для учителей средней школы. М., Учпедгиз, 1950.
“Сезонное развитие природы. Программа и методика изучения”. М., Изд-во АН СССР, 1963.

 

ФОРМЫ ИЗУЧЕНИЯ КРАЯ

Существуют различные формы организации краеведческого изучения. Их можно отнести к двум категориям;

к первой относятся программные (урочные и внеурочные) учебные занятия, ко второй — непрограммные (внеклассные) работы.

В начальных классах происходит первоначальное знакомство учащихся с природой и жизнью людей родного края. Оно проводится в форме „ выполнения отдельных заданий, связанных с наблюдениями на близкой от школы территории. Учащиеся приобретают умение видеть окружающую жизнь, накапливают представления для понимания и усвоения учебного курса географии. Уже с I класса дети учатся вести календари природы, в которых отмечают не только температуру и осадки, но и изменения в растительности и животном мире. Чем больше дети увидят своими глазами, тем богаче будут их географические представления, поэтому в начальных классах чаще надо проводить уроки в природе.

В V—VII классах школы программой предусмотрено систематическое проведение как в урочное, так и во внеурочное время, практических работ, выполнение которых обеспечивает одновременно с выработкой умений и навыков также приобретение конкретных знаний о своем крае, накопление соответствующего краеведческого материала (съемка территории, метеорологические, гидрологические наблюдения, почвенные исследования и т. д.). В старших классах средней школы краеведческий материал приобретается на практических занятиях по экономической географии СССР.

Целям изучения края служат учебные экскурсии, проводимые в каждом классе по программе. Одновременно с прямыми учебными задачами в каждой из таких экскурсий учителя должны стремиться расширить представления о родных местах и пополнить новыми экспонатами школьный краеведческий музей или уголок.

Чтобы учебная экскурсия служила одновременно и задачам краеведения, необходимо наметить маршрут и выбрать для изучения места и объекты, интересные или типичные в краеведческом отношении. В методической разработке экскурсии предусмотреть специальные задания в плане краеведческого изучения отобранных объектов. Скажем, учебные экскурсии на местную реку для проведения измерительных работ по программе проводятся каждый раз не на одном участке, а во многих местах. Благодаря чему на основании данных такого изучения может быть составлена характеристика реки на сравнительно большом ее протяжении. А если одновременно с выполнением программных работ на реке

будет дано задание по изучению ее долины и по наблюдениям на маршруте (метеорологическим, почвенно-растительным и пр.) или по описанию и фотографированию окрестностей, то может быть получен дополнительно ценный материал, отвечающий целям учебного краеведения.

Для накопления краеведческого материала и для познания родного края может быть использована производственная практика (сельскохозяйственные работы). Принимая непосредственное участие в сельскохозяйственном труде в летнее время, учащиеся получают подробные сведения о характере сельского хозяйства своего колхоза (совхоза), составе отраслей хозяйства, способах возделывания культур, использовании природных ресурсов для сельскохозяйственного производства, условиях развития животноводства. Во время работы на местных предприятиях учащиеся попутно знакомятся и со всем географическим комплексом района, где проходит практика.

Учащиеся старших классов, уезжая на экскурсию, получают от учителя географии задания по сбору материалов об экономике колхозов и совхозов. Привезенные и обработанные материалы помогают усвоению экономико-географических понятий по курсу экономической географии СССР.

В школах практикуются экскурсии-практикумы на местные производства и в природу, в организации и проведении которых участвуют преподаватели разных предметов. Главная особенность такой экскурсии состоит в том, что наряду с географией в ее программу входят практические работы по биологии, химии и другим предметам.

Введение в школах должности организатора внеклассной и внешкольной работы способствовало расширению этой работы' и повышению воспитательной и познавательной эффективности внеурочного времени учащихся. Во внеклассной работе краеведению принадлежит - большое место.

Очень распространенная форма изучения своего края, применяемая во всех классах, - экскурсия породным местам. Также очень часто проводятся туристские походы по своему краю.

Туризм — это путешествие (поход), преследующее спортивные и оздоровительные цели, соединенные с

целями образовательными, достигаемыми в процессе знакомства с местами, в которые проводится поход. Туристские путешествия-походы по родному краю содержат в себе многое, что их связывает с краеведением.

В туристских походах школьники наблюдают природу и хозяйственную деятельность людей края. Во время похода они могут выполнять задания краеведческого характера.Из собранных во время похода различных предметов, из почерпнутых сведений может пополняться содержание краеведческого уголка или музея школы. По существу, всякий туристский поход по родному краю должен включать в программу краеведческие исследования.

Туризм воспитывает такое важное качество краеведа, как самостоятельность, учит наблюдательности, умению ориентироваться на местности, проводить беседы с местным населением.

В туристских путешествиях открываются неограниченные возможности для проявления инициативы школьников, которая может быть направлена на краеведческое изучение родных мест.

Основное отличие похода от экскурсии заключается в том, что в походе преследуется цель наблюдения по широкой программе встречающихся на маршруте объектов, тогда как экскурсия ставит перед собой задачу изучения строго отобранных объектов по специальной программе.

Различаются два вида походов. Наиболее распространен одно-, двухдневный поход, проводимый с целью ознакомления с достопримечательностями родного края, его природой, промышленными предприятиями. -Такие походы вызывают интерес у начинающих краеведов и туристов и служат массовому вовлечению учащихся в краеведческую работу. Ко второму виду относятся походы, рассчитанные по времени на более длительный срок. Они проводятся во время каникул. .Учитывая склонности и интересы, школьники, принимающие участие в таком походе, объединяются в группы по определенной тематике.

Очень часто именно с экскурсии или похода начинается вся краеведческая работа в школе. Краеведческие экскурсии и туристские походы чаще проводятся в летнее время, но не исключено их осуществление и в течение учебного года, особенно в конце его.

Краеведческие экскурсии — очень сложный вид внеклассной работы. Они требуют тщательной подготовки и умелого проведения. Значение их велико не только из-за того, что учащиеся непосредственно входят в подлинную природную и хозяйственную обстановку, но и потому, что в течение длительного времени, до и после похода, создаются условия для творческой работы: выбор места и объектов для обозрения и изучения, предварительное составление подробного плана, знакомство с литературой о тех местах, которые будут посещены, обработка записей дневника, составление отчетов и докладов, оформление экспонатов для выставки и краеведческого музея и т. д.

В краеведческой непрограммной экскурсии и туристском походе очень важно разработать маршруты так, чтобы на их материале можно было формировать и расширять географические понятия и представления. Для этого учитель, изучив предварительно объекты маршрута, отбирает для показа и исследования те из них, которые больше всего отвечают поставленной цели и могут быть использованы в преподавании. Он намечает также, что именно должно быть собрано в походе для учебных занятий, например сбор образцов горных пород только тех, которые отвечают определенной учебной или исследовательской задаче, скажем, образцов горных пород, в разной степени разрушенных действием внешних сил, для демонстрации на уроке по теме “Выветривание”. Полезно познакомиться с литературой, освещающей вопросы организации и проведения экскурсий и походов (1).

Экскурсии и туристские походы в летнее время решают задачи, представляющие интерес не только для географии. В них часто бывают заинтересованы учителя других предметов, а также комсомольская и пионерская организации школы. Поэтому в подготовке и осуществлении этих форм краеведения обычно принимает участие весь школьный коллектив (см. приложение 2).

Министерством просвещения РСФСР разработаны специальные указания по организации туристских походов с учащимися. В них говорится:

(1) “Методика обучения географии в средней школе”, под ред. А. Е. Бибик и др. М., “Просвещение”, 1968, гл. 23. Экскурсии по географии.

7. Маршрутная картосхема туристского отряда.

О составе туристских групп

К участию в туристских походах по родному краю допускаются здоровые учащиеся IV—Х классов. В походах участвуют пионерские отряды, звенья, отдельные классы, различные кружки, а также сводные группы учащихся с однородным составом по возрасту, учебной и физической подготовленности. Желательно, чтобы сводная группа формировалась не более чем из двух смежных классов (V — VI, VII—VIII и т. д.).

В многодневном (свыше пяти дней) походе в туристской группе может быть не более 15 учащихся; в том случае, если в многодневный поход направляется пионерский отряд или класс, .участники его делятся на туристские группы.



Просмотров 1090

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!