Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Исполнение обязательств. Принципы реального и надлежащего исполнения обязательств



Исполнение обязательства представляет собой совершение определенных действий или в отдельных случаях воздержание от таковых, которые составляют содержание обязательственного правоотношения его сторон.

1 Принцип реального исполнения предполагает обязательность исполнения в натуре, т. е. должник должен совершить именно то действие, которое составляет содержание обязательства без замены этого действия денежным эквивалентом в виде возмещения убытков или уплаты неустойки.

2. Принцип надлежащего исполнения обязательства.

Действие данного принципа проявляется в предъявляемых к обеим сторонам обязательства требованиях двоякого характера:

- Согласно закону исполнение обязательства должно осуществляться в строгом соответствии с условиями обязательства, требованиями законодательства, а при их отсутствии в соответствии с обычаями делового оборота или обычно предъявляемыми требованиями.

- Для того чтобы обязательство было исполнено надлежащим образом, оно должно быть исполнено надлежащему лицу, надлежащим лицом , в надлежащий срок , в надлежащем месте, надлежащим предметом, надлежащим способом.

Запрещается односторонний отказ должника от исполнения соответствующих обязанностей, а в случае, если основанием возникновения обязательства является договор, не допускается также одностороннее изменение его условий любой из сторон договора. Исключения из этого принципа могут быть прямо предусмотрены законом . Также односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий допускается в случае, если обязательство связано с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и стороны такую возможность предусмотрели в договоре, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

 

Виды правовых норм

Нормы права в зависимости от их функций делятся на следующие виды:

по месту и роли в правовой системе:

- учредительные, регулятивные, охранительные, обеспечительные, декларативные, дефинитивные, коллизионные, оперативные;

• по предмету правового регулирования:

- нормы конституционного права, нормы гражданского права, нормы гражданско-процессуального права, нормы уголовного права, нормы уголовно-процессуального права, нормы административно-го права, нормы семейного права, нормы иных отраслей права;

• по методу правового регулирования: императивные, диспозитивные, рекомендательные;

• по субъектам, издавшим нормы права:

- нормы, исходящие от государства; нормы, исходящие от граждане-
кого общества;

• по сфере действия:

общего действия, ограниченного действия, локальные нормы;

• по времени действия:

- постоянные; временные;

• по кругу лиц нормы, регулирующие статус, поведение различных ка-тегорий граждан военнослужащих, авиадиспетчеров, медицинских работников, иных категорий;

• по степени определенности элементов правовой нормы:

- абсолютно определенные, относительно определенные, альтерна
тивные.

2. Наиболее распространенной является классификация правовых норм по их роли и месту в правовой системе (учредительные, регулятивные, охранительные, обеспечительные, декларативные, дефинитивные, коллизионные, оперативные).

Учредительные нормы выполняют функцию норм-принципов. Данные нормы:

• закрепляют основы общественно-политического строя;

• закрепляют права и свободы граждан;

 

• закрепляют основы политической системы;

• закрепляют основы правовой системы.

Примером указанных норм являются конституционные нормы ("Российская Федерация Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления" ст. 1 Конституции РФ).

Регулятивные нормы выполняют функции правил поведения. Регулирование осуществляется путем предоставления участникам правоотношения субъективных прав и возложения на них обязанностей. Данные нормы могут быть:

 

• управомочивающие предоставляют субъектам правоотношения право на совершение положительных действий;

• обязывающие вынуждают субъекты правоотношения к определенным действиям;

• запрещающие устанавливают запрет на совершение или несовершение тех или иных действии.

Охранительные нормы выполняют функцию охраны общественного порядка. Указанные нормы вступают в действие с момента нарушения требований регулятивных и иных правовых норм. Примером данных норм являются нормы Уголовного кодекса РФ, устанавливающие наказание за совершение преступления.

Обеспечительные нормы играют роль норм-гарантий, которые способствуют исполнению других норм (то есть гарантируют их исполнение).

Декларативные нормы играют информационную роль. Как правило, это нормы программного характера (ст. 7 Конституции РФ: "Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека").

Дефинитивные нормы выполняют функцию норм-определений и объясняют содержание тех или иных понятий (например, нормы Уголовного кодекса РФ, раскрывающие содержание составов преступлений).

Коллизионные нормы являются нормами-арбитрами и предписывают действия субъектов в спорных ситуациях.

Оперативные нормы выполняют роль норм-инструментов и устанавливают даты вступления нормативных актов в силу и прекращения их действия.

3. По предмету правового регулирования выделяются нормы отдельных отраслей права - материальных и процессуальных.

По методу правового регулирования правовые нормы могут быть:

• императивными применяются при отношениях власти и подчинения, носят строгий, обязательный характер;

• диспозитивными применяются при регулировании отношений равных субъектов (как правило, в сфере гражданского права), допускают возможность выбора участниками правоотношения взаимно приемлемого варианта поведения;

• рекомендательными указывают на желательный вариант поведения. По субъектам правотворчества выделяются:

• нормы, исходящие от государства (то есть изданные государственными органами к ним относится подавляющее большинство правовых норм);

И нормы прямого народного правотворчества (решение сельского схода, референдума).

4. По сфере действия правовые нормы могут быть:

• нормами общего действия действуют на территории всей страны в отношении всех граждан (например, нормы Конституции);

• нормами ограниченного действия действуют в отношении, как правило, всех граждан, проживающих на какой-либо ограниченной территории (обычно подобными нормами бывают нормы законов, иных актов субъектов федерации);

• локальными нормами распространяют свое действие только на членов
отдельных государственных либо негосударственных структур (напри
мер, на работников конкретного министерства, ведомства, предприя
тия, организации).

По времени действия выделяются:

• постоянные нормы действуют неограниченный период до тех пор, .пока нормативно-правовой акт не будет отменен либо изменен;

• временные нормы действуют в течение определенного, специально указанного промежутка времени (например, в течение летнего сезона и т. д.).

По кругу лиц различаются нормы, регулирующие статус и поведение отдельных категорий граждан (например, нормы воинских уставов регламентируют поведение военнослужащих; некоторые нормативно-правовые акты касаются исключительно пенсионеров и т. д.).

По степени определенности элементов правовой нормы выделяются:

• абсолютно определенные точно определяют права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы (например, нормы Уголовного кодекса РФ, устанавливающие точный и исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность);

• относительно определенные устанавливают возможные варианты пове-деция (например, санкции статей Особенной части Уголовного кодекi са РФ, устанавливающие верхний и нижний предел уголовного наказания);

• альтернативные закрепляют несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств, (например, установление нормами Уголовного кодекса РФ различных видов наказания лишение свободы или исправительные работы, или штраф).

 

Референдум

Референдум (народное голосование) – в соответствии с конституцией РБ может проводиться для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни. Может быть республиканским и местным.

Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от установленного Конституцией состава каждой из палат, либо по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска.

Президент после внесения на его рассмотрение в соответствии с законом предложений Палаты представителей и Совета Республики либо граждан о проведении референдума назначает республиканский референдум.

Дата проведения референдума устанавливается не позднее трех месяцев со дня издания указа Президента о назначении референдума.

Решения, принятые республиканским референдумом, подписываются Президентом Республики Беларусь.

Местные референдумы назначаются соответствующими местными представительными органами по своей инициативе либо по предложению не менее десяти процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.

Референдумы проводятся путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования.

В референдумах участвуют граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом.

Решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не будет определено референдумом.

На республиканский референдум не могут выноситься вопросы:

которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь;

связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением (избранием, освобождением) должностных лиц, назначение (избрание, освобождение) которых относится к компетенции Президента Республики Беларусь и палат Национального собрания Республики Беларусь;

о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов;

об амнистии, о помиловании.

 



Просмотров 795

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!