Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Общее понятие формы государства



категория "форма государства" означает, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов и приемов.

Если территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам, то в понятии "форма государства" выражается их внутренняя организация, способ устройства, с помощью которых они весьма существенно отличаются друг от друга.

Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.

1) форма правления - характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;

2) форма государственного устройства - отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные;

3) политический (государственный) режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы.

Таким образом, форма государства - это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих. Это модель формирования устройства и реализации гос. власти

под фг понимается организация, устройство гос власти

На фг влияют соотношение полит сил, исторические условия, традиции, политическое и правовое сознание общества, его культура, нац состав, территория

25. Форма правления: определение, классификация видов

Форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением, распределение компетенции м/у органами, степень участия граждан в их формировании.

вопросы:

-взаимоотношения м/высшими органами власти и населением

-организация высших органов власти, порядок их образования

-взаимоотношения органов власти м/у собой

К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство.

Если в качестве критерия рассматривать положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.

С одной стороны, государства каждого типа облекаются во множество форм - в рамках одного исторического типа встречаются различные формы государства. В частности, для рабовладельческого типа были характерны монархии (древневосточные деспотии - Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия, Римская империя) и республики (аристократические, например Римская в период с VI по I в. до н.э., и демократические, например Афинское государство); для феодального типа - монархии (раннефеодальная, монархия периода феодальной раздробленности, сословно-представительная, абсолютная) и городские республики (Венеция, Генуя, Флоренция, Новгород, Псков и др.); для буржуазного типа - демократические республики (парламентские, президентские, смешанные) и конституционные (ограниченные) монархии; для социалистического типа - Парижская Коммуна, советские республики и республики народной демократии.

С другой стороны, государства определенного исторического типа имеют некоторые формы, присущие только им. Так, например, сословно-представительная монархия есть принадлежность только феодального государства в известный период его развития, а парламентская монархия и демократическая республика свойственны буржуазному типу государства.

Государства каждого данного типа не могут воплощаться в любые формы, т.е. и в такие, которые явно противоречат их содержанию и не соответствуют их экономической основе. Нельзя представить себе рабовладельческое государство в форме ограниченной монархии или демократической республики с общенациональными представительными учреждениями.

Конкретная форма государства предопределяется историческим типом государства. Но кроме этого она зависит и от других факторов:

1) уровня экономического развития общества;

2) соотношения классовых сил;

3) историко-национальных и культурных традиций;

4) международной обстановки и т.п.

Факторы, которые обусловливают разнообразие государственных форм, могут быть различными. В целом они сводятся к конкретности, индивидуальности объективных условий, в которых осуществляется управление обществом в тех или иных странах. Поскольку каждое государство развивается в специфических конкретных условиях, оно имеет своеобразные политические формы.

Следовательно, тип и форма государства соотносятся как содержание и форма, где определяющую роль играет, естественно, содержание (т.е. тип государства).

по Аристотелю:

-монархия

-аристократия («власть немногих лучших»)

-олигархия(власть группы людей, объединенных общим интересом и подчинивших общество служению данному интересу)

-охлократия

-демократия

!!!!! – в конспекте попалить. 25, 26, 27. Республиканская форма правления и ее виды

Республика (от латинского res publica - государственное, общественное дело) - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

Признаки республики:

1) выборность власти;

2) ограниченность срока полномочий власти

3) зависимость от избирателей (ответственность за действия перед обществом)

4) высшая суверенная власть принадлежит народу

5)тим легитимизации власти – демократически-рационально-правовой

6) сменяемость органов и должн лиц

аристократические р – рим, спарта, генуя, венеция

демократическая р формально признает равенство граждан и их право на участие в гос. управлении.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль; в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) - парламент; в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) - совместно президент и парламент.

В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом, он одновременно является главой государства и правительства. Президент сам назначает правительство+министров и руководит его деятельностью. правительство ответственно перед президентом. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент не может распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил Конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского veto - запрет) на решения законодательного органа, которое м б преодолено повторным принятием закона. президент – глава госва+исп власти. имеет право назначать референдум, вводить чрезвычайное положение, право законодательной инициативы, издания нпа, объявления войны и заключения мира, утверждения законов путем их подписания.

В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним (партией или коалицией большинства). Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру. обычно – лидеру партии, пришедшей к власти), конкретного министра. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях; представляет г на внешнеполитической арене, но все его действия д б согласованы с правительством. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства.

Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте.КАК ПРАВИЛО, САМОСТОЯТЕЛЬНО ФОРМИРУЕТ ПРАВИТЕЛЬСТВО, НО ЕГО ГЛАВУ НАЗНАЧАЕТ С УЧЕТОМ ПОЛОЖЕНИЯ СИЛ В ПАРЛАМЕНТЕ. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

см возникает, когда элементы одной ф п внедряются в другую.

29. Монархическая форма правления: ее виды и признаки

Монархия (от греческого monarchia - единовластие) - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора и т.д.

Хотя ряд современных государств с монархической формой правления приняли Конституции и сформировали парламенты (Бахрейн, Катар, Кувейт и др.), по существу они продолжают оставаться абсолютными, поскольку конституции данных стран устанавливают, что вся власть исходит от монарха, а парламенты имеют чисто консультативные прерогативы.

Древнейшая, имеет восточное происхождение. Органическая: вырастает из нравственного состояния общества. Власть м легитимна, т.к. от бога. Эволюция идет по пути передачи властных полномочий от монарха к органам власти, сформированным обществом.

-абсолютная

-сословно-представительная

-конституционная

-дуалистическая

1) абсолютная/аутентичная (Аутентичность (др.-греч. αὐθεντικός — подлинный) относится к правильности начал, свойств, взглядов, чувств, намерений; искренности, преданности): с.аравия, иордания

-от бога

-бессрочна

-престолонаследие

-м не несет юр отв-ти перед народом, но перед богом, наследником, историей, народом как детьми

-нет разделения вл

нет механизма, обеспечивающего воздействие на власть. зависимость общества от воли одного. со времен платона и аристотеля тирания и деспотия- неправильные формы монархии.

4) дуалистическая: марокко

-м-глава г и исп вл с правом законодательного вето. пр отв-но перед м

-предст вл. формируется обществом на основе сословного представительства/прямых выборов

как правило, переходные к конст. м. большая часть властных полномочий у монарха.

3) парламентская

- м. не обладает реальными властными полномочиями

- вся полнота вл – у парламента и сформированного им правительства

функции монарха:

представительная

сивол единства нации

символ преемственности, стабильности развития общества

символ целостности нац истории и культуры

доп легитимность власти, сформированной обществом

нравественный идеал в обществе

власть м ограничена нпа+традицией. монарх царствует, но не правит.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Парламентарная (парламентская) монархия — это такая разновидность ограниченной монархии, в рамках которой конституционно-правовой статус, правомочия и реальная власть монарха серьезно ограничены конституцией, принятой на демократической основе, избираемым парламентом, сосредоточивающим в себе законодательную власть, и ответственным только перед парламентом правительством, осуществляющим управление страной.

При одной и той же форме правления – парламентарной монархии – возможны два государственных режима: парламентаризм (там, где ни одна из партий не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство; при отзыве одной партии представителей из правительства оно теряет необходимую поддержку и вынуждено уйти в отставку – Дания, Нидерланды) и министериализм (юридически парламент осуществляет контроль за правительством, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте (соответственно в его нижней палате) большинством, через эту партийную фракцию полностью контролирует работу парламента – Великобритания, Канада, Австралия, Япония в 1955-1993). Это зависит от существующей в стране партийной системы.

Сохранение монарха в качестве единоличного главы государства в значительной части стран мира обусловлено конкретно историческими причинами. Очень важную роль в сохранении этого института единоличного и наследственного правления играют исторические традиции, особенности национальной культуры и национального правосознания. Нередко рассматривается общественным мнением как политически нейтральная фигура, стоящая выше столкновений различных политических сил или даже как своего рода арбитр при конфликтах между законодательной и исполнительной властями. Например, по Конституции Испании Король является главой государства, символом единства и постоянства, а также арбитром и примирителем в деятельности государственных учреждений, высшим представителем испанского государства в международных отношениях. А в Великобритании Монарх рассматривается как глава («верховный правитель») государственной англиканской церкви. В Японии царствование каждого императора провозглашается властями определенной «эрой», в соответствии с которой ведется официальное летоисчисление. Он является верховным жрецом национальной религии японцев синто.

Проблема суверенитета — это проблема реального, а не номинального состояния власти. В самих конституциях парламентарных монархий нередко прямо закрепляется, что суверенитет в них принадлежит народу, а король и парламент лишь реализуют его, в связи с чем неправомерно на один уровень ставить здесь народ и монарха (Пр: Испания, Дания, Люксембург, Швеция, Нидерланды). Согласно британской конституционной доктрине, власть в государстве исходит не от народа, а от монарха, являющегося главой государства. В то же время о реальных полномочиях по осуществлению каждой из ветвей власти следует говорить с определенными оговорками. Согласно конституционным нормам Японии, император является только «символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть». Он практически исключен из текущего и реального государственного управления и тем более не обладает неограниченной властью. Японская конституция не содержит прямых указаний на признание за ним качества главы государства.

СТРАНЫ

Парламентарными являются почти все (кроме Монако)монархии в Европе, все монархические члены Содружества (брит.). По тексту конституций большинство существующих в Азии и Африке монархий тоже являются конституционными

Ныне из 49 стран Содружества она является главой государства в 17, к числу которых принадлежат такие значительные государства, как Канада, Австралия, Новая Зеландия. В каждом из этих 17 государств британская Королева назначает по рекомендации правительства соответствующего государства своего представителя – Генерал-губернатора, который и осуществляет полномочия главы государства по упомянутой вестминстерской модели. Эти государства часто имеют писаные конституции, определяющие статус Генерал-губернатора.

Но в ряде государств конституции довольно сдержанно относятся к возможности воцарения своего монарха также в другой стране. Так, согласно части первой ст. 87 Бельгийской Конституции Король не может быть одновременно главой другого государства без согласия обеих палат.

ПРИЗНАКИ

1)формирование правительства из состава депутатов той партии или партий, которые имеют большинство в парламенте (при монархии это относится только к нижней палате). Если парламент (нижняя палата) выразит правительству недоверие или откажет в доверии, правительство должно уйти в отставку либо должно быть уволено в отставку монархом.;

2)ответственность правительства и министров не перед главой государства (монархом), а перед парламентом (его нижней палатой);

3)фактическое и, как правило, юридическое неучастие монарха в управлении государством, хотя у него традиционно может быть королевская прерогатива (полномочия). Говорят, что монарх в П.м. царствует, но не правит.

4) Законы обязательно должны быть приняты парламентом. Король Испании санкционирует законы, одобренные Генеральными кортесами, однако Конституция не предоставляет ему права законодательной инициативы. В Англии -=-

 

ПРАВА МОНАРХА

Хотя конституции ряда парламентарных монархий (Бельгия, Дания, Люксембург, Нидерланды, Норвегия) наделяют монарха обширными полномочиями, он в силу установившихся правовых обычаев, обязан осуществлять эти полномочия не иначе, как по указанию («совету») министров.

1)Назначение лидера победившей на выборах партии главой нового кабинета министров и министров по указанию последнего. Иногда премьер-министр выбирается парламентом (например в Японии), это обычно лидер большинства. Император назначает Премьер-министра по представлению Парламента и лишен в этом случае самостоятельности. Лишь в исключительных условиях, когда ни одна партия не имеет большинства, а коалицию создать не удается, монарх может назначить премьер-министра самостоятельно (так было трижды в 20 в. в Великобритании). При выражении парламентом вотума недоверия правительству последнее уходит в отставку или отправляется в отставку монархом.

2) Монарх имеет право издавать свои указы, но только по совету и с согласия правительства, они требуют обычно контрассигнатуры. При этом конституционно устанавливается, например, в Конституциях Бельгии, Дании, что «никакой акт Короля не может иметь силы, если он не контрассигнован министром, который тем самым несет за него ответственность». Иногда указы монарха издаются как акты особого органа, находящегося под контролем правительства (приказ в Совете в Великобритании, но правовая сила приказов признается судами, если эти решения не выходят за рамки королевской прерогативы и не выходят за пределы полномочий, делегированных Короне Парламентом). Шведский, Испанский, Британский Король не может привлекаться к ответственности за свои действия (одно из редких исключений составляет монарх в Бутане).

3) Король назначает выборы в парламент, по совету правительства монарх может распустить парламент (его нижнюю палату) и назначить дату новых выборов (Испания). Конституция Бельгии гласит, что «Король вправе распустить палату представителей, только когда последняя абсолютным большинством своих членов: 1) либо отклоняет вотум доверия Федеральному правительству и не предложит Королю в трехмесячный срок со дня отклонения вотума кандидатуры преемника Премьер-министра; 2) либо принимает вотум недоверия Федеральному правительству и одновременно не предложит Королю кандидатуру преемника Премьер-министра».

4) Он обычно (например, в Швеции, Японии, Испании и др.) не имеет права отлагательного вето в отношении принятых парламентом законов, а если и обладает формально таким правом, то практически не использует его (например, в Великобритании (абсолютное вето), Бельгии и др.), либо использует, но на основании решения правительства.

5) Конституция Японии прямо запрещает участие монарха в управлении страной, а конституции и конституционная практика Швеции, Норвегии, Великобритании, Японии и др. не наделяют монарха никакими такими полномочиями. Конституции ряда парламентарных монархий (Бельгии, Дании и др.) формально возлагают исполнительную власть в пределах, определенных конституцией, на короля, но фактически она осуществляется правительством, а роль короля в этом сводится к подписанию актов правительства. Глава государства номинально, по закону наделен исключительно важными прерогативами ,однако на практике они осуществляются иными государственными органами, прежде всего руководителем правительства. Не имея власти, монарх, бесспорно, обладает влиянием, которое позволяет ему участвовать в процессе выработки и принятия решений. Влиянию монарха в немалой мере способствует его информированность об общем состоянии страны. Например, королева Великобритании регулярно заслушивает отчет премьер-министра о заседаниях кабинета и получает непосредственно все депеши дипломатических представителей этой страны за рубежом и информационных агентств. По степени осведомленности о внутри- и внешнеполитическом положении Великобритании монарх значительно превосходит обычного члена правительства. В современной Испании король, оставаясь главой государства, не является главой исполнительной власти, не обладает правом законодательной инициативы и правом вето в отношении законов, принятых парламентом. Конституция Люксембурга устанавливает, что , в отличие от парламентарной монархии в Испании, эта же разновидность монархии здесь предусматривает, что Великий Герцог является главой исполнительной власти и обладает правом законодательной инициативы, а Палате депутатов предоставлена возможность направлять ему законопроекты. Он же назначает и увольняет членов правительства, определяет его состав, назначает судей и т.д. В Швеции функции короля как главы государства ограничены лишь чисто представительскими. Он не обладает правом наложения вето на решения парламента, даже формально не является главой исполнительной власти, не назначает правительство и не отправляет его в отставку, не назначает судей и послов и даже не обладает правом помилования.

В перерывах между сессиями король Норвегии может самостоятельно принимать нормативные акты, имеющие силу закона по вопросам промышленности, торговли, охраны порядка.

6) Судебную власть осуществляют независимые суды, но приговоры и постановления приводятся в исполнение именем короля. Наличие у монарха права помилования; в Великобритании оно осуществляется монархом при активном участии министра внутренних дел. Монарх Японии назначает главного судью (председателя) Верховного суда по представлению правительства.

7) Принцам и принцессам Швеции, Дании разрешается вступать в брак только с согласия Правительства, данного по предложению Короля; в противном случае принц или принцесса лишаются права на престолонаследие для себя и своих потомков. В случае вакантности престола и отсутствия законного наследника решение вопроса о преемнике монарха часто передается парламенту (Испания). Английский монарх должен быть протестантом по вероисповеданию и не может состоять в браке с католиком.

8) Если же в течение 6 месяцев Король Швеции не мог исполнять обязанности или не исполнял их, Правительство заявляет об этом Риксдагу, который решает, должен ли Король считаться покинувшим престол. Подчас им запрещается покидать страну без разрешения парламента либо правительства или без консультации с ними.

9) Шведский, Испанский Короли не могут привлекаться к ответственности за свои действия. Монарх имеет исключительное право на особый титул – короля, императора, шаха и т.п. и государственные регалии (символы верховной власти) – трон, корону, скипетр и др. За ним признается право на содержание его личного двора, для чего парламент устанавливает ему содержание

10)Руководство вооруженными силами (Англия, Испания)

11)Жалованье почетных званий, орденов

12)Осуществление международных сношений (принятые решения должны подтверждаться правительством/парламентом)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отстраненность монарха от управления страной и политических перипетий вовсе не означает, что его роль здесь и в иных отношениях (например, как символа единства нации, морально-политического авторитета, арбитра между ветвями и органами государственной власти и др.) близка к нулевой. Достаточно сослаться на опыт Испании, где в феврале 1981 г. именно король Хуан Карлос как Верховный главнокомандующий остановил попытку военного переворота в стране.

2) сосл-предст. власть м ограничена к-л предст органом (собрание/сенат/собор). его функции в основном совещательные, рекомендательныее. с-п м эффективны в периоды совпадения интересов власти и общества. отжили

30,31,32,33,34. Формы государственного устройства: определение, классификация видов

Форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей. Хар-ет способы тер организации общества и принципы взаимоотношения центр орг власти с орг власти территорий

простое – унитарное

сложное – федерация, конфедерация

УНИТАРНОЕ (фр, китай, италия, польша, венгрия)

Унитарное государство - простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета

-единое г, ед власть, ед территория, ед прав, ед судебная система, ед гражданство, ед денежная и налоговая система

-части – административно-территориальные образования

-отношения м/у центр вл и орг вл территорий строятся на основе пр субординации (вся полнота вл у центра, органы вл территорий – лишь исполнители воли центра)

оптимальный способ тер организации для стран малой и средней величины с многонациональным составом населения. если существует территориально-локализованный этнос, создается автономное образование. наиболее управляемое гос-во, но проблемы одного из регионов могут привести к дестабилизациицентральной власти

виды:

-централизованное (вся полнота власти в руках центра; орг вл территорий назначаются им) – китай

-децентрализованное (полномочия по решению рег проблем передаются местам; органы власти регионов избираются их населением) – франция (! но в каждом из регионов префекты от центра). Органы местного самоуправления не входят в систему центр органов власти и функционируют самостоятельно

__

-простые состоят только из адм-тер единиц

-сложные имеют в своем составе административные автономии (с целью учесть нац, ист, культурные традиции региона). иногда роль играет отдаленное географическое положение региона (дания – фареры, фр – гваделупа, мартиника)

ФЕДЕРАТИВНОЕ

Федерация - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному-терр, населенная представителями разл. национальностей и исторически не принадл ни одной из них (США)- либо по национально-территориальному принципу (югославия)- пространство, населенное преимущественно представителями одной нац и исторически принадл ей. =>нац-гос фед/тер-адм фед.

ассиметричные (РФ) и симметричные (СССР) - в зависимости от наличия различий в правовом статусе субъектов

относительно централизованные ( очень большие полномочия федеральной власти: россия, индия, аргентина) и относительно децентрализованные (швейцария, германия)

Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов (межгос отн, оборона, единое эконом пространство; закрытый перечень); другая - субъектов федерации (остаточный принцип); третья - совместной компетенцией союза и его членов (культура, наука, здравоохр; закр. перечень). В настоящее время в мире существует 26 федеративных государств.

2вида правового оформления: договорной и конституционный. 1- объединение г-в, 2- необходимость совершенствования внутригос отн, гос управления.

Признаки субъекта

-2 уровня власти

-свобода субъекта при выборе модели соц-эк развития

-территория субъекта не м б изменена без его согласия. тер фед – тер субъектов

-субъект нац-тер фед м иметь в качве 2го языка национальный

-субъект может осуществлять нормотворчество по предмету своего ведения

-органы власти субъекта формируются на выборной основе его населением

признаки фед г

-верховенство нпа федерации в сфере ее ведения

-фед центр – субъект межд публ права от имени всей федерации

-единые вс

-единое гражданство, гос язык, эконом пространство, ден единица

-столица и символы суверенитета у центра

субъекты имеют собств конст, зак, суд, исп орг вл, гос символы

мб двойное гражданство

2 палаты фед парламента, одна из кот представляет интересы субъектов

2я система налогообл

КОНФЕДЕРАЦИЯ

Конфедерация - временный союз государств на договорной основе, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.

на добровольной основе, с правом выхода у субъектов

-не обладает суверенитетом

-нет единой территории, единого гражданства, единого зак-ва, фин и налоговой систем.

Конфед админ располагает мат, людск, фин (взносы участников установлены соглашением) ресурсами. ее решения вступают в силу после утверждения властью суверенным г-в, они имеют рекомендательный х-р

Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией - объединением Сенегала и Гамбии в 1982 - 1989 гг., ОАГ : сирия, монархический йемен, египет не справились с израилем и развалились –на базе объединенной арабской республики 1958-1961 : египет+сирия по инициативе Насер – през египта), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский Союз, существовавшей в 1815 - 1848 гг., трансформировалась в федерацию, сша 1781-1787).

Сейчас конфедераций не существует (швейцария лишь по названию) , но процессы интеграции и глобализации проявляются в создании межгосударственных образований, имеющих признаки конфедерации, а иногда и федерации (ес – лиссабонское соглашение вместо конституции). традиционное для государств разделение на законодательные, исполнительные и судебные органы для ЕС не характерно. Если Суд ЕС можно смело считать судебным органом, то законодательные функции принадлежат одновременно Совету ЕС, Европейской комиссии и Европарламенту, а исполнительные — Комиссии и Совету.

Особенностью Евросоюза, отличающей его от других международных организаций, является наличие собственного права, которое непосредственно регулирует отношения не только государств-членов, но и их граждан и юридических лиц.

Право ЕС состоит из так называемого первичного, вторичного и третичного (решения Суда Европейских Сообществ). Первичное право — учредительные договоры ЕС; договоры, вносящие в них изменения (ревизионные договоры); договоры о вступлении новых государств-членов. Вторичное право — акты, издаваемые органами ЕС. Решения Суда ЕС и других судебных органов Союза широко используются в качестве прецедентного права.

Право ЕС обладает прямым действием на территории стран ЕС и приоритетом по отношению к национальному законодательству государств.

Право ЕС подразделяют на институционное право (нормы, регламентирующие порядок создания и функционирования институтов и органов ЕС) и материальное право (нормы, регулирующие процесс реализации целей ЕС и ЕСообществ). Материальное право ЕС, как и право отдельных стран, можно подразделить на отрасли: таможенное право ЕС, экологическое право ЕС, транспортное право ЕС, налоговое право ЕС и др. С учетом структуры ЕС («три опоры») право ЕС подразделяется также на право Европейских сообществ, Шенгенское право и др.

Основным достижением права ЕС можно считать институт четырёх свобод: свобода передвижения лиц, свобода движения капитала, свобода перемещения товаров и свобода предоставления услуг в данных странах.

Будучи субъектом международного публичного права, Союз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров. Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют представительства в Организации Объединенных Наций, ВТО, Большой восьмёрке и Группе двадцати. Делегации ЕС возглавляются послами ЕС.

ЕС — международное образование, сочетающее признаки международной организации (межгосударственность) и государства (надгосударственность), однако формально он не является ни тем, ни другим. В определённых областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других — осуществляются посредством переговоров между государствами-членами.

 

 

Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, названное содружеством государств. Примером может являться Содружество Независимых Государств (СНГ), в составе которого - государства, ранее входившие в СССР. Это более аморфная и неопределенная форма, чем конфедерация. 8.12.1991 – беловежское соглашение. Уже 10 декабря соглашение было ратифицировано Верховными Советами Белоруссии и Украины, а 12 декабря — Верховным Советом России. Российский парламент ратифицировал документ подавляющим большинством голосов, тем самым он нарушил ст. 104 конституции РСФСР, так как ратификация данного документа находилась в компетенции только высшего органа государственной власти России —съезда народных депутатов. В апреле 1992 года съезд народных депутатов РСФСР трижды отказался ставить на голосование ратификацию беловежского соглашения, вплоть до своего роспуска в октябре 1993 года он так и не ратифицировал документ. Организационный этап завершился в 1993 году, когда 22 января, в Минске, был принят «Устав Содружества Независимых Государств», основополагающий документ организации. Для вступления в организацию потенциальный член должен разделять цели и принципы СНГ, приняв на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, а также получить согласие всех государств-членов. Кроме того, Уставом предусматриваются категории ассоциированных членов (это государства, участвующие в отдельных видах деятельности организации на условиях, определяемых соглашением об ассоциированном членстве) и наблюдателей (это государства, чьи представители могут присутствовать на заседаниях органов Содружества по решению Совета глав государств).

Действующим Уставом регламентируется порядок выхода государства-члена из Содружества. Для этого государство-член за 12 месяцев до выхода должно известить в письменном виде депозитария Устава. При этом государство обязано полностью выполнить обязательства, возникшие в период участия в Уставе

К сферам совместной деятельности государств-членов относятся:

обеспечение прав и основных свобод человека;

координация внешнеполитической деятельности;

сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;

сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;

охрана здоровья и окружающей среды;

вопросы социальной и миграционной политики;

борьба с организованной преступностью;

сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

Высшим органом организации является Совет глав государств СНГ, в котором представлены все государства-члены и который обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью организации. Совет глав государств собирается на заседания два раза в год .Совет глав правительств СНГ координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных областях общих интересов. Собирается четыре раза в год. Все решения как в Совете глав государств, так и в Совете глав правительств, принимаются на основе консенсуса.

Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место и некоторые другие специфические формы - империи, протектораты и пр. Так, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения.

Форма политического режима

Политический (государственный) режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

По мнению других авторов, понятие "политический режим" более широкое, чем понятие "государственный режим", поскольку включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п. Эти понятия разделимы лишь теоретически, но не на практике => более точным названием будет «гос-полит режим»

Политический режим - это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории "политический режим" и "политическая система" тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая - как эта власть реализуется, как действуют данные институты: демократично либо недемократично

Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества.

Политический режим представляет собой совокупность способов, средств и методов практического осуществления правящими кругами, главным образом высшими должностными лицами, государственной властной воли.

В известном смысле политический режим близок к понятию "стиль государственного управления", но если последний раскрывает технологию управления с точки зрения ее рациональности и эффективности, то политический режим фиксирует политическую сторону государственного управления - реальную принадлежность власти определенным субъектам политических действий, способы владения и удержания ее и, соответственно, механизмы воздействия на людей.

Политический режим определяется уровнем развития и интенсивностью социально-политических процессов; структурированностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией; развитостью социально-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием, поведением, типом легитимности.

Понятие "политический режим" включает в себя следующие параметры (признаки):

степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности;

характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом;

положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

тип политического поведения; характер политического лидерства;

доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;

политическое и юридическое положение и роль в обществе "силовых" структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.);

меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.

стал признаваться в качестве элемента г с 60гг.

Демократический пр

ряд государств, которые продвинулись в этом направлении дальше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Великобритания) и на которые зачастую ориентируются иные государства.

Основными характеристиками демократического режима являются следующие:

провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

предполагается существование правового государства и гражданского общества;

выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества;

доминируют методы убеждения, компромисса;

политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции;

гласность; средства массовой информации свободны от цензуры;

реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений)

рыночная экономика как основа экономической и политической свободы гражданина

Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.

Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и ее название - непосредственная, т.е. та, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.

Одни из них - выборы, референдумы - четко регламентированы соответствующими нормативными актами (Конституцией, специальными законами), носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции государственных структур, другие имеют консультативный характер.

К положительным моментам прямой демократии можно отнести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с представительными институтами) для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе; в большей мере обеспечивает полную легитимизацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т.п.

Недостатки прямой демократии - это отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, сложность и дороговизна проводимых демократических мероприятий, низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства "правителей" и т.д.

Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что она дает больше возможностей (по сравнению с институтами прямой демократии) для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально организует политическую систему и т.п.

К недостаткам представительной демократии часто относят следующие черты: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей власти от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.

Если либерально-демократические режимы характеризуются тем, что приоритет отдается личности, ее правам и свободам, а роль государства сводится к защите этих прав и свобод, собственности граждан, то консервативно-демократические режимы опираются не столько на Конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основой данных режимов.

приоритетный метод деят-ти гос аппарата – убеждение, но не принуждение и устрашение

возникающие соц противоречия разрешаются путем поиска компромисса и согласия

Тоталитарный пр

наличие внешней по отношению к обществу цели/идеи

Термин "тоталитаризм" (от латинского totus - весь, целый, полный) был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. данное понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини.

Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Основными характеристиками тоталитарного политического режима являются следующие:

государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о "единстве", "слиянии" власти и народа;

монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена "ореолом тайны" и недоступна для контроля со стороны народа;

доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;

господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил; права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;

фактически устраняется плюрализм; централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением; бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества и т.д.

Особой разновидностью тоталитарного режима выступает фашистский режим, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Фашизм в Италии был установлен в 1922 г. Для итальянского фашизма характерным было стремление к возрождению великой Римской империи. Фашизм в Германии утвердился в 1933 г., целью которого было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская.

Тоталитарный политический режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.

____

взаимное порабощение членов общества: все принимают участие в порабощении др друга

человек идентифицирует себя с государством и считает себя субъектом политической власти

искоренение всего, что обеспечивает самостоятельность человека/социальной группы

Авторитарный пр

Авторитарный режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа.

Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета

Основные характеристики авторитарного политического режима:

в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;

игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);

роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;

суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;

сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;

в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор;

сохраняется ограниченная цензура, "полугласность";

существует частичный плюрализм;

права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте;

силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас и в сугубо политических целях и т.п.

Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные разновидности авторитарного режима.

Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.

Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.

Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц.

Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства. В условиях военного режима создается разветвленный военно-политический аппарат, который включает помимо армии и полиции большое количество других органов, в том числе и неконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объединениями, для идеологической обработки граждан, борьбы с антиправительственными движениями и т.п. Отменяются конституция и другие законодательные акты, которые заменяются актами военных властей.

Авторитарные режимы отличаются от тоталитарных по следующим параметрам: 1) если при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю; 2) если при тоталитаризме осуществляется систематический террор по отношению к противникам, то в авторитарном обществе проводится тактика "выборочного" террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции.

____

отл:

-ограничение не личных, а политич прав и свобод

-опора не на партию/идеологию, но на армию, религию

-более восприимчив к новациям, хоть и направлен на сохранение традиционных структур

-ограничение власти:

многообразие форм собственности

опора на блок партий/движений – не всегда

враждебные слои, классы не уничтожаются

ограниченное и неявное существование иных, кроме традиционных, систем ценностей



Просмотров 717

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!