Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Александр 2, исторический портрет



ЛЕКСАНДР II (1818, Москва - 1881, Петербург) - росс. император с 1855. Сын императора Николая I. Военным воспитанием Александр II руководил боевой офицер, умный и требовательный К.К. Мердер. Мальчик полюбил смотры, парады, военные праздники и сформировался как человек военный. Александр II получил разностороннее образование: владел пятью языками, знал историю, географию, статистику, математику, естествознание, логику и философию. Александр II совершил трехмесячное ознакомительное путешествие - "всенародное обручение наследника с Россией" (В.А. Жуковский). Образование завершилось поездкой по европейским гос-вам, где Александр II познакомился с будущей женой Марией Гессен-Дармштадтской (в православии Мария Александровна), от к-рой имел шестерых сыновей и двух дочерей. Выросший в обстановке сердечности и взаимопонимания, Александр II был светским человеком, веселым и храбрым, но с отсутствием сильных желаний, постоянства, воли. После смерти в 1855 Николая I Александр II вступил на престол. По свидетельству фрейлины А.Ф. Тютчевой, "император - лучший из людей. Он был бы прекрасным государем в хорошо организованной стране ив мирное время... ему недостает темперамента преобразователя". После проигранной Крымской войны (1853 - 1856) во всех слоях общества требовали перемен. Именно тогда появились термины "оттепель" и "гласность". Был закрыт Высший цензурный комитет, и обсуждение гос. дел стало открытым. Александр II был противоречив, непоследователен, и все же Редакционным комиссиям удалось разработать основу "Положения 19 февраля 1861". Эта реформа не смогла решить вопросов ни земельной собственности, ни личных прав крестьян, она подверглась ожесточенным нападкам как справа, так и слева В царствование Александр II были проведены также реформы: университетская (1863), судебная (1864), печати (1865), военная (1874); введено самоуправление в земствах (1864) и городах (1870). "Революция сверху", имевшая буржуазный характер, не только не была последовательной, но и не могла прийти к своему логическому завершению - конституции. Александр II был убежден, что самодержавие - наиболее органичная форма правления в России.

Власть стала противодействовать тем силам, к-рые сама вызвала к жизни. В результате Александр II становится мишенью для террористов-революционеров (шесть покушений), что в свою очередь способствовало переходу к охранительным принципам в правительственной политике, в частности усилению роли III Отделения во главе с П.А. Шуваловым. На изменения умонастроений Александра II повлияли и события личной жизни. Умер от туберкулеза его 22-летний сын; после серьезной болезни жены Александра II вступил в связь с княгиней Е.М. Долгорукой, завершившуюся после смерти императрицы морганатическим браком. 1 марта 1881 Александр II был убит народовольцами, в день, когда он должен был подписать проект широкой программы административных и экономических реформ, разработанный М. Т. Лорис-Меликовым.

Николай 2Детство, образование и воспитание

Воспитание и обучение будущего императора проходило под личным руководством Александра III на традиционной религиозной основе. Учебные занятия Николая II велись по тщательно разработанной программе в течение тринадцати лет. Первые 8 лет были посвящены предметам расширенного гимназического курса. Особое внимание уделялось изучению политической истории, русской литературы, английского, немецкого и французского языков, которыми Николай Александрович овладел в совершенстве. Последующие пять лет посвящались изучению военного дела, юридических и экономических наук, необходимых для государственного деятеля. Чтобы будущий император на практике познакомился с войсковым бытом и строевой службой, отец направил его на военные сборы. Первые 2 года Николай служил младшим офицером в рядах Преображенского полка. Два летних сезона он проходил службу в рядах кавалерийского гусарского полка эскадронным командиром, а затем в рядах артиллерии. В то же время отец вводит его в курс дела управления страной, приглашая участвовать в заседаниях Государственного Совета и Кабинета Министров.В программу образования императора входили многочисленные путешествия по различным губерниям России, которые он совершал вместе с отцом. Внутренняя и экономическая политикаВремя царствования Николая II явилось периодом самых высоких в истории России темпов экономического роста. За 1880—1910 темпы роста промышленного производства превышали 9 % в год.По производству главнейших сельскохозяйственных культур Россия вышла на 1 место в мире, производя более половины производимой в мире ржи, более четверти пшеницы, овса и ячменя, более трети картофеля. Россия стала главным экспортером сельхозпродукции, первой «житницей Европы», на ее долю приходилось 2/5 всего мирового экспорта сельскохозяйственной продукции. Но вместе с тем, уровень сельского хозяства быть чрезвычайно низок: «Урожайность зерна была в 3 раза ниже английской или германской, урожайность картофеля — ниже в 2 раза», ежегодно в нескольких губерниях возникал голод.[2]. Следует отметить, что это отставание от названных стран сохранялось весь XX век, так в СССР 1970-х урожайность зерновых составляла около 15 ц/га, в Великобритании, ФРГ или Франции — более 40.Успехи в аграрном производстве явились результатом исторических событий: отмена крепостного права в 1861 году Александром II и Столыпинской земельной реформы в годы правления Николая II, в результате которой в руках крестьян оказалось более 80 % пахотных земель, а в азиатской части — почти вся. Площадь же помещичьих земель неуклонно сокращалась [Источник?]. Дарование крестьянам права свободно распоряжаться своею землей и упразднение общин имело огромное государственное значение, которое до сих пор неоднозначно оценивается историками: реформа не была завершена, крестьянин не стал собственником земли на всей территории страны, крестьяне массово выходили из общины и возвращались обратно. Но значительно повысилась производительность крестьянского труда, улучшился их материальный быт и благосостояние.



Просмотров 586

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!