Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ЯПОНИЯ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ



СЛОЖЕНИЕ ЯПОНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.В отличие от вышерассмотренных цивилизаций Востока, японская много моложе; она ровесница средневековых обществ Европы. Распад первобытности и переход к сословно-государственным структурам на Японских островах происходил в III-VII вв. н.э.

Современные японцы (ямато) относятся к народам индонезийской группы, которые на рубеже новой эры частично ассимилировали, а отчасти вытеснили коренное (с неолита) население архипелага - айнов (эбису)[256]. На японский этнос оказали влияние и корейцы, проникавшие в последние столетия до н.э. На таких основах и формировалась японская цивилизация.

Первоначально население островов занималось собирательством, охотой, рыболовством. Затем - примитивным земледелием - возделывался завезенный из южной Кореи рис. В III-IV вв. на основе прогресса в земледелии начинается разложение родового строя: развивается социальная и имущественная дифференциация. Одновременно разворачивается борьба между отдельными кланами (родами), что приводит к частичному истреблению и покорению отдельных родов, становившихся данниками победителей. В роды включаются полусвободные (бэ) и рабы (яцуко). Так складывается своеобразная клановая система догосударственной эпохи.

В IV-V вв. образуются союзы племен. Во главе оказывается род Ямато. В японских текстах появляется "император", который до середины VII в. был главой самого сильного рода, а затем - вождем ведущего племенного союза, жрецом и судьей.

В VI-VII вв. кровнородственные общины превращаются в соседские. Возникает понятие ”мое” и “чужое” поле. Появляются и “царские поля” - собственные земли глав племенных союзов и их семей, которые обрабатывали обедневшие общинники. Но угодья еще оставались в коллективном пользовании общин.

При поливном земледелии, которое применялось в Японии, требовалось большое количество рабочих рук. Это цементировало общины и удерживало их от полного распада (по типу германской марки). Но уже с VIII в., со складыванием государства, перестают собираться общинные собрания, должности наследственно занимает местная знать. Сходит на нет и военная роль общин: общинникам запрещается иметь оружие, ополчение преобразуется в набор рекрутов. Наконец, и верховная собственность на землю переходит от общин к сформировавшейся государственной власти.

В VII-VIII вв. происходит обособление малых семей. Каждая живет в отдельном жилище, но в общем дворе с родителями и другими родственными семьями. То есть самостоятельные хозяйства малые семьи еще не ведут. Единой хозяйственной и социальной ячейкой остается большая семья с общим двором (патронимия).

ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.Указанные процессы происходили на фоне упорной борьбы родов за главенство в племенных союзах. В этой борьбе, обострившейся в VII в., и оформилось государство. На заключительном этапе этой борьбы между родами Согаи Сумэраги, в начале VII в. была предпринята попытка реорганизовать племенное управление и создать сильную централизованную государственную организацию во главе с "сыном неба" - монархом. Один из наиболее образованных на тогдашних островах, наследный принц из рода Сога - Сётоку-Тайси (572-621), принявший буддизм, знакомый с конфуцианством, установил по примеру китайского "Табель 12 рангов", а в 604 г. издал "Закон из 17 статей", пронизанный идеями буддизма и конфуцианства о централизованном государстве и неограниченном суверенитете монарха, о необходимости подчинения низших высшим[257]. Так готовились политические основы государственности.

Но сформировалось японское государство при другой династии, в ходе так называемого “переворота Тайка” (буквально: великие перемены) - серии реформ конца VII-начала VIII в., когда были ликвидированы прежние наследственные звания родо-племенной знати, ее права владения землей. Вся земля объявлялась государственной собственностью в лице императора. Предусматривалось распределение земельных участков между отдельными семьями каждые 6 лет по системе, заимствованной у танского Китая[258]. Тем самым, основой японского общества становилась государственная собственность на землю, а население страны превращалось в держателей государственных наделов. Все прежние налоги и поборы заменялись единым поземельным обложением, вносимым в зависимости от плодородия почвы. Периодически производились переписи населения и земельного фонда. Сохранялась также подать изделиями домашнего ремесла (пеньковой одеждой и шелковой материей). Вводилась отработочная повинность (барщина), обязательная для всех трудоспособных мужчин; ее, однако, можно было заменить каким-либо продуктом ремесла. Оставались императорские и храмовые земли. Но прежняя родо-племенная знать преобразовывалась в феодалов, владельцев бенефициев. Крестьяне не имели права покидать наделы, данные им в держание.

Рабовладение в складывавшейся системе не получило развития. Возможно, сказалась изолированность страны, что не способствовало притоку рабов из вне. А основа земледелия - выращивание риса - требовала тщательного индивидуального ухода за землей и посевами, на что рабы были неспособны. Хотя отдельные элементы рабства, как и везде на Востоке, сохранялись долго.

Была изменена административная система. Вместо прежних племенных образований создавались провинции и уделы, во главе которых находились назначаемые центральным правительством губернаторы и уездные начальники из числа прежней родоплеменной знати, бывших старейшин и военачальников. Главной их функцией был контроль за проведением переделов полей, исполнением барщины, переписью населения и сбором налогов. Вместо родовых дружин вводилась обязательная воинская повинность: каждые 50 дворов поставляли и содержали по одному рекруту.

Во второй половине VII-начале VIII в. государственный аппарат получил дальнейшее развитие. Функции центрального правительства стал выполнять государственный совет во главе с первым министром. Ему подчинялись 8 исполнительных департаментов. Главными из них были военный, юстиции и финансов (ведомство сокровищ). Обычно все ведущие должности прибирал к рукам какой-либо род (дом). Наибольшим влиянием длительное время обладал дом Фудзивара, постепенно оттеснивший императора и с середины ХI в. фактически управлял страной.

Первой столицей тогдашней Японии стала Ясука, с 710 г. - Хэйдзё ("Столичный град мира"), паозднее известный как Нара (равнина). В начале VIII в. в нем проживало до 200 тысяч жителей[259]. В конце VIII в. столица переместилась в Нагаока, затем - Хэйан ("Столица мира и покоя", совр. Киото), где двор и правительство находились до 1192 г. Такие перемещения были связаны с традицией, по которой каждый новый государь должен был основывать свой двор на новом месте, ибо прежнее после смерти старого монарха становилось нечистым.

Таким образом. Переворот и реформы Тайка оформили первое в истории Японии централизованное бюрократическое государство - сословную монархию с наследственной властью императора и влиянием знати. Эти реформы проводились по китайскому образцу, что отразилось даже на облике столиц: Нара и Хэйан сооружались по образцу китайских столичных городов Чаньяня и Лояна.

Но заимствованная из Китая надельная система и государственная собственность на землю не привились. В первой половине Х в. переделы полей прекращаются, ибо были невыгодны при рисоводстве. Ведь рисовые посевы требуют больших и длительных затрат индивидуального труда на подготовку участка. Крестьяне поэтому не были заинтересованы периодически меняться наделами. Сказалось и наличие практики купли-продажи земли. Знать так же не была заинтересована в государственном контроле за своими землями. Да и сами власти периодически жаловали земли своим служилым людям в подобие бенефициев. В таких условиях слабел основной гарант надельной системы - центральная власть и к концу I тыс. н.э. нарастала раздробленность. Громоздкая китайская административная система была заменена более простой и эффективной в японских условиях.

Все это происходило на фоне интенсивного роста населения, численность которого в Х в. достигала уже 10 млн. человек.

РАЗВИТИЕ АГРАРНЫХ ПОРЯДКОВ.К середине Х в. преобладающей формой землевладения становятся средние по размерам частновладельческие поместья (сёэн), впервые отмеченные уже с VIII в. Они представляли собой замкнутые, практически натуральные хозяйства. Со второй половины Х в. на такие поместья распространяются иммунитеты. Основой поместий были "именные поля" - наследственные владения, носившие имя хозяина. Размер их колебался от нескольких десятков до нескольких сот гектаров. Важнейшими источниками образования поместий были целинные земли, угодья, пожалованные императором и правительством, захваченные у крестьян за неуплату долгов, невозвращение ссуд и т.п., а также земли айнов, оттесняемых на север. Владельцами сёэн становились и разбогатевшие крестьяне, которые выходили из общин и эксплуатировали обедневших соседей.

Поместья обладали определенными привилегиями: изымались из подчинения центральному правительству и освобождались от уплаты налогов и несения повинностей, то есть распространялись иммунитеты (со второй половины Х-ХI в.). Хотя в принципе частное землевладение еще запрещалось, но с 902 г. разрешалось признавать в качестве сёэн наследственные частные владения, если они не мешали административному управлению. А, по сути, государственная власть не могла вмешиваться во все земельные дела. Крестьяне, обслуживавшие поместья, освобождались от государственных повинностей. С ХI в. владельцы сёэн стали занимать места уездных и деревенских администраторов (старост, других начальников). Они осваивали целину, втягивали в свое влияние крестьянские земли. Но в ХI в. сёэн охватывали лишь 20% всех земель, остальные оставались государственными.

Развитие поместной системы, которое вело к превращению крестьян - держателей наделов в поземельно-зависимых людей (с последующим закрепощением) вызывало, естественно, сопротивление. Широко распространялись уходы, побеги. Этому способствовала политическая разобщенность Японии, наличие еще свободных, невозделанных земель, различия уровня и форм эксплуатации в разных районах страны. Другой формой протеста были крестьянские жалобы на чиновников из-за жестокого обращения, злоупотреблений, обычно подаваемые местным (уездным) властям, реже - центральному правительству. Нередки были и вооруженные выступления, нападения на чиновников. Особенно усилилось крестьянское сопротивление в IХ-ХI вв., когда крестьянские отряды нападали даже на столицу. Эти выступления вызывали тревогу у правительства, не располагавшего серьезным военным потенциалом и оно время от времени шло на уступки: снижение ссудного процента, а иногда и полная ликвидация задолженности. Но все эти выступления оставались локальными и не влияли на становление специфической для Японии поместной системы.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ Х-ХII вв.Х-ХII вв. стали временем усиления сепаратистских тенденций, раздробленности, вызывавшихся ростом самостоятельности крупных поместий, основанных на натуральном хозяйстве. К концу ХII в. они уже занимали до 90 % всего земельного фонда страны. Важно значение имела и концентрация в руках крупных землевладельцев военных дружин. В этих условиях феодалы уже не нуждались в центральной власти. Крах надельной системы тоже способствовал усилению сепаратизма.

С середины ХII в. развернулась острая борьба между самыми могущественными в то время домами - Тайраи Минамото, в которой верх одержали последние, опиравшиеся на большее число вассалов, проживавших компактнее, чем разбросанные по разным территориям ленники Тайра. Во время этой борьбы завершился процесс отделения военного дела от земледельческого труда, начавшийся с образования сёэн, в которых создавались дружины для борьбы с подвластными крестьянами и, при необходимости, против других феодалов. Постепенно развился своеобразный культ меча и формировалось особое военно-феодальное сословие самураев[260]. В Х-ХI вв. они становятся профессиональными воинами, вассалами крупных землевладельцев. В их среде складывается и их специфический кодекс поведения - бусидо[261], включавший каноны буддизма и конфуцианства, от которого, в частности был заимствован догмат верности и беспрекословного подчинения старшему: отцу, господину, государю, от которых самурай получал лен или рисовый паек. Любое нарушение бусидо и бесчестное поведение влекло за собой самоубийство самурая, совершаемое по определенному ритуалу путем харакири (вспарывание живота). К числу основных принципов самурайского кодекса относится признание военного дела единственно почетным занятием самурая, презрение к производительному труду, деньгам и торговцам[262].

КУЛЬТУРА.С V в. начинают складываться оживленные связи японцев с материковыми народами - корейцами и китайцами. Именно тогда и проникла в Японию через Корею китайская иероглифическая письменность, а вместе с нею распространилась китайская культура и китайский язык стал для японцев литературным и официально-государственным, как латынь в средневековой Европе. С VIII-IХ в. создается своя, японская слоговая азбука на основе упрощенных китайских иероглифов. В 70 г. начинается японское книгопечатание. Появляются историко-мифологические хроники и художественные произведения в подражание китайским.

Возникновение письменности и книгопечатания сопровождалось созданием средних и высших школ для придворной и провинциальной аристократии (начальное обучение у знати было домашним). В центральной столичной школе в VIII в. было 400 учащихся, в провинциальных школах по 20-50 учеников, которые изучали конфуцианство, право и китайскую литературу. Учащиеся, за исключением детей знати, получавшей должности по наследству, должны были сдавать экзамены. Об их сложности свидетельствует то, что к каждому готовились по 5-6, иногда до 10 лет. Принимала экзамены государственная комиссия, состоявшая из высших государственных чиновников. Лишь малое число выпускников допускалась к написанию трактата (типа современной диссертации).

Пропагандировались научные знания, в особенности естественные. Специально созданное ведомство занималось выращиванием чайных кустов, лекарственных растений и приготовлением из них лекарств. Оно же способствовало распространению в Японии сведений о медицине, поощряя переводы книг, ввозимых из Китая. В начале Х в. была издана первая энциклопедия естественно-научных знаний. Прогресс земледелия стимулировал развитие астрономических и метеорологических знаний. В начале VIII в. появилась первая карта Японии, составленная буддийским монахом.

Древнейшей японской религией был синтоизм(путь богов), состоявший из поклонения природе, анимистических верований, веры в духов предков и магию. Первоначально жрецами синто были родовые старейшины, которые после смерти превращались в родовые божества. Позднее обожествление старейшин перешло на особу императора.

В быту синтоизм был прост, не требовал ежедневных молитв. Достаточно было лишь присутствовать на храмовых праздниках и приношений за исполнение обрядов. Поскольку в синто грязь отождествлялась со злом, исповедующие синтоиз тщательно следили за чистотой. У каждого божества синто были земные потомки, покровительствовавшие конкретным местностям. Они назывались ландшафтными. Каждая река, гора и т.д. имела своего бога, которому посвящался специальный храм в "его" местности.

В середине VI в. в Японию проник буддизм, завезенный из Кореи. В 594 г. был принят официальный эдикт о принятии буддизма и началось интенсивное строительство буддийских храмов и монастырей. Поначалу он был религией двора и знати. Но уже к 624 г. в стране насчитывалось 46 храмов и монастырей, а к концу их стало 545. В 741 г. был издан указ, обязывавший строить буддийские храмы в каждой провинции. Постепенно буддизм оттеснил синтоизм, ибо более подходил условиям становления государственности. Активны были и буддийские монахи. Они ходили по деревням, помогали крестьянам строить дороги, мосты, ирригационные сооружения. Большое значение придавалось храмам. Они были призваны произвести впечатление на японцев, привыкших к простым, незатейливым сооружения, напоминавшим шалаши. Поэтому храмы, особенно ранние, строили величественных размеров. Тот же гигантизм преобладал и в интерьерах. В VIII в. была изготовлена гигантская статуя Будды, высотой 16, 2 м[263]. Эту статую отливали из бронзы 10 лет, что, кстати, опустошило казну.

В начале ХII в. стала формироваться дуалистическая религия синто-буддизма. Тем более, что буддизм охватывал и социальные отношения, а синто - магию, связь с природой. Постепенно синтоистские боги попали в буддийский пантеон и стали как бы охранять храмы.

Почти одновременно с буддизмом в Японию из Китая проникло и конфуцианство.

С распространением буддизма получила развитие архитектура. До того, как отмечалось, японцы строили лишь примитивные жилища. С новой религией и ее адептами с континента (китайцами и корейцами) пришли и новые веяния в строительстве, в частности, в в дворцовом и храмовом. Ощущалось влияние танского Китая. Но постепенно вырабатывался и собственно японский стиль: комплекс продолговатых домов, соединенных коридорами, с садом и прудом.

Основная столица раннесредневековой Японии - Хэйан - напоминала китайский Чаньань. Центральный проспект, протяженностью 3,9 км, имел ширину 85 м. Был закрытый центр, в котором находился и особый привилегированный рынок, где продавали китайские предметы роскоши (только их и привозили из-за границы). Доступ к императору в Хэйане был ограничен узким кругом чиновников особого ранга.

Феодальные усадьбы строились по определенному плану: жилой (спальный) дом площадью около 300 кв.м., пруд с мостиком на искусственный остров, лодки. Были дома для прислуги, вассалов, хозяйственные постройки. Крестьянские жилища в VIII в. представляли собой землянки и или полуземлянки на одну малую семью. Так же поначалу жила и обслуга в столице. Но уже в начале VIII в. власти, озабоченные внешним видом императорского города, потребовала строить только наземные дома.

Быт. Питание, как в императорском дворце, так и у феодалов, было двухразовым (в 10 и 16 часов) и достаточно скромным: основу его составлял рис. Но знать, в отличие от крестьян, имела на столе мясо, птицу, рыбу, овощи, фрукты. Впрочем, в то время кухня в Японии только зарождалась и блюда были довольно простыми[264].

Одежда феодалов была сложной и неудобной, сковывавшей движения. Главную роль в ней играла красота, защита от холода была второстепенной. Поощрялся китайский стиль. Мужской гардероб разделялся на парадный, повседневный и домашний. Повседневная одежда отличалась меньшим количеством элементов. Женская одежда была ярче и намного сложнее. Число носимых одновременно рубашек, юбок и шаровар достигало 20. В особо торжественных случаях аристократки украшали волосы, которые предпочитали носить длиннее тела.

Семейные отношения у феодалов. До Х в. был распространен дислокальный брак, характерный для родового строя и состоявший в раздельном проживании супругов. Мужчина выбирал жену, руководствуясь личным вкусом и навещал ее дом. Дети жили и воспитывались в доме жены. В ее же доме находился и семейный очаг, хранительницей которого была, следовательно, жена. Брачные отношения прекращались, если муж переставал ходить к жене или начинал ходить к другой женщине. Признаком развода являлось возвращение женщине написанных ею писем, но можно было и не возвращать. Покинутая жена могла тут же вновь вступить в брак, но воспитание детей от всех браков было ее правом и обязанностью.

В Х в. стал преобладать матрилокальный брак, существовавший, однако, и раньше. В этом случае жениха для дочери выбирали ее родители, а муж после заключения брака переселялся в дом жены. Ее родители брали на себя полную заботу о зяте. В дальнейшем на эволюцию брака существенное влияние оказывала поместная система. Наследуя должность отца, сын наследовал и его владельческие права, что вело к усилению роли мужчин в семейных отношениях. С ХI-ХII вв. появилась тенденция патрилокального брака. Постепенно к этому времени утверждается обычай, по которому женщина оставалась в доме взаперти. Ее передвижение было ограничено, посторонним она не должна была показывать лицо (это считалось вульгарным).

Однако в аристократической среде и императорском дворце царила довольно значительная свобода в отношениях полов. Нередко столичный аристократ фактически был многоженцем. Это было связано с браками по расчету, без учета личных симпатий.

Повседневным обычаем аристократок было пользование косметикой - особенно румянами и белилами, особенно чтобы скрыть следы очень распространенной тогда оспы. В белилах, однако, широко использовался свинец, о вреде которого тогда не знали. Вплоть до ХХ в. существовал обычай окрашивать зубы в черный цвет. Первоначально это было аристократической модой, с конца ХI в. этому стали следовать самураи, затем - крестьяне. В ХIV-ХVI вв. черные зубы были признаком взрослой девушки (с 9 лет), а с ХVII в. - замужней женщины.

Медицина. Важнейшим средством исцеления болезней считалась молитва, но применяли и то, что считалось лекарствами (некоторые действительно помогали). Аристократы в качестве лекарств применяли молоко. Но вообще, молоко и молочные продукты в Японии стали употреблять лишь после Второй мировой войны.

***

Таким образом, становление японского средневекового общества из первобытного напоминало бессинтезные регионы Европы. Отсюда - медленность, размытость процессов. Сложность в подборе аналогов из иных регионов вызвала разные подходы к периодизации японского феодализма. Ибо в названных условиях традиционное для феодализма служилое сословие формировалось здесь очень медленно.

Первые поместья - сёэн - были отмечены, как указывалось, в VIII в. Тогда же появились и первые самураи[265]. Но массовыми и сёэн, и самураи становятся лишь после падения надельной системы - в течение Х-ХII вв. При этом, в условиях царившей с Х-ХI вв. раздробленности самураи не были служилым слоем в государстве, а обслуживали интересы представителей аристократических кланов или вообще никому не служили и жили сами по себе на небольших наделах. И в общественном сознании они до ХV в. также не рассматривались как ветвь господствующего сословия. Лишь тогда произошла консолидация разных групп землевладельцев.

Также специфичными были и поместья - сёэн, которые не являлись феодальными в европейском понимании. За них не надо было нести службу. Земля была в наследственном владении, а должность давалась как признание заслуг хранителя порядка в данной местности. То есть иммунитет - не право на выполнение функций государственной власти, а наоборот - констатация того, что эти функции уже успешно выполняются. Отсюда, в отличие от Западной Европы, где феодальное землевладение создавалось за счет королевских пожалований воинам и администраторам, в Японии права на землю существовали с древности, со времени раннего выделения владений знати из общин.

Но и западноевропейский, и японский путь в феодализм - от слабости общин, от раннего их распада на мелкие хозяйства. В Западной Европе это - аллоды, в Японии - ранние, с VIII в., сёэн. Отличие японского общества от других цивилизаций Востока - ранняя тенденция родоплеменной знати приватизировать свои земельные владения при слабости центральной власти. Особенно это заметно с IХ в. Поэтому с укреплением поместной системы власть имущие опирались не на чиновников, а на лично им преданных, зависимых от них военных слуг - самураев. А это еще более укрепляло феодалов.

В отличие от Китая не сложилось господство столичной аристократии, которая пополнялась учеными из провинции. Таких ученых-чиновников, чье место в обществе гарантировалось стабильностью государственной власти (по Конфуцию), в Японии не сложилось - не было соответствующей традиции. То есть в Японии власть проистекала от владения землей, а не от приближенности к монархам.

Как видно, процессы феодализации в Японии протекали самобытно и попытки в литературе “одеть” их в европейские схемы раннего и развитого феодализма едва ли правомерны. Были вехи: VII-VIII вв. - начало феодальных преобразований; Х-ХII вв. - развитие мелкого господского землевладения (сёэн); ХIV-ХV вв. - консолидация землевладельцев и превращение самураев в сословие. Если в VII/VIII-Х/ХII вв. еще сосуществовали владельческий и мелкокрестьянский (от первобытности) уклады, то в ХII-ХIV вв. почти все крестьяне уже были зависимыми. И в этом смысле феодализм уже сложился. То, что феодальное сословие еще не структурировалось - это свидетельство не незавершенности складывания феодализма, а особенность развития японской цивилизации, где, как и везде на Востоке, традиции изживались крайне медленно.

 

ТЕМА 11.

ЯПОНИЯ В ХIII-ХV вв.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОРЯДКИ.Согласно распространенной точке зрения, переход к развитому феодализму в Японии осуществлялся в Х-ХII вв. К этому времени получила, как отмечалось, широкое распространение система поместий -сёэн, то есть основой хозяйства и социальных структур стало крупное и среднее землевладение. По мнению А.А.Толстогузова, в течение Х-ХII вв. в Японии происходила смена азиатской модели генезиса феодализма, а с ХIII в. развивалась модель, близкая западноевропейским порядкам[266]. Определенным этапом в развитии этой модели стал конец ХVI в., когда в Японии сложились, наконец, основы единого государства. Этим временем и завершим данную лекцию. За этот период население страны выросло с 10 млн. в ХII в. до 16-17 млн. в ХVI в.

Аграрные отношения.В рассматриваемую эпоху в Японии преобладало крупное феодальное землевладение. Для мелких землевладельцев - самураев единственным почетным делом и основой материального обеспечения являлась военная служба в войсках императора, сёгуна или в дружинах крупных феодалов. Изменялась и форма эксплуатации крестьян: наряду с отработочной рентой (барщиной) усиливалась роль ренты продуктами (натурального оброка), взимавшейся, главным образом, рисом[267]. Взимались и разные поборы поборы и налоги. Кроме того, крестьян заставляли нести военную службу во время усобиц, что, однако, позволяло им иметь оружие, в отличие от крестьян в других странах. Деревни для уплаты ренты и несения повинностей разбивались на пятидворки с круговой порукой.

Спецификой японской деревни было то, что в ХII-ХIII вв., в период завершения формирования самурайства, зажиточные крестьяне, имевшие возможности поднимать целину, становились наследственными собственниками таких целинных участков и превращались в дружинников феодала. Это открывало им путь превращения в самураи.

В течение ХIII-ХIV вв. сёэн превратились в прочные частные землевладения, внутри которых существовали мелкие крестьянские хозяйства. Вотчинники, а тем более центральная власть в хозяйственную деятельность крестьян не вмешивались и только получали подати. Система сёэн укрепилась и тем, что их имели воины, в отличие от Китая, где землевладение не было связано с военной службой. Поэтому японские землевладельцы имели больше сил для отстаивания своих прав и могли активно противостоять императорам, что и вызывало децентрализацию страны с победой поместной системы.

Но крестьянские права, с европейской точки зрения, гарантировались своеобразно. Правовые гарантии касались только земельных наделов. Но личность и имущество проживавших на территории поместий крестьян не передавались под контроль владельцев сёэн. Поэтому крестьяне могли подвергаться произволу столичных чиновников и местные феодалы не имели прав их защищать.К концу ХVI в. наблюдался повсеместный переход к оброчной форме эксплуатации крестьян, что было обусловлено тем, что феодалы, даже мелкие, почти не вели своего хозяйства. Крестьяне в своих наделах были довольно самостоятельными, снимали по 2 урожая в год, выращивали до 100 сортов риса, 12 - пшеницы.

Города начали появляться с ХI-ХII вв. До того городами считались лишь императорские резиденции - столицы. Но фактически городами они не были, ибо среди их постоянного населения не было ремесленников и торговцев. Рост неаграрной экономики особенно заметен с ХIII в. и города с этого времени начинают играть все более существенную роль в жизни страны. В ряде городов развивалось производство хлопчатобумажных и шелковых тканей[268]. Получило развитие фарфоровое и керамическое производство, а также горнорудное дело в связи с широким изготовлением самурайских мечей. Они были не хуже дамасских, состояли из многих слоев стали разных марок и изготавливались до 10 лет.

Отмечается появление ремесленных и купеческих организаций. Развитие ремесла, внутренней и внешней торговли охватило, главным образом, районы Южной и Юго-Западной Японию, ставшие экономически ведущими в стране. Происходит рост роли денег. С начала ХV в. в обращении находились, главным образом, китайские медные монеты. С увеличением денежного обращения развилось ростовщичество, от которого страдали крестьяне, вынужденные залезать в долги вследствии перевода их феодалами на денежный оброк. Страдали от ростовщиков, естественно, и самураи, которым из-за нужды в деньгах приходилось закладывать свои земли.

Социальные движения.Естественно, развитие товарно-денежных отношений, сопровождавшееся увеличением нормы эксплуатации крестьян вызывали рост антифеодального движения. Восстания также часто были направлены против ростовщиков. В условиях раздробленности крестьянам иногда удавалось добиваться успеха и тогда они брали в свои руки местное управление, как случилось, например, в конце ХV в. в южной провинции Ямасиро. В течение 1485-1493 гг. крестьяне установили свои провинциальные органы власти, снизили продуктовую ренту в 2 раза, доведя ее до 40% урожая, заботились о недопущении произвола чиновников, о системе орошения, благоустройстве дорог, о расширении торговли.

ФЕОДАЛЬНЫЕ СМУТЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.Экономическое развитие и прежде всего расширение торговли требовало ликвидации существовавшей политической раздробленности, которая в Японии консервировалась спецификой сложившегося государственного устройства - двойственностью управления. С одной стороны существовал авторитет божественного императора (микадо), с другой - правительство, возглавляемое Великим полководцем (своего рода первым министром) - сёгуном из наиболее знатного феодального рода. Такой порядок был оформлен с 1192 г. - с захвата власти домом Минамото.

Под предлогом того, что император - лицо божественное и ему не пристало заниматься мирскими, земными делами, сёгуны сосредоточили в своих руках реальную власть и стали править. Так началось господство военного сословия, при котором за императорами оставалась сакральные (культовые, обрядовые) функции, за сёгунами - военно-политические. При такой раскладке политических сил в стране образовывались 2 центра, оппозиционные друг другу - недовольные всесилием сёгуна группировались вокруг императора.

Такое двоевластие стало возможным и могло существовать в условиях отсутствия внешних опасностей, что обеспечивалось островным положением Японии. Но во второй половине ХIII в. над страной нависла серьезная угроза вторжения монголов. Тогдашний правитель Китая, Хубилай направил в Японию миссию, потребовавшую признания этой страной вассальной зависимости от монголов. Сёгунское правительство отвергло домогательства и стало готовиться к обороне.

В 1274 г. монгольская армия, подкрепленная китайцами и корейцами вторглась в Японию. На 900 судах к японским берегам было доставлено до 40 тысяч воинов с инвентарем для строительства военных поселений. Японию защищало 6-10 тысяч вооруженных людей без опыта ведения войны с иностранцами. Ведь внутри страны преобладали поединки между тяжеловооруженными самураями. У монголов же были мощные луки, длинные копья, что могло помешать японцам вступать в привычные им рукопашные схватки. Но, встретив растущее сопротивление, вопреки советам союзников-корейцев, монголы вскоре повернули назад. Возможно, такой мощный десант был лишь разведкой боем перед решающим набегом, что соответствовало монгольской военной тактике[269]. Да и Китай еще не был окончательно замирен[270].

В 1281 г. Хубилай направил в Японию еще более крупные силы - на 4400 судах и лодках было отправлено 40 тысяч монголов и до 100 тысяч китайцев. Теперь монголы учли советы своих вассалов, привлекли китайских военачальников. Но и японцы готовились. На местах возможной высадки были построены валы длиной 20 км, высотой 2 м и шириной 1,5-3 м, на которых по очереди несли охрану, кроме воинов, поместные чиновники и монахи. Строили валы окрестные феодалы. Японцы были настроены решительно. Присланный Хубилаем перед нападением посола с угрозами был казнен, чем было отрезан путь к переговорам. Впрочем, Хубилай требовал только подчинения. Японцы упорно сопротивлялись. Но роковым для нападавших оказался мощный тайфун, пронесшийся над местом боевых действий. Был потомлен почти весь флот, а людские потери составили до 100 тысяч человек. Осталось лишь 200 судов, на которых остатки армии вторжения вернулись на материк. Отмечается и плохое управление войсками захватчиков, и плохое качество небрежно построенных китайских судов. Но главным все же считается спасительный для оборонявшихся тайфун, получивший в японской литературе название камикадзе - божественный ветер.

Отражение монгольской агрессии вызвало подъем патриотического духа и сплочение японцев. Но ликвидация внешней угрозы вновь возродила усобицы и ослабление начавшей усиливаться центральной власти. С этого времени усиливается роль крупных феодальных княжеств, которые поглощают мелкие и даже средние феодальные владения. С этим процессом и было связано окончательное формирование в особую общественную группу самураев. Ибо в предшествующее время воины после сражения обычно возвращались в свои типично крестьянские хозяйства. Но теперь самураи превратились в профессиональную постоянную военную дружину. В отличие от западного дворянства, самураями чаще становились не по наследству, а за военные заслуги. Они безжалостно выбрасывали из своей среды разорившихся, лишавшихся покровителя и пополнялись из "выбившихся в люди" во время усобиц.

В ХV в. обостряется борьба феодальных домов и к началу ХVI в. император и сёгун потеряли всякую реальную власть в стране. Лишь с середины этого столетия начинается процесс объединения, который возглавил могущественный феодал Ода Набунага(1534-1582). В течение 7 лет, с целью достижения единоличной власти, он планомерно уничтожал всех своих сородичей. Этот жестокий честолюбец был среднего роста, вел аскетический образ жизни: с марта по сентябрь купался в реке, вина не пил, был умерен в еде, прост в поведении, владел всеми видами оружия, в том числе огнестрельным, ни во что не верил, считая, что нет ни Бога, ни души, ни потустороннего мира. В своих многочисленных войнах широко применял шпионаж, использовал в войсках эмблемы и знамена противников. Борясь с буддийским духом, использовал и появившихся христиан. Первым среди японских феодалов создал массовую регулярную армию из самураев. Он не знал снисхождения к людям, за малую провинность мог убить любого, особенно, если тот возражал. Едва ли в своей борьбе с другими феодалами он имел цель объединения страны. Скорее им двигало личное честолюбие. Но объективно его деятельность вела именно к объединению.

В конце концов власть Набунаги распространилась на половину территории страны. С сёгунами он обращалсяч, как с марионетками, а с 1573 г. правил вообще без сёгуна. Погиб он в 48 лет, когда под угрозой пленения изменившим ему военачальником сделал себе харакири.

После смерти Набунаги процесс консолидации власти в стране продолжил его бывший слуга, выросший до полководца - Тоётоми Хидэёси (1536-1598) - личность не менее колоритная, чем его хозяин. Такой же беспринципный и ни во что не веривший, был и внешне уродлив: маленький, сухой, почти темнокожий. Сохранился анекдот. Хидэёси спросил: "Действит ли я похож на обезьяну? - Нет, - отвечают, - это она похожа на Вас". Родился он в 1536 г. Отец его умер, когда Тоётоми было 8 лет. С отчимом отношения не сложились и он отправился бродяжничать, но попал в слуги к знатному, потом к Набунаге, у которого и дослужился от слуги до полководца. Из увлечений - любовь к театру, в котором он любил играть, уже будучи правителем.

После Хидэёси, в начале ХVII в. в Японии наконец установилась прочная центральная власть.

КУЛЬТУРА.Рассмотренный период, отличавшийся, как отмечалось раздробленностью и сопровождавшими ее усобицами, был самым жестоким в японской истории. Культ войны, оружия определял повседневную жизнь и нравы. До ХVII в. господствовал самурайский дух, ярко отраженный в разных трактатах, посвященный бусидо, идеал которого - достижение боевого духа с ученостью, что, как утверждалось, рождало в самурае уверенность. Известно изречение: "Невежество воина в эпоху войн еще можно извинить. Но в мирное время невежество и безграмотность непростительны для воина". Хотя далеко не все самураи были даже грамотными. Характерные наставления из самурайских кодексов: "Помня о смерти, наполняешь жизнь смыслом". "Не забывай о готовности к битве". "В мирное время воину необходимо Учение". "Будь предан родителям, даже плохим". "Чувство стыда - вот опора справедливости". "Самурай не имеет права сплетничать и дерзить". "Никогда не поворачивай ноги в сторону своего господина". "Превосходить других". "Путь самурая - это смерть". "Ученость и изучение искусств могут принести большой вред". "Не смешивай личные чувства с долгом". "Не смей клеветать на бывшего господина". "Бережливость - необходимое качество воина". "Великолепный вход и скромные жилые комнаты". "Иметь друзей-игроков нет необходимости". "Нельзя не знать историю своего клана". "Перечить и льстить - значит не знать долга". "Никого не ценят так высоко, как воина". "Не забывай о сострадании к чужой беде". "Самурай, который бьет свою жену - просто трус". "Выполняй свои обязанности каждый день, но ни на мгновение не опережай события". "Самурай обязан защищать ремесленников и торговцев". "Почитай герб своего господина". "Избегай обязанностей, связанных с деньгами". "Не принимай необдуманных обещаний - это приведет тебя к гибели". "Не забывай о желаниях и мыслях подчиненных". "Самурай низкого ранга не может позволить себе иметь жену и детей". "Всегда стремись к тому, чтобы совершить подвиг". "Верность - значит долголетие". "Красть жалование - преступление". "Никогда не жалуйся, даже если тебе уменьшили содержание". "Спокойно относись к трудным поручениям". "Никогда не возражай господину, даже если тот ошибается". "Выполняя поручения, в первую очередь помни о безопасности". "Не забывай о вооружении слуг". "Жаловаться на то, что тебя не оценили - значит забывать о преданности господину".

В кодексах приводились и примеры поведения самурая. "Что делать, если господин убивает в твоем присутствии одного из вассалов?… В таком случае самурай должен схватить поверженного и сказать: … Он вот-вот умрет, позвольте мне прикончить его. Если господин подойдет и скажет: Отпусти его, я хочу сам расправиться с ним, самурай должен ответить: Как я могу отпустить этого разбойника? Убейте меня вместе с ним! Если же господин продолжает настаивать, ответьте так: Он ослабел от удара вашего меча. Позвольте мне прикончить его. И быстро нанеси смертельный удар…".

Архитектура и искусство продолжали находиться под сильным китайским влиянием. Но постепенно усиливались и специфически японские черты, особенно проявлявшиеся в декоративном искусстве и формах, имитирующих природу: бонсаи (маленькие деревья), своеобразные ландшафтные сады. Интерес к воспроизводству природного окружения в жилищах и вокруг них - от анимистических традиций синтоизма, что отмечалось в предыдущей лекции. Они повлияли на аристократические вкусы, от которых и сложилась своеобразная дворцово-паковая архитектура Японии. Дело в том, что с Х в. аристократы были обязаны селиться в столицах. Не имея возможности жить среди привычных сельских ландшафтов, они стали приближать природу к себе, благо средства позволяли.

Постепенно в японской культуре сформировалось внимание к тому, что можно охватить взглядом, то есть к ближайшему: к деталям, интерьеру, к тому, что окружает человека. Географические особенности не позволяли знати покорять внешние пространства[271]. Не было с кем вести и межкультурный диалог. Отсюда - и успехи в освоении ближнего пространства. Не поэтому ли, кстати, и к централизации японцы пришли лишь к концу ХVI в.?

Жестокая действительность рассматриваемой эпохи приучила японцев и к релаксации - умению на время уходить от реальности, расслабляться. К такому умению относится возникшая в ХV в. традиция особой чайной церемонии. Она включала в себя устройство особого чайного домика, в который вела узкая тропинка через сад и узкая дверь, в которую можно было войти лишь пригнувшись и без оружия, то есть отрекаясь от всего внешнего. В домике была особая обстановка и посуда, которую должны были оценивать гости. Затем хозяин заваривал зеленый чай, разливал в одну чашку, из которой все пили по очереди, после чего должна была возникать тихая беседа, лучше всего - "немая", когда вместе с чашкой друг другу передавались и мысли. В ХVI в. чайную процедуру регламентировал монах Рикю. Он говорил: "Кипятите воду, заваривайте чай, добивайтесь нужного вкуса, не забудьте о цветах [в чайном домике], они должны выглядеть, как живые, летом создавайте прохладу, зимой - приятную теплоту. Вот и всё…". Но к этому надо, естественно, добавить тот трепетный дух, которым все это действо сопровождалось.

В религии, в отношении к которой японцы, как и их материковые соседи, не были фанатиками, как отмечалось, уже с раннего средневековья царила толерантность во взаимоотношениях синтоизма и буддизма. К ХII в. сложилось несколько школ, в том числе и синтезировавших обе религии. В ХVI в. европейские мореплаватели и миссионеры занесли в страну христианство. И в условиях религиозной терпимости к концу ХVII в. среди японцев насчитывалось уже около 300 тысяч христиан.

***

Так, в условиях островной изолированности развивалось средневековое японское общество. Географические условия не способствовали сложения в нем характерного для Востока государственного феодализма. Наоборот, в стране в течение первой половины II тыс. укоренилось частное землевладение знати и в этом японские порядки стали напоминать западноевропейские. Вероятно, именно такие порядки позволили Японии в дальнейшем опередить в своем развитии другие страны Востока и в наше время выйти в мировые лидеры.

¤¤¤

 

ТЕМА 12.

ТРОПИЧЕСКАЯ АФРИКА.

ОСОБЕННОСТИ. Специфика африканской истории – крайняя неравномерность развития. Если на одних территориях в течение конца I–первой половины II тыс. сложились вполне оформленные государства, нередко весьма обширные, то в других землях продолжали жить в условиях родо–племенных отношений. Государственность, за исключением северных, присредиземноморских земель (где она существовала с античных времен), в средние века распространялась только на территорию к северу и частично к югу от экватора, прежде всего в так называемом Судане (зоне между экватором и Северным тропиком).

Характерной особенностью африканской экономики было то, что по всему континенту земля не отчуждалась от ее владельца, даже при общинной организации. Поэтому и покоренные племена почти не обращались в рабство, а эксплуатировались взиманием налогов или дани. Возможно, это было связано с особенностями обработки земли в условиях жаркого климата и преобладания засушливых или переувлажненных земель, что требовало тщательной и длительной обработки каждого участка, пригодного для земледелия. Вообще, надо заметить, что к югу от Сахары сложились весьма суровые условия для человека: масса диких животных, ядовитых насекомых и пресмыкающихся, буйная растительность, готовая задушить каждый культурный росток, одуряющий зной и засухи, чрезмерное изобилие осадков и наводнений в других местах. Из–за жары здесь развелось много болезнетворных микробов. Все это предопределило рутинность африканского экономического развития, что вело к замедлению общественного прогресса.

ХОЗЯЙСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЗАПАДНОГО И ЦЕНТРАЛЬНОГО СУДАНА. Среди занятий населения преобладало земледелие. Кочевое скотоводство как основа существования было характерно лишь для немногих племен региона. Дело в том, что тропическая Африка была заражена мухой цеце – переносчицей сонной болезни, гибельной для крупного рогатого скота. Менее уязвимы были козы, овцы, свиньи и верблюды.

Земледелие было, в основном, подсечным и переложным, чему способствовала малая плотность населения и, следовательно, наличие свободных земель. Периодические ливни (1–2 раза в год) с последующим сухим сезоном (кроме экваториальной зоны) требовали ирригации. Почвы Сахеля[272] и саванн бедны органикой, легко истощаются (бурные ливни вымывают минеральные соли), а в сухой сезон растительность выгорает и не накапливает перегной. Плодородные аллювиальные почвы расположены только островками, в долинах рек. Нехватка домашних животных ограничивала возможность удобрять почву органикой. Малочисленность крупного рогатого скота делала невозможным применение тягловой силы. Все это позволяло обрабатывать почву только вручную – мотыгами с железными наконечниками и удобрять землю только золой от сжигания растительности. Плуга и колеса не знали.

Опираясь на современные знания, можно сделать вывод, что преобладание мотыжного земледелия и неприменение тягловой силы при обработке почвы было вынужденным приспособлением к природным условиям и не обязательно свидетельствовало об отсталости земледелия в Тропической Африке. Но, тем не менее, это тоже замедляло общее развитие населения.

Ремесло сложилось в общинах, в которых ремесленники занимали привилегированное положение и полностью обеспечивали свои общины необходимыми изделиями. Прежде всего выделялись кузнецы, гончары, ткачи. Постепенно, с развитием городов, торговли и сложением городских центров, появляется и городское ремесло, обслуживавшее двор, армию, городских жителей. В Х1V-XV вв. в наиболее развитых районах (Западный Судан) возникли объединения ремесленников одной или смежных профессий – подобие европейских цехов. Но как и на Востоке, они не были самостоятельными и подчинялись властям.

В некоторых государствах Западного Судана в ХV-XVI вв. стали складываться элементы мануфактурного производства. Но самобытное развитие африканского ремесла и его организационных форм было задержано, а во многих местах и прервано европейской колонизацией и работорговлей.

СОЦИАЛЬНО–ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЗАПАДНОГО И ЦЕНТРАЛЬНОГО СУДАНА. Для населения Сахеля была характерна древняя традиция обмена с северными кочевниками – берберами. Торговали продуктами земледелия и скотоводства, солью и золотом. Торговля была "немой". Торговцы не видели друг друга. Обмен происходил на лесных полянах, куда одна сторона приносила свои товары и затем скрывалась в лесу. Затем другая сторона приходила, осматривала принесенное, оставляла свои товары соответствующей стоимости и уходила. Затем возвращались первые и если их удовлетворяло предложение, забирала его и сделка считалась состоявшейся. Обман случался редко (со стороны северных купцов).

Наиболее была развита транссахарская торговля золотом и солью. Россыпи золота были обнаружены в лесах Западного Судана, Верхнего Сенегала, в Гане, в бассейне Верхней Вольты. Соли в Сахеле и южнее почти не было. Ее добывали в Мавритании, оазисах Сахары, соляных озерах современных Замбии и в верховьях Нигера. Там даже дома строили из соляных блоков, покрытых верблюжьими шкурами. Южные племена Западного Судана - хауса, покупавшие сахарскую соль, знали 50 наименований ее сортов.

Именно здесь, на севере Западного Судана в VII–VIII вв. складываются крупные торговые центры, вокруг которых затем формировались и политические объединения.

Самым древним здесь было государство ГанаилиАукар, первые сведения о котором относятся к VIII в. Этническая основа – народность сонинке. В IХ в. правители Ганы упорно воевали с северными соседями – берберами за контроль над торговыми путями в Магриб. К началу Х в. Гана достигла наибольшего могущества, которое опиралось на монопольный контроль за торговлей всего Западного Судана с севером, что способствовало экономическому процветанию. Однако во второй половине ХI в. султан альморавидского (марокканского) государства Абу Бекр ибн–Омар подчинил Гану, обложил ее данью и взял под контроль золотые прииски страны. Царь Ганы принял ислам. Спустя 20 лет в ходе восстания Абу Бекр был убит и марокканцы изгнаны. Но значение Ганы не было восстановлено. На ее сильно сократившихся границах выросли новые монархии.

В ХII в. наибольшую активность проявило царство Сосо, которое в 1203 г. завоевало Гану и вскоре подчинило все торговые пути в регионе. Опасным соперником царства Сосо становится расположенное в центре Западного Судана Мали.

Возникновение государства Мали (Мандинг) относится к VIII в. Первоначально оно располагалось на Верхнем Нигере. Основную массу населения составили племена малинке. Активная торговля с арабскими купцами способствовала проникновению ислама в среду правящей элиты к ХI в. Начало экономического и политического расцвета Мали относится ко второй половине ХII в. К середине ХIII в. при видном полководце и государственном деятеле Сундиата была подчинена почти вся территория Сосо с районами золотодобычи и караванными путями. Устанавливается регулярный обмен с Магрибом и Египтом. Но разрастание государственной территории привело к росту сепаратизма на местах. В итоге со второй половины ХIV в. Мали слабеет и начинает терять отдельные территории.

Активная внешняя политика мало затронула сельские общины. В них господствовало натуральное хозяйство. Наличие в общинах ремесленников основных специальностей не вызывало необходимости торговать с соседями. Поэтому местные рынки, хотя и были, но не играли особой роли.

Внешняя торговля велась прежде всего золотом, солью, рабами. Мали добилась монополии в торговле золотом с Северной Африкой. В этой торговле участвовали государи, аристократия, служилые люди. Золото обменивалось на ремесленные издения арабов и, особенно, на соль, настолько необходимую, что на менялась на золото в соотношении по весу 1:2 (соли в Сахеле практически не было и ее доставляли из Сахары). Но золота добывали много, до 4,5–5 т в год, что полностью обеспечивало знать и не требовало особого нажима на крестьян.

Основной ячейкой общества была большая патриархальная семья. Несколько семей составляли общину. Равенства в общинах не было. Господствующий слой – старейшины патриархальных семей, ниже стояли главы малых семей, далее – рядовые члены общины – свободные крестьяне и ремесленники, еще ниже – рабы. Но рабство вечным не было. В каждом последующем поколении они обретали отдельные права вплоть до превращения в вольноотпущенников, которые даже занимали важные государственные посты. 5 дней в неделю рядовые общинники, рабы и вольноотпущенники совместно обрабатывали землю патриархальной семьи, а 2 дня трудились на выделенных им индивидуальных наделах – огородах. Участки распределяли главы больших семей –”владыки земли”. В их же пользу шли часть урожая, продуктов от охоты и т.п. По сути, эти ”владыки” были вождями с элементами феодальных господ. То есть здесь – своеобразные феодально–патриархальные отношения. Общины объединялись в роды, главы которых имели собственные военные отряды из рабов и других зависимых людей.

Верхушка господствующего сословия состояла из отмеченных глав патриархальных семей, входивших в правящий род. Нижестоящей группой правящего слоя были вожди подчиненных родов и племен, сохранившие, однако, внутреннюю автономию. Но появлялась военно–служилая прослойка из надзирателей, начальников рабской гвардии, вольноотпущенников на государственных должностях. Они нередко получали от правителей землю, что позволяет в них видеть подобие дворянства ( на стадии его зарождения). Но это, как и везде, вело к росту сепаратизма и в конце концов – к распаду Мали.

Другой причиной распада государства была отмеченная торговля золотом. Она покрывала нужды знати и не побуждала увеличивать доходы за счет развития других элементов хозяйства. В итоге богатство от обладания золотом привело к застою. Мали стали обгонять соседи.

С упадком Мали на восточных ее рубежах выросло государство Сонгай (или Гао - по названию столицы). В ХV в. Сонгай добилось независимости и создало свое государство на Среднем Нигере, всё на тех же торговых путях. Но многочисленные завоевания вызвали восстания, особенно на покоренных землях Мали и к первой половине ХVI в. Сонгай пришло к упадку. В положении правящего сословия, в отличие от Мали, значительную роль играли крупные поместья, на которых работали посаженные на землю рабы. Но положение потомков рабов (из военнопленных) в каждом последующем поколении смягчалось. Значительной в государстве была роль городов. В столице - Гао жило до 75 тыс. человек, а в отдельных ткацких мастерских Тимбукту работало более 50 человек.

К западу, в бассейне Верхней Вольты среди племен моси в ХI в. сложилось несколько государственных образований со значительной ролью рабовладения в поместьях, что похоже на порядки в Сонгай. Некоторые из отмеченных государств просуществовали до прихода сюда французов в ХIХ в.

На крайнем западе Африки, в среднем и нижнем течении Сенегала в VIII в. сложилось государство Текрур. Созданное из разных этнических групп, оно отмечено постоянными столкновениями разных племен, к которым в IХ в. прибавились конфликты между сторонниками местных религий и появившимися мусульманами. Это обусловило постоянную смену династий.

Обширная территория к западу от оз.Чад, населенная племенами хауса, в VIII-Х вв. покрывается сетью отдельных городов-государств со значительным рабовладельческим укладом. Рабы использовались в ремесле и сельском хозяйстве. Вплоть до ХVI в. на указанных землях царила политическая раздробленность.

В VIII в. к востоку от оз.Чад возникло государство Канем, которое в Х1-ХП вв. подчиняет и некоторые племена группы хауса.

Древним центром африканской культуры было побережье Гвинейского залива, населенное племенами йоруба. Из государств на этой территории наиболее крупным было Ойо, основанное в IХ-Х вв. Во главе стоял монарх, ограниченный советом знати. Последний был высшим административным и судебным органом, выносил смертные приговоры, в том числе и самому правителю. Перед нами своеобразная конституционная монархия с сильно развитой бюрократией. Ойо было связано торговлей с северными землями и имело от этого значительные доходы. В городах сложилось высокоразвитое ремесло и известны объединения типа цехов.

К югу от рассмотренных государств Западного и Центрального Судана в ХIII-ХIV вв. появились Камерун и Конго.

Обычаи.Большинство народов Западного Судана не создало своей письменности. Некоторые использовали элементы арабского письма. Религия преобладала языческая. Ислам по настоящему стал распространяться с ХIII-ХIV в., а до сельского населения стал доходить с ХVI в. Но и в мусульманское время, не говоря уже о более раннем, к монархам относились как к языческим жрецам. Считалось, что царь в силу своего положения контролировал природу. От его здоровья, исполняемых им магических ритуалов зависело размножение подданных, животных и растений в его государстве. Царь определял сроки сева и других работ.

Любопытные наблюдения над бытом африканцев сделали арабские путешественники. По сообщению Ибн Баттуты (ХIV в.) они, более чем любой другой народ, выражают преданность и почтение своему государю. Например, в знак почтения перед ним снимают верхнюю одежду и остаются в лохмотьях, ползают на коленях, посыпают голову и спину песком и удивительно, как песок не попадает им в глаза. Он же отмечал практически полное отсутствие воров и грабителей, что делало безопасными дороги. Если же белый умирал среди них, то его имущество специальное доверенное лицо из местных хранило до прибытия родственников или других с родины умершего, что было важно для купцов. Но, сожалел путешественник, во дворе царя девочки и женщины ходят с открытыми лицами и нагими. Многие у них едят падаль - трупы собак и ослов. Есть случаи людоедства. Причем предпочтение отдается черным. Мясо белых считают недозрелым. Вообще, пища малийцев, среди которых бывал Баттута, восторга у него не вызывала. Даже на парадный обед, сетовал он, подавалось лишь просо, мед и кислое молоко. Обычно же предпочитали рис. Он же подробно писал о "друзьях" мужчин и женщин, состоявших в браке, то есть о довольно свободных внебрачных связях и рассуждал, как это соотносится с мусульманской религиозностью жителей.

ЭФИОПИЯ. В Восточном Судане, в северной части Абиссинского плоскогорья существовало царство Аксум. Корни его уходят в середину I тыс. до н.э., когда пришельцы из Южной Аравии принесли в долину Нила семитские языки. Это государство в начале своей истории было связано с греко-римским миром. Его расцвет приходится на IV в н.э., когда власть аксумских царей распространялась не только на большинство эфиопских земель, но и на южно-аравийское побережье (Йемен и южный Хиджаз - в V в.). Активные связи с Византией способствовали среди высших слоев общества около 333 г. распространилось христианство. В 510 г. иранцы во главе с Хосровом вытеснили Аксум из Аравии. В VIII в. начавшаяся арабская экспансия стала причиной постепенного упадка Аксума. Население было оттеснено от моря и постепенно переселялось на бесплодные внутренние земли Абиссинского плоскогорья. В ХIII в. к власти приходит Соломонова династия, просуществовавшая до революции 1974 г.

Общественный строй средневековой Эфиопии был характерен преобладанием феодального уклада. Крестьяне, входившие в общину, считались держателями земли, верховным собственником которой был царь - негус. Он, а в период раздробленности правители областей, имели право на землю вместе с сидевшими на ней крестьянами, на условиях несения службы. Крепостного права не было, но землевладельцы могли требовать от крестьян работать на них каждый пятый день - своеобразная барщина. Рабство тоже было, но носило вспомогательный характер.

ВЫВОДЫ. В рассмотренной части Тропической Африки, кроме Эфиопии, начало формирования государственных образований приходилось примерно на VIII в. Для социально-экономических отношений была характерна многоукладность. В зависимости от местных условий и стадий общественного развития превалировали рабовладельческие (более ранняя стадия) или раннефеодальные (более поздняя стадия) отношения. Но наличие во всем регионе значительного слоя крестьян-общинников способствовало развитию феодальных элементов как ведущей тенденции. Рассмотренный тип общественных отношений, в целом более близок средневековым цивилизациям Востока. Но, в отличие от них, четко выраженных социальных групп - сословий здесь не было до ХIХ в. Происходило своеобразное врастание родового строя в государство, что и составило специфику африканской цивилизации.

Своеобразие этой цивилизации, вероятно (есть разные мнения), вызывалось тем, что господствующие слои здесь начали выделяться не в силу появления избыточного продукта в рутинно развивавшемся земледелии, а в процессе борьбы за доходы от транзитной торговли, которая была наиболее активна в Западном Судане. Земледельческое население не нуждалось в предметах этой торговли и не участвовало в ней. Поэтому в деревне долго сохранялись родово-общинные порядки, на которые сверху накладывалась определенным образом организованная власть родовой аристократии.

Государство здесь складывалось без выделения социальных групп и частной собственности. Правящий слой - это не только сначала, но и долгое время, до прихода европейцев - большие семьи - кланы. Их главы становились вождями. Служилыми людьми при них оказывались родичи, которым в силу родственных связей не платили за службу землей. Поэтому не возникала и частная собственность на землю. Низший правящий слой в общинах - главы семейств, которые становились одновременно как бы администраторами. В таких условиях, естественно, отделение правящего слоя от основной массы населения, превращение его в особое сословие, а тем более в класс происходило очень медленно и во многих местах не завершилось и поныне. Стадиально это - очень затянувшийся ранний этап становления феодализма, который в Европе, например, преодолевался за 100-150 лет.

Надо заметить, что феодализм в рассмотренной части Африки не признается теми исследователями, которые понимают под феодализмом только господство крупного феодального землевладения. Автор же данного пособия, напомню, считает феодальным обществом то, для которого характерен весь комплекс общественно-политических и экономических взаимосвязей средневековья (власть, основанная на личном господстве, существующая за счет различных видов ренты от сидящих на земле пользователей-крестьян). При таком понимании феодальным можно считать общество, жизнь которого определяется субъективными устремлениями землевладельческой знати, подчинявшей своей воле объективно существующие экономические и социальные законы. Несовпадение этих двух факторов, игнорирование феодальным сословием этих объективно существующих законов и привело, в конечном счете, к разложению феодальных порядков.

Эфиопия по происхождению и типологически близка ближневосточной модели.

 

ТЕМА 13.

АМЕРИКА.

Американский континент не входит в древнейшую человеческую ойкумену. Первые люди появились там в верхнем палеолите, в промежутке от 20 до 12 тыс. лет тому назад (вероятнее всего из Азии). Недавно, правда, появились сообщения об обнаружении следов более раннего пребывания человека (50-40 тыс. лет назад).

Облик древних цивилизаций определяет земледельческое население, развивавшееся быстрее кочевников. В Новом Свете было 2 центра, где земледелие развивалось наиболее интенсивно: современные Мексика, Гватемала, Гондурас и область Анд (Перу, Колумбия, север Чили). Жители этих мест достигли наибольшего уровня развития до появления в Америке испанцев. Печальный парадокс состоит в том, что европейцы начали свою колонизаторскую деятельность именно с этих, самых развитых земель континента.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ. Отличительной чертой земледелия этих мест было отсутствие тягловой силы. Все сельскохозяйственные работы велись вручную и поэтому европейцам более напоминали огородничество (впрочем, вспомним, так обрабатывали землю и в Тропической Африке). Приручены были лишь собаки, индюки, ламы. Последних использовали как вьючных животных, но они были способны переносить лишь до 24 кг на небольшие расстояния[273]. Коров, овец, лошадей в Америку завезли испанцы.

Отсутствие тяглого скота препятствовало передвижению больших масс людей. Поэтому кочевые охотники Америки долгое время не угрожали оседлому населению, что, кстати, не требовало, как в Старом Свете, консолидации земледельцев в союзы и государства. А ведь именно военная опасность ускоряла социальное развитие первобытных обществ, усиливала роль знати с ее потребностями к богатству и военным грабежам. Всё это замедляло и развитие военной техники. Убийства и разбой в таких масштабах, которые принесли в Америку европейцы, до них там не были известны.

Небольшая плотность населения в условиях наличия огромных земельных массивов давали простор экстенсивной экономике:



Просмотров 1722

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!