Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Осн. школы поздней античности
Фил-я эллинизма. Становление Римской империи, слияние греч. и римской культур, что отразилось на философии. Главный интерес фил. смещ. в стор. этич. и соц.-полит. проблем. Эпикур (341-270 до). Полагал, что фил. может сделать жизнь людей счастливее и лишить страхов. Отрицали фатализм Демокрита. «Если верить в предопределение, то теряет смысл всякое порицание и не следует наказывать даже преступников». В осн. чел. поведения лежит много причинность. Поэтому путь к свободе лежит ч/з преодоление необходимости. В теор. познания считал, что «чувства не ошибочно». Критерием истины является чувственное удовлетворение и страдания. Счастье человека – в получении удовольствия, но удовлетворения телесных потребностей необходимых для душевного умиротворения чел., для равновесия состояния его духа. Смыслом удовольств. явл. наслажд. духа (литер., иск.), а не телесные блага. Страдания – это прежде всего страхи. «Когда мы живы, смерти нет. Когда см. есть, нас нет». «Проживи незаметно». Смысл жизни в том, чтобы освободиться от власти прир. законов, которые порождают страхи, и тем самым обрести свободу. Скептицизм. Скептики сомнев. в сущ-ии к/л надежной критерии истины, обращ. вним. на относ. чел. знания. Пиррон из Эллады (360-270 до) считал, что чел. всегда должен сохр. невозм. спок-е и стрем. к счастью. Для этого необх. воздерж. от суждений, т.к. невозм. достичь истину, познать суть вещей (мудрец – поросенок). Скептики исходили из принципа: «не знаю, а потому живу, как живется; воздержив. от суждений, следуя обычаю или здрав. смыслу, благораз. или жизнен. опыту». Стоицизм Стоики (возник. в 3в. до): ранняя, средняя и поздняя стоя. Идеи стоиков весьма созвуч. христиан. постулатам. Основат. – Зенон из Китиона (333-262 до), кот. собир. у живописн. портика (стои). Наиб. известны в поздн. стое: Сенека (¾ до н.э. – 65 н.э.) и Марк Аврелий (121-180). Осн. вним. – этические вопросы. Если фил. – яйцо, то этика – желток, физика – белок, логика – скорлупа. Гилозоисты (вся прир. живая). Материя пронизана и творима разум. (Богом). Наряду с бытием, телом, сущ. и бестелесное, к кот. относ. время, место, бесконечное, универсалии. Бытие облад. направл. разумом закономерностью. Всем правит промысел и всё предопред. навеки. «Судьба ведет того, кто хочет идти, а того, кто не хочет – тащит» - гов. Сенека. (раб Зенона). «Чел. будет счастлив, если будет житькак можно ближе к природе», а след-но должен огранич. миним. того, что ему необх. для жизни. 4 разновид. добродет.: благоразумие, умерен., мужество и справедл. Стоики учат чел. спокойно, без пережив. сносить удары судьбы, включ. и телесн. страд. Морал. цели для человека – благочестие и простота. «Любить ближнего, это и истина и смирение». Неоплатонизм: Плотин (205-304), его ученик Порфирий (233-304) и Прокл (410-485). Неопл. исходит из уч. Плат., но с элем. религиозности и мифолог., заимств. Плотиным на Востоке. В осн. учения о бытии 3 принципа: 1)бытие облад. иерархичн. 2)всё существ. имеет истоком дух. начало 3)осн. бытия постр. по принципу триады: Единое, Ум, Душа.
11. Средневековая философия и её основные проблемы. Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.). 2 основных источника формирования: 1) древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях, 2) Священное писание, повернувшее эту философию в русло христианства. Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира "из ничего". Все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма. Теоцентризм - понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее – находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные науки. Креационизм - принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении. Провиденциализм - система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение. В средневековой философии можно выделить, как минимум, два этапа ее становления - патристику и схоластику, четкую границу между которыми провести довольно трудно. Патристика - совокупность теолого-философских взглядов «отцов церкви», которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона. Схоластика - тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы. В средневековой философии остро стоял спор между духом и материей, что повлекло за собой спор между реалистами и номиналистами. Номинализм - зачатки материалистического направления. Учение номиналистов об объективном существовании предметов и явлений природы вело к подрыву церковной догмы о первичности духовного и вторичности материального, к ослаблению авторитета церкви и Священного писания. Реалисты показывали, что общие понятия по отношению к отдельным вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе. Они приписывали общим понятиям самостоятельное существование, не зависимое от отдельных вещей и человека. Предметы же природы, по их мнению, представляют лишь формы проявления общих понятий. В результате длительных споров, ведущихся между отдельными мыслителями и церковью, выкристаллизовалось несколько точек зрения на то, как решить проблему отношения веры и разума: Рационалистическая точка зрения. Сторонники ее требовали подвергнуть догматы веры оценке разума как высшего критерия истины или заблуждения; Точка зрения двойственной истины, выдвинутая защитниками теории двух истин - теологической и научной; Точка зрения предметного разграничения. Ее сторонники разграничивали теологию и науку по их предметам и целям; Точка зрения полного отрицания ценности науки.
12. Особенности средневековой схоластики: номинализм и реализм. Номинализм и реализм (от лат. nomen - имя, realis - действительный) - противоборствующие направления средневековой схоластической философии. Номинализм настаивал на объективном существовании лишь единичных вещей. Реализм утверждал объективное существование общих понятий в Божественном уме. Для крайних номиналистов общие понятия суть звук, для умеренных общие понятия возникают в человеческом уме в процессе абстрагирования. Крайние реалисты (Эриугена) утверждали, что универсалии (общие идеи, понятия) существуют идеально, до вещей. Умеренные реалисты (Фома Аквинский) считали, что универсалии существуют в вещах. Дискуссия номиналистов и реалистов оттачивала логику, основное достижение средневековой схоластики, способствовала развитию научной строгости, заложила основы теории множеств и математической логики. Характерные особенности представлений средневековой философии о познании проявились в происходившей в течение веков полемике номинализма и реализма. Реализм (в средневековой философии)- учение, по которому подлинной реальностью обладают только общие понятия (универсалии), а вещи, существующие в эмпирическом мире изменчивы, единичны, временны. Понятия существуют до вещей, это идеи в божественном разуме. То есть познание возможно только с помощью разума. Номинализм подчеркивает приоритет воли над разумом. И понятия не существуют в божественном разуме. Сначала Бог творит вещи своей волей, а понятия возникают в познающей душе. Яркий представитель номинализма Уйльям Оккам говорил, что понятия, не поддающиеся проверке в опыте, должны быть удалены как нерациональные (бритва Оккама). Попытку преодолеть обе крайности попытался Фома Аквинский. Возражая номиналистам, Фома утверждал, что общие понятия в божественном разуме предшествуют вещам, как их прообразы. Одновременно, возражая реалистам. Фома доказывал, что общее внутреннее присуще вещам, и понятия, образующиеся в человеческом мозге вторичны по отношению к общему в вещах. Познание, с его точки зрения, происходит благодаря действию на человека двух сторон вещи – чувственной и умопостигаемой. Таким образом, познанный объект ведет как бы двойное существование: вне человека как вещь и внутри человека как “вид”. Посредством “чувственных видов” человек познает индивидуальное в вещах, посредством “сверхчувственных видов” - общее. Через философское познание вещей, как творений Бога, человек возвышается до познания самого Бога.
|