Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Осн. школы поздней античности



Фил-я эллинизма. Становление Римской империи, слияние греч. и римской культур, что отразилось на философии. Главный интерес фил. смещ. в стор. этич. и соц.-полит. проблем.

Эпикур (341-270 до). Полагал, что фил. может сделать жизнь людей счастливее и лишить страхов. Отрицали фатализм Демокрита. «Если верить в предопределение, то теряет смысл всякое порицание и не следует наказывать даже преступников». В осн. чел. поведения лежит много причинность. Поэтому путь к свободе лежит ч/з преодоление необходимости. В теор. познания считал, что «чувства не ошибочно». Критерием истины является чувственное удовлетворение и страдания. Счастье человека – в получении удовольствия, но удовлетворения телесных потребностей необходимых для душевного умиротворения чел., для равновесия состояния его духа. Смыслом удовольств. явл. наслажд. духа (литер., иск.), а не телесные блага. Страдания – это прежде всего страхи. «Когда мы живы, смерти нет. Когда см. есть, нас нет». «Проживи незаметно». Смысл жизни в том, чтобы освободиться от власти прир. законов, которые порождают страхи, и тем самым обрести свободу. Скептицизм. Скептики сомнев. в сущ-ии к/л надежной критерии истины, обращ. вним. на относ. чел. знания. Пиррон из Эллады (360-270 до) считал, что чел. всегда должен сохр. невозм. спок-е и стрем. к счастью. Для этого необх. воздерж. от суждений, т.к. невозм. достичь истину, познать суть вещей (мудрец – поросенок). Скептики исходили из принципа: «не знаю, а потому живу, как живется; воздержив. от суждений, следуя обычаю или здрав. смыслу, благораз. или жизнен. опыту». Стоицизм Стоики (возник. в 3в. до): ранняя, средняя и поздняя стоя. Идеи стоиков весьма созвуч. христиан. постулатам. Основат. – Зенон из Китиона (333-262 до), кот. собир. у живописн. портика (стои). Наиб. известны в поздн. стое: Сенека (¾ до н.э. – 65 н.э.) и Марк Аврелий (121-180). Осн. вним. – этические вопросы. Если фил. – яйцо, то этика – желток, физика – белок, логика – скорлупа. Гилозоисты (вся прир. живая). Материя пронизана и творима разум. (Богом). Наряду с бытием, телом, сущ. и бестелесное, к кот. относ. время, место, бесконечное, универсалии. Бытие облад. направл. разумом закономерностью. Всем правит промысел и всё предопред. навеки. «Судьба ведет того, кто хочет идти, а того, кто не хочет – тащит» - гов. Сенека. (раб Зенона).

«Чел. будет счастлив, если будет житькак можно ближе к природе», а след-но должен огранич. миним. того, что ему необх. для жизни. 4 разновид. добродет.: благоразумие, умерен., мужество и справедл. Стоики учат чел. спокойно, без пережив. сносить удары судьбы, включ. и телесн. страд. Морал. цели для человека – благочестие и простота. «Любить ближнего, это и истина и смирение». Неоплатонизм: Плотин (205-304), его ученик Порфирий (233-304) и Прокл (410-485). Неопл. исходит из уч. Плат., но с элем. религиозности и мифолог., заимств. Плотиным на Востоке. В осн. учения о бытии 3 принципа: 1)бытие облад. иерархичн. 2)всё существ. имеет истоком дух. начало 3)осн. бытия постр. по принципу триады: Единое, Ум, Душа.

 

 

11. Средневековая философия и её основные проблемы.

Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.).

2 основных источника формирования:

1) древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях,

2) Священное писание, повернувшее эту философию в русло христианства.

Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира "из ничего". Все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма.

Теоцентризм - понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее – находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные науки.

Креационизм - принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении.

Провиденциализм - система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение. В средневековой философии можно выделить, как минимум, два этапа ее становления - патристику и схоластику, четкую границу между которыми провести довольно трудно.

Патристика - совокупность теолого-философских взглядов «отцов церкви», которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона.

Схоластика - тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы.

В средневековой философии остро стоял спор между духом и материей, что повлекло за собой спор между реалистами и номиналистами.

Номинализм - зачатки материалистического направления. Учение номиналистов об объективном существовании предметов и явлений природы вело к подрыву церковной догмы о первичности духовного и вторичности материального, к ослаблению авторитета церкви и Священного писания.

Реалисты показывали, что общие понятия по отношению к отдельным вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе. Они приписывали общим понятиям самостоятельное существование, не зависимое от отдельных вещей и человека. Предметы же природы, по их мнению, представляют лишь формы проявления общих понятий.

В результате длительных споров, ведущихся между отдельными мыслителями и церковью, выкристаллизовалось несколько точек зрения на то, как решить проблему отношения веры и разума:

Рационалистическая точка зрения.

Сторонники ее требовали подвергнуть догматы веры оценке разума как высшего критерия истины или заблуждения;

Точка зрения двойственной истины, выдвинутая защитниками теории двух истин - теологической и научной;

Точка зрения предметного разграничения. Ее сторонники разграничивали теологию и науку по их предметам и целям;

Точка зрения полного отрицания ценности науки.

 

12. Особенности средневековой схоластики: номинализм и реализм.

Номинализм и реализм (от лат. nomen - имя, realis - действительный) - противоборствующие направления средневековой схоластической философии. Номинализм настаивал на объективном существовании лишь единичных вещей. Реализм утверждал объективное существование общих понятий в Божественном уме. Для крайних номиналистов общие понятия суть звук, для умеренных общие понятия возникают в человеческом уме в процессе абстрагирования. Крайние реалисты (Эриугена) утверждали, что универсалии (общие идеи, понятия) существуют идеально, до вещей. Умеренные реалисты (Фома Аквинский) считали, что универсалии существуют в вещах. Дискуссия номиналистов и реалистов оттачивала логику, основное достижение средневековой схоластики, способствовала развитию научной строгости, заложила основы теории множеств и математической логики.

Характерные особенности представлений средневековой философии о познании проявились в происходившей в течение веков полемике номинализма и реализма.

Реализм (в средневековой философии)- учение, по которому подлинной реальностью обладают только общие понятия (универсалии), а вещи, существующие в эмпирическом мире изменчивы, единичны, временны. Понятия существуют до вещей, это идеи в божественном разуме. То есть познание возможно только с помощью разума.

Номинализм подчеркивает приоритет воли над разумом. И понятия не существуют в божественном разуме. Сначала Бог творит вещи своей волей, а понятия возникают в познающей душе. Яркий представитель номинализма Уйльям Оккам говорил, что понятия, не поддающиеся проверке в опыте, должны быть удалены как нерациональные (бритва Оккама).

Попытку преодолеть обе крайности попытался Фома Аквинский. Возражая номиналистам, Фома утверждал, что общие понятия в божественном разуме предшествуют вещам, как их прообразы. Одновременно, возражая реалистам. Фома доказывал, что общее внутреннее присуще вещам, и понятия, образующиеся в человеческом мозге вторичны по отношению к общему в вещах. Познание, с его точки зрения, происходит благодаря действию на человека двух сторон вещи – чувственной и умопостигаемой. Таким образом, познанный объект ведет как бы двойное существование: вне человека как вещь и внутри человека как “вид”. Посредством “чувственных видов” человек познает индивидуальное в вещах, посредством “сверхчувственных видов” - общее. Через философское познание вещей, как творений Бога, человек возвышается до познания самого Бога.

 



Просмотров 818

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!