Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Философское понятие практики. Виды практики



Определение. Практика – это осознанная, целенаправленная, материальная (предметно-чувственная) деятельность, имеющая общественно значимый характер и направленная на изменение (преобразование) как природной, так и социальной реальности. В процессе практики человек создает новую реальность, новые условия своего существования, которые не даны ему природой.

Практика имеет общественно-исторический характер и зависит от уровня развития общества, его социально-классовой структуры; цели практически действующего субъекта, в конечном счёте, всегда определяется обществом.

Структура практики

· Объект — то, на что направлено действие.

· Субъект — тот, кто совершает действие.

· Цель — то, ради чего совершается действие.

· Результат — то, что получается по окончании действия.

· Средство — то, с помощью чего осуществляется действие.

Практика в глазах представителей некоторых философских школ. Следует отметить, что в обыденной жизни термин «практика» трактуется довольно широко. В философии понятие «практика» используется различными философскими школами и направлениями. Так, представители метафизического материализма под практикой понимали деятельность отдельного человека как биологического организма, а не как общественную практику. Представители прагматизма трактовали практику достаточно широко, как любую человеческую деятельность с выставлением на первый план духовной деятельности. Диалектический материализм выделяет материальную деятельность как основу духовных процессов и называет ее практикой.

Важнейшими характеристиками практики являются: осознанность, целенаправленность, предметно-чувственный характер, преобразование материальных систем, общественно-значимый характер.

Основные виды практики:

1. Материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия людей;

2. Социально-преобразующая деятельность, направленная на изменение общественного бытия, существующих социальных отношений определенными «массовыми силами» (революции, стачки, забастовки, войны, социальные реформы, преобразование тех или иных социальных структур и др.);

3. Управленческая и организационная деятельность в сфере общественных отношений;

4. Экспериментальная и научно-изыскательская деятельность (опыт, наблюдение, географические, геологические, астрономические и другие открытия). Например, физика давно имеет деление на теоретическую и экспериментальную. Последняя проходит, как правило, в лабораториях и имеет ярко выраженный практический характер. Наблюдение до недавнего времени являлось единственным видом практики в такой науке, как астрономия (сейчас спутники, космические аппараты, станции и др.);

5. Семейно-бытовая практика;

6. Эстетически-преобразующая деятельность (архитектура, ваяние);

8. Учебная практика — практика формирования субъектов общества;

9. Медицинская практика — практика преобразования человеческой природы;

10. Духовная практика: йога, исихазм, суфизм — практика индивидуального самосовершенствования;

11.Религиозная практика — практика коллективного совершенствования.

Роль практики в процессе познания

1. Практика есть источник и основа познания.

2. Практика является движущей силой познания.

3. Практика дает науке и орудия познания.

4. Практика, в конечном счете, является и «целью познания».

5. Практика является и критериям истинности знаний.

 

42 Общество как развивающаяся система

Общество — это не конгломерат отдельных индивидов, а исторически сложившиеся формы взаимодействия людей. Это целостная, развивающаяся система, на которую оказывают влияние множество факторов: природный, демографический, экономический, политический, религиозный, национальный и др. В зависимости от своей мировоззренческой позиции философы при анализе общества отдавали предпочтение одному или нескольким факторам или считали их все одинаково важными.
С точки зрения К. Маркса, развитие общественного организма определяется способом производства материальных благ. Исходя из этого он разработал учение об общественно-экономической формации, под которой понималось неразрывное единство материальной и духовной сторон жизни общества на данном этапе его развития. Смена общественно-экономических формаций, отличающихся прежде всего типами собственности, составляет содержание исторического процесса.

Существуют и иные точки зрения на понимание общества и детерминанты его развития. В частности, выделяют следующие детерминанты:

конкретные природные условия (Монтескье, Мальтус, Кьелен);
технику, технологию и науку (Белл, Ростоу, Тоффлер);
особенности культуры и мировоззрения (Сорокин);
культурно-исторические особенности, связанные с собственным переживанием жизни (Данилевский, Шпенглер);
степень свободы личности в обществе (Мертон, Фромм).
Существуют теории, отрицающие единую основу развития общества (Вебер).
Некоторые философы полагают, что формационный подход к изучению общества должен быть заменен информационным подходом, поскольку необходимо преодолеть европоцентристское понимание общественного прогресса, преувеличение роли экономического фактора и недооценку фактора человеческого. Действительно, со времен К. Маркса мир сильно изменился. В условиях активного развития науки и техники возникают новые технологии, связанные с производством и потреблением информации. Возникает «информационное общество», основанное на особой информационной структуре, включающее «индустрию знаний», коммуникационно-вычислительные сети, национальные и межнациональные базы данных. Однако следует заметить, что дело не в том, чтобы отказаться от одного подхода в пользу другого. На основе критического анализа этих взаимодополняющих друг друга способов видения социальной действительности необходимо разработать более общую теоретическую модель развития социума, которая должна быть многомерной, учитывающей в той или иной степени такие составляющие, как:

формационная (тип социально-экономических отношений);
технократическая (уровень развития науки и технологий);
социоестественная (мера зависимости от природы и характер взаимодействия общества и природы);
культурно-историческая (способы материальной и духовной деятельности);
социоличностная (степень свободы личности).
Интеграция всех этих составляющих с акцентом на социально-экономическом и культурно-историческом измерениях социума позволит рассматривать общество как целостный организм, включающий такие взаимосвязанные компоненты, как производственно-экономический, социальный, политико-управленческий и духовный.
При всем этом общество является целостной системой, обладающей материальной основой. В нем складываются различные отношения, которые тесно переплетены друг с другом и оказывают друг на друга то или иное воздействие.

Общество развивается благодаря взаимодействию объективного и субъективного факторов. Объективные факторы не зависят от воли и желаний людей; субъективные представляют собой сознательную, целенаправленную их деятельность, так как в истории ничего не делается без сознательно поставленной цели. Но объективная цепь событий складывается в конечном счете независимо от этих целей. При столкновении миллионов желаний и волеизъявлений людей с разными интересами образуется средняя равнодействующая — историческое событие (Ф. Энгельс). Вот почему в большинстве случаев поставленные цели осуществляются не так, как это представлялось в сознании людей. Однако это не означает того, что люди не воздействуют на на ход истории.

Поскольку в истории необходимость реализуется через множество случайностей, то можно сказать, что деятельность людей не предопределяется полностью социальным фактором. Это создает предпосылки для свободы выбора и социальной активности субъектов истории, от которых в значительной мере зависит, по какой траектории будет развиваться общество.

Основной движущей силой истории является народ, т. е. совокупность социальных групп, занятых в массовых видах социально-преобразовательной деятельности. По мере роста уровня благосостояния, культуры, образованности, информированности общества народ все в большей мере будет влиять на ход истории, действуя согласно законам общественного развития.

Вместе с тем следует иметь в виду и то громадное влияние, которое оказывает на ход событий деятельность исторических личностей (духовной элиты). Их величие состоит не в том, что они «творят историю» по своему произволу, а в том, что они способны в силу своей высокой духовности и квалификации объединить желания и волю множества людей в единую волю, создав «равнодействующую», направленную на решение насущных социальных проблем.

Критерием оценки характера и уровня общественно-исторического развития, в котором решающую роль играют люди, может служить уровень развития общественного производства, определяющий меру свободы, предоставляемой обществом индивиду. Нигилистическое отрицание общественного прогресса (Ницше, Шпенглер, Бохенский, Франк и др.), а также его абсолютизация (догматический марксизм), по сути дела, игнорируют реальную диалектику социальной действительности.

Прогресс и регресс являются взаимосвязанными сторонами единого процесса общественного развития. Прогресс не является вечной доминантой развития социума. При определенных условиях (глобальные социальные или экологические катаклизмы, например) в истории человечества может иметь место не только восходящее, но и нисходящее движение (Ф. Энгельс).

 

43 Природа как объект философского осмысления

История чел.общества в опред смысле являет картину его изменяющегося взаимод с природой. Но общество не сущ изначально. Являясь частью прир человек в процессе труда и общения формир как социальное сущ. Этот проц имеет своим началом выделение чел из животного мира. В силу вступает естеств и социальный отбор. Выживали те кот подчинялись опред социально значимым требованиям: сплоченности взаимопомощи... В преобразов первобытного стада в челов общество все большую роль играли соц закономерности на фоне действия биологич. Это осущ в первую очередь в проц труда.

Для труда характерен коллективно организованный, целенаправленный общ способ деятельности. Труд есть процесс, совершающийся между чел и природой, процесс, в кот человек своей деятельностью регулирует обмен в-еств между собой и природой.

Прир Среда - естественное условие жизни общества. «История Земли и история человечества - это две главы одного романа» -Герцен. Общество явл частью более обширного целого- природы. Географ среда - это та часть пр, которая состав необходимое условие жизни общества, будучи вовлеченной в процесс общ производства. Вне нее наша жизнь невозможна.

Природа - вся совокупность естественных условий существования человека и человечества. Человек, человеческое общ-во и культура одновременно противостоят природе, и включены в нее. Природа может восприниматься как нечто уступающее культуре, нечто неоформленное, неорганизованное, неразумное и поэтому более низкое, чем культура. Другая позиция: природа понимается как образец совершенства, как нечто более высокое, превосходящее культуру и человека.

Античное мышление: природа - подвижное, изменяющееся целое, и

человек не столько противопоставлен природе, сколько является одной из ее частей. Идеал: жизнь в согласии с природой. Средневековье: природа - нечто сотворенное богом и более низкое, чем сам человек. Эпоха Возрождения: природа - убежище, противостоящее развращенной и порочной человеч. цивилизации.

С самого возникнов челов общество изменяло окруж природу и само менялось под ее воздействием. Воздействие общ на прир обуславливается развитием мат производства, науки и техники, общ потребностей. При этом происходит расширение рамок геогр среды, накопление новых свойств, все более отдаляющих ее от девственного состояния. Если лишить соврем геогр среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить совр общество в исх природные условия, то оно не сможет существовать.

В свою очередь и геогр среда влияет на развитие общества. Сравним развитие народов севера и юга, тропиков. Геогр среда оказывает влияние на хозяйственную специализацию стран и районов.

Качественно иной естеств средой его жизни явл сфера всего живого биосфера. Она развивается вместе с эволюцией Вселенной и всего живого.

Помимо всего живого биосфера включает в себя и человека. Причем его влияние сильно меняет биосферу.

Экология. - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динам равновесия системы "общество-природа".

Развитие человечества, его производ сил столкнули челов с пробл ограниченности прир ресурсов, возможного наруш динам равновесия системы общ-прир. Мы все воюем с природой, а надо мирно существовать в ней. Чел, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на нее. Здесь находит отражение общефил принцип: "чем полнее свобода, тем выше ответственность".

Глобальные проблемы человечества в XX веке: 1)экологии и жизненного пространства; 2)войны и мира, 3)демографическая, 4) ограниченное кол-во ресурсов.

В настоящее время глобальность эколог проблем требует от чел иного способа мышления, новой формы самосознания - Экологического сознания.



Просмотров 12043

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!