Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Философское понятие практики. Виды практики
Определение. Практика – это осознанная, целенаправленная, материальная (предметно-чувственная) деятельность, имеющая общественно значимый характер и направленная на изменение (преобразование) как природной, так и социальной реальности. В процессе практики человек создает новую реальность, новые условия своего существования, которые не даны ему природой. Практика имеет общественно-исторический характер и зависит от уровня развития общества, его социально-классовой структуры; цели практически действующего субъекта, в конечном счёте, всегда определяется обществом. Структура практики · Объект — то, на что направлено действие. · Субъект — тот, кто совершает действие. · Цель — то, ради чего совершается действие. · Результат — то, что получается по окончании действия. · Средство — то, с помощью чего осуществляется действие. Практика в глазах представителей некоторых философских школ. Следует отметить, что в обыденной жизни термин «практика» трактуется довольно широко. В философии понятие «практика» используется различными философскими школами и направлениями. Так, представители метафизического материализма под практикой понимали деятельность отдельного человека как биологического организма, а не как общественную практику. Представители прагматизма трактовали практику достаточно широко, как любую человеческую деятельность с выставлением на первый план духовной деятельности. Диалектический материализм выделяет материальную деятельность как основу духовных процессов и называет ее практикой. Важнейшими характеристиками практики являются: осознанность, целенаправленность, предметно-чувственный характер, преобразование материальных систем, общественно-значимый характер. Основные виды практики: 1. Материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия людей; 2. Социально-преобразующая деятельность, направленная на изменение общественного бытия, существующих социальных отношений определенными «массовыми силами» (революции, стачки, забастовки, войны, социальные реформы, преобразование тех или иных социальных структур и др.); 3. Управленческая и организационная деятельность в сфере общественных отношений; 4. Экспериментальная и научно-изыскательская деятельность (опыт, наблюдение, географические, геологические, астрономические и другие открытия). Например, физика давно имеет деление на теоретическую и экспериментальную. Последняя проходит, как правило, в лабораториях и имеет ярко выраженный практический характер. Наблюдение до недавнего времени являлось единственным видом практики в такой науке, как астрономия (сейчас спутники, космические аппараты, станции и др.); 5. Семейно-бытовая практика; 6. Эстетически-преобразующая деятельность (архитектура, ваяние); 8. Учебная практика — практика формирования субъектов общества; 9. Медицинская практика — практика преобразования человеческой природы; 10. Духовная практика: йога, исихазм, суфизм — практика индивидуального самосовершенствования; 11.Религиозная практика — практика коллективного совершенствования. Роль практики в процессе познания 1. Практика есть источник и основа познания. 2. Практика является движущей силой познания. 3. Практика дает науке и орудия познания. 4. Практика, в конечном счете, является и «целью познания». 5. Практика является и критериям истинности знаний.
42 Общество как развивающаяся система Существуют и иные точки зрения на понимание общества и детерминанты его развития. В частности, выделяют следующие детерминанты: конкретные природные условия (Монтескье, Мальтус, Кьелен); формационная (тип социально-экономических отношений); Общество развивается благодаря взаимодействию объективного и субъективного факторов. Объективные факторы не зависят от воли и желаний людей; субъективные представляют собой сознательную, целенаправленную их деятельность, так как в истории ничего не делается без сознательно поставленной цели. Но объективная цепь событий складывается в конечном счете независимо от этих целей. При столкновении миллионов желаний и волеизъявлений людей с разными интересами образуется средняя равнодействующая — историческое событие (Ф. Энгельс). Вот почему в большинстве случаев поставленные цели осуществляются не так, как это представлялось в сознании людей. Однако это не означает того, что люди не воздействуют на на ход истории. Поскольку в истории необходимость реализуется через множество случайностей, то можно сказать, что деятельность людей не предопределяется полностью социальным фактором. Это создает предпосылки для свободы выбора и социальной активности субъектов истории, от которых в значительной мере зависит, по какой траектории будет развиваться общество. Основной движущей силой истории является народ, т. е. совокупность социальных групп, занятых в массовых видах социально-преобразовательной деятельности. По мере роста уровня благосостояния, культуры, образованности, информированности общества народ все в большей мере будет влиять на ход истории, действуя согласно законам общественного развития. Вместе с тем следует иметь в виду и то громадное влияние, которое оказывает на ход событий деятельность исторических личностей (духовной элиты). Их величие состоит не в том, что они «творят историю» по своему произволу, а в том, что они способны в силу своей высокой духовности и квалификации объединить желания и волю множества людей в единую волю, создав «равнодействующую», направленную на решение насущных социальных проблем. Критерием оценки характера и уровня общественно-исторического развития, в котором решающую роль играют люди, может служить уровень развития общественного производства, определяющий меру свободы, предоставляемой обществом индивиду. Нигилистическое отрицание общественного прогресса (Ницше, Шпенглер, Бохенский, Франк и др.), а также его абсолютизация (догматический марксизм), по сути дела, игнорируют реальную диалектику социальной действительности. Прогресс и регресс являются взаимосвязанными сторонами единого процесса общественного развития. Прогресс не является вечной доминантой развития социума. При определенных условиях (глобальные социальные или экологические катаклизмы, например) в истории человечества может иметь место не только восходящее, но и нисходящее движение (Ф. Энгельс).
43 Природа как объект философского осмысления Для труда характерен коллективно организованный, целенаправленный общ способ деятельности. Труд есть процесс, совершающийся между чел и природой, процесс, в кот человек своей деятельностью регулирует обмен в-еств между собой и природой. Прир Среда - естественное условие жизни общества. «История Земли и история человечества - это две главы одного романа» -Герцен. Общество явл частью более обширного целого- природы. Географ среда - это та часть пр, которая состав необходимое условие жизни общества, будучи вовлеченной в процесс общ производства. Вне нее наша жизнь невозможна. Природа - вся совокупность естественных условий существования человека и человечества. Человек, человеческое общ-во и культура одновременно противостоят природе, и включены в нее. Природа может восприниматься как нечто уступающее культуре, нечто неоформленное, неорганизованное, неразумное и поэтому более низкое, чем культура. Другая позиция: природа понимается как образец совершенства, как нечто более высокое, превосходящее культуру и человека. Античное мышление: природа - подвижное, изменяющееся целое, и человек не столько противопоставлен природе, сколько является одной из ее частей. Идеал: жизнь в согласии с природой. Средневековье: природа - нечто сотворенное богом и более низкое, чем сам человек. Эпоха Возрождения: природа - убежище, противостоящее развращенной и порочной человеч. цивилизации. С самого возникнов челов общество изменяло окруж природу и само менялось под ее воздействием. Воздействие общ на прир обуславливается развитием мат производства, науки и техники, общ потребностей. При этом происходит расширение рамок геогр среды, накопление новых свойств, все более отдаляющих ее от девственного состояния. Если лишить соврем геогр среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить совр общество в исх природные условия, то оно не сможет существовать. В свою очередь и геогр среда влияет на развитие общества. Сравним развитие народов севера и юга, тропиков. Геогр среда оказывает влияние на хозяйственную специализацию стран и районов. Качественно иной естеств средой его жизни явл сфера всего живого биосфера. Она развивается вместе с эволюцией Вселенной и всего живого. Помимо всего живого биосфера включает в себя и человека. Причем его влияние сильно меняет биосферу. Экология. - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динам равновесия системы "общество-природа". Развитие человечества, его производ сил столкнули челов с пробл ограниченности прир ресурсов, возможного наруш динам равновесия системы общ-прир. Мы все воюем с природой, а надо мирно существовать в ней. Чел, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на нее. Здесь находит отражение общефил принцип: "чем полнее свобода, тем выше ответственность". Глобальные проблемы человечества в XX веке: 1)экологии и жизненного пространства; 2)войны и мира, 3)демографическая, 4) ограниченное кол-во ресурсов. В настоящее время глобальность эколог проблем требует от чел иного способа мышления, новой формы самосознания - Экологического сознания.
|