![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Форма государства: понятие, структура. Модели взаимодействия элементов формы государства
Фо́рма госуда́рства — относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране. Выделяют три основных элемента в форме государства: – форму правления, – форму территориального (государственного) устройства – политический (государственный) режим. Составные части формы государства делятся на виды, в частности, основными видами формы правления является монархия и республика. Монархия– государство, в котором верховная власть формально (или частично, или полностью) сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха. В большинстве случаев является пожизненной и передаваемой по наследству. Монархия: 1. Абсолютная (неограниченная) – форма правления единодержавного характера: монарх единолично издает законы, руководит всеми основными органами власти. Контролирует судебную систему. Примеры: Оман, Бутан, Бруней. Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия – при которой глава государства одновременно определяет и представляет собой светскую и религиозную власть: Ватикан. 2. Конституционная (ограниченная) – власть монарха ограничена выборным органом (конституция, парламент). Данный вид монархии может быть дуалистическим или парламентарным. Государственная власть имеет двойственный характер. Исполнительная власть отводится монарху, который формирует и возглавляет ответственное перед ним образование (правительство). Может быть охарактеризовано как от абсолютной монархии к парламентарной. Республика – форма государства, при которой высшие органы государственной власти избираются, определяются и формируются особыми учреждениями. Республики делятся на: 1. Президентские – президент – и глава государства, и глава исполнительной власти (правительства). Он абсолютно свободен в назначении министров, ответственных перед ним. Парламент не имеет права выразить вотум недоверия правительству, а президент не имеет права для роспуска парламента. И президент, и парламент избирается народом. Родина – США. Правительство формируется и определяется и ответственно перед вышестоящими органами. Все действия у президента являются контрсигнациями со стороны правительства 2. Смешанные (полупрезидентские): Германия, Греция, Венгрия, Индия, Италия, Чехия, Словакия, Эстония. 3. Парламентарные: Он определяет и назначает главу правительства в согласовании с парламентом. Парламент имеет право выразить вотум недоверия правительству, но оправляет его в отставку уже не правительство, а президент. Элементы формы государства: 1) форма правления – организация высших государственных органов, порядок их образования, структура, полномочия, взаимодействие с населением, а также друг с другом. Основные формы правления: монархия и республика; 2) форма государственного устройства – отражает политико-территориальную организацию государственной власти, определяет взаимоотношения между центральной и местной властью. По форме устройства государства разделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные; 3) государственно-правовой (политический) режим – представляет собой совокупность приемов, способов, методов, средств осуществления власти. Основные типы политических режимов: авторитарный, демократический, тоталитарный. С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида: Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус. Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ. В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.
![]() |