Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Форма государства: понятие, структура. Модели взаимодействия элементов формы государства



Фо́рма госуда́рства — относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.

Выделяют три основных элемента в форме государства:

– форму правления,

– форму территориального (государственного) устройства

– политический (государственный) режим.

Составные части формы государства делятся на виды, в частности, основными видами формы правления является монархия и республика.

Монархия– государство, в котором верховная власть формально (или частично, или полностью) сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха. В большинстве случаев является пожизненной и передаваемой по наследству.

Монархия:

1. Абсолютная (неограниченная) – форма правления единодержавного характера: монарх единолично издает законы, руководит всеми основными органами власти. Контролирует судебную систему. Примеры: Оман, Бутан, Бруней. Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия – при которой глава государства одновременно определяет и представляет собой светскую и религиозную власть: Ватикан.

2. Конституционная (ограниченная) – власть монарха ограничена выборным органом (конституция, парламент). Данный вид монархии может быть дуалистическим или парламентарным. Государственная власть имеет двойственный характер. Исполнительная власть отводится монарху, который формирует и возглавляет ответственное перед ним образование (правительство). Может быть охарактеризовано как от абсолютной монархии к парламентарной.

Республика – форма государства, при которой высшие органы государственной власти избираются, определяются и формируются особыми учреждениями. Республики делятся на:

1. Президентские – президент – и глава государства, и глава исполнительной власти (правительства). Он абсолютно свободен в назначении министров, ответственных перед ним. Парламент не имеет права выразить вотум недоверия правительству, а президент не имеет права для роспуска парламента. И президент, и парламент избирается народом. Родина – США. Правительство формируется и определяется и ответственно перед вышестоящими органами. Все действия у президента являются контрсигнациями со стороны правительства

2. Смешанные (полупрезидентские): Германия, Греция, Венгрия, Индия, Италия, Чехия, Словакия, Эстония.

3. Парламентарные: Он определяет и назначает главу правительства в согласовании с парламентом. Парламент имеет право выразить вотум недоверия правительству, но оправляет его в отставку уже не правительство, а президент.

Элементы формы государства:

1) форма правления – организация высших государственных органов, порядок их образования, структура, полномочия, взаимодействие с населением, а также друг с другом. Основные формы правления: монархия и республика;

2) форма государственного устройства – отражает политико-территориальную организацию государственной власти, определяет взаимоотношения между центральной и местной властью. По форме устройства государства разделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные;

3) государственно-правовой (политический) режим – представляет собой совокупность приемов, способов, методов, средств осуществления власти. Основные типы политических режимов: авторитарный, демократический, тоталитарный.

С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:

Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.

Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.

В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.



Просмотров 1228

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!