Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Судьба начинаний солунских братьев



После смерти Мефодия противники славянского богослужения в Моравии активизировались, а само богослужение, державшееся на авторитете Мефодия, сначала притесняется, а затем полностью затухает. После смерти в том же 885 году папы Иоанна VIII на престол вступил папа Стефан V – открытый противник славянского богослужения. На учеников Мефодия начинаются гонения, о которых сообщают жития Климента Охридского и Наума Охридского. Славянское богослужение в Моравии и Паннонии запрещено. Часть учеников бежало на юг, часть была продана в Венеции в рабство, часть убита. Ближайших учеников Мефодия Горазда, Климента, Наума, Ангеллария и Лаврентия, заточив в железо, держали в темнице, а затем изгнали из страны. Сочинения и переводы Константина и Мефодия были уничтожены. Именно этим объясняется то, что до наших дней не сохранилось их произведений, хотя сведений об их творчестве достаточно много. В 890 году папа Стефан VI предал славянские книги и славянское богослужение анафеме, окончательно запретив его.

Дело, начатое Константином и Мефодием, было все-таки продолжено его учениками. Климент, Наум и Ангелларий поселились в Болгарии и явились основоположниками болгарской литературы. Православный князь Борис-Михаил, друг Мефодия, оказал поддержку его ученикам. Новый центр славянской письменности возникает в Охриде (территория современной Македонии). Охридская школа книжности глаголическая. До наших дней дошло значительное количество переводов и оригинальных произведений, созданных Климентом, Наумом, Ангеларием и другими деятелями в охридской школе. Однако Болгария находится под сильным культурным влиянием Византии, и один из учеников Константина (вероятнее всего, Климент) создает письменность, подобную греческому письму. Происходит это в конце IX – начале Х века, во время правления царя Симеона. Новая система письма появляется в Преславе, куда переместилась столица Первого Болгарского царства. Именно эта система получает название кириллицы в память о человеке, который впервые предпринял попытку создания азбуки, пригодной для записи славянской речи. В Болгарии сложились более удобные, чем в Моравии и Паннонии, условия для развития славянского письма. На протяжении X –XI веков кириллица распространяется на территории Сербии и Киевской Руси, глаголица же, не получив поддержки в западнославянских землях, постепенно забывается и заменяется латиницей.

Литература

Бернштейн С.Б. Константин-философ и Мефодий: Начальные главы из истории славянской письменности. М., 1984.

Бильбасов В.А. Кирилл и Мефодий. Ч.1,2. СПб.,1871.

Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. М., 1963.

Лавров П.А. Святые Кирилл и Мефодий первоучители славянские./ Книга для чтения по истории средних веков. М.,1897.

Малышевский И.И. Святые Кирилл и Мефодий. М., 2001.

Папина А.Ф. Происхождение славянской письменности. М., 2004.

Сказания о начале славянской письменности / Под ред. В.Д.Королюк. М., 1981.
Соколянский А.А. Введение в славянскую филологию. М., 2004.

Уханова Е.В. У истоков славянской славянской письменности. М., 1998.

Флоря Б.Н. Сказания о начале славянской письменности. СПб., 2000.

Флоря Б.Н., Турилов А.А., Иванов С.А. Судьбы Кирилло-Мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия. - СПб. 2000.

Хабургаев Г.А. Первые столетия славянской письменной культуры: Истоки древнерусской книжности. М., 1994.

Примечания
1. Логофет (греч. logothétes) - чиновник в византийском государственном аппарате. С конца VII века логофет является руководителем важнейших ведомств: логофет геникона возглавлял главное казначейство, логофет стратиотов ведал войсковой казной, логофет дрома - почтой, иностранными сношениями, внутренними делами.

2. Фотий (родился между 810 и 827 – умер между 891 и 897) – византийский церковно-политический деятель, философ, писатель. В 857-867, а затем в 877-886 годах был патриархом Константинополя. Фотий выступал против императорского деспотизма, проповедуя равенство духовной и императорской власти. В значительной степени Фотий способствовал распространению влияния византийской церкви в Болгарии, Моравии и на Руси, что вызвало значительные разногласия с римской церковью. В 886 году патриарх Фотий был низложен императором Львом VI, умер в ссылке. Основные произведения: «Тысячекнижие» (первое средневековое библиографическое сочинение с элементами литературной критики), «Лексикон», «Номоканон» и другие.

3. Иконоборчество - религиозно-политическое движение (VIII – первой половине IX веков), формально направленное против христианского культа икон, а по существу являющееся борьбой за власть. Поклонение иконам объявлялось идолопоклонством. В связи с укреплением положения столичной знати, объединением ее со знатью провинциальной, социальные требования которой к началу IX века в основном были удовлетворены, иконоборчество постепенно пошло на спад, а к середине IX века потерпело поражение. В 843 году было восстановлено иконопочитание.

4. Хазары – племя урало-чудского (тюркского) происхождения. С III – IV веков оно обитало по берегам Каспийского моря, вблизи устья Волги. Во время путешествия Константина к хазарам их власть распространялась до Днепра. Это уже не кочевой народ. Хазары активно занимаются земледелием и торговлей, в их землях процветают крупные торговые города – Саркел, Итиль и другие (на месте Итиля, столицы Хазарского каганата, впоследствии возникнет Астрахань). Примерно в VII веке хазары отвергли язычество, а на его месте утвердилось иудейство. Часть хазар к середине IX века исповедовали мусульманство или христианство. Византия, которая часто использовала хазар в качестве союзников в войнах с арабами, армянами и славянами, была заинтересована в распространении у хазар христианства.

5. Климент – третий римский епископ, занимавший кафедру с 92 года нашей эры. Климент был обвинен в хуле на языческих богов и сослан императором Траяном (98-117) в инкерманские каменоломни (недалеко от Херсонеса). В каменоломнях Климент продолжал проповедовать христианство и приобщать к нему новых людей. По приказу императора, в 101 году Климент был сброшен в Черное море с якорем на шее.Климент считался покровителем Рима.

6. В семитских языках вообще и в сирийском в частности писались согласные, а гласные обозначались диакритическими знаками.

7. Хабургаев Г.А. Первые столетия славянской письменной культуры: Истоки древнерусской книжности. М., 1994. С.36.

8. Именно на латинском, еврейском и греческом языках, по легенде, были сделаны надписи на кресте Иисуса Христа.

9. Окончательное разделение римской и византийской церкви произошло только в начале XII века.

10. Бильбасов В.А. Исторические монографии. СПб., 1901. С. 92.

 



Просмотров 1009

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!