![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Судьба начинаний солунских братьев
После смерти Мефодия противники славянского богослужения в Моравии активизировались, а само богослужение, державшееся на авторитете Мефодия, сначала притесняется, а затем полностью затухает. После смерти в том же 885 году папы Иоанна VIII на престол вступил папа Стефан V – открытый противник славянского богослужения. На учеников Мефодия начинаются гонения, о которых сообщают жития Климента Охридского и Наума Охридского. Славянское богослужение в Моравии и Паннонии запрещено. Часть учеников бежало на юг, часть была продана в Венеции в рабство, часть убита. Ближайших учеников Мефодия Горазда, Климента, Наума, Ангеллария и Лаврентия, заточив в железо, держали в темнице, а затем изгнали из страны. Сочинения и переводы Константина и Мефодия были уничтожены. Именно этим объясняется то, что до наших дней не сохранилось их произведений, хотя сведений об их творчестве достаточно много. В 890 году папа Стефан VI предал славянские книги и славянское богослужение анафеме, окончательно запретив его. Дело, начатое Константином и Мефодием, было все-таки продолжено его учениками. Климент, Наум и Ангелларий поселились в Болгарии и явились основоположниками болгарской литературы. Православный князь Борис-Михаил, друг Мефодия, оказал поддержку его ученикам. Новый центр славянской письменности возникает в Охриде (территория современной Македонии). Охридская школа книжности глаголическая. До наших дней дошло значительное количество переводов и оригинальных произведений, созданных Климентом, Наумом, Ангеларием и другими деятелями в охридской школе. Однако Болгария находится под сильным культурным влиянием Византии, и один из учеников Константина (вероятнее всего, Климент) создает письменность, подобную греческому письму. Происходит это в конце IX – начале Х века, во время правления царя Симеона. Новая система письма появляется в Преславе, куда переместилась столица Первого Болгарского царства. Именно эта система получает название кириллицы в память о человеке, который впервые предпринял попытку создания азбуки, пригодной для записи славянской речи. В Болгарии сложились более удобные, чем в Моравии и Паннонии, условия для развития славянского письма. На протяжении X –XI веков кириллица распространяется на территории Сербии и Киевской Руси, глаголица же, не получив поддержки в западнославянских землях, постепенно забывается и заменяется латиницей. Литература Бернштейн С.Б. Константин-философ и Мефодий: Начальные главы из истории славянской письменности. М., 1984. Бильбасов В.А. Кирилл и Мефодий. Ч.1,2. СПб.,1871. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. М., 1963. Лавров П.А. Святые Кирилл и Мефодий первоучители славянские./ Книга для чтения по истории средних веков. М.,1897. Малышевский И.И. Святые Кирилл и Мефодий. М., 2001. Папина А.Ф. Происхождение славянской письменности. М., 2004. Сказания о начале славянской письменности / Под ред. В.Д.Королюк. М., 1981. Уханова Е.В. У истоков славянской славянской письменности. М., 1998. Флоря Б.Н. Сказания о начале славянской письменности. СПб., 2000. Флоря Б.Н., Турилов А.А., Иванов С.А. Судьбы Кирилло-Мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия. - СПб. 2000. Хабургаев Г.А. Первые столетия славянской письменной культуры: Истоки древнерусской книжности. М., 1994. Примечания 2. Фотий (родился между 810 и 827 – умер между 891 и 897) – византийский церковно-политический деятель, философ, писатель. В 857-867, а затем в 877-886 годах был патриархом Константинополя. Фотий выступал против императорского деспотизма, проповедуя равенство духовной и императорской власти. В значительной степени Фотий способствовал распространению влияния византийской церкви в Болгарии, Моравии и на Руси, что вызвало значительные разногласия с римской церковью. В 886 году патриарх Фотий был низложен императором Львом VI, умер в ссылке. Основные произведения: «Тысячекнижие» (первое средневековое библиографическое сочинение с элементами литературной критики), «Лексикон», «Номоканон» и другие. 3. Иконоборчество - религиозно-политическое движение (VIII – первой половине IX веков), формально направленное против христианского культа икон, а по существу являющееся борьбой за власть. Поклонение иконам объявлялось идолопоклонством. В связи с укреплением положения столичной знати, объединением ее со знатью провинциальной, социальные требования которой к началу IX века в основном были удовлетворены, иконоборчество постепенно пошло на спад, а к середине IX века потерпело поражение. В 843 году было восстановлено иконопочитание. 4. Хазары – племя урало-чудского (тюркского) происхождения. С III – IV веков оно обитало по берегам Каспийского моря, вблизи устья Волги. Во время путешествия Константина к хазарам их власть распространялась до Днепра. Это уже не кочевой народ. Хазары активно занимаются земледелием и торговлей, в их землях процветают крупные торговые города – Саркел, Итиль и другие (на месте Итиля, столицы Хазарского каганата, впоследствии возникнет Астрахань). Примерно в VII веке хазары отвергли язычество, а на его месте утвердилось иудейство. Часть хазар к середине IX века исповедовали мусульманство или христианство. Византия, которая часто использовала хазар в качестве союзников в войнах с арабами, армянами и славянами, была заинтересована в распространении у хазар христианства. 5. Климент – третий римский епископ, занимавший кафедру с 92 года нашей эры. Климент был обвинен в хуле на языческих богов и сослан императором Траяном (98-117) в инкерманские каменоломни (недалеко от Херсонеса). В каменоломнях Климент продолжал проповедовать христианство и приобщать к нему новых людей. По приказу императора, в 101 году Климент был сброшен в Черное море с якорем на шее.Климент считался покровителем Рима. 6. В семитских языках вообще и в сирийском в частности писались согласные, а гласные обозначались диакритическими знаками. 7. Хабургаев Г.А. Первые столетия славянской письменной культуры: Истоки древнерусской книжности. М., 1994. С.36. 8. Именно на латинском, еврейском и греческом языках, по легенде, были сделаны надписи на кресте Иисуса Христа. 9. Окончательное разделение римской и византийской церкви произошло только в начале XII века. 10. Бильбасов В.А. Исторические монографии. СПб., 1901. С. 92.
![]() |