![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Разработка инструкции о пропускном режиме
1. Общие положения. В этом разделе указывается: - нормативные документы, на основании которых составлялась инструкция; - определение контрольно-пропускного режима и цель его установления; - на кого возлагается руководство пропускным режимом, практическое его осуществление; - санкции к нарушителям контрольно-пропускного режима; - требования к оборудованию различных помещений. 2. Порядок пропуска сотрудников предприятия, командированных лиц и посетителей через контрольно-пропускные пункты. В этом разделе рекомендуется: - перечислить все КПП и их назначение, описание, расположение и установить их единую нумерацию; - изложить требования к оборудованию КПП; - установить порядок прохода сотрудников и посетителей на территорию объекта и в категорированные подразделения; - определить права и основные обязанности контролеров КПП; - установить помещения, где запрещается принимать посетителей и представителей сторонних организаций. 3. Порядок допуска на объект транспортных средств, вывоза продукции, документов и материальных ценностей. В этом разделе указывается: - порядок допуска на территорию объекта (с объекта) автотранспорта, принадлежащего объекту; - въезд и стоянка на территории объекта транспорта, принадлежащего сотрудникам на правах личной собственности; - порядок пропуска автомашин сторонних организаций, прибывших с грузом в адрес объекта в рабочее и нерабочее время; - порядок вывоза (ввоза) товарно-материальных ценностей; - правила оформления документов на вывоз (вынос) материальных ценностей с территории объекта. 4. Виды пропусков, порядок их оформления. В этом разделе определяется: - виды пропусков, их количество и статус; - описание пропусков; - порядок оформления и выдачи пропусков; - общая замена и перерегистрация пропусков; - мероприятия при утере пропуска сотрудником.
5. Обязанности должностных лиц по поддержанию контрольно-пропускного режима. 6. Учет и отчетность, порядок хранения пропусков, печатей. В зависимости от структуры предприятия и характера его деятельности инструкция может содержать и другие разделы.
Виды пропусков:
Для допуска на предприятие, в отдельные помещения, как правило, устанавливается несколько видов пропусков. Это могут быть: постоянные, временные, разовые и материальные пропуска. Образцы бланков пропусков разрабатываться администрацией объекта (службой безопасности). По своему внешнему виду и содержанию пропуска должны отличаться друг от друга и обладать защитными свойствами. Все виды пропусков, за исключением материальных, оформляются и выдаются бюро пропусков (или иным подразделением) по письменным заявкам. Виды пропусков определяются в зависимости от специфики предприятия.
Постоянные пропуска выдаются сотрудникам объекта, принятым на постоянную работу, а так же работникам других организаций, закрепленных для постоянного обслуживания объекта. Постоянные пропуска могут делиться на группы, их количество и назначение определяется инструкцией о контрольно-пропускном режиме. Постоянные пропуска могут храниться как на руках у сотрудников объекта, так и в кабинах на КПП. Постоянные пропуска лиц, убывающих с объекта на длительное время (отпуск, болезнь, командировка и т.п.), сдаются на хранение в бюро пропусков (отдел кадров), а при оставлении таких пропусков в кабине, на ячейке (где хранится пропуск) делается соответствующая отметка. Пропуска уволенных с работы уничтожаются установленным порядком.
Временные пропуска выдаются лицам работающим по контракту, находящимся на временной работе, прикомандированных к предприятию и хранятся, как правило, на КПП. Срок действия и порядок оформления временных пропусков определяется инструкцией о контрольно-пропускном режиме. Временные пропуска могут быть с фотографией и без фотографии. Временные пропуска без фотографии действительны только при предъявлении документа удостоверяющего личность.
Разовые пропуска (для посетителей и клиентов) выдаются на одно лицо и только для разового посещения предприятия и его подразделений. Пропуск оформляется и действителен при наличии документа удостоверяющего личность. Разовые пропуска должны периодически меняться по цвету бланков и другим отличительным признакам. Разовый пропуск выданный водителю транспортного средства может служить одновременно и разовым пропуском для транспорта. Разовый пропуск действителен для входа на территорию объекта или его подразделения в течении определенного времени. Контроль за посетивших предприятие по разовому пропуску осуществляется с помощью отметки на оборотной стороне пропуска, где указывается время посещения заверенное подписью лица принявшего посетителя. Разовый пропуск изымается на посту контролером, при выходе посетителя с объекта и сдается в бюро пропусков. О лицах не вышедших с объекта по истечению установленного срока действия пропуска контролер докладывает начальнику караула (дежурному по КПП) для принятия мер по выяснению причин задержки. Фамилии лиц, посетивших объект по разовому пропуску могут записываться в специальную книгу учета.
Материальные пропуска для вывоза (выноса) товарно-материальных ценностей выдаются администрацией предприятия. Срок действия пропуска определяется инструкцией о контрольно-пропускном режиме. Материальные пропуска должны изыматься на КПП и сдаваться в бюро пропусков. Образцы действующих пропусков должны находиться на КПП. Для обучения работников охраны выделяется необходимое количество образцов
Оборудование КПП Для организации пропускного режима на предприятии оборудуются контрольно-пропускные пункты. Оборудование КПП должно обеспечивать необходимую пропускную способность и возможность тщательной проверки пропусков, документов у проходящих лиц, досмотра всех видов транспорта, провозимых грузов и удовлетворять следующим требованиям: - исключать возможность несанкционированного проникновения через КПП на объект (с объекта) людей и транспортных средств; - способствовать сокращению времени на проверку документов, досмотр транспорта и материальных ценностей; - способствовать исключению (сведению к минимуму) ошибок охранника при пропуске людей и транспорта; - обеспечивать меры безопасности охранника при досмотре транспортных средств; Все виды КПП должны быть оборудованы необходимыми видами связи и тревожной сигнализации для вызова резерва охраны. На КПП рекомендуется располагать внутренний телефон и список телефонов администрации предприятия.
КПП для прохода людей. Для контроля лиц проходящих на объект и в отдельные здания (помещения) строятся КПП. Каждое людское КПП рекомендуется оборудовать: комнатой для охраны, комнатой для досмотра граждан, камерой хранения, гардеробом, турникетом с фиксирующими устройствами-запорами. Размещение помещений определяются проектами и зависит от средств механизации, автоматизации КПП и особенностей предприятия. В контрольно-пропускном зале устраиваются проходы, которые оборудуются техническими средствами охраны и физическими барьерами. В комплект оборудования, как правило, входит: - средства механизации, автоматизации, системы контроля доступа; - физические барьеры (ограждения турникеты, калитки; - основное и резервное освещение; - средства связи и тревожной сигнализации; - системы видеоконтроля. В качестве средств контроля доступа могут использоваться различные турникеты. Турникеты предназначены для управления потоками людей и регулирования входа (выхода). В последнее время наиболее широкое распространение получили электромеханические турникеты. Электромеханические турникеты, в отличии от громоздких и неудобных в управлении механических, легко управляются с пульта охранника и могут работать в составе автоматизированной системы контроля доступа. При выборе турникета нужно иметь ввиду, что они бывают "нормально открытые" и "нормально закрытые". "Нормально открытые" турникеты (например, раздвижные, которые до недавнего времени были установлены в российском метро) в мировой практике используются достаточно редко. Они могут ударить проходящего и не позволяют осуществлять эффективный контроль. Для осуществления надежного контроля чаще используются "нормально закрытые" турникеты: роторные турникеты-"вертушки", Турникеты-триподы и калитки. Калитки применяются для управления потоками людей - организации - организации свободного прохода в одну сторону (на вход или выход) и запрета прохода в другую. Калитки широко используются в магазинах, аэропортах, вокзалах. Применение калиток для контроля доступа неэффективно, это связано с тем, что калитки не разделяют поток людей по одному, так как после открытия калитки через нее могут пройти несколько человек. Калитки могут устанавливаться для организации свободного выхода, в то время как контроль входа доверяют триподам или "вертушкам". Турникеты-триподы с тремя преграждающими планками являются одним их наиболее оптимальных средств для осуществления контроля санкционированного прохода. Триподы имеют современный элегантный вид и легко монтируются. Триподы позволяют осуществлять эффективный контроль доступа, так как разделяют поток людей по одному, обеспечивая при этом высокую пропускную способность. Триподы могут применяться в системах электронных проходных, в том числе в условиях большого потока людей. Для предотвращения возможности подлезть под планки турникета или перепрыгнуть через них, на турнике рекомендуется устанавливать специальные датчики, которые срабатывают при попытке несанкционированного прохода. Роторные турникеты-"вертушки" применяются в тех случаях, когда необходимо полное перекрытие зоны прохода. Они могут быть различными по высоте - от поясных до турникетов в полный рост, которые конструктивно подобны вращающимся дверям.
Автотранспортные КПП. В состав автотранспортного КПП входит досмотровая площадка и служебные помещения. Досмотровая площадка предназначается для размещения автомобилей при их досмотре. Досмотровые площадки могут располагаться, как на территории предприятия, так и за ее пределами, на местности, непосредственно примыкающей к основным воротам КПП. Досмотровая площадка должна отвечать следующим требованиям: - иметь достаточную площадь для размещения досматриваемого транспорта, технические средства для обеспечения нормальных условий работы охранника; - исключать возможность несанкционированного проникновения на объект (с объекта) людей и транспортных средств; - обеспечивать при установленной интенсивности движения, в любое время суток и года, досмотр автомобильного транспорта и перевозимых грузов; - быть изолированной от других сооружений, не имеющих отношения к охране объекта и оборудованию КПП; - обеспечивать меры безопасности охранника при выполнении своих обязанностей. Размеры досмотровой площадки устанавливаются в зависимости от габаритов транспорта и перевозимых грузов и могут составлять: 10-12 метров в длину и 5-6 метров в ширину. На территории, отведенной для строительства досмотровой площадки, производится планировка местности с таким расчетом, чтобы на ней не задерживались дождевые и талые воды. Поперечный уклон досмотровой площадки делается не менее 2% от места выставления охранника в направлении ее боковых сторон (перпендикулярно проезжей части). Поверхность досмотровой площадки покрывается бетоном или асфальтом. На проезжей части площадки выделяется место остановки транспорта для досмотра, ограниченное двумя линиями "СТОП" выполненными белой краской. Перед въездом на досмотровую площадку с внешней стороны основных и вспомогательных ворот (шлагбаума), не ближе 3 метров от них, так же наносится поперечная линия и надпись "СТОП". В целях обеспечения безопасности движения транспорта не менее чем в 100 метрах от ворот с правой стороны или над дорогой устанавливается указательный знак "Движение в один ряд", а в 50 метрах от знака - знак ограничения скорости до 5 км/час. Автотранспортные КПП могут оборудоваться светофорами, весами для взвешивания автомобилей, досмотровой ямой или эстакадой для осмотра грузов, механизированными устройствами для автоматического открытия и закрытия ворот с фиксаторами. Досмотровые площадки по периметру оборудуются физическими барьерами и рубежом сигнализации. Площадки, как правило, выгораживаются просматриваемым забором из металлической сетки или декоративных решеток высотой до 2,5 метров. На площадке оборудуются основные и вспомогательные механизированные ворота. Основные ворота устанавливаются на линии основного ограждения объекта, а вспомогательные на противоположной стороне досмотровой площадки. Вместо ворот могут применяться механизированные шлагбаумы. На автомобильных КПП используются ворота с ограничением и без ограничения габаритов по высоте. По конструкции они могут быть распашными или раздвижными (выдвижными). Распашные ворота должны оборудоваться фиксаторами. Для регулирования движения транспорта, проходящего через проезды досмотровых площадок КПП могут применяться двухсекционные светофоры с линзами красного и зеленого цвета. В состав электромеханического оборудования КПП для автомобильного транспорта обычно включаются: - электродвигатели, привод ворот; - концевые выключатели, автоматического отключения электродвигателей при полностью закрытых и открытых створках ворот; - магнитные пускатели электродвигателей; - электрооборудование светофоров; - кабельные, силовые линии. Групповой распределительный щит (щит управления) может устанавливаться в помещении КПП, а при отсутствии здания КПП в специальном металлическом шкафу непосредственно на досмотровой площадке.
![]() |