Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Категорирование объектов охраны



 

Охрана (в широком смысле)- комплекс организационных, контрольных, инженерно-технических и иных мероприятий, направленных на обеспечение защиты информации, материальных ценностей и безопасности персонала объекта.

Охрана (в узком смысле) – комплекс организационных, контрольных, инженерно-технических и иных мероприятий, обеспечивающих с заданной вероятностью обнаружение и последующее пресечение действий злоумышленников (нарушителей), пытающихся тайно или открыто проникнуть на охраняемую территорию объекта или его зоны безопасности.

Охраняемый объект (ОО ) – отдельное помещение, содержащее материальные или другие ценности, оборудованное техническими средствами ОПС, или комплекс помещений, рассосредоточенных в пределах одного или нескольких зданий, объединенных общей территорией и охраняемых подразделениями охраны. Места возможного проникновения на ОО или отдельные охраняемые зоны оборудуются различными извещателями, которые включаются в шлейф сигнализации.

Охранники – находящийся на объекте персонал службы безопасности, обеспечивающий функцию реагирования (задержания, нейтрализации) в системе физической защиты.

Категория охраняемого объекта – комплексная оценка состояния объекта, учитывающая его экономическую, научно-техническую, технологическую или иную ( например, культурную или общественную) значимость в зависимости от характера и концентрации сосредоточенных ценностей, последствий от возможных преступных посягательств на них, сложности требуемой надежности охраны.

Основополагающими, определяющими выбор уровня защиты объекта, признаками являются категория важности объекта и мо­дель нарушителя, от проникновения которого данный объект дол­жен быть защищен.

Система охраны объекта, т.е. его периметра, территории, зда­ний, помещений — это сложный, многорубежный комплекс, вклю­чающий в себя физическую защиту (личный состав охраны), ин­женерные сооружения (решетки, стальные двери, сложные замки, замки — защелки, сейфы и т.п.), технические средства охранной сигнализации, системы телевизионного наблюдения (СТН), систе­мы контроля доступа (турникеты, шлагбаумы, управляемые во­рота и т.д.) и многое другое, что было рассмотрено в структурной схеме системы обеспечения безопасности объекта (см. рис. ).

Создание технически высокооснащенной системы охраны — чрезвычайно дорогостоящее дело, поэтому разработчики КТСО и СБ (О) (исполнители и заказчики) выбирают такую конфигу­рацию и архитектуру КТСО, которая была бы экономически ра­зумной. Это означает, что затраты на создание, внедрение и экс­плуатацию КТСО должны быть существенно ниже, чем стоимость того, что охраняется. По некоторым оценкам эти затраты состав­ляют около 5 % основных фондов и до 25 % оборотных средств в расчете на один финансовый год.

Существуют определенные методики технико-экономических обоснований выбора того или иного варианта оборудования объ­екта ТСОС, например [218]. Однако очевидно, что для объек­тов особого риска, например ядерноопасных объектов, на которых проведение диверсионно-террористических актов может повлечь за собой неисчислимые бедствия, гибель людей, разрушение эко­логической системы целых регионов, требуются достаточные для их надежной защиты затраты.

Таким образом, абстрактно-типизированный подход к катего­рированию важности объектов (далее для краткости — катего­рированию объектов) необходим лишь для приближенной оценки возможных затрат на их оснащение инженерно-техническими, спе­циальными и аппаратно-программными средствами защиты.

Второй аспект, влияющий на уровень затрат, т.е. в конце кон­цов на выбор уровней защиты — это модель нарушителя. Напри­мер, очевидно, чем выше должностной статус злоумышленника. работающего на охраняемом объекте (например, им может быть «директор», «главный инженер» и т.д.), тем выше будут затраты на создание системы безопасности, адекватной их «моделям».

Поэтому следует понимать, что абсолютной защищенности объекта быть не может. Но это уже проблемы, выходящие да­леко за рамки категорирования объектов, создания и применения КТСО, хотя и в определенной мере связанные с ними.

Итак, в данном изложении определение необходимых уровней защиты мы будем связывать с понятием классификации объектов по категориям важности, полагая априори, что злоумышленник является человеком «со стороны».

В первом приближении при выборе уровня защиты следует учитывать возможность обоснованного отнесения объекта к од­ной из четырех категорий:

 

1-я категория — особо важный объект;

2-я категория — особо режимный объект;

3-я категория — режимный объект;

4-я категория — нережимный объект.

Отнесение конкретных объектов к той или иной категории важности регламентируется специальным перечнем, утверждён­ным правительством РФ.

В относительно самостоятельных (национальных, областных, краевых) территориальных образованиях могут создаваться свои перечни объектов, дополняющие общий, исходя из требований местных условий и возможностей самостоятельного финансиро­вания расходов по их оснащению КТСО.

Очевидно, что выбор уровня оснащения КТСО названных ка­тегорий объектов будет зависеть от многих конкретных факто­ров, как то: конфигурация территории, рельеф местности, геогра­фическое положение, структура расположения жизненно важных центров объекта, характер угроз и т.д.

Априори следует полагать, что:

1-я и 2-я категории объектов требуют высокого уровня осна­щения КТСО, включения в него разнообразных ТСОС, телеви­зионных средств наблюдения (ТСН), наличия развитой ССОИ, СКД, создания многих рубежей защиты (зон безопасности), реа­лизации функций автоматического определения направления дви­жения нарушителя, состояния СО, анализа характера разрушаю­щего действия нарушителя на КТСО и т.д.;

 

3-я категория объектов требует меньшего, но достаточно вы­сокого уровня оснащения Здесь выборочно исключается исполнение ряда функций охраны (защиты), затраты на реализацию ко­торых заведомо выше возможных потерь от злоумышленных дей­ствий;

 

4-я категория объектов оснащается КТСО ограниченной структуры, предполагает наличие меньшего числа зон безопас­ности, реализацию меньшего количества функций в ССОИ.

Следует отметить, что наряду с категорированием объектов должно применяться и категорирование помещений с организа­цией соответствующих «зон безопасности». Это позволит мини­мизировать затраты на оснащение КТСО и организацию системы защиты в целом. Выбор категории (уровня защиты) должен осу­ществляться исходя из значимости объекта, характера потенци­альных угроз и, соответственно, «моделей» вероятных нарушите­лей и моделей их вероятных действий.

Приведенная классификация категорий важности объектов представляет по существу лишь укрупненно-базисный подход. В специальных разработках по этой проблеме выделяются множе­ства подклассов, на основе чего разрабатываются идеи типизации объектов и решения соответствующих задач типизации их оснаще­ния КТСО.

Наиболее опасной угрозой для любого объекта является угро­за проведения диверсионно-террористического акта (ДТА) с при­менением диверсионно-террористических средств (ДТС).

Коль скоро невозможно ставить задачу защиты всех без ис­ключения или абсолютного большинства объектов, ибо это непо­сильно из-за невероятно больших затрат финансовых, материаль­ных и людских ресурсов, принят подход, в рамках которого ре­шаются задачи определения перечня типовых особо важных объ­ектов народного хозяйства, МО и иных (требующих охраны) объ­ектов. Этому подходу характерна разработка рациональных (ти­повых) схем защиты объектов, входящих в группу риска, исходя из вероятности использования на них ДТС или их привлекатель­ности для преступных посягательств.

Исходя из международного опыта следует, что противодей­ствие преступности, особенно ОПФ, может осуществляться лишь на основе государственной программы борьбы с преступностью. При этом приоритетный выбор объектов для организации систем­ной защиты определяется, исходя из оценки возможного исполь­зования на них ДТС.

Типовые особо важные объекты, как правило, принадлежат таким отраслям, как энергетика, транспорт, химические и нефтехимические, наука и техника, оборонная промышленность, оборона, связь и информатизация, а также Министерствам финансов, здравоохранения, культуры и силовым структурам станы. Эти отрасли являются ключевыми для жизнеобеспечения общества и от их действенной защиты зависит жизнь, спокойствие и морально-психологическое состояние всего народа, прогрессивность движения общества, результативность экономических преобразований.

 



Просмотров 5321

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!