![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
А что поменялось в обучении?
Что такое «танго нуэво» как термин?
Танго нуэво (tango nuevo) – дословно означает новое танго. Но новое по отношению к чему? Всю историю развития танго и как музыки, и как танца был кто-то, кто что-то менял в танго. С самого начала танго рождалось из эксперимента и из смеси различных музыкальных культур, и в последствие танго менялось, развивалось, эволюционировало. Возможно, именно благодаря способности меняться и эволюционировать, интерес к танго сохранился и сейчас. Именно так считают и говорят многие выдающиеся танцоры и музыканты.
Получается, что этот термин нельзя применить ни к чему? И да и нет. Если применять этот термин без раздумий и без тонкостей контекста, то тогда действительно, кроме путаницы и грубого упрощения, ничего не получится.
В чем заключаются эти тонкости? Разобраться в том, что же такое «танго нуэво», будет проще, если мы рассмотрим четыре разных аспекта танго, а именно: музыку, танцевание, обучение танго и этикет (сюда я включаю такие вещи, как одежда, правила поведения на милонге, способы приглашения итд.)
Начнем с музыки. Так или иначе с музыкой и различными инструментами эксперементировали все композиторы; есть несколько композиторов, которые в свое время сильно меняли танго. Однако наиболее справедливо было бы связать появление танго нуэво как понятия в музыке с Астором Пьяцоллой; в 1960 году он создает квинтет, который называет Quinteto Nuevo Tango. Действительно музыка Пьяцоллы сильно не похожа на танго «золотого периода» (1935 - 1955 годы), и под многие танго даже нельзя танцевать. Тем не менее, на милонгах, когда танцоры и DJ-и говорят про музыку «танго нуэво» или просто «нуэво», они имеют в виду современные электронные коллективы (Gotan Project, Narcotango, Bajofondo итд.), но никак не музыку Пьяцоллы (Пьяцоллу так и называют «Пьяцолла»). В своем роде это уже устоявшаяся традиция, и вряд ли она поменяется.
Дальше посмотрим на танец. Здесь как раз и возникает больше всего споров. Вот некоторые совершенно неверные утверждения, которые, к сожалению, можно очень часто встретить: «танго нуэво – это то, что танцуют под танго нуэво музыку», «танго нуэво – это открытое объятие», «танго нуэво – это сложные элементы вроде ганчос, болеос, сольтадас», «танго нуэво – это то, что танцует молодежь», «в Буэнос-Айресе танго нуэво не танцуют», «танго нуэво это ненастоящее аргентинское танго». Такие утверждения говорят только о неграмотности говорящего и нежелание разбираться в предмете. Давайте рассмотрим их по порядку: «Танго нуэво – это то, что танцуют под танго нуэво музыку» - НЕПРАВДА. Под танго нуэво музыку (например, под Gotan Project) можно танцевать танго построенное на вполне обычных простейших шагах. «Танго нуэво – это открытое объятие» - НЕПРАВДА. Открытое, более гибкое объятие использовали в танце еще в 40-х годах, помещения для танцев были достаточно большими, и это позволяло танцевать более свободно. В целом, вопрос близкого или более свободного объятия исторически был в основном связан с тем, какого размера было помещение для танцев. Были районы, где милонги проходили в небольших кафешках, и поэтому люди танцевали очень компактно и в близком объятии, а были места, где залы были большие и просторные, что позволяло танцевать в более открытом объятии. «Танго нуэво – это сложные элементы вроде ганчос, болеос, сольтадас» - НЕПРАВДА. Эти элементы появились в танго очень давно. Весь вопрос только в том, что для выполнения этих элементов необходим хорощий уровень танцевания, а он был далеко не у всех, и в том, что эти элементы требуют пространства на танцполе, а зачастую милонги были переполнены, и поэтому выполнять такие элементы было невозможно и невежливо по отношению к окружающим. В дополнение хочу рассказать, что я даже потратил некоторое время, чтобы попытаться узнать, когда же в танго появился такой элемент, как ганчо. Достоверной информации я не нашел, зато нашел видео примерно 1950 года, где на сцене в танго спектакле поет Тита Мерелло (Tita Merello), а на переднем плане пара выполняет такое самое типичное женское ганчо. А если вы посмотрите видео танцев таких танцоров, как Рамон Ривера (“Finito” Ramon Rivera), Эстер и Минго Пуглиезе (Esther и Mingo Pugliese), Пепито Авежанеда (Pepito Avellaneda), Пупи Кастелло и Грасиелы Гонзалес (Puppy Castello и Graciela Gonzales), то быстро поймете, что такие элементы как болео, женские и мужские ганчо, сольтадас придумали вовсе не молодые «танго нуэвщики» 90-х годов. (все эти видео можно легко найти в ю-тьюбе). «Танго нуэво – это то, что танцует молодежь» - НЕПРАВДА. Так говорят люди далекие от танго. А сама танцующая молодежь про себя так не говорит, да и старшее поколение танцоров так не говорит. Все танцоры, с которыми я общался, говорили просто «я танцую танго». Более того на милонгах люди меняются, и молодые парнтерши часто танцуют с танцорами, которые им могут в дедушки сгодится, а молодые партнеры с известными партнершами более старшего поколения, ну почему то никто в таких случаях не говорит, что они танцуют «танго нуэво». «В Буэнос-Айресе танго нуэво не танцуют» - глупое утверждение. Для того, чтобы это сказать, надо сперва хорошо уметь различать «танго нуэво» и не «танго нуэво», а вещь эта, как мы видим сильно, неявная, а во вторых, надо побывать в Буэнос-Айресе и походить по милонгам. «Танго нуэво это ненастоящее аргентинское танго» - еще более глупое утверждение. Кто имеет право во всей истории развития танго выделять какую-то часть и называть ее «настоящим», откидывая все остальное?! Что это будет за период и какое оно «настоящее танго»? Танго с самого рождения жило и развивалось непрерывно, в среде состоящей из людей со всего света (из 2 миллионов эмигрантов половина была из Италии, треть из Испании, остальные из Германии, Польши, Африки итд.). Были времена более бурного развития и были времена, когда танго фактически исчезало, но выделять во всем периоде развития только какую-то часть и провозглашать ее «настоящей» - значит не уважать всю историю развития танго. Однако кое-что все-таки поменялось в танце, что с очень большой осторожностью можно назвать новым по сравнению с тем, как танцевали в 30-50-х года, не говоря уже про более ранее время? Дело здесь совсем не в определенных движениях, даже если какие-то из них и появились недавно, ведь новые движения в танго рождались всегда. Дело здесь скорее в том, что поменялась форма взаимодействия партнера и партнерши. Совсем в прошлом, на заре рождения танца, мужчины практиковались больше и танцевали в среднем лучше партнерш (среди мужчин была большая конкуренция), и взаимодействие в танце шло по принципу «партнер движениями своего тела двигает партнершу», такое взаимодействие вовлекало определенную мышечную силу, а танец выглядел грубовато. В дальнейшем взаимодействие перешло в форму «партнер через тело оказывает некоторое воздействие или импульс, и партнерша двигается, слушая такие движения», танец стал мягче и плавнее, но взаимодействие все еще выглядело как «монолог партнера». В наши дни, и это действительно новое, многие говорят о «диалоге в танце», т.е. о взаимодействие между партнером и партнершей, которое строится по принципу «предложение от партнера – интерпретация от партнерши и обратной связи», в таком диалоге у женщины равные права, больше свободы, и оба партнера создают свой совместный танец. А что поменялось в обучении? Дело в том, что в прошлом обучение строилось по принципу «делай как я, и без вариантов». Более того, если ты не делаешь «как я, и только я», то ты не умеешь танцевать танго, так как «танго в этом квартале умею танцевать только я», и ни дай бог кому-то попробовать позаниматься с другим преподавателем. Хорошие танцоры отнюдь не были заинтересованы делиться своими секретами с другими, хорошо танцевали в большинстве своем люди простые, и для преподавания им не хватало структурности, терминологии и педагогического опыта. Где-то в конце 90-х Густаво Навейра (Gustavo Naveira) встречается с Фабианом Саласом (Fabian Salas), и они начинают большую работу по исследованию возможностей движения в паре. Они и еще ряд танцоров из их друзей и учеников аналитически подходят к танго, изучают возможности импровизации и новых движений посроенных на диалоге между партнером и партнершей. Благодаря этим встречам, обсуждениям и спорам начинают рождаться и приобретать смысл некоторые термины (ось, открытый шаг, смена направления, параллельная и перекрестная система), приходит осознание огромных возможностей танго с точки зрения импровизации и создания новых последовательностей непосредственно во время танца Результат этой работы и этого нового, более структурного и исследовательского подхода к обучению многие и называют «танго нуэво», говоря про танцевание и преподавание, хотя и Густаво Навейра и Фабиан Салас этот термин стараются не использовать.
Этикет Напоследок хотелось рассмотреть тот контекст, в котором танцевалось танго в разные периоды. Дело в том, что многие очень воинственно дистанцируют себя от «танго нуэво», стараясь фактически воссоздать один в один то танго, которое танцевали много лет назад. Но то танго было не отрывно от той жизни. Танго, каким оно было в те годы, было возможно только в те годы. Нам никогда не воссоздать образ жизни людей тех лет, их привычки, моду и традиции. Любые попытки будут искуственными и нелепыми. Мы живем в другом мире, у нас другая работа, совершенно другая мода, другой стиль и темп жизни. И я имею в виду не только тех, кто танцует в Москве, но и всех своих друзей и знакомых из Аргентины, Франции, Германии, Италии и других стран. С точки зрения одежды, мы все принадлежим к новому танго, и очень странно видеть на милонге партнерш в бриджах от Даны, которые считают, что они танцуют настоящее аргентинское танго – Вижа Уркиза (см. примечание) или партнеров в джинсах, футболках, и танцевальных кросовках, которые танцуют еще одно настоящее танго – «в стиле милонгеро» (см. примечание). А если к одежде рассмотреть еще такие вещи, как негласные правила поведения на милонге, этикет приглашения, паузы между тандами, количество танцев с одним партнером или партнершей, то станет понятно, что в наши дни все сильно по-другому.
Если действительно внимательно понаблюдать, то у каждого хорошего танцора свой собственный уникальный стиль. Даже среди танцоров, на которых в спешке вешают ярлычки какого-то стиля, нет двух одинаковых. Каждый партнер знает на своем опыте, что все партнерши танцуют по-разному, и уж тем более такое про партнеров могут сказать все партнерши. К стилю относится и набор движений, и качество, и динамика движения, и интерпретация музыки, и даже некоторые эстетические качества, это как все равно, что нет двух одинаковых художников. Пытаться восстановить точь в точь танго определенного периода и ограничить «настоящее танго» только этим периодом, было бы несправедливо ко всей истории развития танго, да и в целом, это противоречит тому духу поиска и импровизации, который есть в танго. Обобщая, можно сказать, что термин «танго нуэво» существует и его вполне можно использовать, но делать это нужно очень аккуратно и обязательно в рамках какого-то контекста. А еще лучше не пытаться смотреть на вещи узко и не спешить все срочно классифицировать, а проявлять любопытство, читать, узнавать что-то новое и добираться до сути вещей.
Примечание: Вижа Уркиза (Villa Urquiza) – это один из районов Буэнос-Айреса. Около 3 лет назад (где-то в 2004-2005) появилось выражение «стиль Вижа Уркиза», как некий эталонный стиль танго, который характерезуется сверх элегантностью работы ног и ступней. Все хорошие танцоры и преподаватели считают это лишь рекламным ходом нескольких человек, которые решили продвигать свой личный стиль преподавания как эталон. Дело в том, что эталонный стиль ну никак не мог появится лишь 3 года назад, а все время до этого оставаться совершенно неизвестным. Стиль милонгеро – стиль, который продвигали несколько танцоров в середине 1990-х – начале 2000-х. Дословно милонгеро означает человека, который посещает милонги, и получается, что у каждого, кто ходит на милонги, есть свой «стиль милонгеро». Однако, говоря про «стиль милонгеро», обычно имеют в виду стиль танцевания в очень близком объятии, когда партнер и партнерша отдают часть веса друг другу, т.е. не стоят на своих собственных осях, а частично опираются друг на друга. Такое танцевание существовало десятилетиями, однако термин «стиль милонгеро» появился не раньше середины 90-х. «Бриджи от Пабло и Даны» – Дана Фриголи и Пабло Вижараса (Dana Frigoli и Pablo Villaraza) пара очень ярких молодых аргентинских танго танцоров, танцующих сложное и богатое элементами танго. В Буэнос-Айресе у них есть своя большая танго школа, а заодно и магазин танго туфель и танго одежды. Танцевальные бриджи из этого магазина стали супер популярным танго нарядом московских партнерш. Они одновременно красивы и удобны для выполнения сложных элементов типа ганчо, высокого болео, пьернасос итд.
Этим начинающим тангеро был я. И я абсолютно искренне считал, что на милонгах все тангерос мучаются и только и ждут, когда заиграет Готан Проджект, Наркотанго или Отрос Айрес. Сразу оговорюсь: под словом «нуэво» в этой статье я буду иметь в виду современную электронную музыку с элементами трансовой, которую часто ставят на милонгах. Это не касается Пьяццолы и сложной оркестровой музыки, которую иногда классифицируют как музыку нуэво. В те далекие времена как-то мы с Юлей подошли к нашему учителю Сергею Маге и гордо заявили, что мы решили специализироваться на нуэво, танцевать в стиле нуэво и под музыку только нуэво, потому что она нам очень нравится. Хорошо помню реакцию Маги. Он слушал, кивал и улыбался, а потом вдруг, не дав нам договорить (речь была длинная и пламенная), сам закончил ее за нас. И меня тогда очень удивило, что он почти в слово в слово сказал то, что мы сказать не успели, но хотели. Но мысли мои в то время по поводу дискриминации нуэво на милонгах Мага поколебать не пытался.
Одно время я интересовался психологической стороной алкоголизма, и, когда изучал статистику того, что предпочитают пить алкоголики, в списке перечисленных спиртных напитков не обнаружил ликеров. Странно, вроде не самый слабый напиток, а такой вкусный, подумал я. А потом нашел интересные мысли по этому поводу: ликер пьют те, кто стремится не к спиртному, а к чему-то совершенно другому – ну, например, к вкусовым качествам напитка. Как будто делают вид, что пьют, а сами лакомятся конфеткой. Я раньше очень любил ликеры. И я раньше очень любил нуэво. А теперь стал алкоголиком, ликер не пью, пью коньяк и водку. «Ликер» в последнем предложении – Наркотанго и Ко., «водка» и «коньяк» – Канаро и Ди Сарли. Это произошло как-то неожиданно и моментально. Я слушал очередную современную трансовую группу, играющую медленное вязкое танго, такт в котором исправно отбивал синтезатор. Группа свою задачу выполняла на все сто – в транс она меня ввела, в голове было мутно, а в горле… – сладко. Нет, не то слово, - не сладко, а приторно. Все слипалось во всех местах. Пальцы прикасались то к телу, то к неодушевленным предметам и не скользили по ним, а приклеивались. Я продолжал слушать этот медленный ритм и краем сознания понимал, что он, обволакивая, отупляет меня, и вылезти из него, чтобы испытать еще какие-нибудь чувства, а испытать я хотел много всего, помимо отупляющего транса, - будет очень непросто. Я собрал волю в кулак и достал диск с другой полки, к которой почти не прикасался, - диск танго-классики. Попался Ди Сарли, и я ватными и липкими руками сменил пластинку.Я и раньше слышал его оркестр на милонгах и на занятиях, приходилось. Но никогда он не оказывал на меня такого эффекта. Я почувствовал, как музыка смывает с меня и вымывает из меня вязкую, тягучую, липкую жидкость. Эта струйка воды была тонкой, но она постепенно делала свое дело. Я ощутил легкость, я как будто сбросил десять килограмм лишнего веса, который таскал на себе. Веса собственного тела. Никакого транса, никакого опьянения не было – была пустота. Пустота и легкость. Пустота в буддийском понятии, которая может быть заполнена чем угодно, все зависит от желания. Пустота, на которой возможно любое творчество. А в танго для меня это самое главное, потому им и занимаюсь. И сразу понял слова Пабло Верона: «танцевать под нуэво – танцевать под метроном».Я и сейчас танцую под нуэво, и даже иногда его слушаю. Ликеры бывают разные, с новым вкусом, с новым запахом. Но все их объединяет одно – слишком много сахара, и после них всегда хочется пить.
![]() |