![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Распространение электронных СМИ в Латинской Америке
Двадцатые годы стали периодом повсеместного распространения радиовещания и в Латинской Америке. На смену движению немногочисленных радиолюбителей пришли коммерческие фирмы, делавшие ставку на большую будущность радио как нового перспективного средства массовой информации и рекламы. Первые латиноамериканские радиостанции создавались на базе иностранных технологий, нередко – при участии зарубежных компаний и банков. В августе 1920 г. в Буэнос-Айресе вышла в эфир радиостанция «Radio Argentina», созданная при содействии «Маркони Компани» и адресовавшая радиослушателям музыкальные передачи, литературные читки и объявления. Первая уругвайская станция (в Монтевидео) начала вешание в апреле 1923 г. при решающем участии североамериканской корпорации «Дженерал Электрик». Выход в эфир первой гаванской радиостанции PWX (октябрь 1922 г.) был обеспечен финансовым участием одного из коммерческих банков. Родоначальница перуанскою радиовещания – станция ОАХ – была создана в 1925 г. группой бизнесменов, учредивших Перуанскую вещательную компанию. Участие деловых структур в создании радиостанции определило преимущественно коммерческий характер дальнейшего развития вещания в латиноамериканских странах. Часть латиноамериканских радиостанций была создана на базе крупных информационных или образовательных учреждений, некоторые – открыты государством. Первая в Бразилии радиостанция SAH (Рио-де-Жанейро) была учреждена в 1920 г. местным отделением французского телеграфного агентства Гавас. В Мексике первые регулярные радиопередачи велись с июня 1923 г. радиостанцией JH, созданной государством. Пионером мексиканского коммерческою радио стала станция CYL, впервые вышедшая в эфир в июле 1923 г. Появление этой станции, принадлежавшей издательской компании братьев Аскаррага – владельцев крупной газеты «El Universal», положила начало формированию крупнейшей в Мексике коммерческой радиосети XEW. В 1926 г. во всех латиноамериканских странах существовала как минимум одна радиостанция с регулярным режимом вещания. Во второй половине двадцатых годов в Латинской Америке быстро растет количество радиослушателей, формируется массовая аудитория. С началом распространения непосредственного телевизионного вешания многие развивающиеся страны Латинской Америки также проявили интерес к созданию собственных систем спутникового телевидения. В 1985 г. Бразилия вывела на орбиту собственный коммуникационный спутник Brasilsat, позволяющий осуществлять трансляции по 24 телевизионным каналам. Мексиканская телесеть Televisa организовала распространение своих передач на страны Латинской Америки, США и Европу через PanAmSat – первую в мире частную международную спутниковую систему. Латиноамериканские страны Андской группы осуществили проект космического ТВ на базе спутников Condor.
8.2.7 Журналистика Австралии и Океании Австралия - пятый континент - занимает одно из ведущих мест в мире по количеству периодических изданий на душу населения. В стране насчитывается свыше пятисот национальных городских и провинциальных газет. Одноразовый тираж ежедневных воскресных газет, а также журналов составляет свыше 12,5 млн. экземпляров - это много для страны с населением в 15,7 млн. человек. Крупнейшими ежедневными общенациональными газетами являются «Острэлиан» (The Australian - «Австралиец», 1964 г. основания), мельбурнский «Эйдж» (The Age - «Век», 1854), авторитетный среди австралийской интеллигенции; «Сидней морнинг геральд» (The Sydney Morning Herald - «Сиднейский утренний вестник», 1831) и «Геральд» (The Herald - «Вестник», 1840). В Австралии один из самых высоких в мире уровень концентрации прессы. Все крупные газеты принадлежат четырем концернам, ведущим между собой острую конкурентную борьбу: «Геральд энд уикли Таймс» (Мельбурн), «Джон Фэйрфакс лимитед» (Сидней), «Консолидейтед пресс холдинге» (Сидней) и «Ньюс Корпорейшн» Руперта Мэрдока (Сидней), которая заметно выделяется своей активностью. Сама же история Мэрдока уникальна. В 1995 г. журнал «Форбс» писал: «Руперт Мердок является предположительно самым могущественным частным лицом на планете». Газетные американские магнаты Херст и Пулитцер бледнеют в сравнении с Мэрдоком. С учетом инфляции информационная империя Пулитцера по состоянию на 1994 г. стоила бы 300 миллионов, а империя Херста - 700 миллионов долларов, тогда так годовые обороты австралийской холдинговой компании Мэрдока «Ньюз Корпорейшн» в середине 90-х годов выросли до 20 миллиардов, плюс свыше миллиарда в авуарах и один миллиард чистого дохода. Самый богатый человек в Австралии, он стал международным магнатом: его компания еженедельно выпускает 60 миллионов экземпляров газет в США, Европе, Австралии и странах Тихоокеанского региона, контролирует 70 процентов новостных изданий, бесчисленные телестанции. В Великобритании под контролем Мердока находится треть всей прессы, включая принадлежащие ему газеты «Таймс» и «Сан», кабельное телевидение, агентство новостей Рейтер. Родившийся в 1931 году, Руперт получил в наследство от отца крошечную провинциальную газету, в 22 года стал ее главным редактором. Но уже в 1956 г. он покупает разорившуюся газету «Санди Таймс», которую поднял на ноги, опираясь на свой организаторский талант, публикуя сенсационные материалы, привлекая читателей броскими заголовками. В 1957 г. он приобрел первую в стране телевизионную станцию; заплатив 7,5 миллиона долларов за газету «Синей миррор», вытащил ее из долгов благодаря агрессивной кампании по завоеванию читательского рынка. В 1968 г. Мэрдок покупает две лондонские газеты «Ньюс оф Уорлд» (Новости мира), и «Сан» (Солнце), победив своего конкурента Роберта Максвелла. Чтобы увеличить тиражи изданий, Руперт прибег к приемам желтой прессы: печатал сексуальные фотографии, сочинял непристойные заголовки и т. п. И уже в 1971 г. «Сан» была названа газетой года, а к 1993 г. приносила годовой доход в 50 миллионов долларов. Ее тираж самый большой среди всех англоязычных газет мира - 4 миллиона экземпляров. К 1974 г. Мэрдок стал владельцем 87 газет, 11 журналов, 7 радиостанций в Австралии, Европе и США. В 1976 г. Мэрдок переехал в Соединенные Штаты, где сразу же купил три газеты за 20 миллионов долларов, в 1980 г. приобрел шесть независимых телестанций. Завладев этой сетью, способной соперничать с тремя крупнейшими национальными компаниями — Эй-би-си, Эн-би-си, Си-би-эс, в 1985 г. он покупает за 2,6 миллиарда долларов знаменитую голливудскую компанию «Фокс Мульти-Медиа», в 1988 г. за 2,8 миллиарда долларов издательство «Харпер энд Роу». В это время долг в 7,6 миллиарда долларов угрожал существованию его империи, но Мэрдок вышел сухим из воды. В 1985 г. Мердок получил американское гражданство, и в американском конгрессе больше не поднимали вопрос, почему национальные газет скупает иностранец. В борьбе с конкурентами Мэрдок применяет и практику демпингового снижения цен: к примеру, цена экземпляра воскресного номера его ежедневной газеты «Нью-Йорк пост» всего 50 центов, в 2,5 раза ниже, чем экземпляр воскресного номера ее главной соперницы - «Нью-Йорк дейли ньюс». магната не останавливает, что убытки «Нью-Йорк пост» в 1995 г. составили почти 20 млн. долларов. На крошечной провинциальной газете Мэрдок выстроил самую могущественную империю масс-медиа в истории. Но он не ограничивается приобретением только средств массовой информации. За 80 миллионов долларов он купил вторую по величине авиакомпанию Австралии «Ансетт Эйрлайнз». А в «Ньюз Корпорейшн» (основном тресте Мэрдока) работают 30 тысяч человек. «Он гений, - говорил о Мэрдоке его конкурент Роберт Максвелл, - его достижения просто огромны в масштабах земного шара». Характерной особенностью австралийской печати является большой объем изданий. Так, в номере газеты «Сидней морнинг геральд» 144, а в номере «Эйджа» 130 страниц. Значительны и тиражи многих газет. «Сан ньюс пикториал» («Иллюстрированные новости») издается тиражом почти миллион экземпляров, а «Острэлиан» одновременно печатается в пяти городах. В Австралии широко распространена так называемая провинциальная и «пригородная» печать: 343 провинциальных газеты, 37 из которых - ежедневные. Большинство маленьких городков с населением 10 тысяч и более человек имеют собственные издания. Местная пресса обычно играет важную роль в жизни данного района или городка страны. Однако есть и исключения. «Ньюкастл морнинг геральд» является крупнейшей провинциальной газетой и издается тиражом в десятки тысяч экземпляров. В стране имеется 50 пригородных газет: как и провинциальная пресса, они концентрируют свое внимание на вопросах, представляющих интерес для местного населения. Помимо этого выпускается также 85 газет на 30 иностранных языках - итальянском, греческом и других языках эмигрантов. Их периодичность - в основном 1-2 раза в месяц. В молодых республиках Океании - этого обширного региона Тихого океана - печать переживает период своего становления. Ежедневных газет практически нет в большинстве стран, получивших независимость 10-15 лет тому назад. Исключение составляет пресса Папуа-Новой Гвинеи(3,3 млн. человек), Фиджи(680 тысяч человек) и особенно Новой Зеландии (население 3,2 млн. человек). Одна из ежедневных газет Фиджи - «Фиджи Таймс» основана в 1869 г. выходит на английском языке тиражом 27 тыс. В Новой Зеландиииздается около 150 газет. Несмотря на малые размеры населения страны (3,4 млн. человек), в Новой Зеландии издается 28 ежедневных газет, восемь из которых - утренние, а двадцать - вечерние. Крупнейшие из них «Нью-Зиленд геральд» («Новозеландский вестник», 1863); «Ивнинг пост» («Вечерняя почта», 1865). Как и в соседней Австралии, новозеландская пресса характеризуется высоким уровнем монополизации и отражает взгляды правящих кругов страны. Радиовещательная компания, начавшая вещание в Новой Зеландии с 1925 г., была сначала частной и лишь в 1932 г. куплена государством. А в 1988 году вместо одной государственной Вещательной корпорации (Эн-зе-би-си) были созданы две компании: «Телевижи Нью Зиленд лимитед» («Телевидение Новой Зеландии») и «Рэйдио Нью Зиленд лимитэд» («Радио Новой Зеландии»), которые хотя и остались государственными, но обладают большей независимостью в действиях. Финансирование их идет преимущественно за счет доходов от рекламы. В 1879 г. ежедневные газеты Новой Зеландии основали кооперативное объединение - информационное агентство «Нью Зиленд Пресс Ассошиэйшн» (НЗПА). Информационное агентство Австралии «Остролиан Ассошиэйтед Пресс» значительно моложе - создано в 1935 г., однако более мощное: имеет отделения во многих городах, 330 его сотрудников передают 2,5 млн. слов ежедневно.
Контрольные вопросы для закрепления, размышления и обсуждения материала 1. Расскажите о становлении журналистики в странах Африки, Азии и Латинской Америки. 2. Каковы особенности журналистики стран Африки? 3. В чем заключается специфика развития периодической печати в Африке? 4. Расскажите о становлении электронных СМИ в Африке. 5. В чем заключается специфика журналистики стран арабского мира? 6. Расскажите об арабском рынке печатных СМИ. 7. Какова система электронных средств массовой информации в арабском мире? 8. Расскажите о журналистике стран Азии. 9. Каковы особенности периодической печати в странах Азии? 10. Расскажите о развитии электронных СМИ в Азии. 11. Каковы особенности журналистики КНР? 12. Каков процесс формирования системы печати в Китае? 13. Расскажите об электронных СМИ в КНР. 14. Расскажите о журналистике Латинской Америки. 15. Каково развитие периодической печати в Латинской Америке? 16. В чем заключается специфика процесса распространения электронных СМИ в Латинской Америке? 17. Расскажите о журналистике Австралии и Океании.
![]() |