![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Движение макрейкеров в США в начале ХХ века
На стыке двух веков заметным явлением в американской журналистике было движение социального прогресса - «прогрессивизм», направленное против стяжательства и коррупции, сочетающее в себе социальную критику с требованиями реформ. Иногда историю «прогрессивного» десятилетия определяют также как историю «макрейкерства» («разгребательства грязи»). Впервые это слово появилось в заголовке журнала «Колльерс» 10 февраля 1906 г., а 14 апреля того же года его употребил в своей речи президент Теодор Рузвельт. «Разгребателями грязи» называли группу писателей и публицистов, которые стремились привлечь внимание американского общества к фактам злоупотреблений и коррупции в различных сферах жизни США.
3.2.1.1 Роль «макрейкерства» в истории развития американской журналистики
В начале XX столетия американская журналистика пережила период «макрейкерства» (движения «разгребателей грязи»), т.е. разоблачительной журналистики. Движение макрейкеров - прогрессивных журналистов - в своих истоках восходит к концу XIX в., когда в печати появились произведения Марка Твена («Позолоченный век», 1873), Г. Джорджа («Прогресс и бедность», 1879), Э. Беллами («Взгляд назад», 1888). В конце 1880-х гг. внимание публики привлекли два новых журнала, взявших курс на агрессивную журналистику и разоблачительные материалы, предвосхищая появление «разгребателей грязи». Речь идет о нью-йоркском «The Forum» и бостонском «The Arena», предложившим читателю сенсационные материалы-разоблачения различных сфер политической и экономической жизни. На страницах журнала «Арена», издававшегося Б. Флауером, печатались статьи, поднимавшие вопрос о возрастающей власти бизнеса, его тайных связях с органами управления, о растущей политической коррупции. В 1901 г. Б. Флауер выступил со статьей, в которой говорил о необходимости прогрессивных реформ, возврата к принципам Декларации независимости, ограничения трестов, государственной собственности на землю и даже прямых выборов. Журнал «Арена» поднимал острые проблемы современности. Его издатель действительно был первым, кто начал открыто говорить о пороках американской общественной жизни. Правда, эта критика выражалась в общей форме, без упоминания имен мэров или конгрессменов, названий корпораций. Но выступления «Арены» подтолкнули журналистов заняться конкретными расследованиями злоупотреблений в органах городского управления и деятельности монополий. Традиционно начало «макрейкерства» в американской журналистике возводится к публикациям Джекоба Рииса и Генри Демареста Ллойда. Д. Риис, корреспондент «The New York Sun», обратился к социально-публицистическому исследованию нью-йоркских трущоб и обобщил свои наблюдения и выводы в книге «Как живет другая половина» (1890). Факты, полученные Рисом, в результате непосредственного знакомства с жизнью и нравами трущоб, производили шокирующее впечатление. Американский президент Теодор Рузвельт (которому принадлежит авторство самого термина «разгребатели грязи») писал впоследствии, что книга Дж.Рииса стала для него «просветлением и вдохновением, за которое я никогда не смогу полностью выразить свою благодарность». Десятилетний «крестовый поход» Джекоба Рииса, описанный им в публицистической книге «Битва с трущобами» (1902), позволил ему занять почетное место в истории американской журналистики. Журналист-реформатор из Чикаго. Г Д. Ллойд впервые обратил на себя внимание в 1881 г. небольшой статьей, опубликованной в журнале «The Atlantic Monthly». В ней точно, сжато и доказательно описывались грязные методы ведения бизнеса могущественной нефтяной компанией «The Standard Oil». Г.Д. Ллойда в 1894 г. написал материал «Богатство против общества». Классическим произведением Г.Д. Ллойда стала книга «Богатство против благосостояния» (1894), в которой рассказывалось «как могущественные люди накапливали богатство, не стесняясь в средствах и прибирая к рукам правительство, церковь и сферу образования. Ллойд убедил всех, что можно говорить о сведениях, добытых из отчетов комиссий конгресса и судебных бумаг, с такой ясностью и человеческой страстностью, что сочинение на экономические темы могло стать значительным литературным произведением и занять достойное место в литературе идей последней четверти XIX столетия». Афористичная фраза Г.Д. Ллойда о том, что «свобода порождает богатство, а богатство разрушает свободу», стала девизом «разгребателей грязи». Именно эта социальная критика всей общественно-политической системы отличала движение «макрейкеров» от разоблачительной журналистики предыдущих десятилетий. Термин «макрейкер» (буквально «разгребающий грязь лопатой») появился позднее, в 1906 г., после того как президент Т. Рузвельт публично назвал так энтузиастов-журналистов, раздраженный их разоблачительными выступлениями в печати. Но бранное слово превратилось в почетное звание борца за правду. 1900-е гг. отмечены появлением целой группы журналов, которые можно классифицировать как «макрейкерские», — «McClure's Magazine» («Макклюрз мэгэзин»), «The Arena», «Everybody's Magazine» («Эврибодиз мэгэзин»), «The American Magazine» («Америкен мэгэзин»), «Cosmopolitan Magazine» («Космополитэн мэгэзин») и т.д. Наибольшую известность из периодических изданий подобной ориентации приобрел нью-йоркский журнал «McClure's Magazine» (1893-1929). Журнал выдвинулся на передовые позиции с появлением на его страницах в октябре 1902 г статьи «Времена Твида в Сент-Луисе» о взяточничестве и мошенничестве членов муниципалитета, написанной Линкольном Стеффенсом, одним из наиболее видных и талантливых журналистов-макрейкеров. Этой статьей обычно датируют начало движения за «разгребание грязи». Успех статьи Стеффенса был огромным. Номер журнала раскупили в один день, газеты кричали о сенсации и требовали дальнейших разоблачений. Стеффенс был приглашен на должность главного редактора «McClure's Magazine» и оставался на этом посту с 1902 по 1906 г. В журнале последовала новая серия разоблачительных материалов. Издатели, понимавшие, что сенсация приносит деньги, предоставили журналистам возможность заняться расследованиями и публикацией разоблачительных материалов. Так началось движение макреикеров, составивших его знаменитую книгу «Позор городов» (1904), основной темой которой стала коррумпированность государственных институтов, связь полиции с преступным миром, сомнительные действия различных монополий и другие не менее «горячие» материалы. Невысокая цена (15 центов) и сенсационный материал способствовали росту тиража, который достиг 3 млн. экз. В «McClure's Magazine» работала плеяда талантливых журналистов-макрейкеров, публикации которых собирали миллионную аудиторию читателей. В 1902-1904 гг. Аида Тарбелл, продолжив традицию Г.Д. Ллойда, дала серию сенсационных репортажей, разоблачавших методы обогащения крупных монополий. Эти статьи составили книгу «История «Стандард Ойл», в которой Тарбелл проследила историю возникновения и обогащения нефтяной корпорации Дж. Рокфеллера. Тарбелл выявила тесные связи большого бизнеса с госаппаратом и политическими кругами и показала опасность бесконтрольной деятельности монополий для демократического общества. Макрейкерские статьи печатались и в других журналах, например в «Мэнсиз мэгэзин», хотя этот журнал лишь отчасти примыкал к направлению «разгребателей грязи». Не следует думать, что издатели отличались радикальными взглядами. Они гнались за сенсацией и преследовали цель повысить доходность журналов. Не исключено, что риск и чувство азарта также играли здесь роль. Публикации журналистов-макрейкеров приносили издателям журналов значительные прибыли, поэтому в начале века издатели и редакторы многих периодических изданий поощряли деятельность макрейкеров. Но разоблачения макрейкеров затрагивали интересы многих, поэтому неизбежно со стороны влиятельных кругов Америки последовала контратака на «разгребателей грязи» и на реформаторские идеи, исповедуемые этими журналистами. Консервативные редакторы, церковные проповедники и политики стремились чернить агрессивных либералов. Бизнесмены вмешивались в издательскую политику популярных периодических изданий, угрожая изъять размещаемую рекламу, а в ряде случаев они получали контроль за редакторской политикой путем прямой покупки издания. «American News Company» также использовала свое влияние против прогрессивных журналов, препятствуя их распространению. В результате макрейкерские издания стали исчезать одно за другим или менять свою издательскую политику. 1910 г. стал своеобразной чертой, подведенной под деятельностью макрейкерских изданий. Громадные тиражи в последующие пару лет поползли вниз, что объяснялось рядом причин, в числе которых можно выделить давление со стороны большого бизнеса, падение читательского интереса и изменение конъюнктуры издательского рынка. Практически все журналы подобной ориентации либо поменяли свой профиль, либо прекратили существование, либо слились с другими изданиями.
3.2.1.2 Проблематика журналисткого движения «макрейкеров»
Серьезно относились к своему делу журналисты. Большинство макрейкеров были талантливыми, искренними и сравнительно молодыми людьми. Они отдавались своей работе с подлинным энтузиазмом, не останавливаясь перед опасностью подвергнуться не только преследованиям в печати, но и оказаться жертвой физической расправы. Макрей-керы действовали стихийно, самостоятельно выбирая объекты расследования. Не было никаких попыток создать какое-либо общество, скажем, по борьбе с коррупцией или преступностью. Журналисты составляли «штаб» редакции и делили между собой сюжеты репортажей. Издатели щедро финансировали своих сотрудников в расчете на будущие прибыли. Успех выступлений Стеффенса и А. Тарбелл из «Макклюрз мэгэзин» подстегивал издателей, конкурирующих между собой в борьбе за читательский спрос. Какими проблемами занимались макрейкеры? Диапазон расследовательской деятельности журналистов был широк. Они обнажали перед публикой, по образному выражению американского историка Б.Л. Паррингтона, «сточные ямы», загрязняющие политическую жизнь страны, обнаружили их под каждой мэрией, каждым зданием, где располагались власти штата. О продажности, взяточничестве, мошеннических махинациях облеченных властью выборных лиц (мэров, членов муниципалитетов и правительств в штатах) писал Л. Стеффенс («Позор Миннеаполиса», «Огайо: повесть о двух городах»). Большой резонанс вызвали статьи, раскрывающие методы обогащения крупных монополий, промышленных и банковских фирм. Одной из первых работ на эти сюжеты были статьи А. Тарбелл в 1902-1904 гг. Они предали гласности скандальную историю образования и обогащения фирмы Дж. Рокфеллера «Стандард ойл». Расследованием деятельности и злоупотребления монополий занималась не одна Тарбелл. Антимонополистическая направленность движения макрейкеров ясна из произведений плеяды журналистов и писателей, раскрывших перед страной не только беззастенчивую погоню за наживой, но и, что еще важнее, тайные связи бизнеса с правительством во всех звеньях государственного аппарата - от мэрии до правительства штата. Стеффенс, разоблачивший коррупцию в Миннеаполисе, предпринял расследование махинаций в масштабе штатов. Серия его статей под общим названием «Враги республики» о положении в Миссури и Иллинойсе, Нью-Джерси и Огайо наглядно показывала, что коррупция в политике тесно переплетается с коррупцией в бизнесе, что это единый процесс, ведущий к разложению американского общества. На примере штата Нью-Джерси Стеффенс доказал, как корпорации подрывают конституционные основы США. Законодательное собрание этого штата выработало, а губернатор утвердил известный закон, разрешавший организации любых корпораций, платящих налог Нью-Джерси, но имеющих право действовать в масштабе всей страны. Стеффенс назвал Нью-Джерси «штатом-предателем», поскольку этот закон позволял монополиям обходить принятые в других штатах антитрестовские законы и одновременно приносил огромные доходы штату. Произвол и борьба «медных королей» в штате Монтана живыми красками были описаны в статьях Ч.Р. Конноли, опубликованных в 1906- 1907 гг. в «Макклюрз мэгэзин». Конноли показал, как политическое и деловое соперничество монополистов из-за контроля над богатейшими медными рудниками Монтаны привело к неслыханному разложению правительственных учреждений штата, массовому подкупу законодательного собрания, попытке подкупить Верховный суд штата. Борьба закончилась компромиссом в 1906 г. между известным «медным королем» Ф. А. Хейнзе и «Амальгамейтед коппер компани». Современники отмечали огромный интерес публики к статьям Конноли за пределами штата Монтана. Жители Монтаны не интересовались этой битвой. «Для них это было старой историей». Расследования злоупотреблений и коррупции в штатах неизбежно должны были привести и привели макрейкеров в Вашингтон, где под сводами Капитолия вершили дела всего государства представители штатов - сенаторы и конгрессмены. Писатель Д. Г. Филлипс пошел в этом направлении дальше Стеффенса, Конноли и Тарбелл. Он замахнулся на высший законодательный орган США - сенат. Он расследовал деятельность сенаторов и в 1906 г. опубликовал острую и политически злободневную серию статей под названием «Предательство сената», в которой наглядно показал связь сенаторов с бизнесом. Эффект статей был особо сильным потому, что в них были названы имена «столпов» правящей республиканской партии: лидера республиканцев в сенате Н. Олдрича (тестя Рокфеллера), Ч. Дипью и др. Именно после этих статей президент Рузвельт постарался дезавуировать назвал журналистов «разгребателями грязи». Для Филипса закрылись двери многих редакций. Большой успех имели серии статей Т. Лоусона «Бешеные финансы», считающихся образцом разоблачения махинаций финансовых воротил Уолл-стрит. Лоусон великолепно разбирался в этих махинациях, ибо был финансистом, а не профессиональным журналистом. Макрейкеры фактически затрагивали все или почти все стороны жизни США. Они писали о политической коррупции, разъедающей органы власти, и связи последних с бизнесом. Они раскрывали бесчестные методы финансистов и промышленников; разоблачили преступные действия владельцев заводов мясных консервов и медицинских препаратов, отравляющих население недоброкачественной продукцией. Они обрисовали злостную эксплуатацию иммигрантов и бесчеловечное отношение к цветному населению США; разоблачили обогащение предпринимателей на жестокой эксплуатации труда детей, на проституции и торговле девушками. Они обнажили фальш «святых отцов», расследовав источники дохода известной церкви св. Троицы в Нью-Йорке, владевшей доходными домами в трущобах города. Они рассказали о зависимости прессы от монополий, показав, что многие издательства, в том числе и макрейкерские, существовали главным образом за счет рекламных объявлений, предоставляемых ими различным фирмам. Конечно, произведения разных жанров, разоблачающие пороки общества, появлялись задолго до макрейкеров. Но можно присоединиться к оценке движения А. и Л. Вейнбергами, издавшими отдельной книгой наиболее известные статьи макрейкеров. Эти авторы писали: «...впервые группа писателей и созвездие журналов обрушились громогласно на пороки, обнаруженные ими в обществе. Именно это сделало движение макрейкеров единственным в своем роде. Ни до, ни после этого в периодической литературе не возникало ничего, что можно было бы сравнить с неустанной кампанией за разоблачение». Макрейкеры много сделали, подготовив почву для движения за реформу. И главное, как писал Г. Грин, они заставили американцев «увидеть себя без прикрас». Однако дальше этого макрейкеры не пошли. Они были индивидуалистами, и философия буржуазного индиви-дyализма пронизываал все их действия. В массе своей макрейкеры oтpицали социализм, на что указывает, в частности, исследователь движения Л. Филлер. «Они хотели делать свою работу, - писал он, - а делать ее они могли, лишь не будучи связанными с партийной политикой». Некоторые из них позже перешли к апологетике государственных деятелей и «капитанов индустрии» (Р.С. Бэйкер, А. Тарбелл). Были среди них и социалисты (Ч. Рассел, Дж. Спарго, У. Дж. Гент, Э. Синклер). Правда, Спарго, Рассел примыкали к правому крылу и в дальнейшем были известны оппортунизмом и поддержкой правительства Вильсона. Но Синклер, несмотря на многие ошибки, остался верен своему «социализму чувств». Сложный путь прошел Стеффенс, который в мучительных поисках путей к очищению общества, через ошибки и заблуждения на склоне лет отказался от своей позиции «над схваткой» и пришел к коммунизму. Движение макрейкеров было движением одиночек, не ставивших целью переустройство общества. В своих произведениях они показывали американскую действительность без прикрас и говорили только о необходимости искоренения пороков этой действительности. Выступления смелых и честных журналистов вошли в историю как движение, отразившее в основных чертах недовольство либеральной интеллигенции и развитие антимонополистических настроений в широких кругах американского общества начала XX в.
![]() |