Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Движение макрейкеров в США в начале ХХ века



На стыке двух веков заметным явлением в американской журналистике было движение социального прогресса - «прогрессивизм», направленное против стяжательства и коррупции, соче­тающее в себе социальную критику с требованиями реформ. Иног­да историю «прогрессивного» десятилетия определяют также как историю «макрейкерства» («разгребательства грязи»). Впервые это слово появилось в заголовке журнала «Колльерс» 10 февраля 1906 г., а 14 апреля того же года его употребил в своей речи пре­зидент Теодор Рузвельт. «Разгребателями грязи» называли группу писателей и публицистов, которые стремились привлечь вни­мание американского общества к фактам злоупотреблений и кор­рупции в различных сферах жизни США.

 

3.2.1.1 Роль «макрейкерства» в истории развития американской журналистики

 

В начале XX столетия американская журналистика пережила период «макрейкерства» (движения «разгребателей грязи»), т.е. разоблачительной журналистики.

Движение макрейкеров - прогрессивных журналистов - в своих истоках восходит к концу XIX в., когда в печати появились произведе­ния Марка Твена («Позолоченный век», 1873), Г. Джорджа («Прогресс и бедность», 1879), Э. Беллами («Взгляд назад», 1888).

В конце 1880-х гг. внимание публики привлекли два новых журнала, взявших курс на агрессивную журналистику и разоблачительные материалы, предвосхищая появление «разгребателей грязи». Речь идет о нью-йоркском «The Forum» и бостонском «The Arena», предложившим читателю сенсационные материалы-разоблачения различных сфер политической и экономической жизни. На страницах журнала «Арена», издававшегося Б. Флауером, печатались статьи, поднимавшие вопрос о возрастаю­щей власти бизнеса, его тайных связях с органами управления, о расту­щей политической коррупции. В 1901 г. Б. Флауер выступил со статьей, в которой говорил о необходимости прогрессивных реформ, возврата к принципам Декларации независимости, ограничения трестов, государст­венной собственности на землю и даже прямых выборов.

Журнал «Арена» поднимал острые проблемы современности. Его из­датель действительно был первым, кто начал открыто говорить о поро­ках американской общественной жизни. Правда, эта критика выража­лась в общей форме, без упоминания имен мэров или конгрессменов, названий корпораций. Но выступления «Арены» подтолкнули журнали­стов заняться конкретными расследованиями злоупотреблений в органах городского управления и деятельности монополий.

Традиционно начало «макрейкерства» в американской журналистике возводится к публикациям Джекоба Рииса и Генри Демареста Ллойда. Д. Риис, корреспондент «The New York Sun», обратился к социально-публицистическому исследованию нью-йоркских трущоб и обобщил свои наблюдения и выводы в книге «Как живет другая половина» (1890). Факты, полученные Рисом, в результате непосредственного знакомства с жизнью и нравами трущоб, производили шокирующее впечатление. Американский президент Теодор Рузвельт (которому принадлежит авторство самого термина «разгребатели грязи») писал впоследствии, что книга Дж.Рииса стала для него «просветлением и вдохновением, за которое я никогда не смогу полностью выразить свою благодарность». Десятилетний «крестовый поход» Джекоба Рииса, описанный им в публицистической книге «Битва с трущобами» (1902), позволил ему занять почетное место в истории американской журналистики.

Журналист-реформатор из Чикаго. Г Д. Ллойд впервые обратил на себя внимание в 1881 г. небольшой статьей, опубликованной в журнале «The Atlantic Monthly». В ней точно, сжато и доказательно описывались грязные методы ведения бизнеса могущественной нефтяной компанией «The Standard Oil». Г.Д. Ллойда в 1894 г. написал материал «Богатство против общества».

Классическим произведением Г.Д. Ллойда стала книга «Богатство против благосостояния» (1894), в которой рассказывалось «как могущественные люди накапливали богатство, не стесняясь в средствах и прибирая к рукам правительство, церковь и сферу образования. Ллойд убедил всех, что можно говорить о сведениях, добытых из отчетов комиссий конгресса и судебных бумаг, с такой ясностью и человеческой страстностью, что сочинение на экономические темы могло стать значительным литературным произведением и занять достойное место в литературе идей последней четверти XIX столетия». Афористичная фраза Г.Д. Ллойда о том, что «свобода порождает богатство, а богатство разрушает свободу», стала девизом «разгребателей грязи». Именно эта социальная критика всей общественно-политической системы отличала движение «макрейкеров» от разоблачительной журналистики предыдущих десятилетий.

Термин «макрейкер» (буквально «разгребающий грязь лопатой») появился позд­нее, в 1906 г., после того как президент Т. Рузвельт публично назвал так энтузиа­стов-журналистов, раздраженный их разоблачительными выступлениями в печати. Но бранное слово превратилось в почетное звание борца за правду.

1900-е гг. отмечены появлением целой группы журналов, которые можно классифицировать как «макрейкерские», — «McClure's Magazine» («Макклюрз мэгэзин»), «The Arena», «Everybody's Magazine» («Эврибодиз мэгэзин»), «The American Magazine» («Америкен мэгэзин»), «Cosmopolitan Magazine» («Космополитэн мэгэзин») и т.д. Наибольшую известность из периодических изданий подобной ориентации приобрел нью-йоркский журнал «McClure's Magazine» (1893-1929). Журнал выдвинулся на передовые позиции с появлением на его страницах в октябре 1902 г статьи «Времена Твида в Сент-Луисе» о взяточничестве и мошенничестве членов муниципалитета, написанной Линкольном Стеффенсом, одним из наиболее видных и талантливых журналистов-макрейкеров. Этой статьей обычно датируют начало движения за «разгребание грязи». Успех статьи Стеффенса был огром­ным. Номер журнала раскупили в один день, газеты кричали о сенса­ции и требовали дальнейших разо­блачений.

Стеффенс был приглашен на должность главного редактора «McClure's Magazine» и оставался на этом посту с 1902 по 1906 г. В журнале последовала новая серия разоблачительных материалов.

Издатели, понимавшие, что сенсация приносит деньги, пре­доставили журналистам возможность заняться расследованиями и публи­кацией разоблачительных материа­лов. Так началось движение макреикеров, составивших его знаменитую книгу «Позор городов» (1904), основной темой которой стала коррумпированность государственных институтов, связь полиции с преступным миром, сомнительные действия различных монополий и другие не менее «горячие» материалы. Невысокая цена (15 центов) и сенсационный материал способствовали росту тиража, который достиг 3 млн. экз.

В «McClure's Magazine» работала плеяда талантливых журналистов-макрейкеров, публикации которых собирали миллионную аудиторию читателей. В 1902-1904 гг. Аида Тарбелл, продолжив традицию Г.Д. Ллойда, дала серию сенсационных репортажей, разоблачавших методы обогащения крупных монополий. Эти статьи составили книгу «История «Стандард Ойл», в которой Тарбелл проследила историю возникновения и обогащения нефтяной корпорации Дж. Рокфеллера. Тарбелл выявила тесные связи большого бизнеса с госаппаратом и политическими кругами и показала опасность бесконтрольной деятельности монополий для демократического общества.

Макрейкерские статьи печатались и в других журна­лах, например в «Мэнсиз мэгэзин», хотя этот журнал лишь отчасти при­мыкал к направлению «разгребателей грязи». Не следует думать, что из­датели отличались радикальными взглядами. Они гнались за сенсацией и преследовали цель повысить доходность журналов. Не исключено, что риск и чувство азарта также играли здесь роль.

Публикации журналистов-макрейкеров приносили издателям журналов значительные прибыли, поэтому в начале века издатели и редакторы многих периодических изданий поощряли деятельность макрейкеров. Но разоблачения макрейкеров затрагивали интересы многих, поэтому неизбежно со стороны влиятельных кругов Америки последовала контратака на «разгребателей грязи» и на реформаторские идеи, исповедуемые этими журналистами. Консервативные редакторы, церковные проповедники и политики стремились чернить агрессивных либералов. Бизнесмены вмешивались в издательскую политику популярных периодических изданий, угрожая изъять размещаемую рекламу, а в ряде случаев они получали контроль за редакторской политикой путем прямой покупки издания. «American News Company» также использовала свое влияние против прогрессивных журналов, препятствуя их распространению. В результате макрейкерские издания стали исчезать одно за другим или менять свою издательскую политику.

1910 г. стал своеобразной чертой, подведенной под деятельностью макрейкерских изданий. Громадные тиражи в последующие пару лет поползли вниз, что объяснялось рядом причин, в числе которых можно выделить давление со стороны большого бизнеса, падение читательского интереса и изменение конъюнктуры издательского рынка. Практически все журналы подобной ориентации либо поменяли свой профиль, либо прекратили существование, либо слились с другими изданиями.

 

3.2.1.2 Проблематика журналисткого движения «макрейкеров»

 

Серьезно относились к своему делу журналисты. Большинство макрейкеров были талантливыми, искренними и сравнительно молодыми людьми. Они отдавались своей работе с подлинным энтузиазмом, не останавливаясь перед опасностью подвергнуться не только преследова­ниям в печати, но и оказаться жертвой физической расправы. Макрей-керы действовали стихийно, самостоятельно выбирая объекты расследо­вания. Не было никаких попыток создать какое-либо общество, скажем, по борьбе с коррупцией или преступностью. Журналисты составляли «штаб» редакции и делили между собой сюжеты репортажей. Издатели щедро финансировали своих сотрудников в расчете на будущие прибы­ли. Успех выступлений Стеффенса и А. Тарбелл из «Макклюрз мэгэзин» подстегивал издателей, конкурирующих между собой в борьбе за читательский спрос.

Какими проблемами занимались макрейкеры?

Диапазон расследова­тельской деятельности журналистов был широк. Они обнажали перед публикой, по образному выражению американского историка Б.Л. Паррингтона, «сточные ямы», загрязняющие политическую жизнь страны, обнаружили их под каждой мэрией, каждым зданием, где располагались власти штата. О продажности, взяточничестве, мошенни­ческих махинациях облеченных властью выборных лиц (мэров, членов муниципалитетов и правительств в штатах) писал Л. Стеффенс («Позор Миннеаполиса», «Огайо: повесть о двух городах»).

Большой резонанс вызвали статьи, раскрывающие методы обогаще­ния крупных монополий, промышленных и банковских фирм. Одной из первых работ на эти сюжеты были статьи А. Тарбелл в 1902-1904 гг. Они предали гласности скандальную историю образования и обогащения фирмы Дж. Рокфеллера «Стандард ойл».

Расследованием деятельности и злоупотребления монополий занима­лась не одна Тарбелл. Антимонополистическая направленность движения макрейкеров ясна из произведений плеяды журналистов и писателей, раскрывших перед страной не только беззастенчивую погоню за нажи­вой, но и, что еще важнее, тайные связи бизнеса с правительством во всех звеньях государственного аппарата - от мэрии до правительства шта­та. Стеффенс, разоблачивший коррупцию в Миннеаполисе, предпринял расследование махинаций в масштабе штатов. Серия его статей под об­щим названием «Враги республики» о положении в Миссури и Илли­нойсе, Нью-Джерси и Огайо наглядно показывала, что коррупция в по­литике тесно переплетается с коррупцией в бизнесе, что это единый процесс, ведущий к разложению американского общества. На примере штата Нью-Джерси Стеффенс доказал, как корпорации подрывают кон­ституционные основы США. Законодательное собрание этого штата выра­ботало, а губернатор утвердил известный закон, разрешавший организа­ции любых корпораций, платящих налог Нью-Джерси, но имеющих пра­во действовать в масштабе всей страны. Стеффенс назвал Нью-Джерси «штатом-предателем», поскольку этот закон позволял монополиям обхо­дить принятые в других штатах антитрестовские законы и одновременно приносил огромные доходы штату.

Произвол и борьба «медных королей» в штате Монтана живыми кра­сками были описаны в статьях Ч.Р. Конноли, опубликованных в 1906- 1907 гг. в «Макклюрз мэгэзин». Конноли показал, как политическое и деловое соперничество монополистов из-за контроля над богатейшими медными рудниками Монтаны привело к неслыханному разложению пра­вительственных учреждений штата, массовому подкупу законодательного собрания, попытке подкупить Верховный суд штата. Борьба закончилась компромиссом в 1906 г. между известным «медным королем» Ф. А. Хейнзе и «Амальгамейтед коппер компани». Современники отмечали огром­ный интерес публики к статьям Конноли за пределами штата Монтана. Жители Монтаны не интересовались этой битвой. «Для них это было старой историей».

Расследования злоупотреблений и коррупции в штатах неизбежно должны были привести и привели макрейкеров в Вашингтон, где под сводами Капитолия вершили дела всего государства представители шта­тов - сенаторы и конгрессмены. Писатель Д. Г. Филлипс пошел в этом направлении дальше Стеффенса, Конноли и Тарбелл. Он замахнулся на высший законодательный орган США - сенат. Он расследовал деятель­ность сенаторов и в 1906 г. опубликовал острую и политически злобо­дневную серию статей под названием «Предательство сената», в которой наглядно показал связь сенаторов с бизнесом. Эффект статей был особо сильным потому, что в них были названы имена «столпов» правящей рес­публиканской партии: лидера республиканцев в сенате Н. Олдрича (тестя Рокфеллера), Ч. Дипью и др. Именно после этих статей президент Рузвельт постарался дезавуировать на­звал журналистов «разгребателями грязи». Для Филипса закрылись две­ри многих редакций.

Большой успех имели серии статей Т. Лоусона «Бешеные финансы», считающихся образцом разоблачения махинаций финансовых воротил Уолл-стрит. Лоусон великолепно разбирался в этих махинациях, ибо был финансистом, а не профессиональным журналистом.

Макрейкеры фактически затрагивали все или почти все стороны жиз­ни США. Они писали о политической коррупции, разъедающей органы власти, и связи последних с бизнесом. Они раскрывали бесчестные мето­ды финансистов и промышленников; разоблачили преступные действия владельцев заводов мясных консервов и медицинских препаратов, отрав­ляющих население недоброкачественной продукцией. Они обрисовали зло­стную эксплуатацию иммигрантов и бесчеловечное отношение к цветному населению США; разоблачили обогащение предпринимателей на жесто­кой эксплуатации труда детей, на проституции и торговле девушками. Они обнажили фальш «святых отцов», расследовав источники дохода из­вестной церкви св. Троицы в Нью-Йорке, владевшей доходными домами в трущобах города. Они рассказали о зависимости прессы от монополий, показав, что многие издательства, в том числе и макрейкерские, сущест­вовали главным образом за счет рекламных объявлений, предоставляемых ими различным фирмам.

Конечно, произведения разных жанров, разоблачающие пороки обще­ства, появлялись задолго до макрейкеров. Но можно присоединиться к оценке движения А. и Л. Вейнбергами, издавшими отдельной книгой наи­более известные статьи макрейкеров. Эти авторы писали: «...впервые группа писателей и созвездие журналов обрушились громогласно на по­роки, обнаруженные ими в обществе. Именно это сделало движение мак­рейкеров единственным в своем роде. Ни до, ни после этого в периоди­ческой литературе не возникало ничего, что можно было бы сравнить с неустанной кампанией за разоблачение».

Макрейкеры много сделали, подготовив почву для движения за ре­форму. И главное, как писал Г. Грин, они заставили американцев «увидеть себя без прикрас». Однако дальше этого макрейкеры не пошли. Они были индивидуалистами, и философия буржуазного индиви-дyализма пронизываал все их действия. В массе своей макрейкеры oтpицали социализм, на что указывает, в частности, исследователь движения Л. Филлер. «Они хотели делать свою работу, - писал он, - а делать ее они могли, лишь не будучи связанными с партийной политикой». Некоторые из них позже перешли к апологетике государствен­ных деятелей и «капитанов индустрии» (Р.С. Бэйкер, А. Тарбелл). Были среди них и социалисты (Ч. Рассел, Дж. Спарго, У. Дж. Гент, Э. Синклер). Правда, Спарго, Рассел примыкали к правому крылу и в дальнейшем были известны оппортунизмом и поддержкой правительства Вильсона. Но Синклер, несмотря на многие ошибки, остался верен свое­му «социализму чувств». Сложный путь прошел Стеффенс, который в мучительных поисках путей к очищению общества, через ошибки и за­блуждения на склоне лет отказался от своей позиции «над схваткой» и пришел к коммунизму.

Движение макрейкеров было движением одиночек, не ставивших целью переустройство общества. В своих произведениях они показывали американскую действительность без прикрас и говорили только о необ­ходимости искоренения пороков этой действительности. Выступления сме­лых и честных журналистов вошли в историю как движение, отразившее в основных чертах недовольство либеральной интеллигенции и развитие антимонополистических настроений в широких кругах американского об­щества начала XX в.



Просмотров 4577

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!